1977 - год стилистического излома. Распались «10сс», но их «Deceptive Bend» тем не менее оказался совсем не плох. «Queen» заметно упростили свои номера, сделав крен ближе к харду. «Supertramp» стилистически приблизились к своему суперпопулярному «Breakfast in America». После мегауспешного мирового турне «Wings» опять остались втроем. Трагедия в семье Роберта Планта, казалось, поставила жирный крест на будущем «Led Zeppelin». И, конечно, пик популярности панка.
«Animals»
- концептуальный альбом, содержащий едкую критику социально-политической
ситуации в Британии 1970-х годов, и в музыкальном плане отличающийся от
предыдущих работы группы. Альбом записан в собственной студии Пинк Флойд – «Britannia
Row» в Лондоне. Практически, все песни «Animals», как и его основную концепцию
создал басист Роджер Уотерс.
Это первый
альбом Пинк Флойд, где Уотерс начинает фактически узурпировать весь творческий
процесс группы. Естественно, это повлекло в процессе записи к некоторым трениям
между музыкантами, которые несколько лет спустя привели к уходу из группы
клавишника Ричарда Райта, а в 1983 году и самого Уотерса.
«Low» —
одиннадцатый альбом британского музыканта Дэвида Боуи, изданный в 1977 году. По
праву считается одной из самых влиятельных его работ. «Low» первой альбом так
называемой «Берлинской Трилогии Боуи», все альбомы которой были написаны в
сотрудничестве с Брайаном Ино. Все три альбома вошли в пятёрку лучших
хит-парада Великобритании и на долгое время снискали крайне положительные
отзывы критиков.
«Talking
Heads» - Музыкальная критика высоко оценила альбом, отметив удачное сочетание
минимализма и артовости, умные тексты Бирна и его же уникальную манеру
исполнения. Впоследствии пластинка была признана классикой новой волны.
«Songs
from the Wood» - десятый альбом группы «Jethro Tull». Характеризуется ярким
фолк-роковым звучанием. Многие критики признают этот альбом в качестве эталона
жанра.
«Rush» -
«A Farewell To Kings»… Альбом, который стал направляющим для прогрессив
металлических групп, в нём черпали вдохновение «Dream Theater», «Fates Warning»,
«Queensryche» и другие. Но я отброшу ненужное возвеличивание этого диска и
посмотрю на него с позиции текущего времени: 1977 год – перед нами одно из
самых прогрессивных творений, и что самое странное – таким же оно остаётся и
сейчас! Прогрессив рок до мозга костей, замешанный на хард роке, и не без арт
рока.
Альбом,
на обложке которого стояло просто «Peter Gabriel», вышел в феврале 1977-го. В
марте был выпущен первый сингл с него — «Solsbury Hill». Трек имел очень
большой успех и добрался до 13-го места в британском хит-параде. Критики и фэны
тут же бросились интерпретировать «Solsbury Hill» как песню о прощании Питера с
«Genesis», хотя сам Питер не подтверждал этого, давая более широкую трактовку.
«Эта песня — о готовности расстаться с тем,
что имеешь, ради того, что можешь получить; расстаться с тем, кем ты был, ради
того, каким ты можешь стать. Она о расставании с прошлым». В целом альбом был
типичной работой музыканта, находящегося в творческом поиске: Питер «примерил»
на себя целый набор разных, порой весьма неожиданных, стилей.
Альбом
1977 года принёс «Supertramp» буквально невиданную волну популярности и
признания по обе стороны Атлантики и конечно эта волна, благополучно
докатившись, накрыла и Россию.., тогда ещё - СССР! Все до единой, композиции
альбома пронизаны неслыханной доселе очаровательной, воздушной лёгкостью,
мелодичностью и вместе с тем поражали слушателя виртуозым исполнением и
сложностью. Чего только стоит композиция "Give A Little Bit", с ее
заразительным вступлением акустической гитары.
