среда, 16 августа 2023 г.

История альбома. Queen – «The Works» (1984).

Поп-рок

Хард-рок

Одиннадцатый студийный альбом британской группы Queen, выпущенный 27 февраля 1984 года лейблом «EMI Records» в Великобритании, и «Capitol Records» в Соединенных Штатах. Первый альбом в дискографии Queen, изданный на CD.

Queen очень интенсивно работали на протяжении десяти лет. Поэтому после выпуска предыдущего альбома «Hot Space» (1982) и последующего турне, было решено в 1983 году воздержаться от каких-либо выступлений и вообще отдохнуть от группы.

В этот период активную деятельность проявлял только Брайан Мэй. Он создал Star Fleet Project, в котором участвовали гитарист Эдди Ван Хален, ударник Алан Грацер (из американской рок-группы REO Speedwagon), басист Фил Чен (сессионный музыкант, работавший с Джеффом Беком и Родом Стюартом) и клавишник Фред Мандель (участвовавший в турне Queen Hot Space). В результате этого сотрудничества в октябре 1983 вышел одноимённый мини-альбом Star Fleet Project, подписанный Brian May + Friends.

В этот период Queen завершили контракт с фирмой «Elektra Records», которая выпускала их альбомы в США, Канаде, Японии, Австралии и Новой Зеландии, и передали эти полномочия «EMI», которая раньше издавала Queen только в Европе. В Северной Америке издателем Queen стала представитель EMI — «Capitol Records».

В августе 1983 группа собралась в лос-анджелесской студии «The Record Plant» и начала работу над очередным альбомом. Это был первый случай, когда Queen записывались в Америке. Впрочем, вскоре они переехали в старую знакомую студию «Musicland» в Мюнхене, где всем заправлял один из лучших продюсеров Европы Рейнхольд Мак, которого все звали просто Мак. Он так же просто "Mack" указан и в титрах альбома на обложке.

В этот же период менеджер Queen Джим Бич предложил группе написать музыку к фильму «The Hotel New Hampshire» («Отель "Нью-Хэмпшир») — экранизации одноимённого романа американского писателя Джона Ирвинга. Музыканты согласились, но вскоре обнаружили, что эта работа совсем не оставляла им времени на запись альбома, поэтому с кинопроектом решили завязать. Только одна песня "Keep Passing the Open Windows", написанная для фильма, попала в альбом The Works.

Хотя Брайан Мэй и Роджер Тэйлор, стойкое рок-ядро Queen, честно пытались возродить былое хард-роковое звучание, альбом «The Works», как и предыдущий, проникнут влиянием электропоп-музыки (благодаря Меркьюри) и нью-йоркского фанка (увлечение Джона Дикона).

«The Works» - "Произведения, труды" обычно употребляется в литературе, говорится, например, о собраниях сочинений и т.п. типа Charles Dickens - The Works. Название альбома произошло от фразы, которую Тэйлор бросил в самом начале работы над альбомом: "Давайте выдадим им произведения!"

1) "Radio Ga Ga" («Радио Га-Га») придумал Роджер Тэйлор, услышав как его 3-летний сын Феликс произносил: "Радио кака". Слово "кака" на всех языках (во всяком случае европейских) означает одно и то же. Тэйлора пронзила идея, он заперся на несколько дней у себя дома с синтезатором Roland Jupiter 8 и драм-машиной. В результате родилась песня, где Роджер с теплом вспоминает, какую роль играло радио в его детские — юношеские годы, и в какую "каку" оно превратилось теперь. Слово "кака" заменили на "гага", а в припеве радио обзывают ещё и "гугу", и "бла-бла"... Во втором куплете автор отмечает, что в наши дни видео вытеснило радио, но не оставляет надежды, что "когда мы устанем от всей этой визуальности, придёт и твоё время, придёт твоя власть, будет и на твоей улице праздник, Радио."

Queen – «Radio Ga Ga» (Official Video)

Тэйлор собирался использовать эту песню в своём сольном альбоме, но когда группа услышала его демозапись, Джон Дикон быстро набросал басовую партию, а Меркьюри сразу почувствовал, что из этого может получиться большой хит и взялся за аранжировку. Тэйлор со спокойной душой уехал кататься в Альпах на лыжах, предоставив Меркьюри отточить текст, гармонию и аранжировку песни. Тем не менее, всё авторство "Radio Ga Ga" приписано Тэйлору, поскольку остальные считали себя только аранжировщиками.

Queen – «Radio Ga Ga» (Live Aid 1985)

Песня записывалась в Лос-Анджелесе с участием канадского сессионного клавишника Фреда Манделя, который добавил в песню синтезированную басовую партию, спрограммированную на Roland Jupiter 8, пианино и синтезатор Roland VP330. За исключением соло на слайд-гитаре Мэя и голоса Тэйлора, песня состоит сплошь из электронных и синтезированных звуков. Даже голос тут был пропущен через специальный голосовой синтезатор —вокодер. "Radio Ga Ga" вышла первым синглом с альбома и — Меркьюри, оказался прав — стала большим хитом по всему миру.

