вторник, 15 августа 2023 г.

40 лет пластинке! Herbie Hancock – «Future Shock» (1983)

Electro-Funk

Instrumental Hip-Hop

«Future Shock» — тридцать пятый студийный альбом американского джазового пианиста Херби Хэнкока (Herbie Hancock), выпущенный в августе 1983 года на лейбле «Columbia Records». Это был его первый релиз эпохи электро-фанка и ранний пример инструментального хип-хопа. Среди участвующих музыкантов - бас-гитарист Билл Ласвелл (который был сопродюсером), гитарист Пит Кози и барабанщик Слай Данбар.

Herbie Hancock – «Rockit» (Official Video)

 Как известно, чтобы нарушать правила, нужно их хорошенько изучить. Херби Хэнкок поступил именно так. Прежде чем прославиться в качестве новатора джаза и электрофанка, он прошел серьезную базовую школу, освоив азы классического музыкального образования. В 7 лет, когда мальчик впервые сел за фортепиано, педагоги распознали в нем вундеркинда, и в 11 лет он уже исполнял сложнейшие произведения Моцарта под аккомпанемент Чикагского симфонического оркестра.

Поразительно, но у будущего гения джаза никогда не было наставника, который обучал бы его искусству импровизации, и все свои навыки и чувство гармонии он развивал самостоятельно при прослушивании записей джазовых пианистов. Фактически, его истинными педагогами были пластинки Билла Эванса, Эррола Гарнера и Оскара Петерсона. По достижении 20-летия Хэнкок начал играть в составе коллектива вместе с трубачом Дональдом Бердом и саксофонистом Коулманом Хокинсом, и этот опыт позволил ему два года спустя дебютировать с пластинкой "Takin' Off". Херби повезло - копия альбома попала в руки Майлзу Дэвису, и в скором времени он уже являлся членом новой группы маэстро, получив возможность учиться у лучших, и, благодаря своей игре, природному чутью и внедрению аккордов, нетрадиционных для джаза, экспериментировать.

На протяжении 60-х, параллельно с сотрудничеством с Дэвисом, продлившимся вплоть до 1968 г., Херби Хэнкок продолжал выпускать музыку под собственным именем на лейбле Blue Note, и именно в тот период увидели свет его классические работы "Empyrean Isles" 1964 г. и "Maiden Voyage" 1965 г. Кроме того, год спустя он принял участие в записи саундтрека к культовому "Фотоувеличению" Антониони. Когда в конце десятилетия пути с Дэвисом разошлись, музыкант с головой ушел в эксперименты с электронными стилями. Как выражался Хэнкок, ему хотелось играть "забавную" музыку, что и привело к созданию группы под названием The Headhunters и дальнейшему выпуску одноимённого очень успешного альбома в 1973 г.

Herbie Hancock – «Rough» (featuring Lamar Wright) – 6:58

Всего за 70-е Хэнкок выпустил 14 пластинок, в которых было место и академическому джазу, и экспериментам с фанком, поп-музыкой и даже диско. Однако, к неудовольствию пуристов джаза, коммерческих записей у музыканта становилось все больше, и его все чаще ругали за пустое растрачивание редкого дара. Самым большим хитом стал альбом "Head Hunters", задавший тон для дальнейших опытов Херби Хэнкока, но помимо этого он все чаще участвовал в записях актуальных артистов, далеких от джазового мира. Так, в 1982 г. он сыграл соло в треке "Hunter and the Heated" на альбоме "New Gold Dream" группы Simple Minds. У критиков и его коллег такая всеядность вызывала скепсис и неизменную ухмылку, на которые Хэнкок отвечал, поставляя новую порцию противоречивых записей.

На самом деле, именно Майлз Дэвис оказал существенное влияние на Хэнкока. Новаторские опыты по внедрению рока и популярной музыки в джаз, открытые великим джазменом (прежде всего на пластинке "Bitches Brew"), дали молодому музыканту представление о границах, которые каждый воздвигал для себя сам. По настоянию своего старшего коллеги наш герой начал использовать электрическое пианино Fender Rhodes, что значительно обогатило диапазон звучания его музыки, с каждым годом отдалявшейся от признанных канонов.

