пятница, 22 декабря 2023 г.

История рок-музыки в 500 песнях. «Rocket 88» by Jackie Brenston and the Delta Cats.


Добро пожаловать в одиннадцатый эпизод «Истории рок-музыки в пятистах песнях». Сегодня мы поговорим о песне «Rocket 88» Джеки Бренстона и «Delta Cats». И «Rocket 88», и мелодия Хаулин Вулфа (Howlin' Wolf), использованная здесь, вошли в альбом «Memphis Vol. 3 – Recordings from the Legendary Sun Studios», третий в серии смехотворно дешевых бокс-сетов из десяти компакт-дисков (этот в настоящее время продается на Amazon за 12 фунтов стерлингов!), которые вместе охватывают все синглы и би-сайды, записанные в студии Сэма Филлипса в 1950-х годах.

Книга Питера Гуральника «Сэм Филлипс: человек, который изобрел рок-н-ролл» — исчерпывающая биография Филлипса. Однако предостережение о содержании — книга содержит расистские оскорбления, всегда в кавычках и используемые для иллюстрации исторического расизма, но некоторых это все равно может оскорбить.

Айк Тернер 

Айк Тернер написал автобиографию, но я не собираюсь рекомендовать книгу, которая существует исключительно для того, чтобы свести к минимуму его жестокое обращение с женой.

Как вы, возможно, заметили из вышесказанного, этот эпизод посвящен Айку Тернеру, человеку, который теперь так же широко известен своим супружеским насилием, как и своей музыкой. Этот эпизод о музыке и только о музыке, которую Айк сочинял до своих ужасных поступков, но я не хочу, чтобы создавалось впечатление, что я потворствую им или игнорирую их.

Конечно, не существует настоящего «первого рок-н-ролльного альбома», а если и есть, то это не «Rocket 88». Но, тем не менее, «Rocket 88» была официально названа «первой рок-н-ролльной записью, когда-либо сделанной» поколениями белых журналистов-мужчин, и поэтому мы должны поговорить об этом. Тем более, что это, на самом деле, неплохая в своем роде запись, пусть и не особенно инновационная.

Прежде чем я расскажу об этом, послушайте, о моем отношении к женоненавистникам-насильникам, которые, как оказалось, также играли на нескольких замечательных записях. Я не хочу повторять все это здесь, но в то же время я определенно хочу заявить, что я не являюсь поклонником Айка Тернера. Впрочем, хватит об этом.

Прежде чем говорить о «Rocket 88», мы должны сначала поговорить о «The Honeydripper» и о братьях Лиггинс.

Джо Лиггинс 

Джо Лиггинс играл на пианино в небольшой группе под названием «Sammy Franklin and the California Rhythm Rascals». В 1942 году Лиггинс написал песню под названием «The Honeydripper», которую «California Rhythm Rascals» исполняли довольно регулярно. Это приятная, приправленная буги-вуги композиция джамп-бэнда, в которой есть очень запоминающийся, необычный рифф, основанный на риффе из «Shortenin' Bread». В основном это был просто повод для соло и продолжительной импровизации — иногда она могла длиться пятнадцать минут и более при живом исполнении — но, тем не менее, она была удивительно запоминающейся.

Лиггинс считал, что у него есть некоторый коммерческий потенциал, поэтому он обратился к своему боссу, Франклину, с предложением. Он сказал, что, по его мнению, это может стать большим хитом, и они должны сделать из него запись. Если бы Сэмми Франклин заплатил 500 долларов за создание альбома, Лиггинс отдал бы Франклину половину композиторских прав на песню.

Однако Сэмми Франклин отказал ему, но Лиггинс настолько поверил в свою песню, что покинул группу и сформировал свою собственную группу прыжков, которую назвал в честь песни. В конце концов, три года спустя, Джо Лиггинс и «The Honeydrippers» отправились в студию и записали «The Honeydripper Parts 1 & 2» для небольшого инди-лейбла «Exclusive Records», и песня была выпущена в апреле 1945 года.

