Прогрессивный рок.

Список групп и исполнителей прогрессивного рока.

Список лучших песен прогрессивного рока.

Список лучших альбомов прогрессивного рока.

Прогрессивный рок (сокращенно прог-рок или просто прог) — стиль рок-музыки, характеризующийся усложнением музыкальных форм и творческим обогащением рока через диалог с другими направлениями музыкального искусства: классической музыкой, оперной музыкой, академической музыкой, джазом, народной музыкой (европейской и восточной) и авангардом. Можно сказать, что в смысле синтеза с другими направлениями прогрессивный рок для рок-музыки является аналогом фьюжна для джаза. Пионеры прогрессивного рока использовали этот диалог, с одной стороны, чтобы приобщить рок, известный своими легкожанровыми истоками и ограничениями поп-индустрии, к высокому искусству, а с другой (поскольку, например, они зачастую обладали консерваторским образованием) — чтобы не замкнуться в своём творчестве в строгих академических формах.

Стиль развивался в Великобритании и США в середине-конце 1960-х годов, достигнув пика в начале 1970-х годов. Первоначально названный «прогрессивной поп-музыкой», стиль был результатом творчества психоделических групп, которые отказались от стандартных поп-традиций в пользу инструментовки и композиционных методов, чаще связанных с джазом, фолком или классической музыкой. Его «прогрессивному» лейблу способствовали дополнительные элементы: тексты песен были более поэтичными, для достижения нового звучания использовались различные технологии, некоторый гармонический язык был импортирован из джаза и классической музыки 19-го века, формат альбома заменил синглы, а центром музыкальной деятельности стала не сцена, а студия, где музыка создавалась обычно для прослушивания, а не для танцев. 

Термин «прогрессивный рок» является синонимом «арт-рока», «классического рока» и «симфонического рока». Исторически термин «арт-рок» использовался для описания по крайней мере двух связанных, но различных типов рок-музыки. Первый — прогрессивный рок в его обычном понимании, в то время как второй относится к группам, которые отвергли психоделию и контркультуру хиппи в пользу модернистского, авангардного подхода. Сходство между этими двумя терминами заключается в том, что они оба описывают в основном британскую попытку поднять рок-музыку на новый художественный уровень. Термин «Prog» появился в 1990-х годах, используя более широкую палитру, чем та, на которую опираются прогрессивные группы 1970-х годов.

Прогрессивный рок разнообразен и основан на слиянии стилей, подходов и жанров, используя более широкие культурные резонансы, связанные с перформансом, авангардным искусством, классической и народной музыкой. Иногда сфера прогрессивного рока ограничивается стереотипом длинных соло, длинных альбомов, фэнтезийной лирики, грандиозных декораций и костюмов, а также навязчивой преданностью мастерству техники игры. Писательница Эмили Робинсон говорит, что данное ограничение стало необходимой мерой против свободного использование термина в конце 1960-х годов, когда оно «применялось ко всем, от Боба Дилана до Rolling Stones». Единственной универсальной характеристикой прогрессивного рока является усложнение музыкальной формы — по сравнению с «классическим» роком 1960-х годов, а также тяжёлым роком, хард-энд-хэви и рокабилли последующих периодов.

Дебаты по поводу критериев стиля продолжались до 2010-х годов, особенно на интернет-форумах, посвященных прогу. По словам музыковедов Пола Хегарти и Мартина Холливелла, значительные работы о прогрессивном роке написали Билл Мартин и Эдвард Макан, в то же время «эффективно принимая характеристику прогрессивного рока, предложенную его критиками. ... каждый из них делает это в значительной степени бессознательно». Академик Джон С. Котнер оспаривает мнение Макана о том, что прогрессивный рок не может существовать без непрерывной и открытой ассимиляции классической музыки в рок. Несмотря на то что стиль предполагает т.н. «слияние высокой и низкой культур», немногие музыканты включили в своё творчество буквальные классические темы в какой-либо значительной степени, и только несколько групп, таких как «Emerson, Lake & Palmer», намеренно подражали или ссылались на классическую музыку. Кевин Холм-Хадсон согласен с тем, что «прогрессивный рок — это стиль гораздо более разнообразный чем, то, что слышат от его основных групп и что подразумевается несимпатичными критиками».

