«Это был
довольно странный опыт двух, играющих на пляже детей, которые просто лепили
что-то из песка и неожиданно добились успеха. Нам вдруг предложили подписать
контракты с множеством нулей, хотя вначале никто не потратил ни копейки на наше
продвижение».
Дитер
Майер.
Этот швейцарский дуэт, состоящий из музыканта-перфекциониста Бориса Бланка (Boris Blank) и «крутого» баритона Дитера Майера (Dieter Meier), за 40 лет создал свой собственный футуристический и по-настоящему причудливый музыкальный мир. Их имена навсегда связаны с такими «вечнозелеными» хитами 80-х, как «Oh Yeah» и «The Race».
История
коллектива началась в 1967 году, когда мастер по ремонту телевизоров и
поклонник британской художественно-музыкальной группы «Throbbing Gristle» Борис
Бланк стал записывать свои первые музыкальные опусы на магнитофон. За неимением
музыкальных инструментов он использовал различную домашнюю утварь: деревянные
подносы, хрустальные бокалы, ключи, ножи и тому подобные вещи. Свои неожиданные
творческие находки Бланк долгое время пытался без особенного успеха
приспособить в различных группах.
«Бланк начинал с какого-то шума. Его первым
барабаном были газета и стол. Он просто шумел и записывал это на кассетный
магнитофон, не думая, что играет какой-то авангард или что-то в этом роде. На
самом деле он хотел писать поп-песни, но, при его дилетантско-анархическом
подходе это звучало совершенно по-другому [...] Вот почему нас ошибочно
называют чуть-ли не основоположниками техно-музыки и черт знает кем ещё».
– Дитер Майер: в программе «Hubertus Jagd» на Servus TV (3. Juli 2013).
Позднее
Бланк, как и многие другие музыканты, стал работать с цифровым синтезатором
«Fairlight CMI», детально прорабатывая треки с использованием современных
электронных и акустических инструментов, а также человеческого голоса и шумов.
Его музыка отличалась особой прозрачностью и объемом звучания.
«Я хочу вдохнуть жизнь в электронные
инструменты. Я хочу выразить душу машины, а не быть ее рабом».
– Борис Бланк: в интервью Паулю Тингену (1994).
Переломной
для Бланка стала встреча в испытательной лаборатории для регистрации шума
автомобильных двигателей со звукорежиссером и музыкантом Карлосом Пероном. Они
разговорились, а позже начали вместе экспериментировать с самыми разными устройствами,
записывая шумы и преобразовывая их в песни. Бланк и Перон создали свою первую
профессиональную студию. В 1978 году они предприняли путешествие в
Сан-Франциско, где встретились со своими тогдашними кумирами - авангардистской
группой «Residents».
В поисках
подходящего голоса для аккомпанемента друзья познакомились с сыном богатого
отца Дитером Мейером, имевшим за плечами бурную биографию: брак с наследницей
пышного аристократического титула, побег из семейного замка с намерением стать
деятелем искусства, работа в качестве журналиста, автора детских книг и
режиссера экспериментальных фильмов, членство в сборной команде Швейцарии по
гольфу и профессиональная игра в покер. На момент встречи с Бланком и Пероном
Майер пел в малоизвестной панк-группе под названием «The Assholes», и даже
записал собственные синглы «Cry For Fame» и «7» («No Chance») для цюрихского
подпольного лейбла «Periphery Perfume». По словам Майера, их первая встреча с
Бланком едва не закончилась катастрофой: Дитер не планировал делать карьеру
певца или создавать собственную группу; а Бланк ненавидел панк и боялся, что
даже блестящий певец может испортить его произведения, а Майер был очень плохим
певцом.
Тем не
менее, друзья решили рискнуть и Дитер на удивление легко вписался в группу. В
1979 году проект приобрел законченность. Именно Майер придумал название для
нового коллектива. Слово «Yello» - это игра слов, обозначающая «a yelled Hello»
(«громкий привет с ревом» или «привет с рёвом»).
