Немецкий композитор и музыкант, один из основателей и ведущих представителей Берлинской школы электронной музыки Клаус Шульце (Klaus Schulze) родился 4 августа 1947 года в Берлине в семье писателя и балерины. Многие люди ошибочно пишут фамилию композитора как Шульц. Однако Шульц (нем. Schultz, Schulz) — это другая распространённая немецкая фамилия. Единственно корректное написание фамилии композитора — Шульце (нем. Schulze).
Подарив
Клаусу классическую гитару, родители хотели воспитать из сына классического
музыканта, и мальчик прилежно посещал уроки гитарной музыки на протяжении с
1951 по 1958 год. Когда Клаус сменил акустику на электричество, он уже
заразился идеями рок-музыки. В качестве гитариста он выступал за подростковые
коллективы «The Shadows» и «The Spotnics».
Когда
семья Шульце переехала в Дюссельдорф, 16-летний Клаус устроился барабанщиком в
маленькую и никому не известную танцевальную группу «Les Barons». Увлечение
ударными инструментами привилось к Клаусу по примеру его брата, который уже
что-то настукивал в какой-то джазовой команде.
Вернувшись
в Берлин, Клаус, используя уже полученный небольшой опыт, собирает рок-группу,
которая наигрывает популярные темы из творчества таких команд как «Rolling
Stones» и «Procol Harum», а в 1967 году формирует рок-авангард группу «Psy
Free», с которой можно начинать говорить о начале серьезного этапа творчества
маэстро. Помимо Шульце в состав «Psy Free» входили следующие 'психически
раскрепощенные' музыканты: Йоахим Шуманн (Joachim Schuhmann) и Алекс Конти
(Alex Conti). Группа вела активную концертную деятельность выступая в
берлинских клубах 'Зодиак', 'Волшебная пещера' и 'Серебряное яблоко'. Одно из
таких выступлений в 'Зодиаке' предопределило дальнейшую судьбу Клауса.
Помимо
занятий музыкой Шульце начинает плодотворно заниматься немецкой литературой,
историей, философией и психологией в стенах педагогического университета
(Paedagogische Hochschule Berlin), что приносит ему неплохой доход в виде
стипендии для очень одаренных студентов. Новые философские взгляды и стремление
продолжить идеи авангардного искусства 20-х годов приводят его в 'Зодиак'.
'Зодиак'
(Zodiac Free Arts Lab) на рубеже 60-70-х годов был в середине берлинского
авангардистского движения. У основания клуба с самого начало его существования,
с 1968 года стояли Конрад Шнитцлер (Conrad Schnitzler) и Ганс-Йоахим Роделиус
(Hans-Joachim Roedelius). В конце 60-х Шнитцлер был ключевой фигурой берлинской
арт-генерации. Лаборатория отбирала артистов экспериментального ключа в
различных направлениях, а Ганс-Йоахим был известен также и как участник групп
«Plus/Minus» и «Noises». Но главной авангардной работой Роделиуса, Шнитцлера, а
еже с ними Дитера Мебиуса (Dieter Moebius) стал легендарный шумовой проект
«Kluster», который успел издать только два альбома: 'Klopfzeichen' (1970) и
'Osterei' (1970).
Во
время одной из репетиций «Psy Free» в 'Зодиаке' в 1969 году Шульце познакомился
с идейным вдохновителем и создателем «Tangerine Dream» Эдгаром Фрезе (Edgar
Froese). Отец 'Мечты мандарина' спросил Клауса, - не мог ли он заменить на одно
выступление отсутствующего барабанщика Свена-Эйка Йоханссона (Sven-Ake
Johansson)? Шульце, не долго думая, согласился. Так, в клубе 'Волшебная пещера'
состоялся дебют Шульце в составе «Tangerine Dream», на котором музыканты
заработали 50 марок. Деньги были потрачены в тот же вечер на всякую ерунду, но
знакомство с Фрезе оказалось не напрасным.
