среда, 9 августа 2023 г.

Любимые исполнители… Ко Дню Рождения Юрия Гуляева (9 августа 1930 — 23 апреля 1986).

Советский эстрадный и оперный певец (баритон), композитор, Народный артист СССР Юрий Гуляев родился 9 августа 1930 года в Тюмени.

Огромное влияние на Юрия оказала его мама, Вера Федоровна. Она знала и любила музыку, сама хорошо пела. Юрий с детства заучивал песни и романсы, которые звучали на пластинках, с которых звучали голоса Ляли Черной, Вари Паниной, Тамары Церетели, и Сергея Яковлевича Лемешева, которого он боготворил с детства.

После десятилетки Гуляев поступил в Свердловский медицинский институт. Там он принимал активное участие в художественной самодеятельности и ему посоветовали учиться пению профессионально. Юрий поступил в Свердловскую консерваторию. После выпуска предложили сразу стать солистом Свердловской оперы. Проработав там год, молодой певец переехал в Донецк. Это было в 1956 году, а в 1959 году 29-летний Юрий Гуляев получил золотую медаль на соревновании вокалистов в рамках Всемирного фестиваля молодежи и студентов, проходившего в Вене. В.В. Барсова, входившая в жюри отборочного прослушивания претендентов на поездку в австрийскую столицу, сказала о Гуляеве: «Это будущий великий певец».

 
Юрій Гуляєв – «Києве мій» (1962).

На сцене Национальной оперы Украины певец стал настоящей звездой. Он уверенно исполнял баритоновый репертуар, начиная с Моралеса в «Кармен» и доходя до Елецкого в «Пиковой даме», Валентина в «Фаусте», - партий, которые потом были спеты им в Большом театре В активе Гуляева были концертные программы, работа в студиях грамзаписи, звание народного артиста СССР в то время, когда им не был перейден еще сорокалетний рубеж и первый выход на сцену главного театра страны в 1971 году.

 
Юрий Гуляев – «Знаете, каким он парнем был» (Песня года – 1971).

Гуляев на сцене казался рубахой-парнем, а на самом деле он был тонкий лирик. Трепетно относился он к своей матери, что был патриотом родного города — Тюмени. Часто туда ездил. Он был замечательным товарищем и человеком слова. Открытый, улыбчивый, но не допускал панибратства. Юра прекрасно знал поэзию, виртуозно играл на баяне, без акцента пел по-украински, сам сочинял музыку. На концертах публика его не отпускала, пока певец не исполнит «Знаете, каким он парнем был» Александры Пахмутовой и «Романтики», «Бригантина» Игоря Шамо. Он блестяще пел романсы, арии, народные песни. Поводом для отъезда Гуляева в Москву стала разгромная рецензия в одной из киевских газет после премьеры «Евгения Онегина». Критик ополчился не только на Ирину Молостову, поставившую эту оперу Чайковского, но и на исполнителя главной роли — Юрия Гуляева. Певец очень переживал, что его трактовку образа рецензент не понял. Юра был творческой натурой и болезненно переносил несправедливость. И он решил доказать, что станет звездой в Большом театре. Во всяком случае, с переездом в Россию он чаще стал сниматься на Центральном телевидении, звучать по радио. А мы, в Киеве, потеряли великолепного певца. Был у Юрия еще один личный повод перебраться в Москву. У Гуляева единственный сын, которого тоже звали Юрой, был тяжело болен (инвалид с детства). Ради него певец уехал, так как в столице ему обещали помочь с лечением ребенка. Юра обожал своего сына, страдал из-за него...».

Юрий Гуляев - «Обнимая небо». Музыка - А.Пахмутова, стихи - С.Гребенников и Н.Добронравов. Центральное телевидение СССР, "Голубой огонёк. С тобой, Первомай!", выпуск 1966 года.