Joe Liggins And His Honeyrippers – «The Honeydripper (Parts 1 & 2)» (1945).

Сейчас она звучит не так уж и захватывающе — достаточно приятно, но вряд ли это самая исключительная запись за всю историю R&B. Но это было семидесят три года назад. Песня заняла тринадцатое место в поп-чартах, что само по себе является выдающимся достижением для R&B записи, но её выступление в R&B чартах было просто потрясающим. Она занимала первое место в гоночных чартах (позже R&B) в течение восемнадцати недель подряд, с сентября 1945 года по январь 1946 года. Единственная причина, по которой песня не продержалась на вершине дольше, заключалась в том, что звукозаписывающий лейбл просто не мог угнаться за спросом, и она была заменена на первом месте Луисом Джорданом, а на втором месте утвердился Джимми Лансфорд со своей версией «The Honeydripper».

Jimmie Lunceford & Delta Rhythm Boys – «The Honeydripper»

Под номером три «The Honeydripper» играл Рузвельт Сайкс... Позже, в 1946 году, Кэб Кэллоуэй также сделал эту песню хитом номер три.

Count Basie · Joe Turner «The Honeydripper»

Одна только версия «Joe Liggins and the Honeydrippers» была продана тиражом более двух миллионов копий в 1945 и 1946 годах, и песня до сих пор, семьдесят три года спустя, является сообладателем титула за самое продолжительное пребывание на первом месте в чартах гонок или R&B («Choo Choo Ch'Boogie» — второй совладелец, но это произошло несколькими месяцами позже). Вполне вероятно, что никто никогда не побьет этот рекорд. «The Honeydripper» стала сенсацией.

Тем временем «California Rhythm Rascals» переименовали себя в «Sammy Franklin and his Atomics», пытаясь звучать более современно, поскольку атомная бомба взорвалась совсем недавно. Они записали свою версию песни «The Honeydripper». Он затонул без следа, но вы помните с передачи прошлой недели (см. «Double Crossin' Blues» by Johnny Otis and Little Esther), что эта пластинка положила начало продюсерской карьере Ральфа Басса. «The Honeydripper» принес деньги и славу всем в музыкальной индустрии, кроме Сэмми Франклина.

Сэмми Франклин, возможно, не был самым неразумным человеком в истории рок-н-ролла — он не отверг Элвиса, не ушел из «Битлз» или чего-то в этом роде — но все же можно представить, что он провел всю оставшуюся жизнь, сожалея о том, что пожалел эти пятьсот долларов.

У Джо Лиггинса больше никогда не было такого успеха, как с «The Honeydripper», но у него было несколько незначительных успехов, и этого было достаточно, чтобы дать своему брату Джимми работу в качестве водителя группы, что в то время было очень редко, а для Джимми это, безусловно, было явным карьерным ростом по сравнению с его предыдущей работой боксером под именем Кид Зулу. Но Джимми также немного играл на гитаре, и поэтому, вдохновленный успехом своего брата, решил попробовать свои силы в шоу-бизнесе и сформировал свою собственную группу «Drops of Joy».

«The Drops of Joy» подписали контракт с лейблом «Specialty Records», о котором мы услышим в следующих эпизодах. Но «Drops of Joy» не были группой, о которой стоит говорить. Они не были изобретательной или новаторской группой, и у них были только незначительные хиты. Их песни были в основном обычными буги-вуги, назывались что-то вроде «Saturday Night Boogie Woogie Man» или «Night Life Boogie» — все они были совершенно банальной музыкой своего времени. Вобщем группа не создала ничего такого, что могло бы зажечь мир. Но все же один би-сайд, «Cadillac Boogie», косвенно повлиял на большую часть музыки будущего...