Появление прогрессивного рока совпало с экономическим бумом середины 1960-х годов, который позволил звукозаписывающим лейблам выделить больше творческой свободы своим артистам, а также с журналистским разделением между «поп» и «рок». У истоков стиля находились т.н. «прогрессивные» поп-группы 1960-х годов, которые объединили рок-н-ролл с различными другими музыкальными стилями, такими как индийские раги, восточные мелодии и григорианские песнопения. В 1967 году Пол Маккартни сказал: 

«Нам [группе] все время было немного скучно с 12 тактами, поэтому мы пытались заняться чем-то другим. Затем появились Дилан, «The Who» и «The Beach Boys» ... Мы все смутно пытаемся делать одно и то же». 

Рок-музыка начала воспринимать себя всерьез, аналогично более ранним попыткам в джазе, когда свинг уступил место бопу. В этот период популярная музыка начала искать новые средства выражения, выходящие за рамки трехминутной песни о любви.

 
«Good Vibrations» the Lost Studio Footage

Хегарти и Холливелл называют «The Beatles», «The Beach Boys», «The Doors», «The Pretty Things», «The Zombies», «The Byrds», «Grateful Dead» и «Pink Floyd» «не только предшественниками прогрессивного рока, но и важными разработчиками прогрессива в его первые дни». По словам музыковеда Уолтера Эверетта, «экспериментальные тембры, ритмы, тональные структуры и поэтические тексты» «The Beatles» на их альбомах «Rubber Soul» (1965) и «Revolver» (1966) «поощряли легион молодых групп, которые затем создали прогрессивный рок в начале 1970-х годов». Дилан, благодаря своему увлечению сюрреалистами и французскими символистами, привнес в рок литературный элемент. Еще одним признаком того, что рок-музыка стремится к высокой культуре стало появление групп с названиями, взятыми из литературы, такими как «Doors», «Steppenwolf» и «Ides of March». Поэзия Дилана в альбоме «Mothers of Invention Freak Out!» (1966) и «The Beatles» со своим «Sgt. Pepper's Lonely Hearts Club Band» (1967) сыграли важную роль в развитии прогрессивного рока. То же самое можно сказать об альбоме «Beach Boys' Pet Sounds» (1966), задуманном как ответ на «Rubber Soul» и который, в свою очередь, повлиял на «The Beatles», когда они делали «Sgt. Pepper». Ключевое влияние оказали постановки Фила Спектора оказали, поскольку они дали возможность использовать студии звукозаписи для создания музыки, которая в противном случае никогда не могла бы быть создана.

«Многие группы и музыканты сыграли важную роль в этом процессе развития, но не более, чем «Beach Boys» и «The Beatles» ... [Они] принесли расширения в гармонии, инструментовке (и, следовательно, тембре), продолжительности, ритме и использовании технологии записи. Из этих элементов первый и последний были наиболее важными в расчистке пути к развитию прогрессивного рока».

— Билл Мартин

«Pet Sounds» и «Sgt. Pepper», с их лирическим единством, расширенной структурой, сложностью, эклектикой, экспериментализмом и влияниями форм классической музыки, в значительной степени рассматриваются как начало прогрессивного рока и как поворотные моменты, в которых рок, который ранее считался танцевальной музыкой, стал музыкой, которая была создана для прослушивания. Между «Pet Sounds» и «Sgt. Pepper», «The Beach Boys» выпустили сингл «Good Vibrations» (1966), получивший название «карманная симфония». Песня содержала эклектичный массив экзотических инструментов и несколько модальных сдвигов. Скотт Интеррант из «Popmatters» писал, что её влияние на прогрессивный рок и психоделическое движение «невозможно переоценить». Мартин сравнил «Good Vibrations» с песней «A Day in the Life» из «Sgt. Pepper», в том смысле, что они демонстрируют «то, что под прогрессивный рок трудно танцевать».

 
The Beach Boys – «Good Vibrations» (Official Music Video)

Хотя «Сержанту» предшествовало несколько альбомов, которые начали преодолевать грань между «одноразовым» попом и «серьезным» роком, именно он явил собой успешный «коммерческий» пример альтернативной молодежной культуры и ознаменовал точку, в которой запись LP стала тем творческим форматом, важность которого была равна или больше, чем у сингла.  Билл Бруфорд, ветеран нескольких прогрессивных рок-групп, сказал, что «Sgt. Pepper» изменил как представления музыкантов о своих возможностях, так и представления аудитории о том, что приемлемо в музыке. Он считал, что: «Без «Битлз» или кого-то еще, кто сделал то, что сделали «Битлз», справедливо предположить, что не было бы прогрессивного рока».

