Ранние джазовые стандарты 1910-1920-х гг.
Диксиленд
(англ. Dixieland) — стиль джаза, одна из стилевых разновидностей традиционного
джаза, возникшая в начале XX века в штате Луизиана в США (точнее — в городе
Новый Орлеан); а также джазовое направление конца 1930-х — 1950-х годов,
образовавшееся в результате движения за возрождение традиционного джаза.
Диксиленд также иногда называют «горячим» джазом (hot jazz) или традиционным. Некоторые
историки относят Диксиленд только к музыке белых групп, играющих в
новоорлеанском джазовом стиле. Некоторые из них считают, что реальные корни
этой музыкальной формы идут от Чикагской сцены джазовой музыки 1920-х годов и
ограничивают Диксиленд главным образом учениками самых ранних белых Чикагцев. В
любом случае манера игры белых ново-орлеанских джазменов, которых чаще всего
связывали с понятием стиля Диксиленд была более консервативной, в ней заметнее
чувствовалось влияние европейской музыкальной школы, чем их музыка значительно
отличались от экспрессивной горячности чёрных новоорлеанских мастеров.
Пионерами Диксиленда являлись такие мастера, как гитарист Эдди Кондон,
саксофонист Бад Фриман и трубач Джимми МакПартланд.
В отличие
от других форм джаза, репертуар пьес у музыкантов Диксиленда оставался весьма
ограниченным, предлагая бесконечные изменения тем в пределах одних и тех же
мелодий, сочинённых на протяжении первого десятилетия XX века и включал в себя
рэгтаймы, блюзы, уанстепы, тустепы, марши и популярные мелодии. Для
исполнительского стиля Диксиленд характерным было сложное переплетение
отдельных голосов в коллективную импровизацию всего ансамбля. Открывающий соло
исполнитель и продолжавшие его игру другие солисты как бы противостояли
«риффингу» остальных духовых, вплоть до заключительных фраз, исполняемых обычно
барабанами в виде четырёхдольных рефренов, которым в свою очередь отвечал весь
ансамбль.
Сначала
исполнители Диксиленда копировали негритянскую манеру исполнения, возникшую в
начале XX века в Новом Орлеане, но позже в Диксиленд проникли элементы
европейской композиторской техники. В итоге мелодия стала более плавной, по
сравнению с традиционным джазом. В наши дни диксиленд стал своеобразным трендом
Нового Орлеана. Пик популярности джазовых коллективов Диксиленда пришёлся на
середину 20-х — начало 50-х годов.
Этимология
Термин
имеет фольклорное происхождение: диксиленд (буквально «страна Дикси») —
символическое название южных штатов США, бытовавшее до Гражданской войны.
В то
время как термин Диксиленд все ещё широко используется, уместность термина все
ещё обсуждается. Некоторые группы предпочитают термины классический джаз или
традиционный джаз. Некоторые считают Диксиленд уничижительным термином,
подразумевающим игру без страсти или глубокого понимания музыки.
История
Ударника
«Папу» Джека Лейна, возглавлявшего группы Нового Орлеана с 1891 года, часто
называют отцом белого джаза. Специализируясь поначалу на маршах, его группа к
1910 году почти полностью перешла на рэгтайм. Ник Ла Рокка, один из многих
учеников Лэйна, включил звук и большую часть репертуара группы Лэйна при
создании в 1916 году собственной группы Original Dixieland Jazz (первоначально
«Jass») (ODJB), в названии которой впервые употребляется термин «диксиленд» в
отношении музыки. ODJB также позаимствовал традицию использования трубы
(корнета), кларнета и тромбона в качестве ведущих инструментов.
В 1917
году ODJB сделал запись «Livery Stable Blues». Она считается первой джазовой
пластинкой, и к тому же стала первой миллионной продажей в истории. Эта и
последующие записи ODJB, такие как «Tiger Rag», «Dixie Jazz Band One Step» и
«At the Jazz Band Ball», отражают «белый стиль» игры: технически продвинутый,
но менее экспериментальный, чем «черный». Эти записи способствовали
популяризации нового стиля музыки. В это время не существовало жанрового
деления «внутри» джаза, поэтому слово диксиленд относилось только к группе, а
не к музыкальному стилю. Звучание группы было сочетанием
афроамериканско-новорлеанского рэгтайма и сицилийской музыки. Музыка Сицилии
была одним из многих жанров на музыкальной сцене Нового Орлеана в 1910-х,
наряду с освященной церковной музыкой, музыкой духового оркестра и блюза.
