«Стафф» Смит считается наряду с Стефаном Граппелли, Мишелем Варлопом, Свендом Асмюссеном, Рэем Нэнсом и Джо Венути одним из самых выдающихся скрипачей эпохи свинга. Он научился играть на скрипке в возрасте шести лет у своего отца, скрипача, и играл в семейном оркестре (его мать была пианисткой). С 1924 года Смит учился классической музыке в Университете Джонсона Смита, но знакомство с творчеством Луи Армстронга резко изменило его жизненные планы…
Во
времена его юности были популярны шоу менестрелей – это был самый любимый вид
развлечения большинства американцев. Вообще, комедийный балаганный театр в
каком-то смысле подготовил появление характерной эстетики джаза и предвосхитил
некоторые черты его оригинального музыкального языка. «Менестрель-шоу»
послужили хорошей школой для многих пионеров джаза – вот и Смит ушёл из дома в
15 лет, чтобы набираться опыта в «Alphonso Trent Band». В этом коллективе он
проработал 4 года и приобрёл своё прозвище «Стафф». Говорят, что он получил его,
потому что так обращался к людям, имена которых он не мог вспомнить. Затем
последовало сотрудничество с легендарным Джелли Роллом Мортоном, правда,
непродолжительное – все музыканты здесь играли так громко, что скрипку Смита
просто не было слышно.
С 1930
года «Стафф» уже выступал с собственной группой – и как скрипач, и как певец и
композитор. В 1935 году его песню «I'se a Muggin» заметил музыкальный
импресарио Дик Стабил и пригласил Смита в Нью-Йорк – играть в «Onyx Club» на
52-й улице. Известны его записи из «Onyx Club», где он регулярно выступал со
своим квинтетом «Stuff Smith & Onyx Club Boys» в 1936 – 1037 годах. В
группе играли барабанщик Кози Коул и трубач Джон Джонс. Как и великий образец
для подражания (по его собственным словам) Луи Армстронг, Смит также исполнял
комичные вокализы (такие как «You’s Yiper» и «I’se a Muggin ’»).
О, это
были золотые времена! Несколько лет «Stuff Smith & Onyx Club Boys» были
яркими звёздами нью-йоркской джазовой сцены. Самым фактурным персонажем,
несомненно, был Смит собственной персоной, выходивший в потрёпанном цилиндре, а
иногда выступавший с попугаем на плече. Своей игрой («я использую свой смычок,
как горнист дыхание, я могу «ударить» ноту, как барабанщик бьёт по тарелкам»)
Смит вывел джазовую скрипку на другой уровень, отличный от европейского.
Послушайте Стефана Граппелли и Джо Венути, и вы поймёте, что он имел в виду.
В марте
1936 года Смит выпустил свой единственный хит, попавший в чарты; песня «I’se a
Muggin’», записанная для лейбла «Vocalion», достигла 19-го места в списке Billboard.
Он был одним из авторов песни «It's Wonderful» (1937), которую на протяжении
всей их карьеры исполняли Луи Армстронг и Элла Фицджеральд.
В 1938
году из-за разногласий закончилось сотрудничество с Джоном Джонсом и Смит
распустил свой коллектив. Он выступал и записывался в составе трио, а после
смерти "Фэтса" Уоллера на некоторое время возглавил его оркестр.
Однако в то время его карьере стали серьёзно угрожать проблемы со здоровьем,
вызванные алкоголизмом.
Сменив
сцены Нью-Йорка и Чикаго на солнце Калифорнии, музыкант вместе со своей
старинной скрипкой Guarneri зажил совсем другой жизнью. А помог ему в этом его
большой поклонник (и по совместительству влиятельный джазовый продюсер) Норман
Гранц. В 1957 году он организовал для Смита записи на «Verve» совместно с Диззи
Гиллеспи и Оскаром Питерсоном. Оригинальный стиль игры Смита отлично
гармонировал с исполнительской манерой нового поколения музыкантов, хотя сам Смит
не был большим поклонником «их би-бопа». А в 1958 году Смит стал одним из 57
джазовых музыкантов, запечатлённых на знаменитой джазовой фотографии «A Great
Day in Harlem»!
В 1960-х
годах, как и многие другие джазмены из Америки, Смит получил широкое признание
в Европе. Он решил осесть в Дании, активно выступал и записывался, в том числе
с европейскими музыкантами. Во время одного из таких туров, в Париже, его
состояние ухудшилось. Врачи предрекали скорую кончину, но Смит всех озадачил,
довольно быстро восстановившись и продолжив выступать.
"Стафф" умер в
Мюнхене 25 сентября 1967 года и был похоронен на кладбище Клакринг в Ютландии.
Технику «Стаффа»
Смита называют блестящей и захватывающей, звуки его скрипки были дерзкими и
острыми, однако именно эта хулиганская манера прославила его и оказала влияние
на множество музыкантов.
Комментариев нет:
Отправить комментарий