2) "Tear It Up" («Разорви это») — попытка Брайана Мэя воссоздать старое доброе хард-рок звучание Queen семидесятых. Песня записана фоне ударного ритма, похожего на знаменитый топот в "We Will Rock You", и текст в том же духе: там было "мы вас рокнем", здесь "разорви их всех" и т.п.

Queen – «Tear It Up» (Official Lyric Video)

3) "It's A Hard Life" («Тяжёлая жизнь») — песня Меркьюри, которую Мэй и Тэйлор называли своей одной из любимейших песен от Фредди. Мэй внёс небольшой вклад в текст песни, а также вступление, базируясь на арии из оперы "Паяцы" итальянского композитора Руджеро Леонкавалло и в частности, на строчке: "Смейся клоун над своей разбитой любовью!"

Queen – «It's A Hard Life» (Official Video)

В музыкальном плане и особой фразировкой вокала "It's A Hard Life" нарочито перекликается с песней "Play the Game" из альбома 1980 года: дескать, там всё только начиналось в радужных тонах и любовь казалась весёлой игрой, а здесь мы видим в итоге разбитое сердце и разбитую любовь.

Queen – «It's A Hard Life» (Live in Rio 1985)

"It's A Hard Life" — одна из вещей в альбоме, записанных без всякой электроники старым добрым квиновским способом, когда на обложках их альбомов указывалось: no synthesizers! Меркьюри тщательно проинструктировал Мэя в каких звукорядах делать соло, которое сам Мэй назвал очень "богемно-рапсодским".

4) "Man On The Prowl" («Мужчина в поисках добычи») — трёхаккордное рокабилли Меркьюри в духе прежней "Crazy Little Thing Called Love". Здесь Мандель сыграл энергичную концовку на ф-но, Мэй записал соло на Fender Telecaster.

Queen – «Man On The Prowl» (Official Lyric Video)

Песня была запланирована как пятый и последний сингл с альбома, с предварительной датой выпуска 19 ноября 1984 года. Рекламные копии были напечатаны и разосланы, но группа выбрала рождественский сингл «Thank God It's Christmas», на котором «Man On The Prowl»  появляется в качестве би-сайда.

5) "Machines (Or Back To Humans)" («Машины» (или «Назад к людям») с явным влиянием немецкого электропопа, типа Kraftwerk. Идею песни придумал Тэйлор, а Мэй подхватил и завершил. Речь идёт о популярной в научной фантастике теме, что власть в современном мире захватили машины (роботы), и они гордятся тем, что всё человеческое им чуждо: как пороки, так и добродетели, считая, что в этом и есть совершенство.

Queen – «Machines (Or Back To Humans)» (Official Lyric Video)

Хотя в прилагающемся к альбому тексте написано: "Когда власть захватывают машины/ Здесь не остаётся места для тебя и меня", в альбоме поётся: "Когда власть захватывают машины/ Здесь не остаётся места для рок-н-ролла", что звучит гораздо реалистичнее и актуальнее для самих Queen.

Продюсер Мак спрограммировал "разрушительный" механический звук с помощью сэмпл-синтезатора, долженствующий изобразить пугающую власть роботов. Вокал исполняется дуэтом: гармоничный дабл-трек Меркьюри с голосом Тэйлора, пропущенным для роботоподобия через вокодер Роланда VP330. В инструментальные дорожки песни вкраплены сэмплы из прежних песен Queen: "Ogre Battle" (Queen II), "Flash " и "Goin' Back" (из проекта Larry Lurex 1973 года). "Машины" как и "Радио Га-Га" — самая напичканная электроникой песня в альбоме, несмотря на то, что сочинена её ярыми противниками Мэем и Тэйлором.

6) "I Want to Break Free" («Я хочу освободиться») — песня басиста Джона Дикона. про то, как он полюбил в первый раз по-настоящему, а "она" этого не оценила, всё время лжёт ему и не способна на подобную же любовь. Поэтому он хочет освободиться. Дикон с самого начала настаивал, чтоб в песне не было гитарного соло — отсюда это дико звучащее, как шутовство какое-то, соло на синтезаторе, исполненное Фредом Манделем. "I Want to Break Free" стала ещё одним большим хитом Queen позднего периода.

Queen – «I Want To Break Free» (Official Video)

7) "Keep Passing The Open Windows" («Продолжая проходить мимо открытых окон») — как уже говорилось, песня написана для фильма «The Hotel New Hampshire» (1984), где эта фраза упоминается несколько раз, как и в книге. Работа Меркьюри на ф-но и синтезаторе.

