воскресенье, 6 августа 2023 г.

Джаз, пропущенный через бразильскую душу. Один из пионеров стиля босса-новы, гитарист и композитор Баден Пауэлл (Baden Powell de Aquino) родился 6 августа 1937 года.

Своё необычное для бразильца имя Баден Пауэлл де Акино получил благодаря дедушке, который руководил бойскаутским движением в Бразилии и преклонялся перед создателем скаутизма, британцем Робертом Томпсоном Баденом Пауэллом.

Отец мальчика Лино де Акино был талантливым скрипачом, их дом был всегда открыт для его друзей-музыкантов, так что Баден рос в мире мелодий и творчества. С раннего детства он начинает осваивать фортепиано и виолончель, а позже серьёзно берётся за уроки игры на гитаре под руководством знаменитого гитариста Джейма Флоренса. В итоге через несколько лет интенсивных занятий Баден превращается в юного виртуоза, "собирающего" все первые места на конкурсах талантов. А с 15 лет он уже профессионально аккомпанирует певцам и выступает в многочисленных группах, играющих в различных стилях, включая босса-нову, самбу, бразильский джаз, латинский джаз и MPB. Музыкант был очарован свингом и джазом, но больше всего на него повлияли бразильские гитарные каноны.

Baden Powell – «Samba Triste».

Постепенно музыкант начинает пробовать свои силы и как композитор. В 1959 году Баден и певец Бобби Бланко записывают «Samba Triste» – композицию, которую ждёт большой успех как среди слушателей, так и среди музыкантов (на неё потом было сделано бессчётное количество кавер-версий). А в 1962 году гитарист знакомится с композитором, певцом и поэтом Винисьюшем де Мораешем – в результате их сотрудничества появились песни, ставшие классикой бразильской музыки. Их набиравшая тогда обороты босса-нова была переплетена с афро-бразильским колоритом – мотивами кандомбле, капоэйры и самбы. Одна из их песен, «Samba da Bencao» ("Благословенная самба"), звучит в известном фильме Клода Лелюша «Мужчина и женщина». Пауэлл будет сотрудничать и с другими авторами и создавать композиции, за которые его будут называть «одним из самых ярчайших представителей романтического стиля босса-новы».

Baden Powell – «Samba Da Benção».

Баден Пауэлл изучал гармонию с Моасиром Сантосом и выпускал записи на бразильских лейблах Elenco Records и Forma, а также на французском лейбле Barclay и немецком лейбле MPS / Saba, где в 1966 году выходит альбом «Tristeza on guitar», получивший широкое мировое признание.

Baden Powell – «Abração Em Madrid».

Музыкант завоёвывает признание и за пределами Бразилии: в 1963 году он с большим успехом выступает в парижской «Олимпии»; 1966-м году - играет со Стэном Гетцем в Нью-Йорке, а в 1967 – выступает на берлинском джаз-фестивале вместе с Барни Кесселем и Джимом Холлом. В последующие годы Баден будет периодически жить, выступать и записываться в Европе, преимущественно во Франции и Германии. В 1968 году музыкант навсегда переехал во Францию.

Baden Powell – «Valsa Sem Nome».

В конце 70-х карьера Пауэлла постепенно пошла на спад – мода на босса-нову прошла, вдобавок у музыканта начались проблемы со здоровьем. Но он всё равно продолжал работать – выступал сольно и в качестве сессионного музыканта, писал музыку, получил музыкальную учёную степень в университете. Выступал вместе со своими детьми (они пошли по его стопам: Фелипе – пианист, а Марсель – гитарист), гастролировал по Европе ещё с одним любимцем Бразилии – аккордеонистом Сивукой.

Baden Powell e Vinícius de Moraes - «Canto de Ossanha».

В 1990-х музыкант и его семья вернулись в Бразилию, где продолжили записываться и выступать. В конце 1990-х годов Пауэлл перещел в евангелическую веру, которой, по его мнению, удалось преодолеть свою давнюю пристрастие к алкоголю и табаку. Музыкальная деятельность Пауэлла продолжалась до 2000 года, вплоть до его кончины. В 2000 музыкант тяжело заболел и умер от общей инфекции, вызванной бактериальной пневмонией, 26 сентября 2000 года в Рио-де-Жанейро.

Baden Powell de Aquino – «Casa Velha».

На протяжении всей карьеры Баден Пауэлл предпочитал акустическую гитару. И с ней ему был подвластен огромный репертуар – как и любой бразилец, он был большим патриотом своей страны, поэтому включал в свою музыку такие национальные стили, как самба, босса-нова, фрево, шоро, афробаиянская ритуальная музыка, северо-восточная музыка сертао… А в качестве основы для его творений выступали джаз и классическая музыка. Слияние джазовых гармоний с классической гитарной техникой сформировало стиль его игры. Оттачивалась она многочасовыми занятиями без перерыва, от которых у него болели руки. Волшебная колыбельная и невероятные звуки ударных инструментов – в этой технике было всё!

Комментариев нет:

Отправить комментарий