В
1930—1940-е годы ранний стиль групповой импровизации, как и чернокожие
исполнители этого направления, не нравились большинству слушателей; в то же
время исполнители обеих рас продолжали играть в прежнем стиле.
В 1930-е
годы биг-бенды затмили диксиленд, но к началу 1940-х годов старые стили стали
возвращаться в моду. Движение за возрождение традиционного джаза сформировалось
в ответ на звучание оркестров эпохи свинга и би-бопа 1940-х годов (многими
би-боп воспринимался как хаос в музыке; Луи Армстронг назвал боп «китайской
музыкой», даже многие би-боперы продолжали почитать Армстронга и цитировали
фрагменты его музыки в своих импровизациях).
В это
время музыканты, возрождавшие традиционный джаз «Старого Юга», стали называть
словом «диксиленд» ранний джаз. Они вычленили слово из подзабытого названия
группы, и применили его к музыке, которую отстаивали. Возрождение традиционного
джаза возглавил первый оркестр братьев Ассунто Dukes of Dixieland, известный
своей виртуозной импровизацией и первой в истории стереозаписью.
Традиционный
джаз стали воспринимать как важную часть американского культурного ландшафта.
Группы этого времени, называющие себя диксилендом, сознательно подражали
записям и группам, существовавшими десятилетиями ранее. Возрождение диксиленда
в конце 1940—1950-х годов привело к тому, что некоторые музыканты прославились
уже в конце карьеры, после многих лет молчания (например, трубач и корнетист
Банк Джонсон, тромбонист Кид Ори и кларнетист Джордж Льюис, занимали видное
место в возрождении). Более молодые чернокожие музыканты в основном избегали
возрождения, частично из-за отвращения к адаптации своей музыки к тому, что они
считали ностальгическим развлечением для белой публики, с которой они такой
ностальгии не разделяли. Ассоциации Джима Кроу под названием «Диксиленд» также
мало что сделали для привлечения молодых черных музыкантов к возрождению. В
1940-х в таком стиле играли такие музыканты, как Вилбер де Пари, Тур Мерфи, Лу
Уоттерса, Арт-Ходес и Крис Барбер. Диксиленд продолжал играть важную роль в
музыкальной жизни Нового Орлеана, особенно во времена Марди Граса, и его
традиции были продолжены в последующие годы такими популярными уроженцами
Нового Орлеана, как кларнетист Пит Фонтан и трубач Аль-Хирт.
Музыка
возрождения диксиленда в 1940-х и 1950-х годах завоевала широкую аудиторию,
которая сделала традиционный джаз неотъемлемой частью американского культурного
ландшафта и породила движения возрождения в Европе. Хорошо известные
стандартные джазовые мелодии, такие как «Basin Street Blues» и «When the Saints
Go Marching In», известны даже не любителям джаза благодаря непреходящей
популярности традиционного джаза. Песня протеста времен Вьетнама «Feel Like I'm
Fixin 'to Die Rag» основана на тональных центрах и припеве "B" из
новоорлеанского стандарта «Muskrat Ramble». Традиционный джаз и по сей день
является главной достопримечательностью Нового Орлеана. Это повлияло на стили
более современных игроков, таких как Чарльз Мингус и Стив Коулман.
Многие
группы диксиленда эпохи возрождения сознательно имитировали записи и группы
десятилетий назад. Другие музыканты продолжали создавать новаторские исполнения
и новые мелодии. Например, в 1950-х годах стиль под названием «прогрессивный
диксиленд» стремился смешать полифоническую импровизацию с ритмом стиля би-боп.
С такими группами играли Спайк Джонс и его новая группа и Стив Лейси. Этот
стиль иногда называют «дикси-боп». Лейси применила этот подход к музыке
Телониуса Монка, Чарльза Мингуса, герцога Эллингтона и Херби Николса.
Расовый вопрос
Считается,
что исполнителями диксиленда были в основном белые музыканты, которые подражали
новоорлеанскому стилю, постепенно осваивали основные стилистические особенности
афроамериканского джаза, и со временем окончательно переориентировались на
классический афроамериканский джаз.
На самом
деле, Новый Орлеан не был единственным городом, где ранний джаз укоренился на
заре XX века, но именно там играли многие выдающиеся исполнители раннего джаза,
как чернокожие, так и «белые». Поэтому можно сказать, что стиль, известный
сегодня как диксиленд, на самом деле не был закреплен за какой-то одной расой.