Herbie Hancock – «Autodrive» (Long / Album Version) – 6:27

В 1982 г. градус противоречивости стал максимальным - музыкант выпустил пластинку "Lift Me Up", спродюсированную Родом Темпертоном, ответственным за написание крупнейших хитов Майкла Джексона. Впрочем, что было хорошо для одного, для другого означало провал. Альбом оказался неуспешным, как и большинство его недавних записей, и музыкант был озабочен поиском новых путей для развития. На его удачу, в тот момент лейбл нанял ему нового менеджера - 25-летнего Тони Мейланта, ранее занимавшегося промоушеном студенческих концертов в Калифорнийском университете. Этот молодой и открытый свежим влияниям парень, не понаслышке знакомый с авангардной сценой Нью-Йорка, и свел Херби Хэнкока с командой продюсеров, выступавшей под именем Material. В группу входили басист Билл Ласвелл, клавишник Майкл Бенхорн и звукорежиссер Мартин Бизи, и вместе они работали над андеграундной музыкой для французского лейбла Celluloid.

Herbie Hancock – «Rockit» (Mega Mix Includes: Rockit, Autodrive, Future Shock, TFS, Rough, & Chameleon, 6:18)

Хэнкока не пришлось долго уговаривать. Быть может сыграла роль его природная склонность к авантюрам, но в скором времени он прилетел в Нью-Йорк и оказался на вечеринке в клубе Roxy в центре Манхеттена. Херби наблюдал за работой диджеев из стеклянной VIP-комнаты, а Ласвелл комментировал происходящее: "Такая музыка нужна людям сейчас". Не сказать, чтобы гений джаза сильно поддался энтузиазму своих новых партнеров, поэтому на первых порах Хэнкок согласился на запись двух треков. Работа над ними проходила в студии Material, расположенной в здании бывшей фабрики в Бруклине. Ее огромное пространство площадью 900 квадратных футов было организовано таким образом, что диспетчерская и комната записи не имели никаких перегородок, а следовательно и звукоизоляции. В студии имелась драм-машина Oberheim DMX и барабанная установка Bata. Обычно на ней должно было играть не менее трех человек, но во время тех сессий весь ансамбль заменял кубинский перкуссионист Дэниель Понсе.

Herbie Hancock – «Future Shock» (featuring Dwight Jackson, Jr.) (Curtis Mayfield,) -8:05

Еще одним важным акцентом записи должен был стать скретчинг, за который отвечал Дерек Шоуэрд, известный под псевдонимом GrandMixer DXT. Среди заготовленных пластинок он выбрал 12-дюймовую "Change The Beat" Fab Five Freddy, ранее записанную в той же самой студии, и заново смикшировал ритм. Так родилась песня "Rockit", и поскольку в ней не было ничего, кроме ритмической основы, DXT мог еще и продемонстрировать свои навыки барабанщика в полной мере. "Это была первая музыкальная запись с использованием скретчинга, - рассказывал он. – И впервые проигрыватель использовался в качестве отдельного инструмента". Кроме того, благодаря этому новшеству трек "Change The Beat" стал самым сэмплируемым в истории, что подтверждают данные с портала WhoSampled.com.

Herbie Hancock – «Autodrive» (Official Video)

Вскоре Ласвелл и Бейнхорн приехали в Лос-Анджелес, чтобы сыграть треки Хэнкоку в его резиденции недалеко от бульвара Сансет, и его реакция была неоднозначной. Продюсеры вспоминают, как он воскликнул: "Здесь нет никакой мелодии!", а затем прямо там, рядом с его домом, за 15 минут они все вместе сочинили мелодическую основу для трека. Херби использовал три разных синтезатора, после чего добавил несколько фраз, взятых из хита "Planet Rock" 1982 г., в том числе "Rock It, Don’t Stop It". Так у песни наконец появился мелодичный хук и название. Финальный микс трека проходил в Голливуде в легендарной El Dorado Studios, и в этой 1,5-часовой сессии помимо инженера Дэйва Джердена участвовали DXT и GrandMaster Caz из хип-хоп проекта Cold Crush Brothers.