 
The Beatles – «A Day In The Life»

После «Sgt. Pepper» такие журналы, как «Melody Maker», провели резкую границу между «попом» и «роком», тем самым исключив «ролл» из «рок-н-ролла» (который теперь относится к стилю 1950-х годов). Единственными артистами, которые остались «в роке», стали те, кто находился в авангарде композиционных форм, далеких от «радио дружественных» стандартов. Американцы все чаще использовали прилагательное «прогрессивный» для таких групп, как «Jethro Tull», «Family», «East of Eden», «Van der Graaf Generator» и «King Crimson».

Первыми, кто начал усложнять музыку стали «Moody Blues», чей альбом «Days Of Future Passed» (1967) считается первым альбомом, записанным в стиле арт-рок. Он характеризуется более сложными музыкальными формами в сравнении с предыдущими стилями рок-музыки. Ранние группы, в которых проявились прогрессивные черты, иногда относят к «прото-прогрессиву» и считают этот стиль переходным между психоделикой и прогрессивом.

 
The Moody Blues – «Tuesday Afternoon» (Official Video)

Согласно сайту AllMusic: «Прог-рок появился на британской психоделической сцене в 1967 году с такими группами, как «Nice», «Procol Harum» и «Moody Blues». Появление нового доступного записывающего оборудования совпало с ростом популярности в лондонского андеграунде психоделического наркотика ЛСД. «Pink Floyd» и «Soft Machine» выступали в качестве хаус-групп на ночных мероприятиях в таких местах, как «Middle Earth» и «UFO Club», где они экспериментировали со звуковыми текстурами и длинными песнями. Многим психоделическим, фолк-рок и ранним прогрессивным группам помогал диджей «BBC Radio 1» Джон Пил. Джими Хендрикс, получивший известность на лондонской сцене и записывавшийся с английскими музыкантами, положил в рок-музыке начало тенденции к гитарной виртуозности и эксцентричности. В 1967 году в лондонских клубах начала выступать шотландская группа «1-2-3», позже переименованная в «Clouds». По словам Джорджа Кнемейера из «Mojo»: «Некоторые утверждают, что именно «Clouds» оказали жизненно важное влияние на будущих прог-рокеров, таких как «Yes», «The Nice» и «Family»».

Прогрессивный рок получил толчок к развитию, когда многие фанаты рока разочаровались в движении за «мир и любовь». Прогрессив отмежевался от «улыбок и солнца» поп-музыки 60-х и затрагивал более тёмные, а в чём-то и жестокие темы. Например, альбом «Trespass» группы «Genesis» включает «The Knife» (с англ.«нож») о жестоком революционере и «Stagnation» (с англ.«стагнация») о выжившем после ядерной атаки.

 
Genesis – «Stagnation» (Official Audio)

Симфонические рок-исполнители в конце 1960-х годов имели некоторый успех в чартах.  «The Moody Blues» увеличили популярность симфонического рока, записав «Days of Future Passed» вместе с Лондонским симфоническим оркестром, а «Procol Harum» начал использовать большее разнообразие акустических инструментов, особенно на их альбоме 1969 года «A Salty Dog».  Классическое влияние на рок-музыку иногда принимало форму композиций, адаптированных или вдохновленных классическими произведениями, такими как «Болеро Бека» Джеффа Бека и части «Ars Longa Vita Brevis» группы «The Nice».

 
The Nice – «Ars Longa Vita Brevis» (1968)

В те же годы (1969—1972) наблюдается успешный синтез джаза и рока в виде джаз-рока в США («Blood, Sweat & Tears», «Chicago»), Германии («Embryo»), Финляндии («Tasavallan presidentti»; «Wigwam») и кентерберийского рока в Англии («Caravan»; «Soft Machine») и ряде европейских стран («Moving Gelatine Plates»; «Supersister»). Появилось несколько групп, которые по примеру «Blood, Sweat & Tears» и «Chicago» использовали валторны. «Focus» объединил в своих более поздних рок-риффах аккорды джазового стиля и нестандартные барабаны. Мартин выделяет, в частности «Chicago», за их эксперименты с сюитами, такими как «Ballet for a Girl in Buchannon». Джазовые влияния проявились в музыке британских групп «Traffic», «Colosseum» и «If».