Черты стиля
Этот
стиль объединяет черты маршей духовых оркестров, регтайма, блюза и коллективной
многоголосной импровизации. Исполняется небольшим ансамблем. Количество и
состав инструментов в ансамбле может варьироваться, но «стандартный» джазовый
бэнд включает «фронтальную линию» (труба/корнет, тромбон, кларнет) и
«ритм-секцию» (гитара/банджо, контрабас/туба, фортепиано, барабаны — не менее
двух инструментов). Основной элемент, воспринятый как стилевая черта диксиленда
— традиционное мелодическое использование группы труб, тромбонов и кларнетов, и
спонтанные импровизации исполнителей, основанные на ту-бите (2-beat rhythm). Главная
черта диксиленда — среди инструментов «фронтальной линии» один инструмент
(обычно труба) воспроизводит мелодию/узнаваемый парафраз/вариацию на тему,
остальные инструменты импровизируют «вокруг» темы. Это создает более
полифоничное звучание, чем у биг-бэндов 1930-х или у би-бопа. Этот стиль также
включал в себя элементы Чикагского стиля 1920-х годов, например, использование
струнного баса вместо тубы, и добавление к оригинальному формату
Новоорлеанского стиля аккордовых инструментов.
Новоорлеанский и Чикагский стили
Диксиленд
имеет два активных течения: Новоорлеанский стиль и Чикагский стили.
Музыка
Нового Орлеана сочетает в себе ранние марши духовых оркестров, французские
кадрили, бигин, регтайм и блюз с коллективной полифонической импровизацией.
«Стандартный» оркестр состоит из «передней линии» трубы (или корнета), тромбона
и кларнета, с «ритм-секцией» как минимум двух из следующих инструментов: гитара
или банджо, струнный бас или туба, фортепиано, и барабаны. Звук диксиленда
создается, когда один инструмент (обычно труба) играет мелодию или вариацию на
ней, а другие инструменты импровизируют вокруг этой мелодии. Это создает более
полифонический звук, чем сильно аранжированный звук биг-бэнда 1930-х годов или
прямые мелодии (с гармонизацией или без) би-бопа 1940-х годов.
Во время
Первой мировой войны был закрыт Сторивилль, часть Нового Орлеана, которая с
1897 являлась кварталом красных фонарей. Вследствие этого многие музыканты
уехали из Нового Орлеана, многие переехали в Чикаго, ставший следующим крупным
центром джаза. Фактически, диксиленд развился и имел наибольший успех в Чикаго.
Однако в стилях городов существовали важные отличия. Стиль Нового Орлеана
продолжал демонстрировать сильное влияние духовых оркестров, с маршевыми
ритмами и ансамблевой игрой.
Чикагский
стиль имеет больше блюзовых черт: музыка подчеркивает четные доли такта,
сольная импровизация выходит на первый план. Этот термин обычно применяется к
музыкантам и группам из Чикаго, таким как Джимми МакПартленд, Эдди Кондон,
Маггси Спаниер и Бад Фриман. Ритм-секции этих групп заменяют тубу струнным
басом, а банджо - гитарой. В музыкальном плане чикагцы играют в стиле свинга 4
такта. Предпочтение, отдаваемое ансамблевому исполнению, свойственное
коллективам из Нового Орлеана, в чикагских группах преуменьшается в пользу
соло. Диксиленд в чикагском стиле отличается от своего южного происхождения
также более быстрым темпом, напоминающим суету городской жизни. Группы в
чикагском стиле исполняют самые разные мелодии, в том числе композиции более
традиционных групп, а также многие произведения из Великого американского
песенника 1930-х годов Джорджа Гершвина, Джерома Керна, Коула Портера и Ирвинга
Берлина. Не-чикагцы, такие как Пи Ви Рассел и Бобби Хэкетт, часто считаются
играющими в этом стиле. Этот модернизированный стиль стал называться
Nicksieland в честь ночного клуба Nick's Greenwich Village, где он был
популярен, хотя термин не ограничивался этим клубом.
«West
Coast revival» (Возрождение западного побережья)
«West
Coast revival» — это движение, начатое в конце 1930-х годов Лу Уоттерсом и его
Yerba Buena Jazz Band в Сан-Франциско и продолжено тромбонистом Турком Мерфи
как оппозиция Чикагскому стилю. Возрождение Западного побережья отличалось
использованием тубы и банджо. Их репертуар основан на музыке Джо «Кинг»
Оливера, Джелли Ролл Мортона, Луи Армстронга и Уильяма Кристофера Хэнди. Одни из самых популярных тем диксиленда: «When the Saints Go Marching In», «Muskrat Ramble», «Struttin'
with Some Barbecue», «Tiger Rag», «Dippermouth Blues», «Milenberg Joys», «Basin
Street Blues», «Tin Roof Blues», «At the Jazz Band Ball», «Panama», «I Found a
New Baby», «Royal Garden Blues» и многие другие.
