Деятельность
Бернстайна поражает прежде всего своим разнообразием: талантливый композитор,
известный всему миру как автор мюзикла "Вест-Сайдская история",
крупнейший дирижер яркий музыкальный писатель и лектор, умеющий найти общий
язык с широчайшим кругом слушателей, пианист и педагог.
Американский
композитор, пианист, дирижёр и популяризатор академической музыки, главный
дирижёр Нью-Йоркской филармонии (1958—1969), автор балетов, симфоний, мюзиклов
и других музыкальных произведений Леонард Берстайн (Leonard Bernstein) появился на свет в городе
Лоренс, штат Массачусетс, в семье книготорговца-еврея. До эмиграции в США
родители Леонарда жили на Украине, неподалеку от Ровно. Стать музыкантом
Бернстайну было предначертано судьбой, и он упорно шел по избранному пути,
невзирая на препятствия, порой очень значительные. Когда мальчику было 11 лет,
он начал брать уроки музыки и уже через месяц решил, что будет музыкантом. Но
отец, считавший музыку пустой забавой, не стал оплачивать уроки, и мальчик стал
сам зарабатывать деньги на учение.
В 17 лет
Бернстайн поступил в Гарвардский университет, где обучался искусству сочинения
музыки, игре на фортепиано, слушал лекции по история музыки, филологии и
философии. Окончив университет в 1939 году, он продолжил обучение - теперь уже
в Музыкальном институте Кёртис в Филадельфии (1939-41), где его учителем в
искусстве дирижирования был Фриц Райнер. Событием в жизни Бернстайна стала
встреча с крупнейшим дирижером, выходцем из России, Сергеем Кусевицким.
Стажировка
под его руководством в Беркширском музыкальном центре (Танглвуд) положила
начало теплым дружеским отношениям между ними. Бернстайн стал ассистентом
Кусевицкого, а вскоре - помощником дирижера Нью-Йоркского филармонического
оркестра (1943-44). До этого, не имея постоянного заработка, он жил на средства
от случайных уроков, концертных выступлений, таперской работы.
Счастливый
случай ускорил начало блистательной дирижерской карьеры Бернстайна. Всемирно
известный Бруно Вальтер, который должен был выступать с Нью-Йоркским оркестром,
внезапно заболел. Постоянный дирижер оркестра А. Родзинский отдыхал за городом
(было воскресенье), и ничего не оставалось, как поручить концерт начинающему
ассистенту. Всю ночь проведя за изучением сложнейших партитур, Бернстайн на
другой день, без единой репетиции, появился перед публикой. Это был триумф
молодого дирижера и сенсация в музыкальном мире.
Отныне
перед Бернстайном открылись крупнейшие концертные залы Америки и Европы. В 1945
г. он сменил Л. Стоковского на посту главного дирижера Нью-Йоркского городского
симфонического оркестра, дирижировал оркестрами Лондона, Вены, Милана.
Бернстайн покорил слушателей стихийным темпераментом, романтическим
воодушевлением, глубиной проникновения в музыку. Артистизм музыканта поистине
не знает предела: одним своим шуточным произведением он дирижировал...
"без рук", управляя оркестром только мимикой лица и взглядами. Более
10 лет (1958-69) Бернстайн занимал должность главного дирижера Нью-Йоркского
филармонического оркестра, благодаря чему оркестр достиг пика славы. Особую
популярность среди публики приобрели в его исполнении симфонические сочинения
соотечественников - Джорджа Гершвина, Аарона Копленда, а также Малера,
Бетховена и Шостаковича. Одновременно с дирижерской деятельностью Бернстайн
занимался сочинением собственной музыки. Среди крупных его сочинений стоит
отметить 3 симфонии, оперы "Волнения на Таити" и "Тихое
место", балеты, "Чичестерские псалмы".
Однако наибольший
успех сопутствовал его четырем мюзиклам, написанным для театров Бродвея.
Премьера первого из них ("Увольнение в город") состоялась в 1944 г.,
и многие его номера сразу приобрели популярность "хитов". Жанр
мюзикла Бернстайна восходит к самым корням американской музыкальной культуры:
ковбойским и негритянским песням, мексиканским танцам, острым ритмам джаза. В
"Чудесном городе" (1952), выдержавшем в течение одного сезона более
полутысячи спектаклей, чувствуется опора на свинг. Но мюзикл - не чисто
развлекательное шоу. В "Кандиде" (1956) композитор обратился к сюжету
Вольтера, а "Вестсайдская история" (1957) - не что иное, как
трагическая история Ромео и Джульетты, перенесенная в Америку с ее расовыми
столкновениями. Своим драматизмом этот мюзикл приближается к опере.
Многие
мелодии "Вест-Сайдской истории" прочно вошли в популярную музыку США
и стали новыми стандартами для джазовых музыкантов. Не удивительно, что ее
можно услышать на альбомах лучших джазовых музыкантов - Оскара Питерсона, Дейва
Брубека, Андре Превина, Кола Чейдера, Стэна Кентона и других (в чем мы и
предлагаем убедиться, познакомившись с нашей музыкальной подборкой).
Примечательно, что этим взаимосвязь Бернстайна с джазовыми музыкантами не
ограничивается. Так, в 1961 году вышла пластинка "Bernstein Plays Brubeck
Plays Bernstein", на которой записано сочинение "Диалоги джазового
комбо и оркестра" Ховарда Брубека, брата Дейва Брубека.
Немалое
внимание Бернстайн уделял просветительской работе. Серия его телевизионных
передач о музыке, как академической, так и джазовой, сделала его узнаваемым
даже среди людей, серьезной музыкой не интересующихся. И в лекциях, и в своих
книгах "Радость музыки" (1959) и "Бесконечное разнообразие
музыки" (1966) Бернстайн стремится заразить людей своей любовью к музыке,
пытливым интересом к ней.
В 1971
году к торжественному открытию Центра искусств им. Дж. Кеннеди в Вашингтоне
Бернстайн создает Мессу, вызвавшую весьма разноречивые отклики критиков. Многих
смущало совмещение традиционных религиозных песнопений с элементами эффектных
бродвейских шоу (в исполнении Мессы участвуют танцоры), песнями в стиле джаза и
рок-музыки. Так или иначе, здесь проявилась широта музыкальных интересов
Бернстайна, его всеядность и полное отсутствие догматизма. Бернстайн не раз
бывал в СССР. Во время гастролей 1988 г. (в канун своего 70-летия) он
дирижировал Международным оркестром Музыкального фестиваля земли
Шлезвиг-Гольштейн (ФРГ), состоящим из молодых музыкантов. "Для меня вообще
важно обращение к теме молодежи и общение с нею", - сказал композитор. -
"Это одно из самых главных дел в нашей жизни, потому что молодежь - наше
будущее. Мне нравится передавать им свои знания и чувства, учить их".
Скончался
великий музыкант 14 октября 1990 года в Нью-Йорке
Владимир
Шапенков
Комментариев нет:
Отправить комментарий