Herbie Hancock – «TFS» – 5:47

Как только песня была смишкирована, Хэнкок и Ласвелл поехали в аэропорт, однако у них оставалось много времени до отлета, и они решили скоротать его в магазине музыкального оборудования. Продавец как раз собирался поставить какой-то рок-трек, и Ласвелл дал ему кассету с только что записанной "Rockit". Когда музыка заиграла, они увеличили громкость в динамиках до максимума, и вокруг магазина тут же стала собираться молодежь. В тот момент им стало ясно, что трек будет большим хитом.

Herbie Hancock – «Rockit» (Long / Album Version) - 5:25

К лету 1983 г. "Rockit" вовсю звучал на американском радио, готовясь стать танцевальным хитом №1, но лейбл Sony/Columbia по-прежнему опасался делать на него крупные ставки и выпускать отдельным синглом. Для матерых менеджеров он звучал слишком рискованно и модно. Всё решил причудливый видеоклип, снятый британским дуэтом Кевина Голди и Лол Крема, ответственным за ролик "Every Breath You Take" The Police. Они изобразили роботоподобных манекенов, танцующих под заразительный ритм, а сам Херби появлялся на экране телевизора, установленного на заднем плане. Видео на "Rockit" мгновенно привлекло внимание зрителей MTV и получило мощную ротацию, сделав Хэнкока вторым в истории темнокожим исполнителем после Майкла Джексона, который появился на канале. Позже "Rockit" получит 8 номинаций на премию MTV VMA.

Herbie Hancock – «Earth Beat» – 5:13

Пластинка "Future Shock" вышла в августе 1983 г., и помимо "Rockit" в альбом вошло еще 5 треков, написанных тандемом Хэнкок/Ласвелл/Бейнхорн. Заглавная тема "Future Shock" представляет собой переработку трека Кертиса Мейнфилда, написанного Хэнкоком 10 лет тому назад. Остальные композиции демонстрируют слияние электро-фанка с джазовыми фразами, что служит проводником в прошлые работы музыканта. Элемент, красной нитью пронизывающий всю запись – это неизменная игривость и чувство юмора, с которыми Хэнкок объединяет стили, на первый взгляд кажущиеся чуждыми друг другу.

Herbie Hancock – «Earth Beat» (Live, 1985)

"Future Shock" во многом оправдывал свое название. Этот альбом действительно спровоцировал важные музыкальные сдвиги, не видные глазу его современников. Джазовые критики были не в силах осознать, сколь смелым являлся этот шаг для уже признанного мастера, рисковавшего утратить свою репутацию. Благодаря "Future Shock" электроника, фьюжн и авангард стали внедряться в мир джаза и породили множество подражателей. К тому же, пластинка является одним из самых ранних примеров инструментального хип-хопа, а песня "Rockit" стала настоящим гимном брейк-дансеров со всего мира. Слава трека не обошла и просторы СССР: в 1986 г. Карен Шахназаров включил тему в свой фильм "Курьер", где в одной из сцен молодежь танцует под "Rockit" брейк-данс, а главный герой встречается взглядом с проходящим мимо парнем, вернувшимся из Афганистана.

Конечно, некоторые моменты "Future Shock", например, наивно беспричинная оптимистичность, диско-вокал и часть звуковых приемов, несут на себе печать архаичности поздней эпохи диско. С другой стороны, эта пластинка обладает высочайшим уровнем музыкальности, за который ее до сих помнят и ценят. Вряд ли вы сумеете найти какой-либо другой альбом в подобном стиле, записанный столь высокопрофессиональной и разношерстной командой музыкантов. Для истории случай редчайший, если не единственный ...

см. Великие джазовые музыканты. Херби Хэнкок.

Комментариев нет:

Отправить комментарий