Хотя
группа была создана в конце 1970-х, саунд команды из Цюриха не имел ничего
общего со рудиментарным трех-аккордным гитарным шумом, через который прошли
большинство современных ей постпанк-коллективов. Более того, участники группы с
самого начала отказались от каких-либо гитар. Первое живое выступление «Yello»
состоялось через несколько недель после их образования. Группа приняла участие
в мультимедийном арт-мероприятии в одном из цюрихских кинотеатров. Борис Бланк
категорически отказался появляться на сцене и весь концерт просидел в
оркестровой яме: «Если бы произошла катастрофа, – иронизировал потом Дитер
Майер, - зрители решили бы, что в этом замешан только один идиот».
В 1979
году на лейбле «Periphery Perfume» был выпущен первый макси-сингл группы
«ITSplash». В 1980 году группа отправилась в США, чтобы представить свою музыку
различным звукозаписывающим компаниям.
Дебютный альбом группы «Solid Pleasure» записывался на американской фирме «Ralph Records», владельцами которой были музыканты из «Residents». На этом диске появились танцевальные номера с сочной ритмикой («Night Flanger», «Eternal Legs», «Bostich»). Музыкальный компот содержал изрядную долю юмора, как, например, в композициях «Downtown Samba» и «Coast to Polka». Музыка «Yello» представляла собой странную смесь современной академической музыкой с творчеством «Pink Floyd», «Tangerine Dream» и Жана-Мишеля Жарра. Диск был благосклонно встречен американской публикой, а композиция «Bostich» стала большим хитом на черном радио США, поднявшись до 23-го места в американском чарте Billboard Dance. «Все думали, что мы два черных парня, которые читают рэп, - вспоминает Бланк, - а не музыку из страны сыра и шоколада».
«И самое
невероятное, что именно эта песня попала на проигрыватель самого известного
радио-ди-джея того времени: Фрэнки Крокера (WBLS), и стала танцевальным хитом
номер один в черных и латиноамериканских дискотеках Америки. […] В любом случае
можно сказать одно: ни Бланк, ни я […] не строили «замков из песка» с расчетом
на успех - особенно с черными в Америке. [...] Это было невообразимое
совпадение. Я до сих пор не знаю, как эта запись вообще туда попала».
– Дитер Майер: в программе «Hubertus Jagd» на Servus TV (3. Juli 2013).
В
сравнении с первым альбомом группы, второй диск «Claro Que
Si», вышедший через год, обладал большей строгостью в аранжировке, демонстрируя стильный
синтезаторный евро-поп. На пластинке было несколько очень заразительных треков,
таких как «Lost Again» и «I Love You» (занявшие 41 строчку в Великобритании), а
также поразительный, приправленный звуками первобытного мира «Salut Mayoumba».
Сам альбом показал хорошие результаты, впервые попав в топ-75 Великобритании
(достигнув 65-го места) и даже пробравшись в нижнюю часть американского
Billboard 200.
Уже
первые альбомы «Yello» представляли собой превосходные образцы сэмплерной
технологии, погружавшие слушателя в сказочное царство невероятных звуков.
Критики обратили внимание, что тексты «Yello» населены самыми диковинными
персонажами - коварными обольстительницами, коммивояжерами, рекламирующими
несусветные вещи, агентами тайной полиции и автогонщиками, крутящими
воображаемую баранку.
Покорение
мира швейцарцами началось с выпуска пластинки «You Gotta Say Yes To Another
Excess». Альбом понравился как публике, так и критикам, а композиции «I Love
You» и «Lost Again» стали международными хитами. Соединение игры слов в
дадаистских текстах с элементами современной электронной музыки создавало
определенную атмосферу и способствовало появлению армии поклонников. Перед
работой над альбомом «Stella», не выдержав диктатуры Бланка, из команды ушел
Перрон. Но его уход мало что изменил в работе ансамбля, который уже обладал
студией с самой современной техникой. С этого времени «Yello» всецело находится
под влиянием Бориса Бланка. Только он может вносить изменения в тексты и
мелодии песен, а Дитеру Майеру позволено только петь или говорить своим
самобытным голосом. Кстати, именно со своей покладистостью связывает Майер
долгое существование коллектива. Он никогда не чувствовал желания участвовать в
процессе написания композиций или делать что-то большее чем пение.