 
Chicago – «Ballet for a Girl in Buchannon» ["Make Me Smile Medley"] (2020 Quad-to-Stereo Mix)

Кентерберийская сцена, возникшая в конце 1960-х годов, объединила множество прогрессивных рок-групп, которые использовали духовые инструменты, сложные изменения аккордов и длинные импровизации. Кентерберийские сценические группы, такие как «Soft Machine» и «Caravan» подчеркивали использование духовых инструментов, сложные изменения аккордов и длинные импровизации. Мартин пишет, что в 1968 году «полномасштабного прогрессивного рока» ещё не существовало, но три группы выпустили альбомы, которые позже станут «прогрессивной» классикой: «Jethro Tull», «Caravan» и «Soft Machine».

 
Soft Machine – «Moon In June» (Bilzen Jazz And Pop Festival, Aug 22, 1969)

Термин «прогрессивный рок», который появился в примечаниях к одноименному дебютному альбому «Caravan» 1968 года, стал применяться к конкретным новаторским коллективам, которые использовали методы классической музыки для расширения стилей и концепций, доступных для рок-музыки и только позже так стали называть отдельное направление. «The Nice», «The Moody Blues», «Procol Harum» и «Pink Floyd» содержали элементы того, что сейчас называется прогрессивным роком, но ни одна из них не представляла собой такой полный пример стиля, как несколько групп, которые сформировались вскоре после этого. Потому многие группы того периода звучат малопохоже. Примеры: «Genesis», «Rush», «King Crimson» или «Pink Floyd». Некоторые причисляют к прогу «Uriah Heep», «Queen» или «Radiohead», написавших песню «Creep».

Почти все основные группы прогрессивного рока, включая «Jethro Tull», «King Crimson», «Yes», «Genesis», «Van der Graaf Generator», «ELP», «Gentle Giant», «Barclay James Harvest» и «Renaissance», выпустили свои дебютные альбомы в 1968—1970 годах. Большинство из них были фолк-рок альбомами, в которых мало что указывали на то, каким станет зрелое звучание групп, но «King Crimson's In the Court of the Crimson King» (1969) и одноименный дебютный альбом «Yes» (1969) были ранними, полностью сформированными примерами стиля.

 
King Crimson – «The Court Of The Crimson King» (1969)

Наибольшей популярности прогрессивный рок достиг в первой половине 1970-х годов. Именно с 1970-го по 1976-й годы свои самые признанные критиками альбомы выпустили ведущие «прогрессивные» коллективы. В это время стиль популяризировался в основном за счет групп из Великобритании, США и Канады. Среди лидеров направления были «Genesis», «Yes», «Jethro Tull», «Pink Floyd», «King Crimson», «Rush» и «Kansas». Жанр пережил высокую степень коммерческого успеха: «Jethro Tull», «ELP», «Rush, Yes» и «Pink Floyd» достигли первого места в чартах США, а шестнадцать их альбомов достигли первой десятки. «Tubular Bells» Майка Олдфилда (1973), отрывок из которого был использован в качестве темы для фильма «Изгоняющий дьявола», разошелся тиражом в 16 миллионов копий. 

 
Mike Oldfield – «Tubular Bells» (The Exorcist Soundtrack)

Прогрессивный рок стал цениться за рубежом, но в основном он оставался европейским, и особенно британским, явлением. Популярность немногих американских «прогрессивных» групп, таких как «Starcastle» и «Happy the Man», оставалась ограниченной собственными географическими регионами. Это частично связано с различиями в музыкальной индустрии США и Великобритании. Сказалась роль и культурных факторов: американские музыканты, как правило, происходили из блюзового фона, в то время как европейцы, как правило, имели основу в классической музыке. Североамериканские прогрессивные рок-группы и артисты часто представляли гибридные стили, такие как хард-рок «Captain Beyond», южный рок-прог «Kansas», джазовый фьюжн Фрэнка Заппы и эклектичный фьюжн «Dixie Dregs».

 
Golden Earring – «Buddy Joe»

В ряде европейских стран формируются собственные стили, схожие с прог-роком: краут-рок в Германии, симфо-прог в Италии и Zeuhl во Франции. Италия считалась в целом незаинтересованной рок-музыкой до тех пор, пока в начале 1970-х годов не появилась сильная итальянская прогрессив-рок-сцена. В конце 1960-х годов прогрессивный рок появился в Югославии и доминировал на югославской рок-сцене до конца 1970-х годов. Немногие из европейских прог-коллективов были успешными за пределами своих стран. Исключением являются голландские группы, таких как «Focus» и «Golden Earring», которые писали англоязычные тексты, и итальянцы «Le Orme» и «PFM», чьи английские тексты были написаны Питером Хэммиллом и Питером Синфилдом соответственно.

 
le Orme – «Uno sguardo verso il cielo»

Некоторые европейские группы играли в стиле, производном от английских групп. Сцена «Kosmische music» в Германии стала называться «краут-роком» и часто упоминается как под-жанр прогрессивного рока или совершенно отдельное явление. Краут-рок-группы, такие как «Can», как правило, находились под более сильным влиянием классической музыки ХХ-го века, чем британские прогрессивные рок-группы, чей музыкальный словарь больше склонялся к романтической эпохе.

