Led Zeppelin
Хард-рок
«Coda» — первый
сборник британской рок-группы Led Zeppelin, вышедший на лейбле «Swan Song
Records». Альбом представляет собой коллекцию треков с различных сессий,
записанных в течение двенадцатилетней карьеры Led Zeppelin. Он был выпущен 19
ноября 1982 года, почти через два года после того, как группа официально
распалась в связи со смертью барабанщика Джона Бонэма. Поэтому в качестве
названия было выбрано слово coda, означающее заключительный фрагмент
музыкального произведения, конец, окончание.
В альбом
вошли ранее не использованные вещи, записанные Led Zeppelin в период с 1970 по
1979 гг. Джимми Пейдж объяснял, что причиной выпуска этого альбома послужила
большая популярность всевозможных бутлегов (пиратских пластинок), циркулировавших
среди фанов группы: «Кода» была выпущена, главным образом из-за множества
бутлегов. Мы подумали: "Ага, раз есть такой большой спрос, тогда мы
выпустим остатки нашей студийной работы."
"Там
были хорошие треки," — вспоминает Джон Пол Джонс. "Большая часть из
них была записана во времена панк-рока... А вообще-то от Led Zeppelin осталось
не так уж много записей. Мы всё использовали."
Помимо всего прочего, выпуск "Коды" помог Цеппелинам покрыть свои долги: альбом закрывал контрактные обязательства группы перед Atlantic Records, а также позволил оплатить налоги на прежде заработанные музыкантами деньги.
«We're
Gonna Groove» («Мы будем балдеть») - песня американского соул и R&B певца
Бена Кинга (в соавторстве с Джеймсом Бети) в оригинале называлась «Groovin'».
Led Zeppelin любили начинать с неё концерты на всех турне 1970 года. Группа
хотела включить её во второй альбом, так же, как и «Since I've Been Loving You»,
но если последняя вошла в следующий «Led Zeppelin III», то 2We're Gonna Groove»
оказалась так и нереализованной до 1982 года.
На
внутреннем конверте Coda указано, что «We're Gonna Groove» записана 25 июня
1969 г. в лондонской «Morgan Studios». Однако позже выяснилось, что эта запись
сделана 9 января 1970 г. на концерте в лондонском зале «Royal Albert Hall».
Затем в студии провели некоторое редактирование, а гитарную партию Пейдж
переписал целиком. Оригинальную запись с того концерта с оригинальной партией
гитары можно послушать на двойном Led Zeppelin DVD (2003), весь первый диск
которого занимает тот концерт в Альберт-холле.
Вторым
номером в нём идёт «I Can't Quit You Baby», которую также вставили оттуда в
альбом Coda. Песня взята с того же концерта, что и «We're Gonna Groove», но в
оригинальных примечаниях была указана как репетиция. Запись была
отредактирована, чтобы убрать общее ощущение «живого»: шум толпы, а также
начало и конец песни были удалены. Треки толпы были приглушены на
многодорожечном микшдауне на этой записи, как и в случае с «We're Gonna
Groove».
«I Can't
Quit You Baby» («Я не могу покинуть тебя, малышка»). Это блюзовый стандарт,
автор — известный американский блюзмен Уилли Диксон, а первую запись, которая
сразу стала хитом, сделал в 1956 чикагский блюзмен Отис Раш. Это был дебютный
сингл и для Раша, и для лейбла Cobra Records Уилли Диксона. Успех пластинки
помог им обоим продвинуться.
Песня
«Poor Tom» («Бедный Том») была записана в «Olympic Studios» в июне 1970 года.
Эту песню Роберт Плант и Джимми Пейдж сочинили вместе со всеми другими песнями
для альбома Led Zeppelin III в деревенской глуши Уэльса, в старинном доме XVIII
века под названием Брон-Эр-Айр (Bron-Yr-Aur). "Poor Tom" была
записана в лондонской Olympic Studios, но не вошла в Led Zeppelin III, как и
много других песен, родившихся в Брон-Эр-Айр. Этот шедевр никогда не исполнялся
живьём на концертах. Гитара для "Poor Tom" должна быть настроена на
открытом аккорде C6 (C-A-C-G-C-E).
