«Музыка
должна рождать всегда светлые, созидательные чувства. И музыкант, и певец со
временем обязательно понимают, что они не могут быть хуже того, что исполняют».
Леонид
Сметанников.
Советский и российский оперный певец (баритон), педагог, Народный артист СССР (1987), лауреат Государственной премии РСФСР им. М. И. Глинки (1982) Леонид Анатольевич Сметанников родился 12 августа 1943 года в селе Фершампенуаз Нагайбакского района Челябинской области. Отец — Сметанников Анатолий Павлович (1916 – 2002). Мать — Сметанникова Елена Ивановна (Эрна Биссинг — поволжская немка) (1919 – 1994). Раннее детство певца прошло на Южном Урале, куда во время войны была эвакуирована мать. После тяжёлого ранения туда же приехал и отец. После окончания войны семья переехала на Украину, в Днепродзержинск Днепропетровской области.
Леонид пел
с детства — в детском саду и в школе — везде был запевалой. До сих пор он помнит
две песни, в которых впервые солировал: «Марш юннатов» и «Летят белокрылые
чайки». Тогда же Сметанникова заметили и пригласили в городской детский хор.
После мутации голоса юноша вновь запел, теперь во взрослом, известном на всю
область академическом хоре заводского Дворца культуры. Здесь уже был и
вокальный кружок. В душе Леонида крепло решение: хочу петь, буду петь.
В 1962
году Леонид Сметанников приехал в Днепропетровск поступать в музыкальное
училище. Поступил, учился и чтобы иметь средства для жизни подрабатывал
радистом-осветителем во Дворце Культуры студентов. Днем - училище, почти каждый
вечер - работа. Пришлось нелегко. Но главное - это «борьба с голосом, против
голоса и за голос». Немало времени ушло на поиск тембра. Вначале пел басом,
затем драматическим баритоном и только потом, очень нескоро, голос определился
как лирический баритон.
После
окончания училища в 1966 году поступил в Саратовскую консерваторию им. Л.В.
Собинова (класс А.И. Быстрова). И опять началось все сначала, только на более
высоком и сложном уровне. Прежде всего нужно было развить средний и верхний
участки баритонового регистра, выровнять звучание голоса по всему диапазону,
добиться яркости, силы и полетности звука, сделать вокальную линию плавной и
непрерывной. Как дышать, где формировать звук, куда посылать его – сотни
певческих задач и упражнений, десятки вариантов исполнения одного фрагмента...
Но это только звук. А слово! А еще сцена и так называемая сценическая свобода!
Всем этим он в основном занимался в классе оперной подготовки, многому
научившись у режиссера В.Н. Томаха.
Леонид
Сметанников много и тщательно работал над усвоением изучаемых в вузе дисциплин,
всюду стремился быть в числе лучших. На протяжении всех 5 лет обучения он
являлся обладателем стипендии имени Собинова. В своей жажде знаний не чуждался
и углубленных научных изысканий, особенно если они помогали овладеть актерским
мастерством. Так появилась его теоретическая работа «Эстетические принципы
Станиславского на современной оперной сцене», которая была выполнена на 3-м
курсе и завоевала 2-е место на Всесоюзном студенческом конкурсе общественных
наук.
Пришло время, когда консерваторские труды начали приносить долгожданные плоды. Впервые Леонид Сметанников почувствовал это, когда в 8 декабря 1968 года получил приглашение в Саратовский театр оперы и балета имени Н.Г. Чернышевского – стать солистом оперы и уже через год исполнил первую партию (Елецкий в «Пиковой даме» Чайковского). Это была исключительная ответственность, требовалось максимально мобилизовать себя.
За два с
половиной года Леонид Сметанников исполнил множество малых и больших партий, в
числе которых и Журан в «Чародейке» Чайковского, и атаман Игнатьев в «Якове
Шибалке» Ленского, и даже Ёж в детской опере «Теремок». Экзаменом стала партия
Фигаро из «Севильского цирюльника» Дж. Россини. На премьере спектакля
присутствовала Государственная комиссия из консерватории, которая оценила
работу выпускника на «отлично».
