Представитель первого послевоенного поколения мастеров отечественного джаза, классический, эстрадный и джазовый саксофонист, композитор, аранжировщик, дирижер, художественный руководитель нескольких музыкальных коллективов, прекрасно владеющий всеми этими профессиями, – Георгий Гаранян, несомненно, был одной из знаковых фигур современного джаза и настоящим кумиром публики. Многие называют его «выразителем идей целого поколения» и «патриархом» отечественного джаза.
Георгий
Арамович Гаранян родился 15 августа 1934 года в Москве. Отец Георгия Гараняна
Арам Георгиевич Гаранян (Караян) бежал, потеряв родителей, из города Урха
(турки называют город Урфой) в апреле 1915 года, найдя убежище и создав семью в
России, женившись на Вере Петровне Корчиной, учительнице начальных классов.
В 7 лет
Жора впервые услышал «Серенаду солнечной долины» Глена Миллера и влюбился в
джаз навсегда. Азам игры на фортепиано мальчика научила соседка —
преподавательница музыки, с которой Вера Петровна расплачивалась стиркой белья.
Однако Жора так спешил освоить все и сразу, что без ведома преподавателя начал
разучивать сложные сочинения и, как это называют музыканты, заиграл руки.
Гаранян
не учился в музыкальной школе, а когда пришла пора определяться с профессией,
по настоянию отца поступил в Московский станкостроительный институт. Мать
прививала сыну любовь к музыке, но отец, инженер по профессии, считал, что сын
тоже должен стать инженером и получить "настоящую профессию", тогда
как музыка — это «для души». Поэтому после школы, в 1952 году, Георгий Гаранян
поступил в Московский станко-инструментальный институт (Станкин), который
окончил по специальности инженер-механик широкого профиля. И все же природная
тяга к музыке взяла верх, и Георгий попутно играл в студенческом оркестре на
фортепиано. Именно тогда же он самостоятельно освоил и игру на саксофоне,
причем, овладев довольно быстро этим инструментом, выдвинулся как талантливый
импровизатор и вскоре стал играть джаз в Молодежном оркестре Центрального дома
работников искусств, который в те годы пользовался большой популярностью -
его
называли "золотой восьмеркой"
В 1957
году этот коллектив возглавил Юрий Саульский, который, разглядев в Гараняне
талант, заставлял его буквально сутками напролет играть на саксофоне, и это
дало результат – вскоре Георгий стал лидером группы саксофонистов. В том же
году он окончил институт, но по специальности «инженер-механик широкого
профиля» не работал ни дня.
Все в том
же 1957-м оркестр Саульского принял участие во Всемирном фестивале молодежи и
студентов в Москве и завоевал серебряную медаль, после чего на музыкантов
оркестра обратили внимание зарубежные джазмены. Они стали получать приглашения
из-за рубежа, но начальство приглашения отклоняло. Газета "Советская
культура" в статье "Музыкальные стиляги" писала: «Пагубный
пример утери самостоятельности являет собой молодежный эстрадный оркестр ЦДРИ.
Мы с отвращением наблюдаем за длинноволосыми стилягами в утрированно узких брюках
и экстравагантных пиджаках». Оркестр ЦДРИ вскоре был распущен.
Гаранян некоторое время работал в различных
коллективах, пока судьба не свела его с Олегом Лундстремом, который пригласил
Гараняна в свой оркестр саксофонистом – первого из советских музыкантов. А в
1966 году его саксофон зазвучал и в концертном эстрадном оркестре Всесоюзного
радио, которым руководил Вадим Людвиковский (кстати, этот коллектив постигла та
же участь, что и оркестр Саульского – его разогнали в 1972 году).
Две пьесы в исполнении Концертного эстрадного оркестра Всесоюзного телевидения и радио п/у Вадима Людвиковского – "Акварель" Вадима Людвиковского и "Весенний репортаж" Богдана Троцюка (Фрагмент программы «Февраль встречает март», Центральное телевидение, 1968).
В этот
период Гаранян вообще много выступал с квартетом или секстетом, сотрудничая с
такими партнерами, как гитарист Николай Громин, тенор-саксофонист Алексей
Зубов, тромбонист Константин Бахолдин, контрабасисты Андрей Егоров и Адольф
Сатановский, барабанщики Валерий Буланов и Александр Гореткин.
В
середине 1960-х годов джазовые пьесы, звучавшие на волнах Всесоюзного радио,
принесли Гараняну широкую известность. Впоследствии Гаранян скажет, что,
собственно, джаза в Союзе до 1960-х годов не было, были ритмические поделки
"а-ля джаз", но они нравились людям и, в общем-то, знаменовали
определенную степень творческой свободы. Он, со своим саксофоном, уже стал
звездой, получив лестное и остроумное прозвище "сакс-символа" страны.