Queen – «Keep Passing the Open Windows» (Official Lyric Video)

8) "Hammer to Fall" («Когда ударит молот») — ещё одна попытка Брайана Мэя вернуться к старому доброму квиновскому саунду. В припеве он разделяет вокал с Меркьюри.

Queen – «Hammer To Fall» (Official Video)

Долгое время считалось, что это песня про "холодную войну" и про страхи, что рано или поздно она станет "горячей", и тогда на головы жителей Западу упадёт "Молот" — один из символов советской эмблемы "серп и молот" — в виде атомных "грибов". Это мнение сложилось под впечатлением от слов:

 Мы те, кто вырос высокими и гордыми

В тени грибного облака

Убеждённые, что наши голоса не слышны

Мы просто вопим всё громче и громче

За какую херню мы боремся

Просто сдайтесь и будет совсем не больно

У вас останется время только на то, чтоб прочитать молитвы

В ожидании, когда ударит Молот.

Queen – «Hammer To Fall» (Live in Budapest, 1986)

Однако несколько позже, в эпоху интернета Брайан Мэй чётко разжевал о чём эта песня: ""Hammer to Fall", на самом деле, о жизни и смерти, и о понимании, что смерть — это часть жизни, а Молот — это всего лишь символ смерти, делающей свою работу, такой же, как традиционный образ скелета с косой."

Богатые ли, бедные ли, знаменитые

Для всех одна правда (тут подкрикивает Тэйлор: "О нет! О нет!")

Запри свою дверю, но дождь просочится

Через оконное стекло ("О нет!")

И тогда вся твоя борьба, малыш, окажется тщетной.

9) "Is This the World We Created...?" («И это мир, который мы создали?») — эту душещипательную балладу Меркьюри с Мэем написали под впечатлением от телерепортажа об ужасающей нищете в странах Африки. Песня пришлась очень к месту на знаменитом благотворительном концерте Live Aid 13 июля 1985 г.

Queen – «Is this the World We Created...?» (Official Lyric Video)

В те времена казалось, что подобные мероприятия станут повседневной обыденностью, но на смену наивным восьмидесятым пришли ковровобомбардировочные девяностые, а за ними и вовсе циничный XXI век, и сейчас фестиваль "Живая помощь" вспоминается как какое-то чудо. Это и было чудо на самом деле. Как и данная песня Queen.

Freddie Mercury & Brian May – «Is This The World We Created?» (Live Aid 1985)

Кроме перечисленных, Queen записали на тех сессиях ещё с дюжину песен, не вошедших в альбом. А ещё к каждой песне был снят видеоклип, которые сыграли огромную роль в популяризации альбома, благодаря мощной ротации на MTV и других телеканалах, но про видеоклипы можно писать отдельную статью. По выходе в свет, «The Works» имел широкую популярность (№2 в Великобритании и такие же высокие позиции во многих европейских странах), а Queen отчудили беспрецедентную акцию: постепенно выпустили на синглах все песни этого альбома (плюс одну не вошедшую "I Go Crazy").

Неизданные песни и демо:

Сессии для «The Works» были очень продуктивными, в результате чего был написан и записан чрезвычайно большой объем материала. Только девять из них были использованы на альбоме, но многие из оставшихся были выпущены в других формах.

1) «Coming On Far Too Strong» - динамичный трек, в котором доминируют фортепиано и барабаны. Существует две демо-версии песни, а о самом треке известно очень мало. Он длится около полутора минут. В конце можно услышать, как Меркьюри говорит: «Очень хорошо, ха, ха…»

Queen – «Coming On Far Too Strong»

2) «I Dream of Christmas»

Когда в 1984 году Queen захотели записать рождественский сингл, Тейлор предложил «Thank God It's Christmas», а Мэй — «I Dream of Christmas» и группе пришлось выбирать между ними. Они выбрали песню «Thank God It's Christmas», которую Мэй и Тейлор написали вместе. Ходят слухи, что «I Dream of Christmas» был записан группой, хотя ничего не было подтверждено. Позже Мэй работал над песней со своей будущей женой Анитой Добсон.  «I Dream of Christmas» была выпущена в качестве сингла в 1987 году при участии Джона Дикона.

Brian May & Anita Dobson – «I Dream Of Christmas»

3) «I Go Crazy»

Написанная Брайаном Мэйем где-то в 1981 году, песня была записана во время сессий альбома «Hot Space», но так и не попала в окончательную версию. Вместо этого трек был использован в качестве би-сайда к синглу «Radio Ga Ga».

Queen – «I Go Crazy» (B-Side)

4) «Let Me in Your Heart Again»

Написанная Мэйем, эта песня прошла несколько перезаписей, но так и осталась незаконченной и впоследствии была записана Анитой Добсон при участии Мэя для ее альбома 1988 года «Talking of Love».

