В
семидесятые Советский Союз бесповоротно влюбился в Джо Дассена. Прошли
десятилетия, но он, похоже, навечно поселился в русских сердцах.
20
августа 1980 года в ресторане 'У Мишеля и Элиан' на острове архипелага Таити,
носящем название Тахаа, ровно в полдень высокий брюнет с голубыми глазами упал
на пол и даже случайно оказавшемуся здесь врачу не удалось сделать так, чтобы
остановившееся сердце снова пошло. Он медленно поднялся и с трудом выговорил:
'Все кончено:Ничего нельзя сделать...
Кто же
был этот человек и почему это было так? Как могло случиться, что популярность
этого Джозефа - известного всему миру как Джо, полное имя Джозеф Айра Дассен
(Joe Ira
Dassin)
- затмила в Москве семидесятых и Битлз и АББУ?!Его исполнение отличается
большим вкусом, чувством меры, присущим лишь настоящим художникам. Для него,
пожалуй, наиболее характерна особая разговорная, доверительная интонация,
которая делает песню близкой и понятной даже тем слушателям, которые не знают
французского языка'
Вот он
перед нами - метр восемьдесят пять, голубые глаза, жабо и белая рубашка,
проникновенный баритон - чем не романтический герой? И между тем - все, что он
сделал, его песни, его тексты, аранжировки отличает полное отсутствие
романтизма - у Дассена нет ничего условного, небесного и, стало быть, плохо
понятного. Парадоксально и то, что человек, лучше говоривший по-английски, чем
по-французски, занял место рядом с Пиаф и Брассенсом.
Он вышел
из художественной среды - его отец, Жюль Дассен, после короткой театральной
карьеры и работы ассистентом Хичкока к концу пятидесятых стал режиссером с
мировым именем, мать Беатриса, или Беа, была скрипачкой, которая концертировала
с многими грандами мировой классической музыки. Джо родился в Нью-Йорке, а до
переезда семьи в Европу его детство ходило по Лос-Анджелесу и знаменитым
пляжам, которые он проникновенно обессмертит песней 'Нуазет и Кассиди' на
взлете своей карьеры, потом - в далеких семидесятых.
Джо и не
думает об артистической карьере - он едет в Америку за серьезным образованием и
живет жизнью мичиганского студента эпохи Элвиса Пресли - зарабатывает на жизнь
мойщиком посуды и водителем грузовика, много учится, иногда перемежая занятия
этнологией и русским языком выходами в бары, где под акустику знакомит
американок с музой Брассенса. Никаких электрогитар, никакого рок-н-ролла, ни
тени бунта. После своих шести американских лет Дассен - доктор этнологии,
лауреат Второй национальной премии за рассказ 'Wade In Water', свободно
говорящий на четырех языках и подумывающий об университетской карьере. В армию
его не берут - говорят, какой-то шум в сердце. За спиной Дассена-младшего
работа с отцом - особенно тарантелла для фильма 'La loi' с участием Джины
Лоллобриджиды и песня 'Дети Пирея' для 'Jamais le dimanche', исполненная его
мачехой.
В 1962
году Джо вторично вступает на землю Европы - ему 24 года, и уж мир точно создан
для того, чтобы урчать у его ног теплой пятнистой кошкой. Как некогда его отец
у Хичкока, он - ассистент режиссера в фильме Жюля Дассена 'Topkapi' - он
приносит нетрудные деньги и первую известность. В 1963-м Джо уже ведущий на
'Радио Люксембург', он ведет светскую жизнь и 13 декабря на одной из вечеринок
он встречает Мариз Массьера.И вот они уже живут вместе в Сен-Жермен де Пре -
любимом всеми американскими французами и французскими американцами районе, на
бульваре Распай, в трех комнатах на шестом этаже. Близится день рождения Джо,
Мариз ломает голову, что подарить? Рубашка, одеколон? Да нет же! Ведь лучшая
подруга Мариз, Катрин Ренье работает секретарем в только что обосновавшейся в
Париже американской звукозаписывающей компании, некоей Columbia Broadcasting
System. И вот 5 ноября 1964 года Дассен получает единственный на свете гибкий
диск со своим голосом, поющим песню их любви - 'Freight Train'.
В студии
звукозаписи остается моток магнитной ленты, и как-то вечером ее решили
послушать. Освежиться в конце трудного дня, запить красным винцом едкое
словечко по поводу коллег, но голос Дассена, ритм, качающий знакомые слова,
изъял их души у беса злословия, - в воздухе остался один вопрос: - если напечатать
большой тираж, будет ли диск продаваться? Как обрадуется этот, как его там:
Дассун: Дассен?