«Walter's
Walk» — это остаток, оставшийся от сессий для альбома «Houses of the Holy»
(которые проходили в апреле и мае 1972 года). «Walter's Walk» («Прогулка
Уолтера»). Эта песня Пейджа и Планта записана 15 мая 1972 года в другом глухом
уголке Англии — старом родовом поместье Старгроувз (Stargroves), которое Мик
Джаггер купил в 1970 году у баронета сэра Генри Кардена за 55 тыс. фунтов
стерлингов. Роллинг Стоунз часто записывались там с помощью своей мобильной
студии, а весной 1972 Led Zeppelin записали там кучу материала, который
разошёлся на три альбома: Houses of the Holy (1973), Physical Graffiti (1975) и
"Коду".
Вообще-то,
в Старгроувз были записаны только инструментальные дорожки "Walter's
Walk", а голос Плант наложил в другое время, и до сих пор неясно, когда и
где. По тону он не соответствует всему, что писалось тогда для Houses of the
Holy, а ближе скорее к звучанию In Through the Out Door (1979). Некоторые даже
предполагают, что Плант наложил свой вокал уже в 1982 году в Sol Studios Джимми
Пейджа специально для "Коды".
Существует
и более радикальное мнение, что в 1972 году песня была только сочинена, а
инструментальные дорожки были записаны на сессиях альбома Presence (1976),
поскольку её звучание ближе к этой пластинке, а кроме того в "Walter's
Walk" звучит короткий гитарный рифф, точно такой же, как в концовке песни
"Hots On for Nowhere" из Presence.
"Walter's
Walk" также никогда не исполнялась живьём как песня, но инструментальные
фрагменты из неё Led Zeppelin не раз вкрапляли на концертах в другие вещи —
"Dazed and Confused" или "The Crunge".
Вторая
сторона «Коды» содержит три песни, не вошедшие в «In Through the Out Door»
(1979): "Ozone Baby", "Darlene" и "Wearing and
Tearing". Они записаны в ноябре 1978 в Стокгольме на "Полярной"
студии группы ABBA, привлекавшей к себе многих британских музыкантов высоким
качеством записи, при одновременной возможности избежать уплаты излишних
налогов у себя на родине.
Все три
никогда не исполнялись группой на концерте. Энергичная хард-роковая
"Wearing and Tearing" была задумана Цеппелинами как "наш
ответ" на панк-рок. Как известно, панки заклеймили все старые знаменитые
рок-группы как "вымирающих динозавров", уморивших своей сложной игрой
живую суть рок-н-ролла, а Джонни Роттен из Sex Pistols нападал в своих интервью
на Роберта Планта, обвиняя в том, что "чувак отгородился от людей кучей
телохранителей. За их спинами он не видит реальной жизни."
Сайт
знаменитых гитар Gibson назвал "Wearing and Tearing" в числе 10
лучших гитарных моментов Джимми Пейджа, "легенды гитары Gibson Les
Paul", как они его называют: "Wearing and Tearing" доказывает,
что когда дело доходит до энергии и агрессивности, панк-рокерам делать нечего
рядом с Zep. Это настоящие "разборки в китайском квартале", где Пейдж
режет аккорды и прорывается через высокоскоростные риффы. Вот уж точно
подходящая "кода"." Песню можно перевести как
"Износился" или "Изношенный", а её текст бодрит не менее,
чем музыка, объясняя, как избавиться от этой усталости и изношенности.
Led
Zeppelin намеревались выпустить "Wearing and Tearing" памятным
синглом, приуроченным к выступлению на Небуортском фестивале 1979 года, но
тогда не хватило времени для осуществления этой идеи. Песня никогда не
исполнялась вживую группой, зато Пейдж и Плант исполнили её во время своего
короткого объединения на Небуортском фестивале 1990 года.