Dutch «Old-style jazz» (Голландский
традиционный джаз)
Традиционная
джазовая музыка, возникшая в то же самое время, что и движение возрождения
"Нового Орлеана" в Соединенных Штатах, вернулась в Нидерланды. В то
время как большинство голландских джазовых групп (например, The Ramblers)
играли свинг, несколько оставшихся традиционных джазовых групп (например, Dutch
Swing College Band) продолжали играть рэгтайм и ранний джаз, что привело к
появлению разновидности голландского джаза, который обычно называют «Oude Stijl
jazz» («Джаз старого стиля»).
Под
влиянием инструментовки двух основных оркестровых форм духового оркестра в
Нидерландах и Бельгии, «гармонии» и «фанфары», традиционные голландские
джазовые оркестры не имеют фортепиано и не содержат струнных инструментов,
кроме банджо. Они включают в себя несколько труб, тромбонов и саксофонов в
сопровождении одного кларнета, сузафона и секции маршевых ударных, обычно
включающей стиральную доску.
Музыка,
которую исполняют голландские джазовые группы, включает как оригинальные
мелодии Нового Орлеана, так и песни эпохи возрождения традиционного джаза. С
точки зрения стиля игры, голландские джазовые группы занимают позицию между
возрожденческим и оригинальным джазом Нового Орлеана, с большим количеством
соло, чем последний, но без отказа от принципа ансамблевой игры. В среднем
оркестр состоит из 15 человек, поэтому голландские джазовые оркестры, как
правило, являются крупнейшими ансамблями, исполняющими традиционную джазовую
музыку.
Влияние стиля.
Диксиленд
оказал значительное влияние на более поздние стили джаза, ритм-энд-блюз и
ранний рок-н-ролл. Традиционная для Нового Орлеана игра на барабанах второй
линии, как и игра на фортепиано занимают видное место в музыке Фэтса Домино.
Барабанщик из Нового Орлеана Идрис Мухаммед адаптировал игру на ударных второй
линии к современным джазовым стилям и оказал влияние на стиль R&B Джеймса
Брауна. Сопрано-саксофонист Стив Лейси объединил полифоническую импровизацию в
стиле Нового Орлеана с бибопом. Басист Чарльз Мингус отдал дань уважения
традиционным джазовым стилям в таких композициях, как «Eat Dat Chicken» и «My
Jellyroll Soul». Современные стили духового оркестра Нового Орлеана, такие как
духовой оркестр Dirty Dozen, духовой оркестр The Primate Fiasco, духовой
оркестр Hot Tamale и духовой оркестр Rebirth, объединили традиционный джаз
духового оркестра Нового Орлеана с такими влияниями, как современный джаз,
фанк, хип-хоп, и рэп. Импровизационная концепция M-BASE (Multi-Basic Array of
Synchronous Extemporization), используемая ансамблями, включая Кассандру
Уилсон, Джери Аллен, Грега Осби, Стива Коулмана, Грэма Хейнса, Кевина Юбэнкса и
других, является расширением полифонической импровизации джаза Нового Орлеана.
Представители Диксиленда
Ранние
джазовые исполнители, такие как корнетист Бадди Болден и «Папа» Джек Лэйн, не
записывались. Большинство записей относятся к периоду конца 1930-х годов и
далее. Ниже представлен список некоторых наиболее известных исполнителей и коллективов
исполняющих диксиленд:
Adrian Rollini All-Stars Combo Bill Johnson Buddy Bolden Buddie Petit (Joseph Crawford) Chris Barber Dukes of Dixieland Eddie Condon Freddie Keppard Geary "Bunk" Johnson Joe "King" Oliver Johnny Dodds Johnny St. Cyr Honoré Dutrey |
Kid Ory's Creole Orchestra King Oliver's Creole Jazz Band Lil Hardin-Armstrong Louis Armstrong Muggsy Spanier New Orleans Feetwarmers New Orleans Rhythm Kings Nick LaRocca Peter Schilperoort The Original Creole Orchestra The Red Hot Peppers Warren "Baby" Dodds William
"Buster" Bailey Ленинградский
диксиленд Джаз-бэнд Алексея Канунникова |
Комментариев нет:
Отправить комментарий