Во многих странах возникает прогрессивный фолк-рок, соединяя местные (или восточные) народные мотивы с прогрессивным роком. Однако популярности в этом направлении добиваются, в основном, английские группы: «Gryphon», «Jethro Tull», «Strawbs» и другие.

В то же время афроамериканские популярные музыканты опирались на концептуальный альбомно-ориентированный подход прогрессивного рока. В 1970-х годах это привело к прогрессивному соул-движению, которое вдохновляло новообретенную сложную музыкальность и амбициозный лиризм в черной поп-музыке. Среди этих музыкантов наибольшей известности добились Слай Стоун, Стиви Уандер, Марвин Гэй, Кертис Мэйфилд и Джордж Клинтон. Доминик Максвелл из «The Times» называет альбомы Стиви Уандера середины 1970-х годов «прог-соулом высшего порядка, всегда искренним, амбициозным и востребованным».

 
Gryphon - live (1974)

Достигнув пика в середине десятилетия прогрессивный рок вскоре после этого потерял свою популярность. По разным социальным причинам прогрессивный рок в этот период перестал привлекать слушателей. Общепринятое мнение гласит, что этому способствовал рост популярности панк-рока. С одной стороны - серьёзный рок для молодёжи этих лет стал «музыкой отцов», а с другой — публика пресытилась образностью и содержательностью прогрессива, стремительно возрос спрос на более простую музыку, под которую можно было хорошо провести время и на которую не нужно столько терпения и внимания. Рост панк-цинизма сделал утопические идеалы, выраженные в текстах прогрессивного рока, немодными. Поклонники устали от длинных, эпических композиций. Звуки Хаммонда, Минимуга и Меллотрона были тщательно изучены, и их использование стало клише. Музыкальные критики, которые часто называли эту музыку «претенциозной», а тексты «напыщенными» и «раздутыми», имели тенденцию враждебно относиться к прогу или полностью игнорировать его. Виртуозность была отвергнута, так как затраты на покупку качественных инструментов и затраты времени на обучение игре на них рассматривались как барьеры.

Произошли изменения и в музыкальной индустрии, когда отдельные звукозаписывающие компании либо исчезли, либо объединились в крупные медиа-конгломераты, для которых продвижение и развитие экспериментальной музыки не было частью маркетинговой стратегии. Корпорации и репертуарный персонал осуществляли все больший контроль над творческим процессом, который ранее принадлежал артистам. По мнению Роберта Фриппа, как только «прогрессивный рок» стал набором условностей клише, которые нужно повторять и имитировать, — он перестал быть «прогрессивным».

В середине 1970-х годов четыре самые успешные группы прогрессивного рока — «King Crimson», «Yes», «ELP» и «Genesis» — приостановили свою деятельность или пережили серьезные кадровые изменения. Макан отмечает распад «King Crimson» в сентябре 1974 года как особенно значимый, называя его моментом, когда «все английские прог-группы должны были прекратить свое существование». Большинство крупных групп, включая «Van der Graaf Generator», «Gentle Giant» и «U.K.», распались между 1978 и 1980 годами. Некоторые известные артисты перешли к музыке, которая была проще и более коммерчески жизнеспособной. Ряд симфонических групп, таких как «Supertramp», «10cc» и «Alan Parsons Project» упростили аранжировки и стали отдавать предпочтение поп-синглам, тогда как «Jethro Tull», «Gentle Giant» и «Pink Floyd» остановили свой выбор на более жестком звучании в стиле арена-рока. Такие прогрессивные рок-группы, как «Journey», «Kansas», «Styx», «GTR», «ELO» и «Foreigner» сохранили некоторую сложность песни и аранжировки в оркестровом стиле, но отошли от лирического мистицизма в пользу более традиционных тем. Эти «радио-дружественные» коллективы были названы «prog lite». «Genesis» трансформировались в успешную поп-группу, прог-супергруппа «Asia» (состоящая из участников «Yes», «King Crimson» и «ELP») записала в 1982 году альбом №1, а реформированная «Yes» выпустила относительно мейнстримовый «90125» (1983), который дал им единственный сингл №1 в США «Owner of a Lonely Heart». Одной из групп, которая оставалась успешной в 1980-х годах, сохраняя прогрессивный подход, была «Pink Floyd», которая в конце 1979 года выпустила «The Wall» - альбом, который сочетал панк-гнев в прогрессивную утонченность.

