четверг, 31 августа 2023 г.

Лучшие альбомы 1980-х. Yello – «Stella» (1985)

Синти-поп

Yello (биография группы)

«Stella» — четвёртый студийный альбом швейцарской электронной группы Yello, выпущенный в Германии, Швейцарии и Австрии 29 января 1985 года, а также в Великобритании и США в марте 1985 года. Это был первый альбом, сделанный группой без основателя Карлоса Перона, с уходом которого оставшийся дуэт Бориса Бланка и Дитера Мейера начал отходить от экспериментального электронного звучания в сторону более коммерческого синти-попа. Помимо того, что «Stella» стал первым альбомом швейцарской группы, возглавившим швейцарский чарт альбомов, это был прорывной альбом Yello на международном уровне, чему способствовал успех песни «Oh yeah», которая привлекла внимание всего мира в следующем году после того, как она была в саундтрек фильма 1986 года «Ferris Bueller's Day Off» («Выходной день Ферриса Бьюллера»). Пластинка заняла первое место в Швейцарии, 23-е — в Австрии, 26-е — в Швеции и 92-е — в Великобритании.

Запись альбома проходила с середины 1983 по середину 1984 года в студии Yello на берегу Цюрихского озера. В 1983 году Бланк купил два новых синтезатора, «Yamaha DX7» и «Roland JX-3P», но альбом был в основном написан и создан с использованием оборудования, которое у него уже было, сэмплера «Fairlight CMI Series II» вместе с синтезатором «ARP Odyssey», драм-машинами «Linn LM-1» и «Oberheim DMX», «Roland VP-330 Vocoder Plus», ревербератором «Lexicon Hall» и гитары «Framus».

Yello – «Let Me Cry»

Когда альбом был готов к микшированию, Yello решили попробовать новый процесс цифрового микширования вместо стандартного аналогового процесса. В августе 1984 года они посетили «Hartmann Digital Studio» в Унтертрубахе, Германия, где инженер Том Тиль начал микширование альбома. Тем не менее, Yello внезапно отменил сессии всего через десять дней, недовольный звучанием альбома. Майер объяснил, что дуэт почувствовал, как песни теряют свою душу: «Стремление к гладкому перфекционистскому треку привело нас в немецкую цифровую студию, где мы попытались сделать совершенные ремиксы на цифровой рабочей станции «Solid State Logic». Опытным путем мы должны были усвоить, что совершенство - это всего лишь способ убежать от того, что тебе нечего сказать... Со «Стеллой» мы столкнулись с избытком совершенства». Позже Бланк сказал: «Все балансы были неправильными, и динамика была потеряна, поэтому, чтобы спасти этот альбом, я вынужден был в Цюрихе всё вернуть обратно».

Yello – «Desert Inn»

Группа вернулась в свою студии и Бланк начал процесс ремикса треков сам, за исключением композиций «Desert Inn», которая, по его мнению, была приемлемого качества, «Blue Nabou», которую не было необходимости улучшать, так как трек исключили из альбома, и «Angel No», по причине отсутствия времени. Из-за задержки в микшировании предварительная дата выпуска альбома 1 октября 1984 года не могла быть соблюдена, и, чтобы не потеряться среди рождественских релизов, была назначена новая дата выпуска в январе 1985 года.

Yello – «Angel No»

«Stella» вышла в Германии, Швейцарии и Австрии на виниле 29 января 1985 года, а на кассете и CD неделей позже, 5 февраля. В Европе альбом был выпущен на лейблах «Vertigo» либо «Mercury» (в зависимости от страны), оба лейбла были импринтами группы «Phonogram Records». В Великобритании звукозаписывающий лейбл Yello «Stiff Records» находился в процессе перехода, поэтому альбом был лицензирован «Elektra Records». В США альбом вышел на лейблах «Mercury» и «Elektra».

Yello – «Vicious Games»

После выхода альбома были выпущены два сингла. «Vicious Games» вышел 27 февраля 1985 года с видео, снятым на Rote Fabrik, с участием Бланка и актрисы Мирьям Монтандоню. Второй сингл «Desire» вышел 4 июня 1985 года. Друг Майера, владелец швейцарского телеканала Пауль Грау, предложил, чтобы видео было снято в Гаване на Кубе, чтобы соответствовать латиноамериканскому звучанию песни, и видео, в котором участвовали три оркестра и около 150 танцоров, было снято там в мае 1985 года. Пребывание дуэта на Кубе было снято немецким телеканалом для документального фильма «Yello auf Kuba». Позже песня была использована в эпизоде «Killshot» сериала «Полиция Майами» (1986).

Yello – «Desire» (Official Extended 6:52 Video Version) (1985)

В 1986 году фанат Yello и кинорежиссер Джон Хьюз попросил разрешения использовать трек «Oh Yeah» в своем новом фильме «Выходной Ферриса Бьюллера» в сцене с участием «Ferrari 250 GT», а также во время финальных титров. Интерес к треку привел к тому, что «Oh Yeah» был выпущен в США как сингл в июле 1986 года. После появления песни ещё в одном голливудском фильме «The Secret of My Success» («Секрет моего успеха») она вышла в качестве сингла в Европе в сентябре 1987 года.

