Кул-джаз
Бибоп
Джаз
Западного побережья
23
декабря 1929 года в Йейле (штат Оклахома) родился Чет Бейкер (Chet/Chesney
Henry Вaker) – не просто очень знаменитый трубач и вокалист, но ещё и один из
самых неоднозначных и запоминающихся людей в мире джаза. Кто-то романтизирует и
его талант, и личность, кто-то восхищается потрясающим мелодизмом его игры,
кто-то – удивительным вокалом, врезающимся в память с первого раза, узнаваемым
с первой ноты.
Многие стараются не вспоминать скандальные стороны его истории – а кто-то, наверняка, изучает их с излишне большим любопытством. Мне показалось интересным не анализировать все эти разные «грани» творчества и жизни Чета Бейкера – а попытаться представить его образ целиком – и играющим, и поющим, и молчащим, со всеми «золотыми надеждами» молодости и наркоманскими метаморфозами, закончившимися его трагической смертью.
Сегодня
Чету Бейкеру могло бы исполниться 94 года. Про основные его жизненные и
творческие перипетии вы можете посмотреть в отличном документальном фильме,
снятом о Бейкере в 1989 году – “Let’s Get Lost”. В фильме есть практически всё:
сам Чет в последний год жизни, его труба и его голос, фото и видеозаписи его
молодости, показывающие историю раннего успеха, в частности, создания и распада
знаменитого бесфортепианного квартета Джерри Маллигана, путаные рассказы
Бейкера о своих жёнах и не менее путаные и противоречивые – жён о нём,
материалы о его жизни и работе в Европе, а также о тюремном сроке, который он
получил в Италии за наркотики, воспоминания об ужасном нападении в 1966 году –
музыканту выбили все зубы, он лишился возможности играть, опустился на самое
дно и только через несколько лет научился играть заново и потом, благодаря
помощи Диззи Гиллеспи, вернулся на сцену и к новым записям. В фильме есть ещё
очень забавный и по-своему говорящий момент, видимо, из каких-то итальянских
записей: мимо лежащего в ванне отстранённого и тогда ещё божественно-красивого
молодого Бейкера пробегает такой же молодой, но горячий, некрасивый, но
человечески-симпатичный Адриано Челентано – и это как встреча земной и неземной
цивилизаций: воплощённой жизненной энергии и воплощённой отстранённой
меланхолии.
К чести
режиссёра фильма надо отметить, что, задав много вопросов, он не стремится дать
однозначных ответов на вопрос, кем же и каким же в действительности был Чет
Бейкер. За особенности характера, общения и самовыражения музыканта называли то
неразгаданной загадкой, то мистическим интровертом, то хитрым, расчетливым и
холодным манипулятором, использовавшим всех вокруг. Зато манеру игры, как и
пения, все описывают практически одинаково: как неповторимо лиричную, мягкую,
нежную, но лишенную сентиментальности – скорее, прохладно-романтичную,
«интеллектуально-интимную».
Действительно,
Чет Бейкер, как типичнейший представитель cool джаза, уже играл музыку саму по
себе «уравновешенную», интеллектуальную, изысканную, и при этом особенно
тяготел к минорным тональностям, "pianissimo" – тихому
звукоизвлечению, низкому и среднему регистру и как правило не использовал
никаких «спецэффектов». Однако его исполнение, по своей сути
противопоставленное «горячей» музыке, производит на всех удивительно сильное
эмоциональное впечатление. Его лиризм так часто называют и подлинным, и
глубоким, и тонким – однако почему-то хочется саму суть стиля и манеры Чета
Бейкера определить, как нечто, напротив, абсолютно безэмоциональное и
отстранённое.
Знаете,
есть такие фильмы, которые ты случайно включаешь не с начала, и там ничего
вроде бы не происходит, но оторваться почему-то невозможно… Причём не всегда
это тонкое психологическое или интеллектуальное кино. И, на мой взгляд, в
исполнении Чета Бейкера есть такое же завораживающее начало вовсе не потому,
что он наполняет свою игру или пение какими-то особенно глубокими эмоциями, а
потому что он просто передаёт – или воссоздаёт – красоту мелодии и звука в
чистом виде. Он как раз не добавляет никаких своих эмоций, не комментирует, не
интерпретирует – просто переводит на язык трубы и голоса что-то прекрасное, что
видит, слышит, чувствует, но вряд ли даже осознаёт.
