вторник, 15 августа 2023 г.

Воспоминания о любимых артистах. Георгий Гаранян — советский и российский джазовый музыкант, композитор, дирижер, народный артист РФ (1934 - 2010).


Советский джаз

Представитель первого послевоенного поколения мастеров отечественного джаза, классический, эстрадный и джазовый саксофонист, композитор, аранжировщик, дирижер, художественный руководитель нескольких музыкальных коллективов, прекрасно владеющий всеми этими профессиями, – Георгий Гаранян, несомненно, был одной из знаковых фигур современного джаза и настоящим кумиром публики. Многие называют его «выразителем идей целого поколения» и «патриархом» отечественного джаза.

Георгий Арамович Гаранян родился 15 августа 1934 года в Москве. Отец Георгия Гараняна Арам Георгиевич Гаранян (Караян) бежал, потеряв родителей, из города Урха (турки называют город Урфой) в апреле 1915 года, найдя убежище и создав семью в России, женившись на Вере Петровне Корчиной, учительнице начальных классов.

В 7 лет Жора впервые услышал «Серенаду солнечной долины» Глена Миллера и влюбился в джаз навсегда. Азам игры на фортепиано мальчика научила соседка — преподавательница музыки, с которой Вера Петровна расплачивалась стиркой белья. Однако Жора так спешил освоить все и сразу, что без ведома преподавателя начал разучивать сложные сочинения и, как это называют музыканты, заиграл руки.

Гаранян не учился в музыкальной школе, а когда пришла пора определяться с профессией, по настоянию отца поступил в Московский станкостроительный институт. Мать прививала сыну любовь к музыке, но отец, инженер по профессии, считал, что сын тоже должен стать инженером и получить "настоящую профессию", тогда как музыка — это «для души». Поэтому после школы, в 1952 году, Георгий Гаранян поступил в Московский станко-инструментальный институт (Станкин), который окончил по специальности инженер-механик широкого профиля. И все же природная тяга к музыке взяла верх, и Георгий попутно играл в студенческом оркестре на фортепиано. Именно тогда же он самостоятельно освоил и игру на саксофоне, причем, овладев довольно быстро этим инструментом, выдвинулся как талантливый импровизатор и вскоре стал играть джаз в Молодежном оркестре Центрального дома работников искусств, который в те годы пользовался большой популярностью - его называли "золотой восьмеркой"

В 1957 году этот коллектив возглавил Юрий Саульский, который, разглядев в Гараняне талант, заставлял его буквально сутками напролет играть на саксофоне, и это дало результат – вскоре Георгий стал лидером группы саксофонистов. В том же году он окончил институт, но по специальности «инженер-механик широкого профиля» не работал ни дня.

Георгий Гаранян в 1950-е гг.

Все в том же 1957-м оркестр Саульского принял участие во Всемирном фестивале молодежи и студентов в Москве и завоевал серебряную медаль, после чего на музыкантов оркестра обратили внимание зарубежные джазмены. Они стали получать приглашения из-за рубежа, но начальство приглашения отклоняло. Газета "Советская культура" в статье "Музыкальные стиляги" писала: «Пагубный пример утери самостоятельности являет собой молодежный эстрадный оркестр ЦДРИ. Мы с отвращением наблюдаем за длинноволосыми стилягами в утрированно узких брюках и экстравагантных пиджаках». Оркестр ЦДРИ вскоре был распущен.

 Гаранян некоторое время работал в различных коллективах, пока судьба не свела его с Олегом Лундстремом, который пригласил Гараняна в свой оркестр саксофонистом – первого из советских музыкантов. А в 1966 году его саксофон зазвучал и в концертном эстрадном оркестре Всесоюзного радио, которым руководил Вадим Людвиковский (кстати, этот коллектив постигла та же участь, что и оркестр Саульского – его разогнали в 1972 году).

Две пьесы в исполнении Концертного эстрадного оркестра Всесоюзного телевидения и радио п/у Вадима Людвиковского – "Акварель" Вадима Людвиковского и "Весенний репортаж" Богдана Троцюка (Фрагмент программы «Февраль встречает март», Центральное телевидение, 1968).

В этот период Гаранян вообще много выступал с квартетом или секстетом, сотрудничая с такими партнерами, как гитарист Николай Громин, тенор-саксофонист Алексей Зубов, тромбонист Константин Бахолдин, контрабасисты Андрей Егоров и Адольф Сатановский, барабанщики Валерий Буланов и Александр Гореткин.

Ансамбль Георгия Гараняна (1968).

В середине 1960-х годов джазовые пьесы, звучавшие на волнах Всесоюзного радио, принесли Гараняну широкую известность. Впоследствии Гаранян скажет, что, собственно, джаза в Союзе до 1960-х годов не было, были ритмические поделки "а-ля джаз", но они нравились людям и, в общем-то, знаменовали определенную степень творческой свободы. Он, со своим саксофоном, уже стал звездой, получив лестное и остроумное прозвище "сакс-символа" страны. В 1969 году он к тому же окончил курсы дирижеров при Московской консерватории имени П. И. Чайковского.