1977 год
становится еще одним годом в музыке, проходящим под знаком «диско». Этот стиль
становится доминирующим как в хит-парадах, так и в творчестве многих музыкантов
– как в Америке, так и в Европе.
Главными
хитами этого года становятся «I Feel Love» американской певицы Донны Саммер
(Donna Summer), по праву получившей титул «Королевы диско», «Sunny» немцев «Boney
M.», «Yes, Sir, I Can Boogie» испанского женского дуэта «Baccara», «I Can't
Stand The Rain» карибской группы «Eruption». Интересный микс из диско и латино
представляет публике американо-французская группа «Santa Esmeralda» в кавере на
песню Нины Симон (Nina Simone) 1964 года «Don't Let Me Be Misunderstood».
О
количестве перепетых песен в этом году вообще стоит сказать отдельно:
английская группа «Smokie» выпускает песню «Living Next Door To Alice» (кавер
на хит австралийского трио «New World» 1972 года), группа «Darts» исполняет «Daddy
Cool», записанную еще в 1957 году группой «The Rays» (тем не менее, не стоит
путать эту композицию с одноименной песней группы «Boney M.» – это совершенно
разные треки).
Лео Сейер
(Leo Sayer) перепевает прошлогоднюю песню Альберта Хэммонда (Albert Hammond) «When
I Need You». Впоследствии свои версии этого хита представили Селин Дион (Celine
Dion) в 1998 году и Клифф Ричард (Cliff Richard) в 2007 году.
На волне
находится и французская и франкоязычная музыка. Известными становятся
композиция «Magic Fly» группы «Space», «Love Me Baby» певицы Шейлы (Sheila)
совместно с коллективом «The B. Devotion», «A Toi» Джо Дассена (Joe Dassin). А
португалка Мари Мириам (Marie Myriam), выступавшая от Франции на песенном
конкурсе «Евровидение», заняла первое место с песней «L'Oiseau Et L'Enfant».
1977 год
ввел в обиход две вещи, которые испоганили жизнь миллионам музыкантов и
слушателей: панк-рок и диско. Формально оба жанра существовали и слегка ранее,
но выбрались из логова и стали без разбора убивать, насиловать и грабить всех
они именно в 1977.
Но прежде
чем говорить о том, что нового вышло из этого года, посмотрим на то, что
старого в него вошло. Классический рок (в его понимании российским слушателем)
и поп-рок переживал времена безрадостные. Разрозненные битлы ничем особым не
отметились. «Rolling Stones» и «The Who» - аналогично. Даже клепавший пластинки
как горячие пирожки Элтон Джон и тот счел за лучшее отмолчаться.
А тут еще
померли Элвис Пресли да Марк Болан, ну кто их просил? Хорошо, хоть успели
альбомы финальные записать: наполовину концертный кантри-опус элвиса “Moody
Blue” и болановский "Dandy in the Underworld", очень любимый фэнами «T.Rex»,
но на мой взгляд неказистый.
Из
классиков разве что «The Kinks» переживали ренессанс, после странных комичных
рок-опер они взялись за бодрый притяжеленный рокешник и победили.
Но если
оторваться от российских традиционных вкусов, и поглядеть в чарты, то
обнаружится: на самом деле 1977 - год классик-роковых бестселлеров. Просто эти
вещи у нас не любят и не ценят, но мир, и Америка в первую очередь, сходили по
ним с ума. Речь о мегапродаваемых "Rumours" «Fleetwood Mac» (40
миллионов проданных копий!), "Bat Out of Hell" «Meat Loaf» (свыше 22
миллионов) и (в меньшей степени) "The Grand Illusion" «Styx». Даже
успехи «Queen» на их фоне померкли как светлячки под подошвой сапога.
Плюс
тогда же стрельнул в стратосферу мало кому до этого нужный Билли Джоэл с
пластинкой, которая остается самой продаваемой его работой по сей день. И тем
же самым может похвастать сильнейшая работа Джеффа Линна и «ELO» "Out of
the Blue" – спасибо, что хоть кто-то заменял нам «The Beatles» в их
отсутствие.
