Впервые выйдя на сцену, как участники школьной
самодеятельности, семь девушек прославились на всю Польшу и в течение следующих
15 лет записали около 20 пластинок и отыграли более 4000 концертов по всему
миру.
Самодеятельный музыкальный женский коллектив был основан в октябре 1959 года в экономическом колледже в Щецине. Художественным руководителем и автором многих песен был Ян Яниковский — преподаватель экономики, товароведения и музыки. Название ансамбль получил от популярного польского журнала для девочек «Filipinka» и, в самом начале, представлял собой нонет. Потом количество участниц было сокращено до септета. В первом составе «Филипинок» участвовали: София Богданович, Ники Иконому, Эльжбета Клауш, Кристина Павлачик, Ивона Рач, Анна Садова, Кристина Садовская.
Девушки дебютировали в 1960 году на песенном конкурсе «Ищем
молодые таланты». В июне 1961 года группа приняла участие в Большом фестивале
музыки, песни и танца во Вроцлаве - как вокальный ансамбль «Zespół Vokalny
Technikum Handlowego» в Щецине и единственный самодеятельный ансамбль,
допущенный к участию в конкурсе.
Песня «Lilie» из альбома «Филипинки -
это мы! Неопубликованные записи 1962-1971 годов». «Lilie» - польский кавер на
американский эстрадный стандарт «Ten Little Indians» - является первой песней «Филипинок»,
записанной ими ещё под названием «Zespół Vokalny Technikum Handlowego». Девушки
записали песню в феврале 1962 года, и запись была впервые показана 11 марта
1962 года в Щецинской телепрограмме Анджея Андроховича «Studio Młodych», в
которой группа также исполнила песню «Dzieci Pireusu» из греческого фильма
«Never in». Кадры для музыкального клипа были сняты в Wały Chrobrego в Щецине,
а также на крыше и во дворе замка померанских герцогов в апреле и июле 1963
года. Песне предшествует фрагмент радиоинтервью с филиппинцами в январе 1964
года по случаю объявления результатов радиоголосования за лучшую песню 1963
года. Первое место с перевесом в 1500 голосов радиослушателей заняла песня
«Батуми».
В 1962 «Филипинки» успешно выступили в радиоконкурсе
«Микрофон для всех», после которого получили предложение сделать запись для
щецинского филиала польского радио. Эти записи транслировались по всей стране.
С тех пор группа перестаёт носить статус любительской и начинает
профессиональную карьеру.
«Филипинки – это мы» - песня, в которой девушки поют о себе
- настоящий художественный манифест ансамбля. В песне немного провокационное и
интригующее заявление о том, что молодые певицы никому не будут раскрывать свои
имена. Напротив, все они будут использовать название «Филипинки», потому что
как музыкальная группа они едины и преследуют общую цель. Видеоклип на эту
песню очень динамичный и показывает девушек в разных местах и в разных нарядах.
Один раз мы видим их школьницами, одетыми в школьную форму, другой раз -
элегантными горничными, одетыми в платья и сидящими за столом под зонтиком.
«Филипинки» на велосипедах, «Филиппинки» на мотоциклах, «Филипинки» на корабле.
Думаю, что знакомство с коллективом нужно начинать с этого видео.
К 1963 году «Филипинки» уже хорошо зарекомендовали себя,
приняв участие в радиопередаче Швяча и Залевского. В апреле девушки дебютировали на телевидении, а в мае
редакция журнала «Filipinka» официально закрепила за группой их название.
Большой прорыв произошел в конце 1963 года, когда «Филипинки» исполнили игривую
песенку «Wala Twist», посвященную Валентине Терешковой, которая в июне 1963
года стала первой женщиной-космонавтом, совершившей полет на борту «Востока-6».
«Wala Twist» быстро стала хитом в Польше и Советском Союз». В том же году
«Филипинки» выпустили свой первый виниловый диск в Советском Союзе и еще два в
Польше. Только в 1964 году было продано более 704 740 пластинок группы.
«Валя Твист» - очень веселая и ритмичная песня о Валентине
Терешковой, первой женщине, совершившей космическое путешествие. В песне также
упоминаются первый космонавт Юрий Гагарин и некий господин Твардовский
(вымышленная фигура, якобы высадившийся на Луне). Видео, снятое на песню,
показывает «Филипинок», катающихся на каруселях в парке развлечений. И это
неудивительно, ведь песня действительно веселая и бесшабашная.