После
нескольких выступлений за «Tangerine Dream» Эдгар предложил Клаусу постоянное
членство в группе в качестве барабанщика, а поскольку партнеры Шульце по «Psy
Free» начали 'отходить' от музыки, то Клаус принял столь перспективное в
творческом плане предложение. Не лишним будет напомнить, что у TD в момент
прихода к ним нового барабанщика был записан и издан только 7'' промо-сингл
'Lady Greengrass/Love Of Mine' (1966). Этот раритетный ныне сингл остается
загадкой для многих, так как официально (и это есть во всех справочниках) TD
образовались только в 1967 году в составе: Фрезе, Волкер Хомбах (Volker
Hombach), Курт Херкенберг (Kurt Herkenberg), Чарли Принс (Charlie Prince) и
Ланс Хапсхаш (Lanse Hapshash), которого позже сменил Свен-Эйк. Но оставим такое
несоответствие на совести немецких TD-ведов.
Клаус
Шульце появился в «Tangerine Dream» вместе с уже упомянутым выше Конрадом
Шнитцлером. Именно эта тройка - Фрезе, Шульце и Шнитцлер записали весной 1970
года первый полноценный альбом TD 'Electronic Meditation'. Слово 'electronic' в
названии подразумевало орган и электропианино Фрезе, виртуозное обращение с
магнитными лентами Шнитцлера и, может быть, металлические палочки Шульце.
Инженером первого альбома TD стал Клаус Фройдигман (Klaus Freudigmann).
Незадолго
до записи 'Electronic Meditation' Клаус знакомится с «Pink Floyd» (у тех уже
вышло несколько альбомов) на их концерте в Эссене и решает для себя больше
ориентироваться на экспериментальную и электронную музыку (что в то время было
фактически одним и тем же). Так, потихонечку Клаус начинает понимать, что его призвание
лежит в несколько иной области, отличной от простой игры на гитаре или на
барабанах. 'В один день я понял, - говорит Клаус Шульце, - все, что я делал -
было все OK; и игра на гитаре, и на барабанах, но если я хочу сделать что-то
необычное, я должен сменить инструмент'.
Шульце
делится своими мыслями с Эдгаром Фрезе, но тот не имеет желания превращать
«Tangerine Dream» в электронный коллектив, и сразу после 'Electronic
Meditation' меняет Клауса на Кристофера Франке. Интересно, но после расставания
с Шульце «Tangerine Dream» превратились в главную электронную группу планеты.
Была еще одна причина, на которую делает упор Фрезе: Клаус покинул группу 'по
собственному желанию', потому что женился и посвятил некоторое время только
семейным проблемам.
В
сентябре 1970 года Клаус встречает двух блюзменов из группы «Steeple Chase
Bluesband» Мануеля Гетшинга (Manuel Gottsching) и Хартмута Энке (Hartmut Enke).
Он убеждает их основать вместе коллектив играющий электронную музыку «Ash Ra
Tempel». На протяжении десятка месяцев новоиспеченное трио дает ряд концертов и
выпускает несколько демонстрационных кассет, а затем, августом 1971 записывает
альбом, после чего Мануель и Хартмут заявляют о своем уходе и «Ash Ra Tempel»
на время распадается.
Шульце
продолжает экспериментировать с электроорганом и кассетными магнитофонами, и он
вновь пересекается со Шнитцлером, который предлагает Клаусу музицировать
вместе. К этому моменту дитя 'Зодиака' «Kluster» дал трещину: между Шнитцлером
с одной стороны, Мебиусом и Роделиусом - с другой возникли некоторые
разногласия. Дитер и Ганс-Йоахим все больше отходили от идей 'берлинского
электронного авангарда' и делали реверанс в сторону 'английской
экспериментальной школы' Брайана Ино (Brian Eno). Позже, они сольются с
'пионером амбиентного звучания' на альбомах 'Cluster Und Eno' (1977) и 'After
The Heat' (1979).
Клаус
принимает решение поддержать своего друга Конрада и присоединится к его новому
коллективу «Eruption»; тем более что третьим участником стал хорошо известный
по работе в «Tangerine Dream» Клаус Фройдигманн. Eruption просуществовал совсем
недолго, но Шнитцлер успел-таки выпустить альбом 'Kluster Und Eruption' (1971),
где объединил идеи и настроения двух групп.