Но далеко не все было гладко и удачно. В 1969 году, когда слава "сакс-символа" была в зените, он вдруг стал невыездным на долгие годы, вплоть до 1978-го. Гаранян, не признававший иных рамок в музыке, кроме творческих, не раздумывая, встретился с американским джазменом Уиллисом Коновером. Казалось бы, всего лишь встреча двух музыкантов, ан нет: Коновер-то, мало того, что был ведущим на радиостанции "Голос Америки", так еще и продюсировал концерты не где-нибудь, а в Белом доме. Словом, "криминал" был налицо, вот и воспоследовали санкции.

Георгий Гаранян и ансамбль «Мелодия» - «Грустить не надо» (1976).

В 1973 году Гараняна и нескольких музыкантов бывшего оркестра Всесоюзного радио пригласили на работу в фирму грамзаписи «Мелодия» (единственную и крупнейшую в те годы в СССР фирму грамзаписи), где через несколько лет Георгий Арамович стал руководителем одноименного ансамбля (до 1982 года), который аккомпанировал фактически всем певцам страны, записывал танцевальную музыку и джазовые композиции от свинга до джаз-рока. Все это способствовало не только росту профессионального мастерства музыканта, но и помогало нарабатывать новые связи. Визитной карточкой ансамбля была музыка популярных советских композиторов в джазовой обработке. Опыт преобразования и обогащения мелодий Гаранян изложил в учебном пособии «Основы эстрадной и джазовой аранжировки». Именно с «Мелодией» Владимир Высоцкий записал две пластинки своих песен.

Владимир Высоцкий – «Она была в Париже» (Звук - ВФГ «Мелодия», с ансамблем п/у Г.Гараняна, 1974).

Всего же за годы работы под управлением Гараняна ансамбль записал 16 так называемых «сольных дисков-гигантов» и 9 пластинок-мини-альбомов с песнями и сказками, музыкой для кино и мультфильмов, обработками русских народных песен и джазовыми пьесами. «Мелодию» выбирали для записи своих сочинений лидеры самых разных жанров: Альфред Шнитке (Первая симфония), Давид Тухманов («По волне моей памяти»), Алла Пугачёва и Иосиф Кобзон, Людмила Гурченко и Андрей Миронов. Некоторые диски «Мелодии» выпускались миллионными тиражами, а ансамбль был непревзойденным как в студийной, так и в концертной работе.

Георгий Гаранян и ансамбль «Мелодия» - «Cotton Tail» (Отрывок из фильма-концерта "Город. Осень. Ритм.", 1976).

В этот же период (в 1972-1979 годах) дипломированный инженер-механик Гаранян был еще и дирижером Государственного симфонического оркестра кинематографии СССР, и его фамилия – в титрах более ста фильмов, среди которых: «Ирония судьбы, или С легким паром», «Свой среди чужих, чужой среди своих», «Приключения Буратино», «Розыгрыш» и обе киноверсии «12 стульев» — Леонида Гайдая и Марка Захарова. Но и здесь он не ограничивался только дирижированием, для многих картин Георгий Арамович написал музыку – это «Вечерний лабиринт», «Руанская дева по прозвищу «Пышка»», «Покровские ворота», «Рецепт ее молодости», «Волшебный фонарь», «Бенефис Людмилы Гурченко» и другие, а также и исполнял партию саксофона в фильмах «Бриллиантовая рука», «Мы из джаза», «Осенний блюз», в мультфильме «Ну, погоди!» и других.

Дань уважения национальным корням Гаранян отдал в инструментальных пьесах «Ленкорань» и «Армянские ритмы». Вот что пишет музыковед Аркадий Петров об композиции «Ленкорань»:

«Эта композиция Г. Гараняна использует лады и интонационные обороты восточной музыки, в частности, азербайджанского и армянского фольклора. Музыка композиции причудливая, беспокойная, тревожно-возбужденная, а в одном из эпизодов — звукоизобразительная. Г. Гаранян, играющий на альтовом саксофоне с подключенным синтезатором, использует здесь различные режимы эффекта эхо, «играет» ими, как бы заполняя звуками пространство, «развешивая» их в объеме...»

Георгий Гаранян и ансамбль «Мелодия» - «Ленкорань» (1974).

С 1986 года Гаранян вновь вернулся к активной концертной деятельности – выступал с различными составами в России и за рубежом. Вернувшись с очередных гастролей, в 1989 году, он принял предложение Юрия Никулина стать главным дирижером Цирка на Цветном бульваре и написал множество прекрасных сочинений для цирковых представлений. Кроме того, в 1991 году возглавил Московский биг-бенд, быстро ставший популярным. Однако из-за проблем с финансированием данный коллектив просуществовал недолго.

Московский биг-бенд п/у Георгия Гараняня (1992).