«Батуми» - спокойное и сентиментальное произведение,
посвященное славному грузинскому городу. Песня очень милая и приятная на слух, которую
девушки исполняют голосами, полными меланхолии. Произведение вызывает у
слушателя желание побывать в Батуми, взглянуть на его «чайные поля» и послушать
«щебетание цикад». Песня «Батуми» (музыка Артеми Аджвазян, слова Олы Обарской)
стала одним из лучших хитов группы. По результатам голосования на Польском
радио «Батуми» получила титул «Песня 1963 года», победив в конкурсе с
подавляющим большинством. «Батуми» была также очень популярна в СССР,
Чехословакии, Восточной Германии, Румынии, Швеции и Венгрии. Советская фирма
грамзаписи «Мелодия» выпустила песню на пластинке. На песню были созданы два
видеоклипа - в ГДР в 1963 году и в Польше весной 1964 года.
Песня «Bal Arlekina», музыку к которой написал Ян
Яниковский, а слова - Влодзимеж Патушинский, была написана в июне 1963 года
одновременно с лучшим хитом группы «Wala Twist». Время для создания новых песен
удалось выкроить в плотном гастрольном графике «Филипинок», благодаря тому, что
девушкам пришлось на несколько недель отказаться от концертов - Ивона Рач и
Халина Стейнер должны были сдавать экзамены на аттестат о среднем образовании.
В 1964 году «Бал Арлекина» стал одним из лучших хитов группы
- с марта по июль он неизменно входил в пятерку лучших польских хитов, в
который одновременно входили и две другие песни «Филипинок» - «Батуми» и «Валя
твист». Клип на песню режиссера Казимежа Орача был снят в июне 1964 года в
модном салоне «Telimena» в Щецине, где специально для группы дизайнерским бюро «Zakłady
Urzdzeń DANA» было пошито четыре комплекта новых костюмов. В ответ девушки ответ
рекламировали новые коллекции одежды и выступали в показах мод в качестве
моделей. В 1964 году DANA выпустила серию красных и темно-синих молодежных
сумок с названием «Filipinki», и это был первый случай такого «брендинга» в польской
послевоенной истории. За пятнадцать лет существования группы «Филипинки»
подписали аналогичные рекламные контракты с «Польская модой», «Polish Ocean
Lines» и «PTTK».
Через несколько лет «Филипинки» стали чрезвычайно популярны
как внутри страны, так и во всех странах Восточного блока, регулярно появляясь
в телепрограммах Польши, Советского Союза и ГДР. Девушки с успехом выступали на
различных музыкальных фестивалях (в том числе на Национальном фестивале
польской песни в Ополе). В середине 1960-х польские СМИ называли их «The
Beatles Girls».
Первый большой тур «Филипинок» по Советскому Союзу состоялся
в начале 1967 года. Они побывали в пятнадцати городах, где дали в общей
сложности 87 концертов - их посмотрели более 300 000 зрителей. Девушки также
записали два фильма для советского телевидения и посетили музыкальную студию «Мелодия»,
где записали несколько песен. Всего «Мелодия» выпустила на советский рынок 4
виниловых пластинки группы (три сингла и один EP). Сингл с «Walą twist» был
выпущен только на одном Рижском заводе грампластинок тиражом 160 000 копий. «Подмосковные
вечера» «Филипинки» записали, правда, не в СССР, а в Канаде - 18 октября 1965 года
в Торонто. Запись была опубликована на американском LP группы «Piosenka nie wie
border» («Песня не знает границ»).
«Sto przyrzeczeń» - польский кавер на хит Пола Анки «Pita pita» был записан «Филипинками» в 1962 году. Их версия была включена в долгоиграющий альбом группы «Piosenka nie wie border», выпущенный в США в 1965 году.
В 1965 году «Филипинки» стали первой молодежной группой
Восточного блока, совершившей гастрольную поездку за границу, в Канаду и США.
Ансамбль выступал в Торонто, Оттаве, Монреале, Нью-Йорке, Миннеаполисе, Чикаго,
Детройте, Питтсбурге, Филадельфии и Балтиморе. В 1966 году девушки провели ещё одно трехмесячного турне по
городам США. Вскоре у «Филипинок» вышли в Канаде и США три виниловых пластинки.