После
событий приключившихся с «Ash Ra Tempel» и «Eruption» Клаус осознает всю
зыбкость очередной попытки создать электронную группу надолго. Он покупает себе
по минимуму электронных инструментов и решает начать сольную карьеру. Шульце
вспоминает о том времени: «Когда я по-настоящему занялся клавишными в 1971-ом,
я не знал о них ровным счетом ничего. Я даже не знал где там 'ре', а где там
'соль'. И учтите, тогда под словом 'клавишные' подразумевались только пианино,
электропианино или орган. В моем распоряжении был лишь маленький домашний
электроорган 'Teisco'. У меня же был еще и богатый опыт в качестве барабанщика,
а в воздухе носилось множество безумных идей, которых я не мог объяснить ни
тогда, ни теперь. Я пытался их воплотить только потому, что победила любовь к
сочинительству. Помимо всего прочего я увлекался немецкой литературой, но я
приказал себе заниматься чем-то одним. Это было очень эмоциональное решение.
Это был прыжок в темноту».
Сделав
'прыжок' Шульце усердно 'пыхтел' над 'Teisco' и тэйп-машиной в своей спальне,
которая на скорую руку была переоборудована под маленькую студию. Вскоре Клаус
находит прогрессивный лейбл 'Ohr', где, казалось, создавались все условия для
плодотворных экспериментов с электронным звуком. Директор лейбла Рольф-Ульрих
Кайзер (Rolf-Ulrich Kaiser) с распростертыми руками принял молодого композитора.
Концепция 'Ohr' заключалась в поддержке так называемой 'космической музыки'.
Под эту-то концепцию и подходили сочинения Шульце (как и «Tangerine Dream», и
«Ash Ra Tempel», которых также раскручивал Кайзер). И, наконец, в апреле 1972
года появляется первый альбом маэстро - 'Irrlicht', куда был привлечен даже
берлинский симфонический оркестр 'Colloquim Musica'.
Здесь,
скорее, уместней прокомментировать работу 'зари электронной эры' словами самого
композитора взятыми из интервью Клауса-Дитера Мюллера (Klaus-Dieter Muller):
«Все мои ранние инструменты были очень доступные и дешевые: электрическая
гитара, эхо-машина, старенький 'Teisco', разбитый усилитель и т.д. Такое вот
оборудование, странные идеи и полная неизвестность в плане того, куда это меня заведет.
В таком настроении были записаны первые два альбома: Ах, да! Я же попросил
подыграть мне классический оркестр. Я писал их дешевым маленьким микрофоном;
тем - что прилагались к первым кассетным магнитофонам. Затем, я пропустил весь
этот ужас через несколько 'подручных средств' и проиграл назад. Еще я перекроил
свой орган и выудил оттуда удивительные звуки, которые положил на готовые
записи и альт. Так появились 'Irrlicht' и 'Cyborg'». Несмотря на отсутствие
синтезаторов, эти прото-эмбиентнаые работы считаются вехой в истории
электронной музыки.
С
февраля 1973-го Клаус дает первые сольные концерты, трудится над 'Cyborg' и
вновь объединяется с «Ash Ra Tempel» для записи 'John Inn'.
Все бы
так и продолжалось, но хозяина 'Ohr' 'клинит' на космической тематике. Кайзер
издает сборники 'Cosmic Joker' куда включает отрывки сессий Шульце и остальных
музыкантов сотрудничающих с лейблом. Так появляются 'космические курьеры'.
Клаус недоволен самоволием Кайзера; тот даже оспаривает цвет обложек. (На
переизданиях обложки периода 'Ohr' уже другие). Продажа альбомов лейбла
становилась все меньше, а упреков со стороны Рольфа-Ульриха - все больше. И
прежде, чем порвать контракт и Шульце, и остальным пришлось пройти сквозь
долгие судебные тяжбы. По этой причине третий альбом 'мага электроники'
'Picture Music' увидел свет только в 1975 году.
Клаус
не сочинял ничего нового пока не подыскал для себя надежный лейбл 'Metronome',
на котором уже в мае 1974 года выпустил самую 'жесткую' из ранних работ -
альбом 'Blackdance'. Незадолго до выхода эпохального 'Timewind' Клаус Шульце
вместе с клавишником, известным позже как Kitaro, продюсирует два альбома
группы «Far East Family Band».
Работая
в одно время с «Tangerine Dream», Шульце определил 'золотой период' в
электронной музыке и расцвет 'Берлинской школы электроники'. Пиком 'золотой
эры' стала работа 1975 года 'Timewind', которую маэстро записывал в 'Berliner
Weltklang-Studio'. Альбом включал две получасовые композиции: 'Bayreuth Return'
и 'Wahnfried 1883' - и, действительно, явился шедевром и необходимой
принадлежностью коллекции каждого электромеломана. 'Timewind' настолько
полюбился слушателям в Европе, что удостоился 'Grand Prix International'.