Леонид
Сметанников стремится систематически выступать с концертами. Он настойчиво ищет
контакт с аудиторией, учится ощущать дыхание зала, подбирает программу таким
образом, чтобы легкое и доступное в разумных пропорциях соседствовало с
познавательным и сложным, с романсом и арией. И вот уже первые результаты:
теперь всё чаще его выступления бисируют, а устроители концертов, как правило,
начинают придерживать Сметанникова для «финиша». Он быстро набирал силу как
певец. Еще будучи студентом 4-го курса он завоевал право на сольные концерты.
Первый из них состоялся весной 1970 года и включал в себя арии, романсы, песни.
Весной 1971 вместе с лучшими артистами оперного театра он исполнил несколько
произведений по Центральному телевидению. Это было уже определенное признание
молодого певца.
Поистине
звездным годом для Леонида Сметанникова был 1973-й. Он становится лауреатом
сразу нескольких конкурсов и фестивалей: Всесоюзного конкурса профессиональных
исполнителей советской песни (Минск), Х Всемирного фестиваля молодежи и
студентов (Берлин), VI Всесоюзного конкурса вокалистов имени Глинки (Кишинев).
Для него открылась дорога на всесоюзную и международную концертную эстраду. Все
чаще появляются публикации в прессе, поступают просьбы о гастролях.
Однако
какие бы метаморфозы ни претерпевала артистическая карьера Леонида
Сметанникова, главное для него – опера, и он прежде всего – оперный певец. Это
его первое и основное амплуа. Среди коронных ролей Л. Сметанникова партии
Валентина («Фауст» Гуно), Жермона («Травиата» Верди), Онегина («Евгений Онегин»
Чайковского), Елецкого («Пиковая дама» Чайковского), Фигаро («Севильский
цирюльник» Россини), Дон Жуана («Дон Жуан» Моцарта). За долгие годы работы на
сцене он создал целую галерею ярких персонажей: Тобиас Милл («Брачный вексель»
Россини), Фердинанд («Дуэнья» Прокофьева), Петруччио («Укрощение строптивой»
Шебалина) и многие другие.
Будучи от
природы лирическим баритоном, он неоднократно обращался к партиям баритона
драматического, ощутимо расширяя тем самым поле приложения своих
вокально-сценических возможностей. Так появились Сильвио («Паяцы» Леонкавалло),
Генрих Эштон («Лючия ди Ламмермур» Доницетти), Эскамильо («Кармен» Бизе) и
другие роли. Вместе с тем нереализованной осталась мечта Леонида Анатольевича
спеть арии Андрея Болконского в «Войне и мире» Сергея Прокофьева и партию
Грязного в «Царской невесте» Николая Римского-Корсакова.
Одной из
самых ярких удач певца в партиях драматического плана стал Демон в одноименной
опере Рубинштейна. Здесь, как никогда прежде, во всей полноте предстал типичный
для Сметанникова метод работы над оперной партией: артист тщательно изучил все
связанное с новым для себя героем, прежде всего поэму Лермонтова, музыку
Рубинштейна, картины Врубеля. Характерно, что в кропотливой шлифовке роли,
помимо дирижера и режиссера, очень помог ему балетмейстер, вместе с которым
удалось создать «пластическую партитуру» образа. Так возник его неповторимо
своеобразный Демон. По внешнему облику и сценическому рисунку он воистину
пришелец из иных миров, а по внутреннему строю, выраженному через вокал, –
глубоко страдающий человек.
Особенности
голоса позволяют Леониду Сметанникову легко находить контакт с ценителями
романсной лирики, а также поклонниками русских народных и советских песен. В
камерном исполнении становится особенно заметным очень важное качество его
общей манеры - вдумчивое изучение произведения, стремление проникнуть в его
суть, истолковать по-своему, свежо и современно. В орбите творческих интересов
присутствуют романсы и песни Алябьева, Варламова, Гурилева, Даргомыжского,
Балакирева, Мусоргского, Бородина, Римского-Корсакова, Чайковского,
Рахманинова, Рубинштейна, Кюи, Аренского, Метнера, Листова, Шишкина, Фельдмана,
Абаза, Шостаковича, Свиридова, Моцарта, Шуберта, Брамса, Малера, Бетховена, а
также современных композиторов Бабаджаняна, Тухманова, Пахмутовой, Шаинского,
Ханка, Хренникова и многих других.
