Имя этой
певицы прочно ассоциируется с Золотым веком Большого театра, на сцене которого
она исполнила свыше тридцати ведущих партий. Валентина Левко прожила насыщенную
творческую жизнь: впервые представляла Россию на знаменитом Генделевском
фестивале в Галле, первой исполняла премьеры сочинений Свиридова, Денисова,
Мурадели, Кабалевского и многих других советских композиторов, ей рукоплескали
ведущие театры и концертные залы мира. Особенно ценно, что в искусстве она
самобытно развивала традиции своих выдающихся предшественниц – Надежды Обуховой
и Марии Максаковой, которые высоко ценили ее талант.
«Валентина Левко была уникальной певицей с прекрасным голосом, – вспоминает дирижер Владимир Федосеев, – она всегда отличалась от многих, имела громадную слушательскую аудиторию, ее очень любили. В наше время ее даже трудно с кем-то сравнить».
Валентина
Николаевна Левко родилась 13 августа 1926 года в Москве в семье Николая
Николаевича Суркова (1904-1975) и Варвары Ивановны Жедринской (1907-1997). Отец
был инженером-металлургом, мать вела домашнее хозяйство.
Музыкой
начала заниматься с 8 лет по классу скрипки. Пела с 12 лет. Во время войны
находилась в эвакуации в городе Павлово-на-Оке Горьковской области. В 1943 году
поступила в музыкальное училище при Московской консерватории по классу скрипки.
Во время учёбы работала в оркестрах театра миниатюр, театра имени Ермоловой.
В 1948
году, после окончания училища имени Гнесиных, поступила на оркестровый
факультет Музыкально-педагогического института имени Гнесиных, где получила
квалификацию артиста оркестра и преподавателя по классу альта.
В 1957
году перешла в Московский академический музыкальный театр имени Станиславского
и Немировича-Данченко. 6 ноября 1957 года дебютировала в партии Элен Безуховой
в опере «Война и мир» С. Прокофьева.
В 1960
году была зачислена в труппу Большого театра. Здесь она спела более 20 партий.
В 1963 году окончила Московскую консерваторию по специальности «оперная и
концертно-камерная певица». Участвовала почти во всех гастролях Большого театра
по стране и за рубежом.
Итальянский
публицист Анджело Матаккиера после гастролей Большого театра на сцене «Ла
Скала» писал:
"Мы,
миланцы, никогда не забудем пение и игру Валентины Левко в «Пиковой даме». Она
изумительная певица и великолепная актриса."
Во время
ее гастролей в Берлине Вольфганг Шультце в газете "Die Welt" писал:
"Она
является певицей экстра-класса и среди меццо-сопрано русской школы, которые
зачастую тяготеют к резкой, напряженной манере пения. Она является женщиной с
прекрасно округлым, роскошным голосом, обладающим глубоким тембром и
безукоризненной ровностью во всех регистрах".
Несколько
лет цитата из арии Графини ("Пиковая дама" П. И. Чайковского)
открывала популярную телевизионную передачу "Что? Где? Когда?".
В 1982
году певица завершила оперную карьеру в театре, но продолжала концертную
деятельность, выступала с сольными концертами как в СССР, так и за рубежом
(более чем в 20 странах Европы, Америки, Азии, Австралии).
В разные
годы Левко принимала участие в международном цикле "Мастера вокального
искусства" в Югославии, циклах концертов "Прекрасные голоса мира в
камерном абонементе" в Западном Берлине, в благотворительном гала-концерте
в пользу детей-инвалидов под патронатом принца Уэльского в Лондоне, в
концертах, посвященных творчеству С. Прокофьева в Вене.
Она была
первой представительницей России на XIV Генделевском фестивале в Галле в
Германии. Газета "Фрайхайт" отмечала: "Талант артистки проявился
в такой теплоте чувств, сочности и полноте голоса, что позволяет говорить о
Левко как о вокальном феномене".