Jimmy Liggins & his Drops Of Joy – «Cadillac Boogie» (1947)

Чтобы понять, почему «Cadillac Boogie» оказал на нас большое влияние, нам нужно обратиться к Сэму Филлипсу. Можно с уверенностью сказать, что это был один из двух или трех самых важных людей в истории рок-н-ролла, и даже если бы рок-н-ролла никогда не было, мы бы все равно говорили о Сэме Филлипсе из-за его влияния на музыку кантри и блюз. Возможно, Филлипс был самым важным продюсером 1950-х годов — он так же важен для истории американской музыки, как ни один другой человек, который когда-либо жил.

Филлипс начинал как диджей, но затем перешел к записи групп для радиосессий. У него было очень твердое мнение о том, как все должно звучать, и он был готов усердно работать, чтобы получить звук таким, каким он хотел. В частности, когда он записывал биг-бэнды для сессий, он использовал ритм-секцию гораздо чаще, чем это было принято — когда вы слышали биг-бэнд, записанный Сэмом Филлипсом, вы могли слышать гитару и бас так, как вы не могли слышать, когда слышали эту группу на других записях.

У него был настоящий нюх на звук, но это был нюх на *исполнение*.

Как и многие люди, с которыми мы имеем дело, Сэм Филлипс был белым человеком, которым двигал глубокий гнев по поводу расовой несправедливости, который выражался в вере в то, что если бы другие белые люди могли видеть человечность и талант в чернокожих людях так же, как он, мир был бы намного лучше. Филлипс также был одним из тех, кто придерживался мнения, что если проблема существует, то он должен попытаться решить ее. Во время Карибского кризиса он решил, что, поскольку Кастро казался разумным человеком и хорошим прогрессистом, как и сам Филлипс, все можно было бы уладить, если бы порядочный американец просто поговорил с ним один на один. И поскольку никто другой этим не занимался, он решил, что может сделать это сам. Поэтому он позвонил на Кубу, и хотя он не смог дозвониться до самого Фиделя Кастро, он дозвонился до брата Кастро Рауля и долго беседовал с ним. История умалчивает, спасло ли мир от ядерной войны вмешательство Сэма Филлипса.

Сэм Филлипс 

И Сэм Филлипс думал, что остановить зло расизма можно записывая музыку, которую создавали чернокожие люди, которых он видел вокруг себя в Мемфисе. Мир казался ему полным талантливых, своеобразных людей, которые создавали музыку, не похожую ни на что другое, что он слышал.

Поэтому Филлипс основал компанию «Memphis Recording Services» с помощью своей любовницы Марион Кейскер, которая сама была популярной радиоведущей. Оба сохранили свои рабочие места на радиостанции, когда начинали своё дело. Пытаясь поставить бизнес на прочную финансовую основу, компаньоны записывали такие вещи, как свадьбы и похороны (да, похороны: они включали микрофон в похоронном бюро и получали запись службы — очевидно, это была популярная услуга).

Но истинная цель бизнеса заключалась в том, чтобы быть там, куда приходили настоящие музыканты. У Филлипса не было звукозаписывающего лейбла, но у него были договоренности с несколькими небольшими лейблами, чтобы посылать им записи, и иногда эти лейблы выпускали его пластинки. Музыканты всех мастей приходили в «Memphis Recording Services», и Филлипс часами пытался записать их на диск, а затем и на пленку. Не пытаясь усовершенствовать их, а пытаясь передать наиболее аутентичную версию артистизма этого человека.

В 1951 году «Memphis Recording Services» только открылась, но Филлипс уже сделал несколько записей с местным диджеем по имени Райли Кинг, который недавно начал выступать под именем «Blues Boy» или просто «B.B.» для краткости. На мой взгляд, это один из лучших материалов Кинга — гораздо более аутентичный, чем более поздние записи, которые сделали ему имя. Вот, например, одна из тех записей, которая не была выпущена в то время, но попала в поздние компиляции артиста— «Pray For You»:

B.B. King «Pray For You» (06-18-51).