 
Yes – «Owner of a Lonely Heart» (Official Music Video)

Однако кризис затронул не всех одинаково. Движение «Rock in Opposition», появившееся в те же годы, в сочетании с кентерберийским стилем создало авангард-прог, не опиравшийся на популярность и развивающийся усилиями групп «Art Zoyd», «Biota», «Cardiacs», «Debile Menthol», «Etron Fou Leloublan», «Lars Hollmer», «Miriodor», «Thinking Plague», «Univers Zéro» и других. К тому же, из-за неравномерности распространения, прогрессив в разных странах испытывал в те годы даже подъём — в СССР («Автограф»; «Ариэль»; «Диалог»; Михаил Чекалин), Чехии («Progres»; «Synkopy & Oldřich Veselý»), Японии («Bi Kyo Ran»; «Outer Limits»).

В эту эпоху сформировалось мало новых прогрессивных рок-групп, и те, кто это сделал, обнаружили, что звукозаписывающие лейблы не них совсем не заинтересованы. Недолговечная супергруппа «U.K.» была заметным исключением, поскольку ее члены имели устоявшуюся репутацию; они выпустили два альбома, которые были стилистически традиционны и мало что сделали для продвижения стиля. Частью наследия «прогрессива» в этот период стало его влияние на другие стили, так как несколько европейских гитаристов привнесли прогрессивный рок-подход в хэви-метал и заложили основу для прогрессив-метала. Майкл Шенкер из «U.F.O»; и Ули Джон Рот, который заменил Шенкера в «Scorpions», расширил модальный словарь, доступный гитаристам. Музыкант намеревался использовать гитару так же, как классические композиторы использовали скрипку. Наконец, родившийся в Голландии и получившие классическое музыкальное образование Алекс и Эдди Ван Хален сформировали группу «Van Halen», в которой были новаторские ударные и перекрестные гитарные выступления.

 
U.K. – «Caesar's Palace Blues» (live 1979)

В конце 1970-х годов стиль видоизменился во многих формах: появился пост-прогрессив, опирающийся на новые разработки в популярной музыке и авангарде. Панк и прогрессивный рок не обязательно были такими противоположными, как принято считать. Оба жанра отвергают коммерциализацию, и многие панк-группы действительно видели необходимость в музыкальном развитии. Дойл Грин отметил, что пост-панк возник как «своего рода «прогрессивный панк». Пост-панк-исполнители не отвергали высокие культурные запросы рок-исполнителей 1960-х годов, таких как Боб Дилан, а также парадигмы, определяющие рок как «прогрессивное искусство» или «студийный перфекционизм». В отличие от панк-рока, пост-панк уравновешивает энергию и скептицизм панка с сознанием художественной школы, дадаистским экспериментализмом и атмосферными, эмбиентными звуковыми ландшафтами. Большое влияние на пост-панк оказала также мировая музыка, особенно африканские и азиатские традиции. В творчестве некоторых пост-панк-исполнителей ощущалось сильное влияние прогрессивного рока, хотя они, как правило, подражали не классическому року или кентерберийским группам, а скорее «Roxy Music», «King Crimson» и краут-рок группам, особенно «Can». Музыка «Punishment of Luxury» заимствована как из прогрессивного, так и из панк-рока.

 
Punishment of Luxury – «Puppet Life»

Термин «пост-прогрессивный» обозначает прогрессивный рок, который возвращается к своим первоначальным принципам, отделяясь рок-стилей 1970-х годов, появился после 1978 года. Мартин приписывает его Брайану Ино из «Roxy Music», объясняя, что именно произведения этого музыканта, созданные в 1973-77 годах, объединили аспекты прогрессивного рока с пророческим представлением о новой волне и панке. Новая волна, которая в 1978-79 годах придерживалась тех же взглядов и эстетики, что и панк, была охарактеризована Мартином как «прогрессивная». Группы, играющие в этом жанре, как правило, были менее враждебны к прогрессивному року, чем панки.