Очень
точно говорят, что Чет Бейкер поёт, как будто играет на трубе, – и это ещё одно
подтверждение моей крамольной теории. При этом мне сложно согласиться с
продолжением этой фразы – что он и играет на трубе, как будто поёт. Обычно
голос – вещь очень индивидуальная и эмоциональная. Он или холодный, или тёплый,
или высокий или низкий. А у Бейкера он какой-то «никакой» из перечисленного.
Какой-то неземной. Какой-то просто чистый звук, как «вещь в себе». Как будто
голос для Бейкера – ещё одна разновидность трубы, музыкального инструмента, на
котором он очень чисто, бестелесно, безэмоционально воспроизводит красоту
мелодии. Возможно, поэтому Чет Бейкер так часто исполнял так называемые
«эвергринс» – самые популярные и всем издавна знакомые мелодии и песни, некую
архетипичную по своей красоте музыку, доступную каждому.
И
возможно, потому что Чет Бейкер ничего не создавал, а просто «переводил» для
нас некую безусловно существующую музыкальною красоту, многие называли его
талантливым, но не гениальным музыкантом. Например, сравнивая Чета с Майлсом
Дэвисом, критики, хотя зачастую и отмечали большую чистоту исполнения белого
трубача, говорили, что ему не достаёт новаторства Дэвиса, стремления последнего
делать и находить что-то новое, экспериментировать, идти дальше. И
действительно, Чет Бейкер не пытался никому ничего доказать, он делал только
то, чего не мог не делать – играл музыку так, как ему нравилось. Потому что
так, наверное, он как раз и не играл, а жил. А когда жил в обычном понимании
этого слова – то есть занимался чем-то не столь ему близким и понятным, как
музыка, – тогда уже ему приходилось по-всякому подыгрывать людям,
обстоятельствам, тем или иным зависимостям. И сказать, что только труба была
его настоящей любовью, будет не пафосным штампом, а констатацией факта.
Забавно, что сначала отец подарил маленькому Чету тромбон – мечтая, что тот
станет вторым Джеком Тигарденом, однако мальчику не понравился громоздкий
инструмент, и у него так и не получилось с ним справиться. Тогда отец забрал
тромбон и через несколько недель принес трубу. А ещё через две недели Чет уже
подбирал и играл мелодии на слух. Он нашёл себя – и уже не терял, как бы кому
ни казалось обратное.
Чет
Бейкер говорил, что был создан только для того, чтобы играть на трубе. Это была
его абсолютная и главная потребность и единственный до конца ему понятный язык
общения с миром, а всё остальное, возможно, имело довольно условное значение. И
скорее всего, до людей и всего для них традиционно важного ему было, по
большому счету, не очень много дела. Поэтому и стоит, наверно, больше слушать
его музыку, чем пытаться рассуждать о причинах тех или иных событий в его «материально-физической»
жизни.
Сейчас у
нас очень модно, рассказывая о чём-то в искусстве, использовать очень
материальные эпитеты, вроде бы сообщая большую живость описанию: говорить о
том, как «цепляет» или «не цепляет» то ли иное произведение, или насколько
«вкусным» был рассказ, или исполнение, или картинка. Но такая материальность
зачастую убивает всю красоту чего-то, исходно принадлежащего всё-таки к миру
идей и духовных сущностей, которых нам и так не хватает. А с Четом Бейкером
таких проблем нет, к нему эти слова неприложимы: его музыка и есть, кажется,
какая-то абсолютно нематериальная красота – и именно из-за её бестелесности мы
можем переживать её каждый по-своему, наполнять своими личными эмоциями и
ассоциациями и думать, что Чет Бейкер понял именно нас. Он как будто создает
музыкальный отпечаток-негатив, который мы проявляем, слушая его исполнение.
Или, если сказать смелее, Чет Бейкер сам и есть некий музыкальный инструмент –
конечно, труба, – транслирующий чистые музыкальные формы, слушая которые, мы
наполняем их собственным смыслом. Чет Бейкер играет на трубе, а мы –
«проигрываем» на Чете Бейкере наши эмоции. Благодаря ему наши грусть и
меланхолия могут превращаться во что-то настолько прекрасное, что уже как-то и
перестаёт быть грустно.
Закончить
хочется отрывком из разговора с Четом из вышеупомянутого фильма, точнее, всего
двумя репликами, догоняющими друг друга через психоделические паузы,
развевающиеся волосы и бездонно-пустые глаза Бейкера на заднем сиденье
кабриолета:
– А трудно
играть музыку? По-настоящему?
– Да…
Ольга
Дюдина
Комментариев нет:
Отправить комментарий