«Забавно
видеть, как Борис до сих пор испытывает беспокойство, когда я берусь за его
произведения».
– Дитер Майер: в программе «Hubertus Jagd» на Servus TV (3. Juli 2013).
Для
записи альбома «Stella» Бланк впервые пригласил в студию музыкантов с
классическими инструментами. Диск, выпущенный в начале 1985 года, обладал
необыкновенной изысканностью и был гораздо живее и энергичнее, чем
предшественники. В этом большая заслуга гитариста Чико Хабласа, бывшего
участника джаз-рок-группы «Shivananda», и перкуссиониста Бита Эше. Эпические
композиции группы, выполненные без электронной стерильности, свидетельствовали
об умении музыкантов манипулировать самыми разнообразными влияниями. Впервые в
музыке «Yello» можно было услышать эксперименты с женским вокалом. «Stella»
поднялась только до 92-го места в чарте альбомов Великобритании, но получила
огромный успех в континентальной Европе. Альбом 34 недели продержался в чартах
Германии (высшая позиция 6-е место) и был удостоен золотого статуса; в
Швейцарии «Stella» заняла 1-е место.
Следующий
релизом «Yello» стал сборник лучших перемикшированных вещей группы 1980-1985
годов «The New Mix In One Go», также получивший золото в обеих странах.
За
сборником последовал блестящий, изобретательный синти-поп альбом «One Second»
(1987), записанный при участии Ширли Бэсси и бывшего вокалиста английской
группы «Associates» Билли Маккензи. «One Second» - альбом, полный убийственных
мелодий, включая два популярных хита «Goldrush» (с участием Билли Маккензи из
The Associates) и «The Rhythm Divine» (с потрясающим вокалом легендарной Ширли
Бэсси). Этот лонгплей многими критиками считается лучшим в творчестве ансамбля,
концептуально ставший основой для следующих пластинок группы.
«Yello»
завершила 1980-е своим самым коммерчески успешным релизом «Flag» (1988),
выпущенным лейблом «Mercury». Альбом, с одной стороны, ознаменовал возвращение
дуэта к своим звуковым корням, с другой - вновь вывел его в хит-парады. Уже в
первой песне альбома - искрометной «Tied up» группа продемонстрировала
замечательный саунд, используя сантаноподобную гитару и интересные бонги.
Романтические вокальные настроения, которыми проникнуты некоторые вещи, сменялись
виртуозными клавишными, к которым добавились голоса донских казаков на фоне
балалайки. В этих интересных экспериментах русская народная музыка прекрасно
уживалась с африканскими мелодиями.
Безусловным
хитом альбома стала композиция «The Race», построенная на основе
изобретательных битов в стиле техно Бориса Бланка. Песня была выпущенная в то
время, когда эйсид-хаус набирала обороты по всему миру и блестяще
соответствовала духу времени. Её часто крутили вместе с последними, наиболее
популярными мелодиями Чикагского хауса. В немецком хит-параде «The Race»
поднялась на 4-е место, что до сегодняшнего дня остается лучшим результатом
«Yello» в Германии. «Flag» стал золотым в Австрии, а занял 3-е место в чартах
Швейцарии.
В
аналогичном духе были выполнены и альбомы «Yello» 1990-х годов – «Baby» (1991;
1-е место в Австрии), «Zebra» «1994; 4-е место и платина в Швейцарии», «Pocket
Universe» (1997, 7-е место в Швейцарии) и «Motion Pictures» (1999, 13-е место в
Швейцарии), хотя в них порой и ощущалось, что музыканты испытывают трудности с
поиском новых звуков и красок.