Композиция и тексты

Некоторые из песен альбома были написаны как часть оперного сценического шоу под названием «Snowball», которое Майер начал создавать в 1983 году. В интервью американскому журналу Trouser Press Майер представил это произведение следующим образом: «Борис Бланк играет средневекового фокусника-музыканта, чьи песни оказывают почти «распутинское» влияние на своих слушателей. Власть имущие считают его настолько опасным, что заключают в горную пещеру. Чтобы не сойти с ума от одиночества и сенсорной депривации, музыкант вынужден прибегнуть к мощным образам своей музыки. Шоу получило свое название от тех маленьких безделушек, наполненных водой и в которых при встряхивании «выпадает снег». Фокусник использует один из этих «снежков» как своего рода суррогатный хрустальный шар». В конце концов, Бланк почувствовал, что он недостаточно хороший актер, чтобы сыграть главную роль, и Майер отказался от планов поставить это шоу. После переработки сюжета и смены названия на «Lightmaker» проект в конечном итоге появился в виде фильма в 2001 году.

Yello – «Stalakdrama»

Некоторые аспекты проекта «Snowball» были сохранены для нового альбома группы. В интервью голландскому музыкальному журналу Vinyl в Майер сказал, что название альбома было вдохновлено одним из персонажей шоу: «Стелла — это истеричный певец, сидящий в сталактитовой пещере недалеко от Капри и поющий свои безумные арии». Трек «Stalakdrama» должен был стать вступительной увертюрой шоу.

Yello – «Koladi-ola» (unofficial video)

Название трека «Koladi-ola» произошло от львиного рыка, который записал и поднял на одну октаву Бланк.

Майер объяснил историю песни «Domingo»: «Доминго — лжепроповедник, который пытается произвести впечатление на людей, но те скандируют: «Доминго, ты ничего нам не сказал, это все ерунда». Не знаю, откуда я его взял, но Авраам де Санта-Клара действительно существовал и был каким-то религиозным фанатиком. Имя мне очень понравилось, но поскольку имя Доминго мне нравится больше, я назвал его Доминго».

Yello – «Domingo»

Описывая композицию «Oh Yeah», самого известного трека альбома, Бланк заявил: «Сначала я написал музыку, а затем пригласил Дитера подпевать. Он придумал несколько строк, но я сказал: «Нет, Дитер, это слишком сложно, нам не нужно так много текста». У меня была идея, что толстый маленький монстр, сидит и расслаблено говорит: «О да, о да!». Поэтому я сказал Дитеру: «Почему бы тебе просто не повторять «О, да»?... Сначала Дитер очень разозлился: «Я что, с ума сошел, все время твердить «О да»? Ты ненормальный?! Я не хочу это делать!». Потом он подумал и согласился со мной. Ему самому это понравилось. А те шумы, которые слышатся на заднем плане, делаются моим ртом».

Yello – «Oh Yeah» (Official Video)

Песня «Blue Nabou» начала свою жизнь как рекламный джингл, заказанный для безалкогольного напитка «Orangina» во Франции в 1984 году. Это было доработано в трек, предназначенный для включения в «Stella».

Yello – «Blue Nabou»

Альбом обладал необыкновенной изысканностью и был гораздо живее и энергичнее, чем предшественники. Большая заслуга в этом гитариста Чико Хабласа, сотрудничавшим с дуэтом и в более поздние времена, а также перкуссиониста Бита Эше. Эпические протяженные композиции группы, выполненные совершенно без дискотечной стерильности, свидетельствовали об умении музыкантов манипулировать самыми разнообразными влияниями. Впервые в музыке Yello на «Стелле» можно было услышать эксперименты с женским вокалом.

Обложка

Обложка альбома была создана цюрихским художником Эрнстом Гампером, с которым Yello работал с 1982 года. Гампер нарисовал изображение лица на листе целлулоида, который он затем приклеил к окну своей студии с видом на Цюрихское озеро и сфотографировал на закате, когда заходящее солнце светило через неокрашенный глаз, чтобы создать эффект «светящегося глаза». В буклете-вкладыше к компакт-диску была фотография Бланка и Мейера, стоящих у одного окна, а картина была видна на окне между ними.

Yello – «Ciel Ouvert»

Критика

Альбом получил смешанные отзывы от британской музыкальной прессы. В Record Mirror Бетти Пейдж с энтузиазмом сказала: «Альбом настроений и атмосфер, его нужно слушать на максимальной громкости в очень темной комнате. Блаженство». Кевин Мерфи из Sounds заявил, что «кривые, пульсирующие мелодрамы Yello расточаются в чувственной эскападе, не оставляя места для слабонервных или влюбленных». Мартин Астон из Melody Maker был менее впечатлен, сказав: «После «Fairlight» Yello умны, иногда слишком умны, иногда раздражают…»

Yello – «Sometimes (Dr. Hirsch)»

Самый критический отзыв поступил от Яна Пенмана в NME, который заявил, что авангардное искусство не должно казаться идеальным, как это делали Yello, и что «различные шепчущие или плачущие «произведения настроения» «Стеллы» кажутся мне заклейменными довольно явственным самодовольством». Критик пришел к выводу, что в пластинке «нет размытости, нет свободных нитей, в ее ритме метронома нет ничего от многослойного блаженства фанка».

Комментариев нет:

Отправить комментарий