Необычайную популярность композитор приобрел во Франции, в пик бума берлинской
электронной музыки (во французских чартах 'Timewind' находился на первой, а
сольник Эдгара Фрезе 'Epsilon In Malaysian Pale' на второй строчке). Следующий
релиз 'Moondown' закрепил успех и разошелся тиражом в 400000 копий.
Шульце
активно гастролирует по Англии, Франции, Италии, посещает Японию, где
знакомится со Стоми Ямашитой (Stomu Yamashita). В 1976 году после очередного
европейского турне Клаус примыкает к «GO» - команде Ямашиты, Стива Уинвуда
(Steve Winwood) и Майкла Шриве (Michael Shrieve). Музыканты выпускают LP 'Go',
едут концертировать в Париж и Лондон и по материалам гастролей записывают
'концертник' 'Go Live From Paris'. Коллектив Go оказал на берлинского
композитора огромное влияние: Ямашита посоветовал Клаусу написать саундтрек к
немецкому порнографическому фильму Лассе Брауна (Lasse Braun) 'Bodylove', а
Майкл подсказал ему новые приемы работы с ритмом. «Как-то Майкл на некоторое
время остался у меня в студии и научил меня необходимым вещам, которых я не
знал даже будучи мало-мальски профессиональным барабанщиком в 60-70-х, -
вспоминает Шульце. - Ритм должен соотносится с сердцебиением, с дыханием. Майкл
говорил, что вы должны ходить под ритм. И действительно, мы ходили по студии
под ритм секвенсера. После таких занятий я стал лучше понимать, чувствовать
ритм».
В
начале 1977 года саундтрек 'Body Love' занимает второе место в 'гостевых'
чартах 'Billboard', а Go получают музыкальные награды. Через несколько месяцев
'профессор Берлинской школы' записывает очередной 'беспроигрышный' альбом
'Mirage': призрачно-обволакивающая 'Velvet Voyage' и, наверно, самая известная
композиция маэстро 'Crystal Lake' - воздушные замки в отражении кристально
чистых озер. Здесь Шульце развивает концепцию о том, что, при прослушивании
музыки, фантазии управляют реальностью при включенном эго-состоянии.
К
завершению плодотворно отработанного года, Клаус получает моральное
удовлетворение в виде аншлага на его концерте в лондонском 'Планетарии'. А
сразу после, выходит 'ожидаемое' продолжение - 'Body Love Vol. 2'.
Свой
десятый сольный LP Клаус решил назвать просто - 'X' (произносят это название по
разному: одни его называют 'икс', другие - 'десять'). Этот двойной альбом до
сих пор считается одним из лучших творений Шульце по компетентному мнению
участников его фан-клуба. Мне показалось интересным ознакомить читателей с
последними рейтингами работ Шульце за 1997 год опубликованными в сети
'Интернет': 1. 'Historic Edition';
2. 'X'; 3. 'Moondawn'; 4. 'Silver Edition'; 5. 'Mirage'; 6. 'Are You
Sequenced?'; 7. 'In Blue'; 8. 'Timewind'; 9. ':Live:'; 10.
'En=Trance'. 'X' моментально попадает в европейские чарты, завоевывая для
'Берлинской школы' все большую популярность. И именно как раз для того, чтобы
не сдать позиции в будущем, поддержать юные таланты и не оборвать немецкие
традиции, Шульце в конце 1979-го основывает лейбл 'Innovative Communication'
(IC). Он оборудует студию по последнему слову техники, которая уже позволяет
перейти с аналоговых синтезаторов на процесс цифровой записи. Вдохновленный
техническими новшествами, композитор записывает от начала до конца 'цифровой'
альбом 'Dig It' (1980) на аппаратуре 'G.D.S. Digital Recording System', е
заглавная композиция откровенно выказывает агрессивное отношение к прошлому -
'Death of an Analogue'. За перкуссию на одну из вещей с альбома 'Weird Caravan'
отвечали еще никому неизвестные Ideal. 'Магистр электроники' никогда не
отставал от моды и новых технологий: 'Я практически всегда работал с
компьютерами. Несомненно, со временем техника видоизменялась и моя музыка,
начиная с 1970 года, менялась вместе с ней. Это - нормально; все меняется - аудитория,
инструменты, мода'.