После приезда в Москву Юрий Гуляев полгода жил в гостиницах, в перерывах между концертами и спектаклями делал записи на Всесоюзном радио, но счастья Москва певцу, как рассказывали его друзья, не принесла. В то время в Большом театре была огромная труппа, а солистов, которые ногами открывают двери в высокие кабинеты, девать было некуда. Они стояли в очереди по три года, чтобы выйти на сцену. А тут появился еще один певец. Начались интриги, и Гуляеву удалось сыграть немного ролей. Он стал больше выступать с концертами, объездил весь СССР. Именно Гуляев был первым исполнителем многих эстрадных песен. Но Гуляева стало подводить здоровье: разыгралась астма, мучившая Юрия Александровича еще в Киеве. Концертная деятельность принесла певцу широкую известность. Зрителей покоряли его теплый и богатый по тембру баритон, незаурядная внешность, обаятельная улыбка. Репертуар Гуляева составляли народные песни - «Вдоль по улице метелица метет» и «Дывлюсь я на небо», русские романсы «Средь шумного бала», «Не лукавьте» и «Не пробуждай воспоминаний», произведения Шумана и Грига и, конечно, современная песня.

 
Юрий Гуляев – «Дивлюсь я на небо».

Песня «Знаете, каким он парнем был» навсегда стала визитной карточкой Гуляева, как и песни «Русское поле», «На безымянной высоте». Целый цикл произведений написал для него Микаэл Таривердиев. Также Гуляев исполнял песни Т.Хренникова, Г.Свиридова, Д.Шостаковича, Д.Кабалевского. Юрий Гуляев и сам написал несколько десятков песен, наиболее известные из них - «Воспоминания о полевом оркестре», «Желаю Вам» на стихи Роберта Рождественского и цикл песен на стихи Сергея Есенина («Под окошком месяц», «Дорогая, сядем рядом»).

 
Юрий Гуляев – «Воспоминания о полковом оркестре»

Друзья и знакомые Юрия Александровича рассказывали, что он никогда не страдал «звездной» болезнью. Став знаменитым певцом, он охотно общался с молодыми, просил у коллег совета, как спеть ту или иную музыкальную фразу. Хотя при этом мог дать в каком-нибудь городе бывшего СССР пятнадцать концертов подряд на стадионе в 15 тысяч зрителей, и каждый день были аншлаги. Юрий Гуляев обладал красивым голосом, музыкальной культурой.

Александра Пахмутова говорила о певце: «Юру отличает большое уважение к герою песни, в его исполнении это всегда человек высоко интеллектуальный и исключительно богатый душой, а, по-моему, именно в этом — существо облика нашего молодого современника…». У Юрия Александровича были золотые руки. Он мог смастерить проигрыватель для грампластинок и тумбочку под него, разобрать ли и собрать по винтику автомашину. Многим певец казался улыбчивым, счастливым и беззаботным человеком.

 
Юрий Гуляев – «Песня о тревожной молодости» (1979)

Но в соперничестве, пусть и негласном, со многими другими первоклассными баритонами ему приходилось весьма нелегко. Став солистом Большого театра, Гуляев выступал с Лемешевым. Об их необыкновенно теплых, дружеских отношениях рассказала вдова певца Лариса Гуляева. Однажды был такой случай. Закончился художественный совет, все артисты разъезжались из театра, а про Лемешева в суете забыли. Он стоит один... Юрий Александрович не знал, как поступить. Подойти – вроде неудобно. Потом подошел и спросил: «Можно, Сергей Яковлевич, я вас до дома довезу?» Лемешев благодарно улыбнулся: «Да, большое спасибо, Юрочка!»

Все, кто близко знал Юрия Гуляева, утверждали, что он был напрочь лишен зависти, напротив, умел радоваться за своих коллег. Необыкновенно красивый внешне, Юрий Гуляев умел вести себя как лорд и при этом никогда не довлел над людьми. Все чувствовали себя с ним на равных. Он легко находил общий язык с каждым, ему не важно было, кто перед ним, уборщица или министр культуры.

 
Юрий Гуляев – «Над окошком месяц» (концертная запись 1981).

На досуге его любимыми занятиями были шахматы и игра на пианино. Гуляев сам сочинял музыку, причем был очень строг по отношению к себе. Он говорил: «Если композитору достаточно написать на тройку – это будет моей пятеркой, но если я напишу на пятерку, это будет всего лишь тройка». Из писателей больше всех любил Чехова и Есенина. Гуляев любил водить машину.

Он умер, сидя за рулем. Выезжал из гаража и почувствовал себя плохо. Ему показалось, что начался приступ астмы, и он вытащил из кармана алупент. Но это была не астма, а сердце. Смерть наступила почти мгновенно.

Юрий Гуляев похоронен в Москве, на Ваганьковском кладбище.

В 2009 году о Юрии Гуляеве был снят документальный фильм «Неоконченная песня. Юрий Гуляев».

Комментариев нет:

Отправить комментарий