Это была та музыка, которая нравилась Сэму Филлипсу, и это то, что нравится и мне. Пианистом там, кстати, был молодой человек по имени Джонни Эйс, о котором мы услышим гораздо позже.

За пару лет до этого Кинг познакомился в Кларксдейле, штат Миссисипи, с молодым музыкантом по имени Айк Тернер, который возглавлял биг-бэнд под названием «Top Hatters». Тернер сыграл с Кингом на пианино и произвел впечатление на того своими способностями. Кинг даже останавливался на пару ночей в доме Тернера. Они не поддерживали связь, но оба нравились друг другу.

Позже «Top Hatters» распались на две группы — «Dukes of Swing», которые играли классную музыку биг-бэнда, и «Kings of Rhythm», которые были джамп-бэндом по моде Луиса Джордана, во главе с Тернером. Однажды, когда «Kings of Rhythm» возвращались с концерта, они заметили большое количество автомобилей, припаркованных возле концертного зала, на котором висел плакат с рекламой «B.B. King». Айк Тернер и раньше замечал это имя на плакатах, но не знал, кто это, но подумал, что должен проверить, почему так много людей хотят его увидеть.

Группа остановилась, вошла внутрь и обнаружила, что Би Би Кинг был старым знакомым Айка Тернера Райли. Тёрнер спросил Кинга, может ли его группа встать и сыграть номер. Кинг разрешил ему, и был очень впечатлен, сказав Тёрнеру, что тот должен записываться. Тернер сказал, что хотел бы, но он понятия не имеет, как это сделать.

«Kings of Rhythm»

Кинг сказал, что в Мемфисе был парень по имени Сэм, который может записать его. Кинг связался с Сэмом и попросил его позвонить Тернеру в понедельник. Наступил понедельник, и Сэм Филлипс действительно позвонил Айку Тернеру и спросил, когда они смогут приехать для записи. «Прямо сейчас», — ответил Айк, и они отправились в путь на машине — пятеро мужчин, два саксофона, гитара и ударная установка, с гитарным усилителем и бас-барабаном, привязанными к крыше.

Поездка из Миссисипи в Мемфис не обошлась без происшествий — их арестовали и оштрафовали, якобы за нарушение правил дорожного движения, но на самом деле за то, что они были чернокожими на Юге, а также у них спустило колесо, и когда они его поменяли, гитарный усилитель упал на дорогу. Как бы то ни было, когда они добрались до студии и настроили свое оборудование, усилитель издал странный звук. Группа была в ужасе — все пропало из-за того, что их усилитель издавал этот ужасный грязный звук. Диффузор динамика был поврежден. Сэм Филлипс, однако, не был в ужасе. Он был в восторге. В качестве временного ремонта он засунул внутрь усилителя вощеную бумагу из соседнего ресторана и сказал, что поврежденный усилитель теперь будет звучать по-другому и лучше, по крайней мере для Сэма Филлипса.

Песня, которую они выбрали для записи в тот день, была написана саксофонистом Джеки Бренстоном. Ну, это я так говорю: «Написана...» Как и в случае со многими другими песнями, которые мы здесь слушали, эта песня была не столько написана, сколько запомнена. В частности, она напоминает «Cadillac Boogie», как вы можете понять, если послушаете его хотя бы несколько секунд:

Jackie Brenston – «Rocket 88» (1951)

Основное различие этих песен заключается просто в автомобилях, о которых идет речь — «88-й» был новой, популярной моделью, и в результате Бренстон сделал песню более модной и актуальной. Но и в музыкальном плане здесь есть несколько примечательных моментов.

Во-первых, это фортепианная партия, написанная и сыгранная Айком Тернером — эту партию Литтл Ричард обожал до такой степени, что скопировал ее во вступлении к «Good Golly Miss Molly».

Little Richard – «Good Golly, Miss Molly»

Есть и еще одно отличие — гитарный звук, искаженный из-за сломанного усилителя.