Безусловно,
в промежуток между 'X' и 'Dig It' Клаус Шульце 'не сидит сложа руки', а
выпускает 'Dune', ':Live:', впервые записывает альбом 'Time Actor' под
псевдонимом Рихард Ванфрид (Richard Wahnfried), гастролирует по Европе вместе с
Артуром Брауном (Arthur Brown), участвует в легендарном концерте 'ars
electronica' (1980), а также подготавливает и выпускает видео материалы для
'IC'. Из перечисленных работ мне хотелось бы выделить альбом 'Dune' (1979):
мистическая темно-синяя обложка с человеком, бредущим из ниоткуда в никуда,
настраивает на эзотерическое путешествие по глубинам человеческой психики.
Одноименная композиция как бы задает настроение, окутывая вас отголосками
'живых' струнных. Вторая вещь - 'Shadows Of Ignorance' - электронная опера,
соединение приемов 'Берлинской школы' и арт-рока, сравнимая лишь с работой
'Cyclone' (1978) Tangerine Dream. Философский текст дает вербальное усиление музыкальному
ряду.
На
протяжении 1981-82 г.г. открытие лейбла 'IC' - группа Ideal распродает около
500000 копий своего альбома только в одной Германии. Это был грандиозный успех,
и Шульце, после записи 'Trancefer' и 'Tonwelle' (под псевдонимом Wahnfried),
начинает вплотную заниматься 'IC', но, вскоре, понимает, что успех IDEAL не
может повторить ни один из проектов его лейбла, а все только тем и занимаются,
что копируют или его, или Tangerine Dream. Придя к таким выводам и сопоставив
их с графиком доходов компании, Шульце продает права на 'IC'. В одном из
интервью композитор поясняет: 'Я основал синтезаторную школу и лейбл
'Прогрессивная связь' (IC). Скоро, я понял, что на второе поколение
электронщиков нет спроса. Большинство из этих 'секонд-хендовских'
'шульценингов' и 'танжерингов' просто копировали нас. Зачем людям покупать
подделку, когда они могут приобрести подлинник? Поэтому я продал 'IC' в 1983
году, и, с тех пор, не имею никакого понятия, что там происходит'.
В наше
время лейблом 'IC' руководит Майк Вайсер (Michael Weisser) известный по
коллективу Software. Из этой 'кузницы' вышли такие знаменитые ныне проекты как
G.E.N.E. и Megabyte.
Этап
новых экспериментов у маэстро приходится на середину восьмидесятых годов и
берет начало от альбома 'Audentity'. Не последнюю роль здесь сыграли
многочисленные саундтреки, над которыми трудился Шульце: 'Next Of Kin',
'Angst', 'Havlandet', 'Walk The Edge' и поездки по социалистическим странам: по
Венгрии, Польше. Особенную популярность маэстро приобрел у польской публики во
время его европейского турне 1983 года. По материалам выступлений был издан
номерной концертный альбом 'Dziekuje Poland' (последняя работа Клауса на 'IC').
Затем, три года спустя, только для продажи в Польше, появляется двойной альбом,
разошедшийся стотысячным тиражом. В 1984-ом Шульце опять берется за создание
лейбла; на этот раз он называет его 'Inteam'. Мулька просуществовала до начала
1987 года. На 'Inteam' выходят две работы под псевдонимом Wahnfried: 'Megatone'
и 'Miditation'.
В
интервью К.-Д. Мюллеру Шульце говорил: «Проект Richard Wahnfried отличается от
моей сольной деятельности главным образом тем, что я включаю в работу других
музыкантов. Для каждого последующего альбома я выбираю новых людей, и я не
указываю им как надо играть. Wahnfried - творчество на равных. Другое дело, мои
сольные альбомы, где босс - это я. Саму же идею Wahnfried'а - коллектива с
меняющимся составом - я позаимствовал у Стоми Ямашиты и его проекта Go, за
исключением того момента, что все участники Go исполняли композиции сочиненные
только Ямашитой».
В
период с 1986 по 1988 год сольные работы Шульце, словами критиков, приобрели
'кроткие, отстраненные настроения'. Под это определение вполне можно отнести
такие альбомы маэстро как 'Dreams' и 'En=Trance'. Приблизительно в это время
Клаус начинает работать с сэмплами. 'Технология сэмплирования, - говорит
маэстро электроники, - оказала даже еще больший эффект, нежели переход от
аналогового к цифровому звучанию.