Но Гаранян без работы не сидел – он сочинял музыку, выступал как солист и приглашенный дирижер, руководил различными коллективами – и везде имел оглушительный успех. Он стал единственным джазовым исполнителем, на которого продавали абонементы (на три его обязательных концерта в течение года) в Большой зал московской Консерватории. Он записал компакт-диск с американской группой Oregon, игравшей этно-джаз, выступив в качестве дирижера, и номинировался с этим альбомом на "Грэмми".

В 2003 году музыкант вновь вернулся в коллектив Лундстрема, и сам Маэстро передал ему палочку главного дирижера. После его кончины Гаранян стал художественным руководителем и главным дирижером Государственного камерного оркестра джазовой музыки имени О.Л. Лундстрема (до 2006) и с этим оркестром подготовил множество прекрасных программ.

Оркестр Олега Лундстрема п/у Георгия Гараняна.

В это же время (с 2004 года) он начинает работать и в Российском Государственном Музыкальном Телерадиоцентре и воссоздает заслуженный бренд – ансамбль «Мелодия», с которым делает аранжировки любимых песен из старых советских картин и с успехом прокатывает их в России и за рубежом. Добавив в ансамбль пять духовых инструментов, Гаранян в 2006 году организовал Биг-бенд, который триумфально выступал на международных джазовых фестивалях и много гастролировал. А в 2010 году оба коллектива Маэстро (ансамбль «Мелодия» и Биг-бенд) вошли в состав Общественного Фонда Развития Джазового искусства Георгия Гараняна.

Биг-бэнд Георгия Гараняна – «Бриллиантовая рука – Серенада».

Будучи грамотным руководителем нескольких коллективов, он постоянно обновлял репертуар каждого из них, давал до 100 концертов в год по всему миру, писал аранжировки и музыку, выступал в качестве приглашенного дирижера, сотрудничал с различными симфоническими оркестрами… В последние годы Гаранян к тому же много времени уделял и просветительству – был автором и ведущим ряда программ на радио и телевидении, писал статьи и книги. Кстати, по его книге «Аранжировка для эстрадных, инструментальных и вокально-инструментальных ансамблей», которую он написал еще в 1970-е годы, до сих пор учатся во всех музыкальных учебных заведениях страны.

Лауреат многих международных джазовых фестивалей, член Союзов композиторов и кинематографистов России, академик Киноакадемии «Ника», кавалер орденов Почета, Петра Великого и «За заслуги перед Отечеством» IV степени – Гаранян первым из джазовых музыкантов получил звание «Заслуженный артист» и «Народный артист РФ» и стал единственным джазовым музыкантом, кто получил Государственную премию России.

Краснодарский биг-бэнд Георгия Гараняна – «Попурри на темы музыкальных произведений из советских кинофильмов».

Георгий Арамович четырежды вступал в официальный брак, но утверждал, что скромен и застенчив в личной жизни, и именно потому то и дело оказывается в загсе. В первом семейном союзе композитора родилась дочь Наталья, ставшая клиническим психологом. Вторая супруга Ирина репатриировалась в Израиль и продолжала называть Гараняна мужем, когда он регистрировал союзы с третьей и четвертой женами.

Третья избранница джазмена — вокалистка ансамбля «Аккорд» Инна Мясникова — в 1988 году эмигрировала в США к уехавшей ранее дочери Карине. Внук Дмитрий родился уже в Америке.

Чтобы помочь эмигрировавшей семье, Георгий Арамович сдавал 3-комнатную квартиру в центре Москвы, а сам жил в съемной однокомнатной. В этот период Георгий Арамович сблизился с четвертой избранницей — московской журналисткой Нелли Закировой. Ее дочь Веронику музыкант покорил эрудицией: безошибочно узнал по фото всех русских писателей из школьного учебника и решил задачи по математике. Сейчас падчерица возглавляет Фонд Георгия Гараняна, а Нелли проводит фестиваль для детей-музыкантов «Крошка-джаз».

Джазмен любил прокачивать мозг: в 40 лет самостоятельно выучил английский язык, а в 70 по учебнику восстановил знания о дифференциальных и интегральных вычислениях. Георгий Арамович не выдерживал в отпуске больше недели и практически не посещал чужие концерты и музыкальные спектакли — джазмен знал, что начнет профессионально разбирать каждый из аккордов и расстраиваться из-за ошибок. Гаранян любил восстанавливать старую звукозаписывающую технику и собственноручно смонтировал свою студию звукозаписи.

До последних дней он был бодр, полон энергии и творческих планов, обожал жизнь, успевал все и всюду, но и многое не успел…

Известный джазовый саксофонист, художественный руководитель и главный дирижер Государственного джазового оркестра имени О.Л. Лундстрема Георгий Арамович Гаранян скоропостижно скончался 11 января 2010 года на 76-м году жизни во время гастролей в Краснодаре, не выдержало сердце… Он был похоронен на Ваганьковском кладбище в Москве.

Комментариев нет:

Отправить комментарий