Anita Dobson – «Let Me In Your Heart Again»

В 2014 году группа выпустила завершенную версию песни, которая включает в себя элементы из ряда демо-версий трека Queen, с новым бэк-вокалом и новыми гитарами от Мэя и Тейлора на альбоме «Queen Forever».

Queen – «Let Me In Your Heart Again» (Album «Queen Forever» Version)

5) «Let Me Live» был первоначально записан группой в 1983 году как дуэт между Меркьюри и Родом Стюартом. Первоначально в нем также участвовал Джефф Бек на гитаре. Песня так и не была выпущена, хотя она была переработана группой для включения в их студийный альбом 1995 года «Made in Heaven», выпущенный после смерти Меркьюри. Готовая версия включает в себя один куплет и припев, спетый Меркьюри, а остальное поют Мэй и Тейлор. Неизвестно, почему версия Стюарта никогда не использовалась.

Queen – «Let Me Live» (Official Lyric Video)

6) «Little Boogie»

Считается, что это альтернативная фортепианная версия «Coming on Far Too Strong», возникшая во время сессий «Works». Больше о треке ничего не известно.

7) «Love Kills»

Написанная Меркьюри и Джорджио Мородером, «Love Kills» была первоначально записана для «The Works», но в конечном итоге была отвергнута. В 1984 году песня была переработана как сольный релиз Меркьюри для включения в саундтрек реставрированного Мородером немого фильма «Метрополис» 1927 года, а также была выпущена в качестве сингла.

Freddie Mercury – «Love Kills» (Official Video)

Позже трек был переделан в балладу Queen и выпущен на альбоме «Queen Forever» 2014 года.

Queen – «Love Kills (The Ballad)» (Queen Forever, 2014)

8) «Man Made Paradise» - позже эта песня была перезаписана как сольный трек Меркьюри и выпущена на его сольном альбоме 1985 года «Mr. Bad Guy».

Freddie Mercury – «Man Made Paradise» (Special Edition)

9) «Man on Fire»

Считается, что песня «Man on Fire», написанная Тейлором, была записана в 1984 году для «The Works», прежде чем она была перезаписана, а затем выпущена на втором сольном альбоме Тейлора «Strange Frontier» в том же году.

Roger Taylor – «Man on Fire» (Official Lyric Video)

10) «Thank God It's Christmas» - трек, написанный Мэйем и Тейлором, был выпущен в качестве рождественского сингла в 1984 году, а затем появился в качестве би-сайда к синглу «A Winter's Tale» в 1995 году. Он также был выпущен как часть сборника 1999 года «Queen. Greatest Hits III». Это была единственная рождественская песня, записанная Queen.

Queen – «Thank God It's Christmas» (Official Video Clip)

11) «There Must Be More to Life Than This»

Написанная Меркьюри, эта песня была первоначально записана Меркьюри и Майклом Джексоном, а затем перезаписана Queen в 1981 году для их альбома «Hot Space».

Michael Jackson и Freddie Mercury – «There Must Be More to Life Than This»

Трек должен был завершать «The Works», прежде чем Меркьюри и Мэй написали «Is This the World We Created...?». В конечном итоге песня была записана как сольный трек Меркьюри и выпущена на его сольном альбоме 1985 года «Mr. Bad Guy».

Freddie Mercury – «There Must Be More To Life Than This» (1985)

В 2014 году на альбоме «Queen Forever» была выпущена переработанная версия Queen с дуэтом Меркьюри и Джексона.

Michael Jackson и Freddie Mercury – «There Must Be More To Life Than This» (2014)


Критика альбома.


Журнал Rolling Stone характеризовал «The Works», как «первый стоящий альбом за долгое время» и, если не принимать в расчет слишком помпезную «Radio Ga Ga», остальная часть альбома «не так уж и плоха». Несмотря на неоригинальную лирику, музыка разнообразна и без чрезмерных эффектов, а песни «Tear It Up» и «Hammer to Fall» - это «королевский пир хард-рока без металлического послевкусия».

Журнал People посчитал, что «мягкость голоса Фредди Меркьюри явила собой соблазнительный контраст с резким стилем группы» и что альбом содержал ряд запоминающихся песен на любой вкус, в том числе «I Want to Break Free», которая впечатлила «странно острым» синтезаторным соло.

Журнал Record Mirror сравнил альбом с «новой жемчужиной в королевской короне». Сэнди Робертсон в обзоре Sounds написала: «На этот раз Queen превзошли себя». В ретроспективном обзоре Грег Прато из AllMusic посчитал, что «написание песен определенно улучшилось» по сравнению с «Hot Space». Он также посчитал, что «альбому не хватило задора таких ранних релизов группы, как «News of the World» и «The Game»».

Комментариев нет:

Отправить комментарий