В 1969 году он к тому же окончил курсы дирижеров при Московской консерватории
имени П. И. Чайковского.
Но далеко
не все было гладко и удачно. В 1969 году, когда слава "сакс-символа"
была в зените, он вдруг стал невыездным на долгие годы, вплоть до 1978-го.
Гаранян, не признававший иных рамок в музыке, кроме творческих, не раздумывая,
встретился с американским джазменом Уиллисом Коновером. Казалось бы, всего лишь
встреча двух музыкантов, ан нет: Коновер-то, мало того, что был ведущим на
радиостанции "Голос Америки", так еще и продюсировал концерты не
где-нибудь, а в Белом доме. Словом, "криминал" был налицо, вот и
воспоследовали санкции.
В 1973
году Гараняна и нескольких музыкантов бывшего оркестра Всесоюзного радио
пригласили на работу в фирму грамзаписи «Мелодия» (единственную и крупнейшую в
те годы в СССР фирму грамзаписи), где через несколько лет Георгий Арамович стал
руководителем одноименного ансамбля (до 1982 года), который аккомпанировал
фактически всем певцам страны, записывал танцевальную музыку и джазовые
композиции от свинга до джаз-рока. Все это способствовало не только росту
профессионального мастерства музыканта, но и помогало нарабатывать новые связи.
Визитной карточкой ансамбля была музыка популярных советских композиторов в
джазовой обработке. Опыт преобразования и обогащения мелодий Гаранян изложил в
учебном пособии «Основы эстрадной и джазовой аранжировки». Именно с «Мелодией»
Владимир Высоцкий записал две пластинки своих песен.
Всего же
за годы работы под управлением Гараняна ансамбль записал 16 так называемых
«сольных дисков-гигантов» и 9 пластинок-мини-альбомов с песнями и сказками,
музыкой для кино и мультфильмов, обработками русских народных песен и джазовыми
пьесами. «Мелодию» выбирали для записи своих сочинений лидеры самых разных
жанров: Альфред Шнитке (Первая симфония), Давид Тухманов («По волне моей
памяти»), Алла Пугачёва и Иосиф Кобзон, Людмила Гурченко и Андрей Миронов. Некоторые
диски «Мелодии» выпускались миллионными тиражами, а ансамбль был
непревзойденным как в студийной, так и в концертной работе.
В этот же период (в 1972-1979 годах) дипломированный инженер-механик Гаранян был еще и дирижером Государственного симфонического оркестра кинематографии СССР, и его фамилия – в титрах более ста фильмов, среди которых: «Ирония судьбы, или С легким паром», «Свой среди чужих, чужой среди своих», «Приключения Буратино», «Розыгрыш» и обе киноверсии «12 стульев» — Леонида Гайдая и Марка Захарова. Но и здесь он не ограничивался только дирижированием, для многих картин Георгий Арамович написал музыку – это «Вечерний лабиринт», «Руанская дева по прозвищу «Пышка»», «Покровские ворота», «Рецепт ее молодости», «Волшебный фонарь», «Бенефис Людмилы Гурченко» и другие, а также и исполнял партию саксофона в фильмах «Бриллиантовая рука», «Мы из джаза», «Осенний блюз», в мультфильме «Ну, погоди!» и других.
Дань
уважения национальным корням Гаранян отдал в инструментальных пьесах
«Ленкорань» и «Армянские ритмы». Вот что пишет музыковед Аркадий
Петров об композиции «Ленкорань»:
«Эта
композиция Г. Гараняна использует лады и интонационные обороты восточной
музыки, в частности, азербайджанского и армянского фольклора. Музыка композиции
причудливая, беспокойная, тревожно-возбужденная, а в одном из эпизодов —
звукоизобразительная. Г. Гаранян, играющий на альтовом саксофоне с подключенным
синтезатором, использует здесь различные режимы эффекта эхо, «играет» ими, как
бы заполняя звуками пространство, «развешивая» их в объеме...»
С 1986
года Гаранян вновь вернулся к активной концертной деятельности – выступал с
различными составами в России и за рубежом. Вернувшись с очередных гастролей, в
1989 году, он принял предложение Юрия Никулина стать главным дирижером Цирка на
Цветном бульваре и написал множество прекрасных сочинений для цирковых
представлений. Кроме того, в 1991 году возглавил Московский биг-бенд, быстро
ставший популярным. Однако из-за проблем с финансированием данный коллектив
просуществовал недолго.