Возрожденные в 1981 году «King Crimson» выпустили альбом «Discipline», который, по словам Макана, «открыл» новый пост-прогрессивный стиль. В новый состав «King Crimson» вошел гитарист и вокалист Адриан Белью, который сотрудничал с «Talking Heads» в их альбоме 1980 года «Remain in Light». По словам Мартина, «Talking Heads» также создали «своего рода музыку новой волны, которая была идеальным синтезом панка и прогрессивного рока»

 
Talking Heads – «Once in a Lifetime» (Official Video)

В 1980-х годах коммерческим успехом пользовался нео-прогрессивный рок, хотя его обвиняли в том, что он является вторичным и лишен инноваций. Это были в основном клавишные группы, которые играли длинные композиции со сложными музыкальными и лирическими структурами. Некоторые из этих групп, как, например, «Marillion», «IQ», «Pendragon» или «Pallas» заключили контракты с крупными звукозаписывающими лейблами. Большинство из них выпустили дебютные альбомы между 1983 и 1985 годами и имели одного и того же менеджера, Кита Гудвина, публициста, который сыграл важную роль в продвижении прогрессивного рока в 1970-х годах. Группы предыдущего десятилетия имели преимущество в том, что имели большую аудиторию, тогда как нео-прогрессивные группы были ограничены относительно нишевой демографической группой. Только «Marillion» и «Saga» имели международный успех.

 
Marillion – «Kayleigh» 

В качестве своей «основной модели» нео-прогрессивные группы, как правило, использовали «Genesis» эпохи Питера Габриэля. На них также повлияли фанк, хард-рок и панк-рок. Самая успешная группа жанра «Marillion» особенно пострадала от обвинений в сходстве с «Genesis», хотя они использовали другой вокальный стиль, включали больше элементов хард-рока и находились под сильным влиянием таких групп, как «Camel» и «Pink Floyd». Пол Хегарти и Мартин Холливелл отметили, что нео-прогрессивные группы были не столько плагиатом прогрессивного рока, сколько создавали новый стиль из элементов прогрессивного рока, так же, как другие группы десятилетия назад создали новый стиль из джаза и классических элементов. Эдвард Макан возражает, указывая, что эти группы были, по крайней мере, частично мотивированы ностальгическим желанием сохранить прошлый стиль, а не стремлением к инновациям.

Второе оживление, на этот раз более обширное и затяжное, прогрессивный рок пережил в начале 1990-х, во время так называемой «Третьей Волны». О причинах и самом факте этого возрождения пока нет единого мнения. По мнению некоторых исследователей использование термина «прогрессивный» для описания групп, которые работают в стиле десяти-двадцатилетней давности, несколько некорректно, поскольку в этом усматривается противоречие духу экспериментирования и прогресса.

Тем не менее очередной интерес к прогрессиву был налицо и этому отчасти способствовало несколько связанных с ним факторов: появление студий звукозаписи на базе персональных компьютеров, что сократило расходы на производство альбомов, а также Интернета, обеспечившего группам охват широкой аудитории за пределами мейнстрима. В первой половине 1980-х годов были созданы прогрессивно ориентированные лейблы «Cuneiform» (1984) и «Musea» (1985), а в крупных городах появились музыкальные магазины, специализирующиеся на прогрессивном роке.

 
X Legged Sally – «Still Life with Ray» (1993)

Возрождение происходило следующим образом. Вдобавок к не перестававшим появляться группам аван-прога («Nimal» (1987), «X-Legged Sally» (1990), «Xaal» (1991)) и нео-прога («Collage» (1990), «Jadis» (1992), «Landmarq» (1992)) в Европе начали записываться симфопроговые (преимущественно) коллективы: «Ezra Winston» (1988), «Nuova era» (1988), «Sithonia» (1989), «Malibran» (1990), «Deus ex machina» (1991), «Calliope» (1992), «Il castello di atlante» (1992) из Италии, венгерские «After Crying» (1990) и итало-словенские «Devil Doll» (1989). В Швеции «Isildurs Bane» в 1989 возвращается к симфопрогу, а с 1992, при поддержке Шведского арт-рок сообщества, начинают выступать группы «Anekdoten», «Änglagård», «Landberk» и «Pär Lindh Project», успех альбомов первых двух из которых у фанатов прога по всему миру показал актуальность слегка осовремененного симфопрога 70-х.

