Smooth jazz.
Нечасто встретишь исполнителя, под музыку которого хочется и пуститься в пляс не щадя ног своих, и вести аристократические беседы за стаканом вина, смеяться и плакать, стоять и лежать, ходить и бегать, и просто наслаждаться удивительными вещами, которые происходят вокруг. Он один из таких.
Американский
джазовый саксофонист Гровер Вашингтон-младший (Grover Washington Jr.) появился
на свет 12 декабря 1943 года в доме, где из каждой комнаты звучала музыка. Его
мать пела в церковном хоре, отец был саксофонистом и коллекционером джазовых
пластинок. Сам Вашингтон с ранних лет играл на фортепиано, а в восемь получил
от родителей свой первый саксофон.
“Как
только я научился играть, - говорит Гровер, - я частенько пробирался в клубы,
чтобы посмотреть на таких музыкантов, как Jack McDuff, Harold Vick и Charles
Lloyd. Жизнь профессионального музыканта началась для меня в возрасте 12 лет.
Я много
играл ритм-н-блюз, блюз и то, что мы тогда называли гат-бакет (gut-bucket)”.
Проходя
службу в армии, Гровер входил в армейский ансамбль, где завязал несколько
важных для себя знакомств. Отслужив, он продолжал играть, и начал работать в
Филадельфии, где вскоре познакомился со своей будущей женой Кристин.
Переломным
в карьере музыканта стал 1971 год. В этом году вышел первый альбом Гровера «Inner
City Blues». Примечательно, что Гровера взяли тогда на замену Хэнку Кроуфорду
(Hank Crawford), который не смог прибыть на запись. Сам Гровер в это время
подрабатывал грузчиком в оптовой фирме по продаже аудио продукции. “Я разгружал
коробки, на которых было написано моё собственное имя”,
-
вспоминает Гровер с иронией.
Альбом
под названием «Mister Magic» вышел в 1974 году и получил отличную критику за
оригинальный, утонченный звук. Именно этот диск открыл музыканту дорогу в самые
престижные концертные залы; в тот период Гроверу довелось играть с легендами
джазовой музыки Бобом Джеймсом (Bob James), Рэнди Уэстоном (Randy Weston),
Эриком Гейлом (Eric Gale) и другими.
Душевный,
утонченный звук, присущий исполнению Гровера, развивался в течении всех 70-х
годов, и успех трёх следующих альбомов - “All the King’s Horses”, “Soul Box” и
особенно “Mister Magic” - дал ему, как уже популярному музыканту, возможность
выступать с разовыми концертами в больших залах. Вышедшие впоследствии альбомы
“Feels So Good”, “A Secret Place”, “Live At The Bijou”, “Reed Seed”,
“Skylarkin’”, и “Paradise” ещё более развили успех Гровера. А вышедший в 1980-м
“Winelight” принёс Гроверу звание ведущего исполнителя - инструменталиста. Диск
получил 2 премии "Grammy" в номинациях "лучшая запись в стиле
джаз-рок" и "лучшая песня в категории ритм-н-блюз" (“Just the
Two of Us”).
Популярность
Гровера действительно была невероятной для джазового музыканта, его пластинки
неоднократно достигали золотого и даже платинового статуса.
Все эти
успехи, а также многочисленные награды и заслуги, которыми был отмечен Гровер
Вашингтон Младший как продюсер, исполнитель и композитор за два с лишним
десятилетия своей карьеры, сделали его ключевой фигурой современного джаза и
известной личностью современной культуры вообще. Одно упоминание его имени, или
звук его саксофона сразу находят отклик в сердцах слушателей во всем мире.
Размышляя
над всем этим, Гровер говорит: “Я благодарен людям, которые вдохновляли меня
все эти годы: Декстеру Гордону (Dexter Gordon), Роузэну Роланду Кёрку (Rahsaan
Roland Kirk), Стэнли Тэрэнтайну (Stanley Turrintine), Кэннонболлу Эддерли
(Cannonball Adderly), Сонни Роллинзу (Sonny Rollins), Оливеру Нельсону (Oliver
Nelson). Хотелось бы верить, что одна из причин моей продолжительной
популярности - в том, что я не повторяюсь.” И добавляет: “Мне нравится расти,
постоянно прибавлять новый стежок к моему музыкальному гобелену”. “Просто я
остаюсь верен тому, что подняло меня на музыкальный пьедестал”.
На
альбомах Гровера можно услышать таких исполнителей, как B.B. King, Herbie
Hancock, Hank Jones. Именно на альбоме Гровера Вашингтона впервые в
американской грамзаписи прозвучал саксофон нашего соотечественника Игоря
Бутмана, который учился у Гровера.
Гровер
Вашингтон умер сравнительно молодым, в возрасте 56 лет, от сердечного приступа.
Это произошло 17 декабря 1999 года во время записи телепередачи CBS “The
Saturday Early Show”. Его музыку отнесли к разряду “Smooth Jazz”, но это,
конечно, условно. Действительно, в его записях никогда не было протеста,
недовольства, ломки традиций. Наоборот – она всегда улучшала состояние духа
тем, кто слушал ее, за счет своей мягкости и доброты. Но «приглаженной» и даже
развлекательной ее тоже не назовешь. Ведь она была построена на истинном
блюзовом чувстве, всегда требующем от слушателя затраты собственной энергии.
Гровер ничего специально не приглаживал, он просто играл то, что чувствовал.
