Своё
необычное для бразильца имя Баден Пауэлл де Акино получил благодаря дедушке,
который руководил бойскаутским движением в Бразилии и преклонялся перед
создателем скаутизма, британцем Робертом Томпсоном Баденом Пауэллом.
Отец
мальчика Лино де Акино был талантливым скрипачом, их дом был всегда открыт для
его друзей-музыкантов, так что Баден рос в мире мелодий и творчества. С раннего
детства он начинает осваивать фортепиано и виолончель, а позже серьёзно берётся
за уроки игры на гитаре под руководством знаменитого гитариста Джейма Флоренса.
В итоге через несколько лет интенсивных занятий Баден превращается в юного
виртуоза, "собирающего" все первые места на конкурсах талантов. А с
15 лет он уже профессионально аккомпанирует певцам и выступает в многочисленных
группах, играющих в различных стилях, включая босса-нову, самбу, бразильский
джаз, латинский джаз и MPB. Музыкант был очарован свингом и джазом, но
больше всего на него повлияли бразильские гитарные каноны.
Постепенно
музыкант начинает пробовать свои силы и как композитор. В 1959 году Баден и
певец Бобби Бланко записывают «Samba Triste» – композицию, которую ждёт большой
успех как среди слушателей, так и среди музыкантов (на неё потом было сделано
бессчётное количество кавер-версий). А в 1962 году гитарист знакомится с
композитором, певцом и поэтом Винисьюшем де Мораешем – в результате их
сотрудничества появились песни, ставшие классикой бразильской музыки. Их
набиравшая тогда обороты босса-нова была переплетена с афро-бразильским
колоритом – мотивами кандомбле, капоэйры и самбы. Одна из их песен, «Samba da Bencao»
("Благословенная самба"), звучит в известном фильме Клода Лелюша
«Мужчина и женщина». Пауэлл будет сотрудничать и с другими авторами и создавать
композиции, за которые его будут называть «одним из самых ярчайших
представителей романтического стиля босса-новы».
Баден Пауэлл
изучал гармонию с Моасиром Сантосом и выпускал записи на бразильских лейблах
Elenco Records и Forma, а также на французском лейбле Barclay и немецком лейбле
MPS / Saba, где в 1966 году выходит альбом «Tristeza on guitar», получивший
широкое мировое признание.
Музыкант
завоёвывает признание и за пределами Бразилии: в 1963 году он с большим успехом
выступает в парижской «Олимпии»; 1966-м году - играет со Стэном Гетцем в
Нью-Йорке, а в 1967 – выступает на берлинском джаз-фестивале вместе с Барни
Кесселем и Джимом Холлом. В последующие годы Баден будет периодически жить,
выступать и записываться в Европе, преимущественно во Франции и Германии.
В
1968 году музыкант навсегда переехал во Францию.
В конце
70-х карьера Пауэлла постепенно пошла на спад – мода на босса-нову прошла,
вдобавок у музыканта начались проблемы со здоровьем. Но он всё равно продолжал
работать – выступал сольно и в качестве сессионного музыканта, писал музыку,
получил музыкальную учёную степень в университете. Выступал вместе со своими
детьми (они пошли по его стопам: Фелипе – пианист, а Марсель – гитарист),
гастролировал по Европе ещё с одним любимцем Бразилии – аккордеонистом Сивукой.
В 1990-х
музыкант и его семья вернулись в Бразилию, где продолжили записываться и
выступать. В конце 1990-х годов Пауэлл перещел в евангелическую веру, которой,
по его мнению, удалось преодолеть свою давнюю пристрастие к алкоголю и табаку. Музыкальная
деятельность Пауэлла продолжалась до 2000 года, вплоть до его кончины. В 2000 музыкант
тяжело заболел и умер от общей инфекции, вызванной бактериальной пневмонией, 26
сентября 2000 года в Рио-де-Жанейро.
На протяжении всей карьеры Баден Пауэлл предпочитал акустическую гитару. И с ней ему был подвластен огромный репертуар – как и любой бразилец, он был большим патриотом своей страны, поэтому включал в свою музыку такие национальные стили, как самба, босса-нова, фрево, шоро, афробаиянская ритуальная музыка, северо-восточная музыка сертао… А в качестве основы для его творений выступали джаз и классическая музыка. Слияние джазовых гармоний с классической гитарной техникой сформировало стиль его игры. Оттачивалась она многочасовыми занятиями без перерыва, от которых у него болели руки. Волшебная колыбельная и невероятные звуки ударных инструментов – в этой технике было всё!
Комментариев нет:
Отправить комментарий