Параллельно новый симфопрог появляется в США («Echolyn» (1991), «Glass Hammer» (1993), «Magellan» (1991)), а также в Бразилии, где «Quaterna Réquiem» в 1990 записывает классически-ориентированный альбом, а группа «Sagrado Coração Da Terra» окончательно отбрасывает свои нью-вейв и поп корни. В Японии группами «Happy family», «Koenji hyakkei» и «Ruins» возрождается zeuhl, приобретая при этом жёсткий и энергичный облик.

Большое влияние на прогрессивные рок-группы 1990-х годов оказала Шред-музыка. Некоторые из новых групп, таких как «Flower Kings», «Spock's Beard» и «Glass Hammer», играли симфонический прог в стиле 1970-х годов, но с обновленным звуком. Некоторые из них начали исследовать возможности CD так, как группы 1960-х расширили границы винилового LP.

 
Glass Hammer – «All Alone»

Прогрессивный рок и хэви-метал имеют схожие временные рамки: оба стиля вышли из психоделии конца 1960-х годов; достигли, несмотря на отсутствие радиоэфира и поддержки со стороны критиков, большого успеха в начале 1970-х годов; затем исчезли в середине-конце 1970-х годов и пережили возрождение в начале 1980-х годов. Каждый жанр испытал за это время фрагментацию стилей, и многие метал-группы из новой волны британского хэви-метала - в первую очередь «Iron Maiden» - и далее демонстрировали влияние прогрессивного рока. Прогрессивный метал достиг зрелости с концептуальным альбомом «Operation: Mindcrime» (1988) американской группы «Queensrÿche», альбомом «Nothingface» (1989) канадского коллектива «Voivod» и альбомом «Images and Words» (1992) группы «Dream Theater», которые отличались абстрактной лирикой и текстурой, похожей на «King Crimson».

Элементы прогрессивного рока появляются и в других поджанрах металла. Блэк-метал концептуален по определению, из-за его основной темы сомнения в ценностях христианства. Его гортанный вокал иногда используется группами, которые могут быть классифицированы как прогрессивные, такими как «Mastodon», «Mudvayne» и «Opeth». Симфоник-метал является продолжением тенденции к оркестровым пассажам, характерным в раннем прогрессивном роке. Прогрессивный рок послужил ключевым источником вдохновения для таких стилей, как пост-рок, пост-метал и авангард-метал, математический рок, пауэр-метал и неоклассический метал.

 
Mastodon – «The Motherload» (Official Music Video)

В начале ХХI века, в связи с развитием информационных технологий и появлением прогрессивно ориентированных радиостанций, начала расти популярность нео-прога, к которому относят очередную генерацию прогрессивных рок-групп 2000-х годов, которые возродили стиль. По словам Эвана Серпика из «Entertainment Weekly»: «Успешные «System of a Down» вместе с такими новичками, как «Dillinger Escape Plan», «Lightning Bolt», «Coheed», «Mars Volta» и «Cambria» создают невероятно сложную и изобретательную музыку, которая звучит как более тяжелая, более агрессивная версия мастодонтов 1970-х годов «Led Zeppelin» и «King Crimson»».

В 2012 году британским журналом «Prog» в честь признанных исполнителей и продвижения новых групп была учреждена премия «Progressive Music Awards». Лауреаты, однако, не приглашаются выступить на церемонии награждения, так как промоутеры не хотят, чтобы мероприятие «длилось три недели».

 
Zen Carnival – «New Frontier»

В 2020-х годах прогрессивный рок продолжает развиваться благодаря давно существующим группам, таким как «Yes», «Marillion», «Porcupine Tree» и «Magenta», а также более поздними известными группами, такими как «Riverside» и «Zen Carnival», создающими новую музыку, сосредоточенную вокруг стиля, который продолжает получать неоднозначные отзывы критиков. Желание расширить границы рока в сочетании с пренебрежением некоторых музыкантов к мейнстриму тревожит последних и приводит к обвинениям в элитарности. На что Ян Андерсон, фронтмен «Jethro Tull», ответил: «Мне нравится оригинальный термин, который пришел из 1969 года: прогрессивный рок, но тогда это писалось с маленькой «п» и маленькой «р». Прог Рок, с другой стороны, имеет разные коннотации – величия и помпезности... Некоторые из них были немного раздуты, но в случае большей части музыки они были абсолютно точными».

Комментариев нет:

Отправить комментарий