Концертная
деятельность:
Пела
альтовые партии в Реквиемах В. Моцарта и Д. Верди, 9-й симфонии Бетховена и 3-й
Г. Малера, в ораториях и кантатах И. Баха, Г. Генделя, С. Прокофьева, Д.
Кабалевского, О. Фельцмана, Р. Манукова, хоровом концерте № 33 Д. Бортнянского.
Выступала
с оркестрами под управлением К. Кондрашина, Д. Китаенко, Г. Рождественского, Ю.
Темирканова, Е. Светланова, Н. Рахлина, К. Мазура, Т. Шипперса, Ю. Домаркаса,
Н. Ярви, с эстрадно-симфоническим оркестром Ю. Силантьева, в сопровождении
оркестра русских народных инструментов.
"Валентина
Левко — прекрасная певица. Её свободно, красиво звучащий бархатный голос льётся
благородно и чисто, и она поёт так, как поют великие певицы." — «Экспресс»
(австрийская газета)
Валентиной
Левко были подготовлены и впервые в СССР исполнены следующие произведения:
"Страсти по Матфею" И. Баха (партия альта), Реквием (на стихи Р.
Рождественского) и вокальный цикл (на стихи Р. Гамзатова) Д. Кабалевского,
вокальные циклы В. Бибика, Г. Дмитриева, современного американского композитора
Лефлера, арии и песни Баха, Вивальди и другие.
Выступала
почти во всех залах мира: Карнеги-холл, Мюзик-феррайн, Альберт-холл, Большой
зал Московской консерватории, Концертный зал имени П. И. Чайковского,
Концертный зал имени М. И. Глинки в Санкт-Петербурге, Большой зал Петербургской
филармонии.
С 1974
года параллельно с работой в театре Левко стала преподавать вокал в Институте
имени Гнесиных.
В
1985—2011 гг. руководила кафедрой сольного пения.
В классе
профессора В. Н. Левко наряду с российскими занимались студенты из США, Греции,
Югославии, Китая, Южной Кореи и других стран.
В 1994
году была приглашена в Китай для проведения мастер-классов в консерватории
города Шэньян. В 1996 году певица посетила Южную Корею, где занималась с
певцами и принимала участие в большом концерте в городе Сувоне.
Являлась
заместителем председателя Всероссийского музыкального общества, членом
правления Экспериментального совета «Новые имена планеты».
В Москве
работает образовательный центр — «Центр вокального искусства Валентины Левко».
Автор
книги "Моя судьба в Большом театре". — Владимир: Фолиант, 2000.
В разные
годы на фирме «Мелодия» были выпущены грампластинки и компакт-диски с записями
в исполнении В. Левко:
оперы
«Иван Сусанин» М. И. Глинки, «Фальстаф» Д. Верди, «Пиковая дама» П. И.
Чайковского, сцены из опер «Хованщина» М. П. Мусоргского, «Царская невеста» А.
Н. Римского-Корсакова, «Руслан и Людмила» М. И. Глинки, арии Баха, романсы
Шуберта, Брамса, Де Фальи, Глинки, Даргомыжского, Рубинштейна, Римского-Корсакова,
Балакирева, Кюи, Чайковского, Метнера, Рахманинова, старинные русские романсы и
песни.
В апреле
2013 года творчеством русской певицы заинтересовалось руководство фирмы
«Brilliant Classics» (Нидерланды), многие записи «открыли» заново и отреставрировали,
в результате наследие артистки опубликовано на одиннадцати CD-дисках.
«Это без
сомнения выдающаяся коллекция, каждый компакт-диск уникален с музыкальной точки
зрения и раскрывают поразительную универсальность певицы. С первых нот, взятых
Левко, становится ясно, что эта певица обладает характерным голосом и имеет
выдающуюся артистическую природу. Она может в полной мере раскрыть свой голос
для оперы и сократить его до интимного звучания в камерной музыке и романсах»
(из рецензии музыкального критика Бэрри Бассиса, Великобритания).
Скончалась
14 августа 2018 года в Москве после продолжительной тяжёлой болезни. Похоронена
на Троекуровском кладбище.
Комментариев нет:
Отправить комментарий