За более
чем 40-летний период своей творческой карьеры Л. А. Сметанников спел в более
чем 900 спектаклях, принял участие в тысячах концертов в стране и за рубежом,
выпустил 5 сольных пластинок с записями арий, романсов, русских и советских
песен, снялся в трех музыкальных фильмах, являлся постоянным гостем на радио и
телевидении.
Баритон
щедро дарил свой голос и советской эстраде. Леонид Анатольевич стал первым
исполнителем песни «День Победы». Он исполнил ее на съемках передачи «Голубой
огонек» в канун 9 мая 1975 года. Помимо «Дня Победы», Сметанников прославился
исполнением песни Александры Пахмутовой на слова Николая Добронравова «И вновь
продолжается бой». Певцу рукоплескали в Мексике и Германии, Финляндии и
Монголии, Китае и Японии, Новой Зеландии и Канаде.
В 1977
году Леонид Сметанников получает приглашение в Саратовскую консерваторию имени
Л.В. Собинова преподавателем кафедры сольного пения, а в 1989 году утвержден в
звании профессора. В течение 11 лет (1995–2005) по его инициативе и при
непосредственном участии в Саратовской консерватории проводились кафедральные
конкурсы студентов-вокалистов. В 2005 году ученик Л.А. Сметанникова тенор
Алексей Волжанин завоевал 1-ю премию на Всероссийском конкурсе вокалистов имени
М.И. Глинки в Челябинске.
В 2000
году Леонид Сметанников исполнил партию Онегина в новой постановке оперы П.И.
Чайковского на сцене театра «Новая опера» в Москве. За участие в этом спектакле
певец номинировался на Национальную театральную премию «Золотая маска».
В 2002
году на гастролях в Челябинском театре оперы и балета Леонид Сметанников
исполнил партию Жермона в «Травиате» Дж. Верди. В том же году в Саратовском
академическом театре оперы и балета он спел Орловского в премьерном спектакле
«Летучая мышь» И. Штрауса. В декабре 2003 года в театре прошел юбилейный вечер
певца, посвященный 35-летию его творческой деятельности.
8–9 мая
2005 года состоялся гастрольный тур Леонида Сметанникова, приуроченный к
60-летию Великой Победы. Выступления прошли на Мамаевом кургане в Волгограде и
на Красной площади в Москве. 24 мая певец выступил в концертном зале храма
Христа Спасителя, где Патриарх Московский и всея Руси Алексий II вручил ему
орден Русской Православной Церкви Преподобного Серафима Саровского.
В марте
2006 года в киноконцертном зале «Космос» в Екатеринбурге Л.А. Сметанников
принял участие в концерте, посвященном памяти народного артиста СССР Бориса
Тимофеевича Штоколова. В апреле того же года он участвовал в работе жюри XII
Международного камерного конкурса вокалистов в Калининграде.
Л.А.
Сметанников удостоен почетных званий народного артиста СССР (1987), РСФСР
(1976), заслуженного артиста РСФСР (1976), заслуженного артиста Каракалпакской
АССР (1974). Лауреат Государственной премии РСФСР имени Глинки (1982).
Награжден орденом «Знак Почета», знаком правительства Саратовской области «За
любовь к родной земле», золотой медалью ВВЦ.
В апреле
2022 года Леонид Анатольевич дал сольный концерт в Брянском ДК
железнодорожников, на котором исполнил романс «Все, что было», русскую народную
песню «Выйду на улицу» и нестареющий хит Анатолия Новикова на слова Якова
Шведова «Смуглянка».
Творчеству певца посвящены десятки и сотни публикаций в отечественной и зарубежной прессе. На родине Л.А. Сметанникова, в Фершампенуазе, есть музей, где большой раздел посвящен его жизни и творчеству, в Саратове существует клуб почитателей его таланта. В 1999 году Сметанников был избран почетным гражданином города.
Комментариев нет:
Отправить комментарий