Друзья!
21 августа 1904 года в Ред-Бэнке, Нью-Джерси, родился Уильям Джеймс Бэйси,
более известный как Каунт Бэйси – знаменитый американский руководитель
биг-бэнда, пианист и органист, один из самых значимых деятелей эпохи свинга. В
его оркестре звучали и быстрые блюзы, и медленные, и трагические, и
гротесковые, а цельность звучания его оркестра была просто поразительной.
Способности
к музыке у Бэйси проявились еще в раннем детстве. Мама помогла ему освоить
фортепиано, а впоследствии нанимала частных преподавателей. Поначалу Бэйси
собирался стать барабанщиком, но так как он не смог достичь уровня другого
известного жителя Ред-Бэнка – Сани Грира, который вскоре присоединился к
оркестру Дюка Эллингтона, все-таки решил вернуться к фортепиано.
Пока
Бэйси учился в школе, он часто наблюдал за приезжавшими в город карнавалами и
мечтал о чем-то подобном – гастролировать, путешествовать, играть... Закончив
школу, Бэйси проводил все свое свободное время в городском театре, где брался
за любые поручения, в том числе настраивал свет для водевилей. Однажды на шоу
не смог приехать пианист – и Бэйси занял его место.
Так
началась музыкальная жизнь Бэйси. Он играл на танцах, курортах, любительских
шоу, в театре варьете, кабаре и кинотеатрах. Когда ему еще не было 20 лет,
Бэйси переехал в Нью-Йорк, где познакомился с Фэтсом Уоллером, у которого
многому научился. Впоследствии Бэйси играет в известных (и не очень) оркестрах,
в том числе ансамблях Уолтера Пэйджа и Бенни Моутена. После смерти последнего в
1935 году Бэйси создает свой оркестр вместе с бывшими участниками оркестра
Моутена. В первый состав входили в том числе барабанщик Джо Джонс и
тенор-саксофонист Лестер Янг. Поначалу этот оркестр назывался "The Barons of
Rhythm", но вскоре он стал известен именно как "Count Basie
Orchestra". Как раз в это время Бэйси и получает свое знаменитое прозвище
"Каунт" ("Граф"). В это время, помимо ритм-секции, в него
входят 3 трубы, 3 тромбона и 5 саксофонов. Это был лучший биг-бэнд Эры свинга.
В 1936
году, благодаря содействию продюсера Джона Хэммонда, Бэйси и его музыканты
возвращаются в Нью-Йорк. В отличие от других оркестров, в которых было всего
2-3 солиста, в бэнде Бэйси почти все музыканты время от времени оказывались в центре
внимания со своими блестящими импровизациями, что делало особенно эффектными
быстрые блюзы с сочиненными на ходу риффами (короткими, повторяющимися на
протяжении всей пьесы, мелодико-ритмическими фразами). В 1936 году в оркестре
Каунта Бэйси играли великолепные музыканты – Бак Клейтон, Харри Эдисон, Хот
Липс Пэйдж, Лестер Янг, Хершел Эванс, Эрл Уоррен, Бадди Тэйт, Бенни Мортон,
Дикки Уэллс и другие. Ритм-секция (гитарист Фредди Грин, басист Уолтер Пэйдж и
барабанщик Джо Джонс) была признана одной из лучших в джазе. С оркестром Бэйси
выступали и такие знаменитые вокалисты, как Джимми Рашинг, Хелен Хьюмс и Билли
Холидей.
К
середине сороковых годов было продано более трех миллионов пластинок Бэйси,
который стал знаменит во всем мире. Увы, из-за тяжелого времени (война и
финансовые проблемы так или иначе коснулись всех джазовых оркестров) Бэйси был
вынужден распустить оркестр и выступать с малыми составами – секстет, септет.
Впрочем, уже в 1952 году Бэйси восстанавливает оркестр и возвращает себе титул лучшего
бэнд-лидера. В возрасте 50 лет исполняется детская мечта Бэйси и он начинает
гастролировать – Европа, Япония, Австралия... Свинг оркестра Бэйси не утихал
даже в 70-е годы. Состав оркестра постоянно обновлялся (со временем там
появились и белые музыканты), но стиль оставался узнаваемым и неизменным.
Казалось,
это музыкальное волшебство должно продолжаться бесконечно, но, увы, с середины
70-х годов тяжелое заболевание Каунта Бэйси затрудняет его дальнейшее
творчество. В 1976-м Бэйси переживает сердечный приступ, а с начала 80-х годов
ему уже иногда приходится руководить оркестром, сидя в инвалидной коляске. В
1984 году, за полгода до восьмидесятилетия, жизнь Бэйси уносит рак
поджелудочной железы. После смерти Бэйси в 1984 году лидером оркестра стал тенор-саксофонист
Фрэнк Фостер. Затем оркестром руководил тромбонист Гровер Митчелл.
Несколько
поколений слушателей полюбили джаз и звучание биг-бэнда благодаря оркестру
Бэйси. Те, кто работал с ним, запомнили его как внимательного и чуткого
руководителя, всегда выслушивавшего мнение каждого участника оркестра, никогда
не раздражающегося, остроумного человека, любящего повеселиться и всегда
относящегося с энтузиазмом к своей музыке. Сам Бэйси считал, что оркестр только
тогда свингует по-настоящему, когда это дается легко – как нарезание сливочного
масла ножом. И эта удивительная легкость отражается в музыке – что мы можем
услышать и сейчас, включая записи "атомного" мистера Бэйси.
Павел
Шаляпин
Комментариев нет:
Отправить комментарий