С
прог-роком ситуация по инерции считалась успешной, но точно не блистательной.
"Animals" «Pink Floyd» обрадовал всех самим только фактом своего
появления, но никаких откровений, как предыдущие два лонгплея не принес.
Покинувший «Genesis» Питер Гэбриэл выдал первый сольник и заглянул в
хит-парады. Но если Питер и пытался пошатнуть какие-то устои, то попытка не
засчитана. Легендарный звукоинженер с «Abbey Road» Алан Парсонс записал второй
концептуальный альбом, в этот раз по Айзеку Азимову. "I Robot" -
безупречный аудиофильский эталон, и еще более безупречное снотворное.
Из
традиционных прог-рокеров повод для довольства есть разве что у «Van Der Graaf
Generator», которые убрали слово «Generator» из названия, и накатали одну из
своих самых заметных пластинок.
Почему-то
также считается, что 1977 был плохим временем для тяжелого рока. Опять таки,
это следствие того, что взгляд зрителей был сфокусирован не на той части сцены.
Понятно, что ни «Deep Purple», ни «Led Zeppelin», ни «Black Sabbath» мы по
разным причинам не услышали. Но если начать выписывать имена в столбик, картина
покажется вполне оптимистичной.
Да,
большинство из этих артистов (Alice Cooper, «Uriah Heeep», «Bachman–Turner
Overdrive», «Sweet») были уже на излете. Что, однако, не помешало «Nazareth» и «UFO»
записать одни из лучших работ в дискографии. И в то же время зарождались или
бурно росли карьеры «AC/DC», «Judas Priest», «Whitesnake», «Scorpions».
На самом
деле самой интересной частью хард-рока были коллективы нетрадиционного толка.
Например, свои лучшие времена переживали две самые знаменитые хард-роковые
женские группы – «Heart» и «The Runaways». «Cheap Trick», создатели очень
странной смеси хэви-метала, новой волны и битловщины, накатали первые две
пластинки. Молодцы «Rush» оформили хет-трик – третью подряд каноническую
прог-хард запись “A Farewell to Kings” (предыдущие звались “Caress of Steel” и
“2112”). А тут еще «Motörhead» подоспели, но их никто не встретил.
Как
видишь, времена в музыке были не самые паршивые – как об этом обычно ноют в
рок-энциклопедиях. Так в чем беда-то? А беды пришли сразу две. Даже не знаю с
какой начать. Начнем с того, что на экраны вышел фильм “Saturday Night Fever”.
Продажи саундтрека (где локомотивом были хиты «Bee Gees») – 15 миллионов копий
в одной Америке. Дальше можно не рассказывать.
Диско как
цунами смыло всю другую поп-музыку из эфиров. Ты в курсе, что песня «Baccara»
«Yes Sir, I Can Boogie» - восьмой по продажам сингл в истории музыки? 16
миллионов экземпляров, мать их.
Даже те,
кто не собирался этого делать, стали играть диско. Особенно просто и быстро
смогли переквалифицироваться те, кто до этого исполняли танцевальный поп или
заводной соул с фанком. Разве что главная поп-группа эпохи «ABBA» еще не успела
сориентироваться и записала альбом по-старинке.
Наряду с «Bee
Gees», другой ключевой фигурой в развитию диско и танцевальной музыки вообще
был продюсер и композитор Джорджо Мородер. Во-первых, этот итальянец -
создатель самого сумасшедшего и волшебного поп-саунда 70-х, который можно
услышать в частности в великой “I Feel Love” Донны Саммер. Во-вторых, он крайне
одаренный и смелый экспериментатор. В 1977 Мородер отметился своим наиболее
знаменитым (если не считать саундтреков) лонгплеем "From Here to
Eternity".