Цифровая
запись - это лишь скачок в качестве, когда сэмплирование - это радикально новый
путь к созданию структурированного шума и музыки. Звуки, которые мы с таким
трудом извлекали в 70-х из громоздкого и дорогого оборудования, в одночасье
стали легкодоступны. Но на концертах я по-прежнему люблю играть на
'Minimoog'е', и публике нравится его звучание. 'Minimoog' придает своеобразный
почерк; это тот сигнал, по которому можно опознать мою электронную музыку, как
по электрической гитаре вы определите рок-н-ролл, по саксофону - ритм-энд-блюз,
по гавайской гитаре - танец Хулу'.
Еще
одним важным прорывом в электронной жизни Германии стал выпуск биографической
книги, рассказывающей о творческом и жизненном пути электронного композитора, а
через год просветительскую эстафету у печатников перехватило западногерманское
радио с передачей о Шульце в десяти частях - 'The Klaus Schulze Story'. К слову
сказать, после посещения Клаусом американского континента в 1988 году сразу по
шестидесяти радиостанциям прошла передача 'Klaus Schulze Pioneer of Space'.
Из
совместных проектов на тот момент стоит выделить альбом 'Babel' (1987) с
Андреасом Гроссером (Andreas Grosser) и удавшуюся продюсерскую работу с
поп-группой Alphaville (1988).
Начиная
с 89-го Шульце редко выступает перед публикой, хотя все его концерты имели
великолепную посещаемость в Дрездене, Лондоне, Барселоне, Париже и Риме.
1990
год начинается с возвращения Шульце из собственных фантазий и сновидений на
поприще эксперимента. Доказательство - один из лучших за последние семь лет
сольный альбом 'Miditerranean Pads'. Параллельно он работает над двойным CD
'The Dresden Performance' и записывает специально для американского сэмплера
'Dali: The Endless Enigma' тему 'Face of Mae West'.
Двадцать
четвертый сольный релиз маэстро 'Beyond Recall' уже сейчас можно занести в
историю электронной музыки хотя бы из-за того, что он стал последним альбомом
Шульце, который вышел на виниловой пластинке. Затем последовала кропотливая
работа над новыми сэмплерами для немецкого почтового агенства - '2001' и для
сэмпл-библиотеки на CD - 'Klaus Schulze Collection 1'.
По
итогам концерта в 'Royal Festival Hall' в 1992 году выходят 24-й и 25-й
номерные альбомы Шульце, а следом появляется 'The Dome Event' (1993),
включающем в себя концертные записи и студийный материал.
После
работы над музыкой к нескольким фильмам Клаус приходит к решению издать ранее
не выпущенные композиции включив в серию многочисленные собственные саундтреки.
Так появились знаменитые десять номерных альбомов 'Silver Edition'. На
удивление вся серия из десяти CD отлично продавалась и через пару лет Шульце
повторит смелый эксперимент выпустив следующий номерной десяток 'Historic
Edition'.
В этот
же период 'магистр электроники' отдает дань классической музыке, а позже
реализует свои взгляды на классику в альбоме 'Goes Classic' (1994), куда
включает произведения Фридриха Сметаны, Франца Шуберта, Людвига Ван Бетховена,
Эдварда Грига и других выдающихся композиторов прошлого. Также Клаус сочиняет
свою первую электронную оперу 'Totentag'. Параллельно идет запись макси-сингла
'Conquest Of Paradise' и двойного альбома 'Das Wagner Desaster - Live -', в
который вошли концертные записи из выступлений в Париже и Риме.
Альбом
'In Blue' нельзя воспринимать однозначно. С одной стороны она подытоживает
электронные ходы Шульце 90-х, а с другой стороны механистично выпадает из
актуального времени; попытка 'впасть в грусть' открестившись от меланхолии,
создает только подобие кибер-пародии, которая явно еще не дотягивает до
отчаянного электронного кибер-футуризма 'Trance Appeal'.
В
1995-ом в частном порядке Шульце встречается со знаменитым Робертом Мугом
(Robert Moog) и музыкантами из Pink Floyd, продюсирует SNAP, издает на CD
полную версию ':Live:' и переиздает 'Moondawn'.