Когда пластинка вышла, Айк Тёрнер был в ярости, потому что был уверен, что она будет выпущена Айком Тёрнером и его «Kings of Rhythm». Но вместо этого диск вышел под названием «Jackie Brenston and his Delta Cats». Пластинка оказалась достаточно успешной, чтобы Джеки Бренстон ушел из «Kings of Rhythm» и занялся сольной карьерой. Он выпустил еще несколько синглов, в основном в том же духе, что и «Rocket 88», но они не выстрелили. Сольная карьера Бренстона довольно быстро сошла на нет, и он присоединился к группе поддержки Лоуэлла Фулсона, звезды блюза. После нескольких лет работы с Фулсоном, он вернулся, чтобы играть в группе Айка Тернера. Он оставался с Тёрнером с 1955 по 1962 год, снова выступая в качестве аккомпаниатора; Тёрнер больше не позволял Бренстону петь — он больше не собирался уступать место своему саксофонисту. В конце концов Джеки Бренстон стал алкоголиком, и с 1963 года до своей смерти в 1979 году он работал водителем грузовика на неполный рабочий день, так и не дождавшись признания своей роли в создании рок-н-ролла. Но если для Бренстона это был всего лишь одноразовый хит, то на многих других людей «Rocket 88» оказала огромное влияние.

Что касается Айка Тёрнера, то после выхода "Rocket 88" его покинула половина музыкантов, и он в течение долгого времени он оставался без полноценной группы. Айк начал работать на Филлипса в качестве скаута талантов и музыканта, и именно Тернер познакомил Филлипса с несколькими артистами, в том числе с Хаулином Вулфом, которого сам Филлипс позже назвал величайшим артистом и человеком, с которым ему пришлось работать.

Howling Wolf – «How Many More Years» (original 1951 version).

Это запись, которая была сделана в студии Филлипса, с Тернером на фортепиано. Филлипс лицензировал несколько синглов Хаулина Вулфа и других на «Chess Records», но затем братья Чесс, владельцы этого лейбла, использовали контрактные махинации, чтобы вычеркнуть Филлипса и записать Вулфа напрямую. Поэтому Филлипс принял решение основать свой собственный звукозаписывающий лейбл, где никто не смог бы украсть его артистов. В результате этого разочарования родилась «Sun Records».

Между тем, Айк Тёрнер решил, что его имя никогда больше не будет удалено из альбома, в котором он будет участвовать. Он собрал новых «Королей ритма» и переключился с игры на пианино, где ты сидишь сбоку от сцены, на игру на гитаре, где ты стоишь впереди в центре внимания. И когда у «Kings of Rhythm» появилась новая вокалистка, Энни-Мэй Буллок, Тернер позаботился о том, чтобы счет всегда был равный, дав ей свою фамилию в качестве сценического псевдонима, чтобы все записи, которые она делала, были записаны под именем «Айк и Тина Тернер».

И, наконец, «Rocket 88» оказал глубокое влияние на карьеру ещё одного человека, который позже внес большой вклад в рок-н-ролл. Солист кантри-группы «The Saddlemen» — певец, который был наиболее известен как чемпион по йодлю и работал диджеем на небольшой станции в Пенсильвании. Он заметил, что записи Луиса Джордана популярны среди кантри-аудитории, и решил включить стиль Джордана в свою собственную музыку.

Bill Haley – «Rocket 88» (1951)

Но записи Джордана были настолько популярны среди кроссоверной аудитории, что, когда «The Saddlemen» делали свои первые записи новом стиле, они решили записать кавер на что-то другое, а не на Джордана – кого-то, кто еще не перешел на кантри-рынок. Поэтому они решили записать песню «Rocket 88», которая была большим хитом в стиле R&B, но не прорвалась ещё к белой аудитории. Их версия песни также считается первой рок-н-ролльной записью. Но пройдет несколько недель, прежде чем Билл Хейли станет полноценной частью нашей истории...

Комментариев нет:

Отправить комментарий