"Bonzo's
Montreaux" ("Монтрё Бонзо") записана 12 сентября 1976 года в
Mountain Studios г. Монтрё (Швейцария), а "Бонзо", как известно, так
Цеппелины звали своего славного ударника Джона Бонэма. Перед тем, как включить
"Bonzo's Montreaux" в "Коду" Джимми Пейдж ещё наложил туда
немного электронных эффектов. Эта вещь чудесно демонстрирует уникальный талант
Бонэма как ударника и является наилучшим посвящением ему в этом финальном
альбоме группы.
Другие
треки
Издание
компакт-диска 1993 года содержит четыре дополнительных трека из бокс-сетов: Led
Zeppelin Boxed Set (1990) и Led Zeppelin Boxed Set 2 (1993), ранее не
издававшиеся «Travelling Riverside Blues», «White Summer/Black Mountain Side» и
би-сайд «Immigrant Song» «Hey, Hey, What Can I Do» с первого и ранее не
издававшегося «Baby Come On Home» " от последнего.
Обложка
Обложку «Coda»
выполнила дизайн-группа Hipgnosis. Это их пятая обложка, сделанная для Led
Zeppelin. Она же оказалась последней вообще обложкой для самой дизайн-группы,
распавшейся в 1983 году.
Релиз
«Coda»
вышла в свет 19 ноября 1982 года и поднималась на 4-е место в Британии, на 6-е
в США, самое высокое - №3 в Канаде. Конечно, как всякий "посмертный"
альбом «Coda» была недооценена современниками, и готовя переиздание всего
каталога Led Zeppelin в 2015 году, Джимми Пейдж решил сделать особый упор на
"Коде" выпустив её двойным альбомом:
"Разрабатывая
весь проект в целом, я сразу решил сделать "Коду" главным
праздником," — сказал Пейдж в интервью американскому сайту The Daily
Beast. "Самим фактом выпуска "Коды" двойником я хотел
реализовать практически всё, что осталось от Led Zeppelin... Когда мы выпускали
"Коду" в то время, мы постарались сделать всё в лучшем вкусе,
насколько это было возможно при сложившихся обстоятельствах. Но некоторые люди
были разочарованы. Они предпочли бы иметь совсем новый альбом, чем что-то
посмертное, и не принимали того факта, что Бонэма больше нет с нами. А кто это
принимал?"
В
рецензии для журнала Rolling Stone в 1983 году Курт Лодер назвал Coda «громким
прощанием» и «чудом компрессии, ловко прослеживающим десятилетие Zeppelin с
восемью мощными, ранее не издававшимися треками и без ненужной детализации». Роберт
Кристгау написал в своей колонке «Руководство для потребителей» для The Village
Voice:
«Они действительно были великолепны, и эти восемь дублей — три из их слоновьей блюзовой фазы, три из их непреднамеренной лебединой песни — это не то место, где можно начать выяснять, почему. Но, несмотря на расчетливую неуклюжесть начала и незавершенность оркестровки конца, все, кроме оркестра барабанщиков Джона Бонэма, убедило бы незаинтересованную сторону, скажем, марсианина». Однако, по словам Джулиана Маршалека из The Quietus, «Coda всегда считалась самым слабым релизом группы. Состоящий из восьми треков, которые охватывали всю жизнь Led Zeppelin, он отказывался развиваться как альбом. Лишенный связного повествования, он казался странным набором, собранным вместе, чтобы компенсировать контрактные обязательства». В ретроспективном обзоре для AllMusic Стивен Томас Эрлевайн сказал, что, хотя альбом и не включает в себя все известные записи группы, он представляет собой «хороший снимок того, что сделало Led Zeppelin великой группой» и включает в себя в основном «жесткий рок-н-ролл», включая «Ozone Baby», «Darlene» и «Wear and Tearing».
Комментариев нет:
Отправить комментарий