Президент
Билл Клинтон в своем заявлении назвал Вашингтона одним из величайших музыкантов
Соединенных Штатов. "Я всегда буду благодарен за оказанную мне честь - в
1993 году после джазового концерта в Белом Доме мы с Гровером играли вместе, -
сказал Клинтон. - Я всегда буду благодарен ему за ту прекрасную музыку, которую
он исполнял на праздновании моей инаугурации и моего 50-летия. Мне всегда будет
не хватать и этого человека, и его музыки".
Grover
Washington, Jr. - Winelight (1980)
01. Winelight [7:36]
02. Let It Flow (For 'Dr. J') [5:55]
03. In the Name of Love [5:31]
04. Take Me There [6:19]
05. Just the Two of Us [7:27]
06. Make Me a Memory (Sad Samba) [6:38]
Arranged By, Conductor – Bill Eaton
Backing Vocals – Hilda Harris, Ullanda
McCullough, Yvonne Lewis
Bass – Marcus Miller
Congas, Percussion, Electronic Drums
[Syndrums] – Ralph MacDonald
Drums – Steve Gadd
Guitar – Eric Gale
Soprano Saxophone, Alto Saxophone, Tenor
Saxophone – Grover Washington, Jr.
Steel Drums – Robert Greenidge
Synthesizer [Oberheim 8-Voice Synthesizer]
– Ed Walsh
When
Grover Washington, Jr. passed away in 1999 the jazz world lost one of its most
successful and talented creators, and in his wake a slew of saxophonists have
stepped up to fill the void. None have. Philadelphia jazz deejay Bob Perkins
said, of Washington, a native of the City of Brotherly Love, "He was the
originator of smooth jazz, and all the rest—Najee, Kenny G—followed him."
It is
absolutely true that Washington was, along with George Benson, one of the
founding fathers of smooth jazz and following the monster hit that was the
Grammy-winning Winelight it wasn't long before the saxophone became, along with
the electric guitar, the two most preeminent instruments in the genre. For
better or worse (and there's an argument to be made for either side),
Washington blazed a trail many others have followed, with varying degrees of
success.
Within
the crowed group of smooth jazz saxophonists there are a few originals
following their own muse and blazing their trails of their own. Regretfully,
the vast majority bland cookie cutter clones slavishly hacking out infinite
versions of the R&B/jazz fusion of "Mister Magic" and "Just
the Two of Us" without bringing anything fresh to the table. Smooth jazz
is stuck in a rut of safe sax where nothing is risked and nobody wants to step
out of their comfort zone. Real jazz is all about taking risks, not playing it
safe.
Washington
was not so much a daring innovator as much as he was a solid musician who had
paid his dues as part of Creed Taylor's CTI and Kudu record labels, where the
music was glossy and the album jackets were distinctive. Washington was
labelmates with Benson, Stanley Turrentine, Freddie Hubbard, Bob James, Hubert
Laws and Esther Phillips to name but a few of the artists on the CTI roster.
With his
move to Elektra Records, in 1980 Washington uncorked Winelight. Predictably, it
reached number one on Billboard's Top Jazz, but then it crossed over to other
charts. The album went to number five on Billboard's Pop Albums, number two Top
Soul Albums and "Just the Two of Us" reached number two on the
Billboard Hot 100, and stayed there for three weeks. The album would go on to
win two Grammy awards.
The quiet
greatness of Winelight has not faded 35 years after its release. It's far and
away the best album of Washington's long career. The slip n' slide funk of
"Mister Magic" put Washington on the map, but Winelight was the
evidence he could flat out play.
Washington
would go on to record 11 more albums before his horn fell silent, but none
approached the all-time high of Winelight. Not much of Washington's extensive
catalog garners much airplay beyond "Mister Magic," "Let It
Flow" and "Just the Two of Us," and that's a shame because he
continued to make some interesting albums at Columbia which deserve to be
heard. Perhaps this new reissued and limited edition multichannel 5.1 SACD
release will rekindle a discovery of the extensive Washington discography.
The Surround
Sound remix was produced by Ralph MacDonald, the renowned percussionist who
also co-wrote "Just the Two of Us" and shared production duties on
Winelight with Washington. MacDonald died in 2011. Other notable musicians
include drummer Steve Gadd, guitarist Eric Gale and a 21-year-old wizard on
bass by name of Marcus Miller.
The only
complaint with the remastered release is the absence of any bonus tracks or new
liner notes. It is a missed opportunity not to provide some details and
insights into the recording process or how Washington and McDonald convinced
the reclusive Withers to provide the vocals for "Just the Two of Us."
When most
lists of the Top 25 Jazz Albums of All Time are compiled, Winelight is nowhere
to be seen. It likely wouldn't make the top 100 for the truly hardcore fan who
likes their music with a rougher edge than smooth jazz provides. No way does it
knock a Kind of Blue, A Love Supreme, Time Out or Blue Trane off the list, but
when the list includes the 25 most influential jazz albums, Winelight belongs
in there as much as Head Hunters or Breezin' for taking jazz into a brand new
direction even if everybody wasn't happy with where it went. ---Jeff Winbush,
allaboutjazz.com
Grover
Washington, Jr., has long been one of the leaders in what could be called
rhythm & jazz, essentially R&B-influenced jazz. Winelight is one of his
finest albums, and not primarily because of the Bill Withers hit "Just the
Two of Us." It is the five instrumentals that find Washington (on soprano,
alto, and tenor) really stretching out. If he had been only interested in
sales, Washington's solos could have been half as long and he would have stuck
closely to the melody. Instead he really pushes himself on some of these
selections, particularly the title cut. A memorable set of high-quality and
danceable soul-jazz. ---Scott Yanow, Rovi
download
(mp3 @320 kbs):
Комментариев нет:
Отправить комментарий