А Дассен
послал их ко всем чертям. Катрин и Мариз убили два месяца на то, чтобы
уговорить его хотя бы попробовать записать диск. Так рождается тот самый Дассен,
потрясающий всех, кто его знал, невероятным сочетанием - ошпаривающей
талантливостью и крайней неуверенностью в своих способностях, сочетание,
которое он пронесет через всю свою сценическую жизнь, когда будет повторять без
устали: 'Если таланта нет, остается вкалывать!', в то время как поклонницы
будут вываливаться из окна и осыпаться с деревьев и фонарных столбов, ломая
руки и ноги, чтобы только щелкнуть певца на свою 'мыльницу': О большем в ту
интеллигентную эпоху они мечтать не решались.
Проходит
пара лет, и случается то, что всегда случается с успешными исполнителями, - у
Дассена больше нет ни жизни, ни истории, ничего - а есть цифры года от
Рождества Христова напротив названий хитов. И концерты, концерты, концерты. От
парижской Олимпии и американских гастролей до турне по французской Африке. Для
журналистов Дассен плох - ноль сенсаций, его поговорка: 'Каждый, приходя домой,
имеет право закрыть за собой дверь. Такое же право я оставляю для себя'.
Франция покоряется быстро, а знаменитые 'Елисейские поля', переложенные на
многие европейские языки, достигли и Страны восходящего солнца, где
экспансивные японки с благоговением посматривали на фотографии голубоглазого
великана. в мае 1975 года, начинается новый Дассен, Дассен 'L ete indien', так
удачно нашедшего свое русское название - 'Бабье лето' и ставшего неотделимым от
русской осени семидесятых.
Дассен и
по сей день любим во Франции как никто другой.
Его
пластинки расходятся огромными тиражами и двадцать лет спустя после смерти,
надо видеть глаза французов, представителей самой дряхлой и потому холодной
европейской нации, когда в телевизионную студию входит сын Джо Дассена. Его
отец оставил после себя столько любви, что достанет и на правнуков. Этой любви
не могли помешать ни два бракоразводных процесса, ни тяжба за детей со второй
женой, ни проблемы с алкоголем и легкими наркотиками, которыми он старался
вылечиться от пустоты, рано или поздно насылаемой на всякое дарование. Если и
есть ему что прощать, все прощено ему навеки, ведь он никого не обличал и не
карал, не смеялся даже над тем, над чем принято это делать, - разговор его
песни обращен к каждому, кому нужно человеческое слово.
Joe Dassin – Best Of Joe Dassin (3CD) (2009)
CD1
01. Et
si tu n’existais pas
02.
Cécilia
03. La
fleur aux dents
04.
Salut les amoureux
05.
Depuis l’année dernière
06. Le
petit pain au chocolat
07.
Siffler sur la colline
08. Le
chemin de papa
09. Dans
les yeux d’Emilie
10. Ma
bonne étoile
11. Je
change un peu de vent
12. Ca
m’avance à quoi?
13. Le
marché aux puces
14. Le
grand parking
15. Le
temps des oeufs au plat
16.
Salut
17.
Guantanamera
18. Mé
qué mé qué
19.
L’Amérique
20. Les
champs-Elysées
CD2
21.
L’équipe à Jojo
22. Les
Dalton
23. La
complainte de l’heure de pointe (A vélo dans Paris)
24. La
bande à Bonnot
25. Il
faut naître à Monaco
26.
Excuse me lady
27. Le
moustique
28.
Viens voir le loup
29. Tout
bébé a besoin d’une maman
30.
Comme la lune
31.
Pauvre doudou
32. Bip
bip
33. Vade
retro
34. La
Luzerne
35. Taka
Takata (La femme du Torero)
36. Un
cadeau de papa
37. Un
garçon nommé Suzy
38. Côté
Banjo, côté violon
39.
Billy le Bordelais
40.
Fais-moi de l’électricité
CD3
41.
L’été Indien
42. A
toi
43. Mon
village du bout du monde
44.
Marie-Jeanne
45. Le
café des 3 colombes
46. Ca
va pas changer le monde
47. Les
plus belles années de ma vie
48. Si
tu t’appelles mélancolie
49.
Happy birthday
50. Ton
côté du lit
51. La
première femme de ma vie
52. Le
château de sable
53. Il
était une fois nous deux
54. Un
lord Anglais
55. La
demoiselle de déshonneur
56. Dans
la brume du matin
57. Ma
musique
58. Le
jardin du Luxembourg
download
(mp3 @192 kbs):
Комментариев нет:
Отправить комментарий