суббота, 26 августа 2023 г.

Зал славы джаза. Джимми Рашинг (26 августа 1903 – 8 июня 1972).


«…идеальный певец биг-бэнда, который был популярен из-за своих способностей петь блюз, но на самом деле, он был способен петь почти всё что угодно».

Скотт Яноу

«Его гибкий, богатый голос и элегантные акценты производят удивительный эффект, когда типичные тексты хулиганских блюзов звучат как песня Ноэла Кауарда».

Уитни Бэйлетт, критик журнала «Нью-Йоркер»

Дорогие друзья! 26 августа 1903 года в Оклахома-Сити родился американский джазовый вокалист Джимми Рашинг (Jimmy Rushing), известный и, несмотря на свои "габариты", энергичный блюзовый исполнитель и солист оркестра Каунта Бейси. Рашинг обладал мощным голосом с диапазоном от баритона до тенора. Иногда его классифицировали как блюзового шутера.

Jimmy Rushing – «Harvard Blues» (1958)

Бэйси утверждал, что Рашинг «никогда не имел равных» в качестве блюзового вокалиста, хотя Рашинг «действительно думал о себе как о певце баллад». Джордж Фрейзер, автор «Harvard Blues», назвал голос Рашинга «великолепным полосканием горла». Дэйв Брубек назвал Рашинга «отцом всех блюзовых певцов». В конце жизни Рашинг сказал о своем стиле пения: «Я не знаю, каким блюзовым певцом вы бы меня назвали. Я просто пою блюз».

Вся его семья «страдала» музыкальностью: папа Эндрю Рашинг был трубачом, а мама Кора и её брат – певцами. В детстве Джимми играл на скрипке и фортепиано. Отец Рашинга поощрял игру сына на скрипке: «Он купил мне скрипку и запретил прикасаться к пианино». Когда отец «уходил из дома, он запирал пианино и отдавал ключ моей матери. Мы смотрели, как он уходит, а потом она давала мне ключ». Став постарше, Джимми начал гастролировать как со своей семьёй, так и в одиночку, а главным инструментом его музыкального самовыражения стал голос. Рашинг начал изучение музыкальной теории в Oklahoma City’s Douglass High School и затем продолжил обучение в колледже университета Wilberforce University в Огайо (который бросил через пару лет занятий). На занятия блюзовой музыкой Джеймса сподвиг пример его дяди Уэсли Мэннинга и Джорджа «Fathead» Томаса, которые были заняты в группе «McKinney’s Cotton Pickers».

В 1921 году Рашинг перебрался в Лос-Анджелес где с 1923 года стал играть на рояле и петь в коллективе Джелли Ролла Мортона, а также был занят в гастролирующей группе Билли Кинга. Рашинг говорил, что впервые он спел перед аудиторией в 1924 году, когда певец Карлин Уильямс пригласил его исполнить вокальную партию. В 1926 году Джимми Рашинг, бросив занятия музыкой, вернулся в Оклахома-Сити, где работал в кафе, принадлежащем его отцу.

Walter Page's Blue Devils – «Blue Devil Blues» (1929)

В 1927 году он стал работать вокалистом в оркестре «Page’s Blue Devils» Уолтера Пэйджа из Литл-Рока, Арканзас. Первым серьёзным успехом Рашинга стала запись песни «Blue Devil Blues». В 1929 году, как и многие из этого оркестра, он выступал в группе Бенни Моутена из Канзас-Сити.

После смерти Моутена, в 1935 году Джимми Рашинг присоединился к оркестру Каунта Бэйси, переехал с ним в Нью-Йорк, и оставался в составе этого коллектива в течение долгого времени, вплоть до распада группы. В составе оркестра Каунта Бэйси в 1942 году Джимми Рашинг записал свой самый известный хит «Mr. Five by Five», по которому и получил своё одноимённое прозвище (которое ещё и отвечал габаритам певца – «пять футов в высоту и пять футов в ширину»).

Jimmy Rushing – «Mr. Five by Five» (Dec. 27, 1953. New York.)

Отмечается, что именно Рашинг внёс наибольший вклад в успех коллектива Каунта Бейси. Ему принадлежат такие хиты, как «The Blues I Like To Hear», «Good Morning Blues», «Sent For You Yesterday And Here You Come Tomorrow», «Evil Blues», «How Long Blues». В 1957 году Рашинг появился в специальном телевизионном выпуске «Звуки джаза», исполнив одну из своих фирменных вещей «I Left My Baby» при поддержке многих участников группы Бейси.

Jimmy Rushing – «I Left My Baby» (1957)

После ухода от Бейси музыкальный рейтинг Джимми взлетел к небесам, его стали приглашать солировать многие известные группы. В течение своей сольной карьеры, Рашинг выступал и записывался в качестве гостя с различными коллективами, так в 1958 году выпустил пластинку вместе с Бенни Гудманом в 1959 году он записался с Дюком Эллингтоном на его пластинке «Jazz Party», в 1960 году записался с известным кул-джаз коллективом «The Dave Brubeck Quartet», и по отзыву одного из критиков, пластинка имела «неожиданный успех». В 1958 году Джимми Рашинг провёл успешные гастроли в Великобритании, и запись одного из выступлений в 2009 году была выпущена на компакт-диске.

Джимми ещё несколько раз ненадолго возвращался в оркестр Бейси. Его композиции «Going to Chicago» с Бейси и «Harvard Blues» с саксофонистом Доном Байасом стали хитами. Сам Каунт всегда очень тепло о нём отзывался и говорил, что ему среди блюзовых вокалистов нет равных.

Jimmy Rushing – «Going To Chicago» (1958)

В 1960-е годы Джимми Рашинг был занят больше, чем когда-либо. Он выступал с такими музыкантами и коллективами, как Дэйв Брубек, Телониус Монк, Эдди Кондон, Джо Ньюман, «Harry James Orchestra», и, естественно, с Бенни Гудманом и Каунтом Бэйси. Джимми Рашинг выступал практически на всех крупных джазовых фестивалях Его альбом 1970 года «The You And Me That Used To Be» был назван джазовым альбомом года по версии журнала «Down Beat» в 1971 году.

Карьера Джимми Рашинга оборвалась внезапно, в 1971 году он заболел лейкозом и через год умер. Рашинг скончался 8 июня 1972 года в больнице Флауэр Пятая авеню в Нью-Йорке и был похоронен на кладбище Мэйпл-Гроув в Кью-Гарденс, Квинс, Нью-Йорк. В год смерти Джимми Рашинг был признан критиками журнала DownBeat лучшим мужчиной-джазовым певцом, а его посмертный альбом «The You And Me That Used To Be» признан джазовым альбомом года.

Jimmy Rushing w Dizzie Gillespie Quintet – «Blues After Dark» (France, 1959)

Харуки Мураками включил Джимми Рашинга во вторую книгу Джазовых портретов, сказав, что «Можно взять любую из многочисленных записей Рашинга — и везде он остается неповторимым, легко узнаваемым и энергичным. Казалось, каждый раз, когда он выступал со старыми знакомыми по оркестру Бейси, музыканты переходили на спокойный и мелодичный свинг. В голосе Рашинга звучит естественная отеческая теплота, словно он хочет сказать: «Уж их-то я всех знаю, как свои пять пальцев». Во всем этом, без сомнения, чувствуется сухой, милый сердцу дух Канзас-сити».

Комментариев нет:

Отправить комментарий