Диско –
это еще полбеды. Вторая трагедия испортила не только настроение почти всем
обывателям и музыкантам, но и полностью переменила музыкальный вектор. В 1977
рок-музыка ступила в новую эпоху, которая продолжается по сей день – нравится
нам это или нет.
Всего за
несколько месяцев рок-музыка из категории монументального высокохудожественного
искусства переместилась в раздел художественной самодеятельности. Понятное
дело, что и сейчас масса авторов и музыкантов воспринимают себя гипер-серьезно,
и вкладывают в творчество громадные деньги и годы музыкального образования. Но
тон планете задают уже не они. Инди-рок, альтернатива, трэш-метал, блэк-метал,
грандж, готик-рок – да почти все что угодно – берет начало здесь. Если не
музыкально, то идеологически и технически.
Да,
эстетика DIY («сделай сам») существовала в рок-музыке и раньше, но то были
эпизодические казусы, а не лавина играющей, выступающей и издающейся молодежи.
Да, на трех грязных пауэр-кордах музыку играли и до того, в 60-е. Но тогда
никому не приходило в голову отсечь все лишнее от рок-н-ролла - в первую
очередь пострадала его исходная блюзовая составляющая. Как говаривал (если мне
не изменяет память) Том Верлэйн: «Ramones» убрали из рок-н-ролла блюз и все
черное, и сделали его белым и городским».
Хотя если
говорить о британцах, их преобразования в музыке не были столь радикальными.
Да, по части имиджа, текстов и всего такого они мгновенно перегнали
американцев. Но если вслушаться в «Sex Pistols», «The Jam» или «The Clash», то
слышно, что их музыка в основе своей более олдскульна и традиционна.
Много
любопытных панк-альбомов 1977 года в реальности не так раскручены, как творения
титанов жанра. Например, собранная бывшими глэм-рокерами банда «The Boys»
первой (и почти последней!) в истории панка задалась целью делать панк-рок по
мелодическим канонам «The Beatles». Плюс была еще любопытная австралийская
сцена, с немного сыроватой, но бодрой командой «Radio Birdman» и небывало мощно
звучащим по тем временам коллективом «The Saints». Лишь «Buzzcocks» на EP
“Spiral Scratch” могли как-то сравняться с «The Saints» по энергетическим и
шумовым показателям.
Любопытно,
что-то, что нынче принято звать «постпанком» появилось практически одновременно
с панком, а то и раньше под видом «новой волны». Просто раньше такое
нестандартное мышление не находило массового слушателя. С панк-революцией
восприятие публики изменилось и расширилось, и многие имена подоспели ровно
тогда, когда в них была нужда – американец Игги со своими сольниками, англичане
«The Stranglers», а также безобидный и мягкий, но смелый и плодовитый Элвис
Костелло.
Тогда же,
в 1977 вышла самая ключевая пластинка в истории пост-панка – “Pink Flag” «Wire»,
огородившее безграничное поле для дальнейших экспериментов инди-рокеров и им
подобных.
Почти вся
штатовская панковая и околопанковая сцена сплотилась вокруг нью-йоркского клуба
«CBGB». Кто-то (как электронщики «Suicide» или авангардисты «Pere Ubu»)
занимались делами вовсе уж маргинальными. Но «Blondie» и «Talking Heads» – как
тебе наверняка хорошо известно – быстро дослужились до звездного статуса. И
совершенно заслуженно.
Вообще
экспериментальной музыки в те годы рождалось немалые объемы. Это было
актуально, круто и по-своему престижно, особенно если при этом использовались
электронные инструменты. Можно как угодно относиться к обеим странным
пластинкам Дэвида Боуи 1977 года, но тот факт, что они были зеркалом очень и
очень массивных экспериментальных процессов очевиден и важен. Хотя лично на мой
взгляд градус накала радикализма все же подупал в сравнении с 1969-1975 годами,
когда в Германии и сочувствующих ей странах свирепствовала эпидемия краутрока.
Комментариев нет:
Отправить комментарий