«До свиданья, профессор» - типичная студенческая песня об
окончании школы, прощании с учителями, расставании с привычным стилем жизни и
вступлении на новый жизненный путь. В песне «До свиданья ...» "Филипинки" благодарят своих учителей, извиняются перед ними за доставленные проблемы и
заботы и обещают претворить в жизнь то, что им внушили профессора.
«Kapitanie, co za burza» - песенка из музыкальной комедии Зофьи Дыбовской-Александрович под названием «Marynarka to męska przygoda» (1966). «Филипинки» снялись в этом фильме в роли экипажа корабля. В фильме также участвовали Анна Герман в роли капитана корабля, Петр Щепаник и Иоланта Лоте в роли офицеров и Казимеж Брусикевич в роли пассажира. В кинотеатрах фильм был показан поздней осенью того же года.
Во 2-й половине 1960-х годов группа стала терять былую
популярность. «Филипинки», уставшие от образа хороших девушек, расстались с Яном
Яниковским, а двое из них - София Богданович и Эльжбета Клауш – совсем покинули
группу, которая превратились в квинтет. Девушки решили исполнять песни в
соответствии со своими музыкальными предпочтениями и строить свой сценический
образ по своему вкусу. Новый художественный руководитель ансамбля Рышард
Познаковский подготовил для них три новые песни: «Znam go na pamięć», «Dlaczego
płaczesz mały» и «Własny świat». Музыкальный стиль группы явно повернулся в
сторону прогрессивного рока с элементами R&B, а некоторые из новых песен
были сильно вдохновлены работами «The Rolling Stones», «The Supremes», «Sweet
Inspirations» и «Patterson Singers». Впервые новинки были представлены публике на
концерте, который состоялся в субботу, 21 октября 1967 года в кинотеатре «Capitol»
в Щецине. Вскоре руководство группой взял на себя Матеуш Свенцицкий, а Рышард
Познаковский возглавил возрожденных «Трубадуров».
«Własny świat» («Собственный мир») - первое произведение,
которое вошло в репертуар изменившейся группы во второй половине 1967 года.
Диск с новыми песнями был выпущен компанией «Polskie
Nagrania» в конце весны 1968 года - более половины тиража ушло на рынок ГДР,
где новые песни «Филипинок» и их измененный стиль были встречены бурными
аплодисментами.
«Весна может вернуться» - один из величайших хитов «Филипинок».
Музыка была написана Мацеем Коссовским, слова - Хелены Коморовской,
аранжировщиком выступил Матеуш Свенцицкий.
Новая песня была впервые представлена в апрельском выпуске «TV
Song Exchange» в 1969 году и сразу же попала в чарты, где оставалась несколько
месяцев вместе со вторым хитом группы «Weselmy się». Ранней весной группа
подписала контракт с компанией «Pronit» на выпуск нового альбома, но лейбл
задержал производство диска, что привело к парадоксальной ситуации - на рынке
появилось более сотни различных «пиратских» записей песни. Такого количества подделок
не было ни у одного другого хита в истории «Филипинок». Первая официальная запись
«Весна может вернуться» была выпущена компанией «Polskie Nagrania» только летом
1969 года. Песня наконец появилась на альбоме группы, который «Pronit» выпустил
с почти годовой задержкой. В июне 1969 года во время фестиваля польской песни в
Ополе филиппинки открыли концерт «Хиты сезона» песнями «Wiosna majem wróci» и
«Weselmy się», за что получили награду жюри фестиваля.
Эстонская песня «Teretibukene» была записана «Филипинками» в конце зимы 1968 года вместе с армянской песней «Carik Ner» включена в программу «Filipinki & No Trump - Beat & Folk Show».
В 1969 году группа представила эту программу более 300 раз
на сценах Польши, Восточной Германии и Болгарии, где концерты «Филипинок» посмотрело
более 40 000 зрителей. Разнообразное и оригинальное шоу было самым зрелищным и
дорогим спектаклем в истории коллектива - группа путешествовала со своей
звуковой аппаратурой, декорациями и освещением, куда входили сверхсовременные
по тем временам стробоскопы и люминесцентные лампы. Чтобы в полной мере
использовать преимущества этого освещения, модельное агентство «DANA» из Щецина сшила для девушек костюмы из
специально подобранных тканей.
«Дам тебе всё что хочешь» - песня, написанная Бугуславом
Климса на текст Анджея Курило, вошла в репертуар коллектива в январе 1970 года.