В
1996-ом он выступает в Англии, выпускает шестой по счету альбом Wahnfried
'Trance Appeal', реализует ветхие записи «Ash Ra Tempel» (где Шульце - пока еще
гитарист и барабанщик) и записывает сольную работу 'Are You Sequenced?'.
К
своему 50-летию маэстро электронной музыки издает на целых 25CD 'Jubilee
Edition'.
Никогда
не задерживаясь подолгу на одном месте в сочиненном им электронном мире,
великий композитор современности подобрался и к области техно-экспериментов. В
начале июля 1994 года он в качестве V.I.P. наблюдал за сенсационным берлинским
рэйвом 'Love Парад'. Шульце побывал на многих техно- и амбиент-вечеринках и
действительно проникся атмосферой нового электронного звучания. Именно на 'Love
Параде' на него произвел неизгладимое впечатление сет Ритчи Хоутина (Ritchie
Hawtin) известного больше под именем Plasticman. Ритчи, в свою очередь, в
интервью опубликованном на страницах 'New Musical Express', признался, что дома
он предпочитает слушать только сочинения Клауса Шульце. Справедливости ради
стоит сказать, что практически все более-менее значимые электронные музыканты
современности (может быть исключая некоторых DJ-ев), считают своим долгом
высказать свою признательность берлинскому электронному магу. Новой поросли
одетой в оранжевую спецодежду по каналам FM и в клубах наконец-то также начали
вдалбливать в их 'запиленные' изъезженным винилом головы кто есть кто в мире
музыки. Это не может не радовать.
Сам
Шульце высказывает свое положительное отношение к современной ситуации. По его
словам техно освежило тускнеющую и скучнеющую от года в год электронную музыку
в традициях 70-х. «Загнивание электроники прекратилось в 90-е вместе с
наступлением техно бума, моды на транс и амбиент. Молодежь, которая не
воспитывалась на Rolling Stones и The Beatles, но уютно себя чувствовала в
компании электронного звука, привнесла свежий воздух на уже плохо пахнущую
электронную сцену. Я ценю то, что эти молодые люди помнят меня и нарекают меня
'дедом техно' или 'папой электроники'. Они стремятся работать со мной, точно
также как я тянусь к ним. К примеру, один из моих альбомов вышел на лейбле
принадлежащем немецкому техно дуэту».
Реальный
скачок от громких фраз вроде вышеперечисленных до реального признания Шульце в
этой области экспериментирования произошел совсем недавно - после появления
очередного альбома проекта Wahnfried 'Trance Appeal', где рядом с классиком бок
о бок трудился Йорг Шааф (Jorg Schaaf).
'Trance
Appeal' - во многом психоделический техно-проект маэстро. Фирменный почерк
последних работ середины 90-х чувствуется разве что на треках 'A Chilly Fiesta'
и 'Esprit Sans Frontieres'. Электронная пьеса 'Towarisch' чем-то напоминает
средний этап творчества Tangerine Dream. В остальном это извращенные
техно-формы с тотальным расщеплением музыкального содержания. Сплошные звуковые
галлюцинации в рамках измененного восприятия. Шульце всегда выпускал тревожные
по своему внутреннему содержанию альбомы, но на 'Trance Appeal' тревога
болезненно выходит из-под контроля.
Оглядывая
взглядом творчество Шульце, можно только удивляться: он считается
отцом-основателем 'берлинской электронной школы', традиционной электроники и
техно. Основал (или принял непосредственное участие в основании) несколько
серьезнейших музыкальных студий, на которых и по сей день регулярно выходят
электронные альбомы вышеперечисленных жанров. Кроме того, оказался настолько
творчески плодовит, что смог выпустить в 1999 году 50-дисковый бокс, в который
не вошло ни одного номерного альбома! В 2002 году два альбома Клауса Шульце
(Mirage и Timewind) были включены в рейтинг The 25 Most Influential Ambient
Albums Of All Time (25 главных эмбиент альбомов всех времён).
26
апреля 2022 года Клаус Шульце умер на 75-м году жизни вскоре после завершения
записи своего последнего альбома Deus Arrakis. Директор лейбла SPV Франк Уле
отметил, что, несмотря на проблемы со здоровьем, смерть музыканта была
внезапной.
Найдено в сети.
Комментариев нет:
Отправить комментарий