понедельник, 21 августа 2023 г.

«Настоящий свинг должен играться легко – как ножом по маслу!» Каунт Бэйси (21 августа 1904 - 26 апреля 1984).

Зал славы джаза

Друзья! 21 августа 1904 года в Ред-Бэнке, Нью-Джерси, родился Уильям Джеймс Бэйси, более известный как Каунт Бэйси – знаменитый американский руководитель биг-бэнда, пианист и органист, один из самых значимых деятелей эпохи свинга. В его оркестре звучали и быстрые блюзы, и медленные, и трагические, и гротесковые, а цельность звучания его оркестра была просто поразительной.

Count Basie – «All Of Me» (1965)

Способности к музыке у Бэйси проявились еще в раннем детстве. Мама помогла ему освоить фортепиано, а впоследствии нанимала частных преподавателей. Поначалу Бэйси собирался стать барабанщиком, но так как он не смог достичь уровня другого известного жителя Ред-Бэнка – Сани Грира, который вскоре присоединился к оркестру Дюка Эллингтона, все-таки решил вернуться к фортепиано.

Пока Бэйси учился в школе, он часто наблюдал за приезжавшими в город карнавалами и мечтал о чем-то подобном – гастролировать, путешествовать, играть... Закончив школу, Бэйси проводил все свое свободное время в городском театре, где брался за любые поручения, в том числе настраивал свет для водевилей. Однажды на шоу не смог приехать пианист – и Бэйси занял его место.

Count Basie – «Topsy» (1937)

Так началась музыкальная жизнь Бэйси. Он играл на танцах, курортах, любительских шоу, в театре варьете, кабаре и кинотеатрах. Когда ему еще не было 20 лет, Бэйси переехал в Нью-Йорк, где познакомился с Фэтсом Уоллером, у которого многому научился. Впоследствии Бэйси играет в известных (и не очень) оркестрах, в том числе ансамблях Уолтера Пэйджа и Бенни Моутена. После смерти последнего в 1935 году Бэйси создает свой оркестр вместе с бывшими участниками оркестра Моутена. В первый состав входили в том числе барабанщик Джо Джонс и тенор-саксофонист Лестер Янг. Поначалу этот оркестр назывался "The Barons of Rhythm", но вскоре он стал известен именно как "Count Basie Orchestra". Как раз в это время Бэйси и получает свое знаменитое прозвище "Каунт" ("Граф"). В это время, помимо ритм-секции, в него входят 3 трубы, 3 тромбона и 5 саксофонов. Это был лучший биг-бэнд Эры свинга.

Count Basie and Lester Young – «Jumpin' at the Woodside» (1938)

В 1936 году, благодаря содействию продюсера Джона Хэммонда, Бэйси и его музыканты возвращаются в Нью-Йорк. В отличие от других оркестров, в которых было всего 2-3 солиста, в бэнде Бэйси почти все музыканты время от времени оказывались в центре внимания со своими блестящими импровизациями, что делало особенно эффектными быстрые блюзы с сочиненными на ходу риффами (короткими, повторяющимися на протяжении всей пьесы, мелодико-ритмическими фразами). В 1936 году в оркестре Каунта Бэйси играли великолепные музыканты – Бак Клейтон, Харри Эдисон, Хот Липс Пэйдж, Лестер Янг, Хершел Эванс, Эрл Уоррен, Бадди Тэйт, Бенни Мортон, Дикки Уэллс и другие. Ритм-секция (гитарист Фредди Грин, басист Уолтер Пэйдж и барабанщик Джо Джонс) была признана одной из лучших в джазе. С оркестром Бэйси выступали и такие знаменитые вокалисты, как Джимми Рашинг, Хелен Хьюмс и Билли Холидей.

Count Basie - «Swingin' the Blues» (1941)

К середине сороковых годов было продано более трех миллионов пластинок Бэйси, который стал знаменит во всем мире. Увы, из-за тяжелого времени (война и финансовые проблемы так или иначе коснулись всех джазовых оркестров) Бэйси был вынужден распустить оркестр и выступать с малыми составами – секстет, септет. Впрочем, уже в 1952 году Бэйси восстанавливает оркестр и возвращает себе титул лучшего бэнд-лидера. В возрасте 50 лет исполняется детская мечта Бэйси и он начинает гастролировать – Европа, Япония, Австралия... Свинг оркестра Бэйси не утихал даже в 70-е годы. Состав оркестра постоянно обновлялся (со временем там появились и белые музыканты), но стиль оставался узнаваемым и неизменным.

Казалось, это музыкальное волшебство должно продолжаться бесконечно, но, увы, с середины 70-х годов тяжелое заболевание Каунта Бэйси затрудняет его дальнейшее творчество. В 1976-м Бэйси переживает сердечный приступ, а с начала 80-х годов ему уже иногда приходится руководить оркестром, сидя в инвалидной коляске. В 1984 году, за полгода до восьмидесятилетия, жизнь Бэйси уносит рак поджелудочной железы. После смерти Бэйси в 1984 году лидером оркестра стал тенор-саксофонист Фрэнк Фостер. Затем оркестром руководил тромбонист Гровер Митчелл.

Count Basie & His Orchestra – «One O'Clock Jump» on The Ed Sullivan Show

Несколько поколений слушателей полюбили джаз и звучание биг-бэнда благодаря оркестру Бэйси. Те, кто работал с ним, запомнили его как внимательного и чуткого руководителя, всегда выслушивавшего мнение каждого участника оркестра, никогда не раздражающегося, остроумного человека, любящего повеселиться и всегда относящегося с энтузиазмом к своей музыке. Сам Бэйси считал, что оркестр только тогда свингует по-настоящему, когда это дается легко – как нарезание сливочного масла ножом. И эта удивительная легкость отражается в музыке – что мы можем услышать и сейчас, включая записи "атомного" мистера Бэйси.

Павел Шаляпин

Комментариев нет:

Отправить комментарий