Песня стала очень популярной и ее часто транслировали по польскому и советскому
радио. В результате «Филипинки» включили её в конкурс «Хиты сезона» фестиваля в
Ополе. Автор аранжировки - тогдашний менеджер группы Матеуш Свенцицкий, а
аккомпанирует девушкам ансамбль «Bez Atu».
Песня вошла в шоу «Не верьте мальчикам», с которым «Филипинки» с 22 января по 26 августа 1970 года дали в общей сложности 177 концертов, не считая выступлений на фестивалях и телевидении. Крайне плохо организованный, изматывающий тур привел к кризису и расколу в группе, из которого летом ушли Анна Садова и Ники Иконому. Оставшиеся девушки - Мария Харди, Кристина Павлачик и Ивона Рач - разорвали контракт с концертной организацией «Estrada Dolnośląska», которая организовывала тур «Не верьте мальчикам», и прекратили выступления. На место двух ушедших участниц группы была взята только одна певица, и «Филипинки» из квинтета стали квартетом. Затем последовала очередная смена имиджа и репертуара, на этот раз в сторону поп-музыки с элементами джаза.
"Филипинки" присоединились к концертной организации «Stołeczna Estrada», и осенью 1970 года
вместе с группой «Czerwone Gitary» отправились на гастроли по СССР. Раскол в
группе и смена репертуара не позволила «Филипинкам» выпустить диск-гигант «Не
верьте мальчикам», премьера которого была запланирована лейблом «Polskie
Nagrania» в конце осени 1970 года. Выступление на Международном фестивале песни
в Сопоте в 1972 году также не принесло коллективу ожидаемого успеха.
Группа была официально распущена в ноябре 1974 года.
Filipinki - "Z archiwum
Polskiego Radia" (2008).
1. Pity Pity
2. Parasolki
3. Batumi
4. Dzieci Pireusu
5. Spacer po porcie
6. I somarenes soliga dagar
7. Praczki z Portugalii
8. Ave Maria no morro
9. Filipinki - To my
10. Charleston
nastolatków
11. Babunia z portretu
12. Bal Arlekina
13. Do widzenia
profesorze
14. Piosenki twego snu
15. Rówieśnicy
16. Wala - twist
17. Ballada o kimś
dalekim
18. Siedmiu chłopców
19. Tarap - tarap
20. Znajdź sobie
dziewczynę
21. Tłok na plaży
22. Nie ma go
23. Weselmy się
24. Wiosna majem wróci
25. Białe muszelki
26. Za dużo wrażeń
CD 2
1. On tu jest
2. Dam Ci wszystko, co
zechcesz
3. Jeśli kochasz - nie mów
mi o tym
4. Nie wierz chłopcom
5. Nic nie wraca
6. Co się odwlecze
7. Ja się w tobie nie
zakochałam
8. Po ulicy chodzę
9. Królewski zamek
10. Ze mną do dziś
11. Filipinki - to my
12. Bal arlekina
13. Charleston
nastolatków
14. Ballada o kimś
dalekim
15. Do widzenia,
profesorze
16. Rówieśnicy
17. Wala twist
18. Tłok na plaży
19. Nie powtarzaj się
20. Weselmy się
21. Wiosna Majem wróci
22. Odjechali chłopcy
23. Biała brzózka pośród
miasta
24. Byli tacy jak my
25. Regulaminowa
piosenka
26. Pokochał ją bez
granic
27. Królewski zamek
«Радиозаписи 1963–1972 годов. Четвертый том серии «Из
архивов Польского радио» заполнен записями, несомненно, самой популярной
женской вокальной группы 1960-х годов, основанной семью студентами Технического
училища торговли в Щецине. Этот двойной альбом содержит большинство записей,
сделанных в PR-студиях в 1963-1972 годах - как величайшие хиты, так и менее
известные песни (стилистически более близкие к року и фолк-року, чем поп-песня,
с которой всегда ассоциировалась группа) и абсолютные коллекционные. раритеты,
такие как полный концерт филиппинцев, записанный во время концерта в Ополе '84,
или фрагменты выступлений группы в Колобжеге в 1971 году».
---merlin.pl
download (mp3 @320 kbs):
https://yadi.sk/d/CZArRKUV3aYq9Q
Комментариев нет:
Отправить комментарий