29
августа 1924 года – день рождения Дайны Вашингтон, или «королевы блюза», как её
называли уже при жизни. Впрочем, если джазовые музыканты раздавали друг другу
титулы (или же это делали продюсеры) порой достаточно вольно, то в случае с
Дайной (как с Дюком Эллингтоном или Б.Б.Кингом) эта «должность» не казалась
преувеличением: слушатели готовы были подать документы на эмиграцию,
репатриацию или просить политического убежища в её королевстве, как только
слышали её голос.
Дайна,
настоящее имя Рут Джонс (Ruth Jones), родилась в штате Алабама; когда ей было
три года, её родители переехали в Чикаго.
«Слава
церкви!» – хочется воскликнуть на следующем пункте её биографии, даже если вы
не имеете к религии никакого отношения. Баптистская церковная школа Св. Луки,
где мать работала пианисткой, а Рут пела в хоре, выполняла для Рут, как и для
многих поколений джазовых музыкантов, роль музыкальной школы, в которой
обнаруживались и взращивались не только певческие навыки или любовь к господу
Богу, но и любовь к музыке.
Рут пела церковные гимны – госпелы, а мать понемногу учила её игре на фортепиано. Немаловажную роль в её образовании сыграла одна из наиболее ярких фигур в музыке госпел, Салли Мартин (Sallie Martin), которую Рут в качестве аккомпаниатора сопровождала в небольшом турне в 1940-м году (в 16 лет!).
Нужно сказать, что до этого Рут выиграла «светский» конкурс молодых исполнителей в Чикагском Королевском театре, и после этого музыка быстро стала её профессиональным занятием. На конкурсе, по слухам, были не то босс бара "Garrik", не то сам Лайонел Хэмптон, не то его музыкальный агент Joe Glaser…
Так или
иначе, в возрасте 15-лет её приглашают в "Garrik's Сlub", где она
проходит прослушивание и знакомится с Билли Холидей. Нанятая как Рут Джонс, с
подачи Лайонела Хэмптона и поддержке агента (теперь уже и её агента) Джо
Глейзера, юная певица раз и навсегда становится Дайной Вашингтон... И –
выступает как вокалистка биг-бэнда Хэмптона на втором этаже, в то время как
Билли Холидей выступает на первом, точнее, downstairs, цокольном.
Нужно
сказать, что Дайна вовремя попала в струю. Вокруг – большой город с большим
количеством развлекательных заведений. Джаз – жанр-фаворит эпохи. И Дайна –
жемчужина шоу среди лучших музыкантов своего времени. Конечно же, её взлёт был
ошеломляюще стремительным, и даже война не могла помешать этому восхождению.
В 1943
году музыкальный критик Леонард Фезер (Leonard Feather) слушает Дайну в клубе
"Appolo" в составе биг-бэнда Хэмптона и предлагает ей сделать сольную
запись, в которую готов вложить свои деньги. Дайна записывает свой первый сингл
"Evil Gal Blues", написанный Фезером, вместе с музыкантами оркестра
Хэмптона. Этот сингл, вместе с последующим за ним "Salty Papa Blues",
возглавили строчки "Harlem Hit Parade" в 1944-м. Дайна выступала и записывалась
с биг-бэндом Хэмптона до 1946 года, после чего только образовавшийся лейбл
"Mercury" предложил ей сделать сольную запись.
С 1948
года по 1955 годы Дайна записала 27 синглов, ставших хитами в стиле ритм-н-блюз
и сделавших её одной из самых популярных и успешных певиц послевоенного
времени. Её репертуар состоял из песен в стиле ритм-н-блюз, джазовых
стандартов, каверов на популярные мелодии, многие из которых стали
общенациональными хитами: “Baby get lost”, “Cold, cold heart», «I wanna be
loved» и другие. В это же время Дайна работала с лучшими музыкантами своего
времени – в 1954-м она выпустила альбом "Diana’s Jams" вместе с
Кларком Терри (Clark Terry) и Клиффордом Брауном, также записалась с
Кэннонболом Эддерли (Cannonball Adderly) и Беном Уэбстером (Ben Webster).
В то
время она была настоящей королевой – почитаемой, обожаемой толпой, слушавшей её
записи или концерты в клубах, и осуждаемой критиками, считавшими, что она
«зарывает талант», отдавая себя коммерции и плохому вкусу. «Королева» исполняла
песни в стиле блюз, джаз, ритм-н-блюз, всегда находясь на широкой кромке
«золотой середины» популярных мелодий, где её голос чувствовал себя как дома..
Дома ли
чувствовала себя она сама? Смена 7-ми мужей (данные разнятся от 7 до 9),
проносившихся по её жизни быстрее скоростного поезда, постоянные диеты и финал
жизни в 39 лет от передозировки таблетками – свидетельство ли это
неразборчивости и безрассудства, неуживчивости эксцентричной звезды, или
следствие стрессов от бешеной гонки за успехом и внутреннего разлада? Как бы
там ни было, королевская тайна частной жизни находится за глухой портьерой
давно ушедшего времени – в отличие от её голоса.
В 1959
году Дайана записывает один из самых ярких своих хитов, «What a Diff’rence a
Day Makes», названный критиками “одним из наиболее важных альбомов в истории
женского вокала“ и получивший "Grammy" в 1960-м как лучший R&B
сингл. Вместе с этой записью в 1959-м ещё одна незабываемая в буквальном смысле
слова песня – “Unforgettable” – в очередной раз подняла имя Дайны Вашингтон на
вершины национального музыкального Олимпа.
В
1962-1963 годах Королева Дайна выступает на фестивалях ("Newport jazz
festival") и концертных площадках, записывается с легендами – Дюком
Эллингтоном, Каунтом Бэйси и ещё начинающим музыкантом Джо Зaвинулом (Joe
Zavinul), звукозаписывающие компании становятся в очередь и назначают, одна
больше другой, огромные суммы контрактов... C 1950 года за 8 лет певица
выпускает 15 студийных альбомов.
И
все-таки хороша музыка, в отличие от истории, тем, что воссоздать талант
музыканта можно не его биографией, а его записями... Пожалуй, я воздержусь от
определений – её магнетического, наполненного какой-то действительно
религиозной силой голоса, – воздержусь, предоставив возможность каждому
потеряться и никогда не выйти из лабиринта своих собственных впечатлений..
Александра Блок
Комментариев нет:
Отправить комментарий