Но
Гаранян без работы не сидел – он сочинял музыку, выступал как солист и
приглашенный дирижер, руководил различными коллективами – и везде имел
оглушительный успех. Он стал единственным джазовым исполнителем, на которого
продавали абонементы (на три его обязательных концерта в течение года) в Большой
зал московской Консерватории. Он записал компакт-диск с американской группой
Oregon, игравшей этно-джаз, выступив в качестве дирижера, и номинировался с
этим альбомом на "Грэмми".
В 2003
году музыкант вновь вернулся в коллектив Лундстрема, и сам Маэстро передал ему
палочку главного дирижера. После его кончины Гаранян стал художественным
руководителем и главным дирижером Государственного камерного оркестра джазовой
музыки имени О.Л. Лундстрема (до 2006) и с этим оркестром подготовил множество
прекрасных программ.
В это же
время (с 2004 года) он начинает работать и в Российском Государственном
Музыкальном Телерадиоцентре и воссоздает заслуженный бренд – ансамбль
«Мелодия», с которым делает аранжировки любимых песен из старых советских
картин и с успехом прокатывает их в России и за рубежом. Добавив в ансамбль
пять духовых инструментов, Гаранян в 2006 году организовал Биг-бенд, который
триумфально выступал на международных джазовых фестивалях и много
гастролировал. А в 2010 году оба коллектива Маэстро (ансамбль «Мелодия» и
Биг-бенд) вошли в состав Общественного Фонда Развития Джазового искусства
Георгия Гараняна.
Будучи
грамотным руководителем нескольких коллективов, он постоянно обновлял репертуар
каждого из них, давал до 100 концертов в год по всему миру, писал аранжировки и
музыку, выступал в качестве приглашенного дирижера, сотрудничал с различными
симфоническими оркестрами… В последние годы Гаранян к тому же много времени
уделял и просветительству – был автором и ведущим ряда программ на радио и
телевидении, писал статьи и книги. Кстати, по его книге «Аранжировка для
эстрадных, инструментальных и вокально-инструментальных ансамблей», которую он
написал еще в 1970-е годы, до сих пор учатся во всех музыкальных учебных
заведениях страны.
Лауреат
многих международных джазовых фестивалей, член Союзов композиторов и
кинематографистов России, академик Киноакадемии «Ника», кавалер орденов Почета,
Петра Великого и «За заслуги перед Отечеством» IV степени – Гаранян первым из
джазовых музыкантов получил звание «Заслуженный артист» и «Народный артист РФ»
и стал единственным джазовым музыкантом, кто получил Государственную премию
России.
Георгий
Арамович четырежды вступал в официальный брак, но утверждал, что скромен и
застенчив в личной жизни, и именно потому то и дело оказывается в загсе. В первом
семейном союзе композитора родилась дочь Наталья, ставшая клиническим
психологом. Вторая супруга Ирина репатриировалась в Израиль и продолжала
называть Гараняна мужем, когда он регистрировал союзы с третьей и четвертой
женами.
Третья
избранница джазмена — вокалистка ансамбля «Аккорд» Инна Мясникова — в 1988 году
эмигрировала в США к уехавшей ранее дочери Карине. Внук Дмитрий родился уже в
Америке.
Чтобы
помочь эмигрировавшей семье, Георгий Арамович сдавал 3-комнатную квартиру в
центре Москвы, а сам жил в съемной однокомнатной. В этот период Георгий
Арамович сблизился с четвертой избранницей — московской журналисткой Нелли
Закировой. Ее дочь Веронику музыкант покорил эрудицией: безошибочно узнал по
фото всех русских писателей из школьного учебника и решил задачи по математике.
Сейчас падчерица возглавляет Фонд Георгия Гараняна, а Нелли проводит фестиваль
для детей-музыкантов «Крошка-джаз».
Джазмен
любил прокачивать мозг: в 40 лет самостоятельно выучил английский язык, а в 70
по учебнику восстановил знания о дифференциальных и интегральных вычислениях.
Георгий Арамович не выдерживал в отпуске больше недели и практически не посещал
чужие концерты и музыкальные спектакли — джазмен знал, что начнет
профессионально разбирать каждый из аккордов и расстраиваться из-за ошибок.
Гаранян любил восстанавливать старую звукозаписывающую технику и
собственноручно смонтировал свою студию звукозаписи.
До
последних дней он был бодр, полон энергии и творческих планов, обожал жизнь,
успевал все и всюду, но и многое не успел…
Известный
джазовый саксофонист, художественный руководитель и главный дирижер
Государственного джазового оркестра имени О.Л. Лундстрема Георгий Арамович
Гаранян скоропостижно скончался 11 января 2010 года на 76-м году жизни во время
гастролей в Краснодаре, не выдержало сердце… Он был похоронен на Ваганьковском
кладбище в Москве.
Комментариев нет:
Отправить комментарий