В 1995
году известные техно-ди-джеи Cosmic Baby, Westbam, Jens Mahlstedt, Mark Spoon и
Jam El Mar (Jam & Spoon), Oliver Lieb, Ilsa Gold, Hardsequencer и некоторые
другие выпустили, как дань уважения двум пионерам электронной музыки,
совместный альбом «Hands on Yello» с интерпретациями старых песен группы. В том
же 1995 году «Yello» опубликовали все сэмплы к песне «How How», собрав их на
одном на макси-диске.
В 2005
году, в рамках своего проекта «Yello Remaster Series» группа выпустила свои
ранние альбомы «Solid Pleasure», «Claro Que Si», «You Gotta Say Yes to Another
Excess», «Stella», «One Second» и «Flag», с добавлением редких и ранее не
публиковавшихся треков.
В 2009
году был выпущен альбом «Touch Yello», музыка которого содержит элементы фанка,
лаунж-джаза и грува. В качестве сессионных музыкантов в записи принимали
участие немецкий джазовый трубач Тилль Бреннер, швейцарская певица Хайди Хэппи
и профессор Доротея Оберлингер.
Альбом
был презентован «виртуальным концертом», который прошел в берлинском
кинотеатре. «Yello» смог повторить свои прошлые успехи в Швейцарии, где «Touch
Yello» занял 1-е место и получил «золото». В Германии группа дошла только до
20-й позиции. Альбом «Yello by Yello – The Singles Collection 1980–2010»,
выпущенный в конце 2010 года, также стал бестселлером.
В 2016
году вышел альбом «Toy», который занял 1-е место в хит-параде Швейцарии и 2-е
место в Германии.
28
августа 2020 года «Yello» выпустили свой очередной альбом «Point».
«Для меня
было фантастическим опытом впервые услышать наш новый альбом «Point» в
оборудованном технологией «Dolby Atmos» кинотеатре Цюрихского университета.
Великолепный объемный 3D-звук напомнил мне чувство, которое я испытал в
детстве, впервые в жизни услышав «The Beatles» в стереорежиме. Тогда моно и
стерео были совершенно разными. Наш звукорежиссер Стефан Бок действительно
открыл для «Yello» новое акустическое измерение».
- Борис Бланк.
«Yello»
очень гордится своим особенным звучанием, основанным, в основном, на необычных
электронных эффектах, использовании ритма и потрясающем голосе Дитера Майера.
Борис Бланк также исполнил несколько песен, таких как «Swing» (на альбоме «You
Gotta Say Yes to Another Excess») или «Blazing Saddles» (на «Flag»). Все
композиции «Yello» были созданы группой с нуля. Почти все инструменты, которые
можно услышать на различных треках, модифицированы в цифровом виде Борисом
Бланком, создавшим за эти годы звуковую библиотеку из более чем 100 000
идеально записанных звуков.
«Yello»
считают себя не только группой, но и артистическим проектом. В 1980-х
музыкальные клипы были важным элементом имиджа, и чтобы добиться успеха, нужно
было иметь интересный визуальный бренд. «Yello» воспользовалась этим средством,
чтобы создать действительно знаковые произведения искусства. В основном
участники дуэта сами записывают свои видео, которые режиссирует Дитер Майер,
написавший сценарии и снявший большинство музыкальных клипов группы. В
некоторых видеоклипах были задействованы члены семьи Мейер и Бланк. Музыка
«Yello» по праву считается очень визуальной, создающей в драматические видения,
похожие на те, что возникают при просмотре фильма. Это особое качество сделало
музыку группы популярной в мире кино и рекламы.
Сингл «Oh
Yeah», использовался как минимум в 4-х голливудских фильмах («Безумный день
Ферриса Бьюллера», «Секрет моего успеха», «Собачья работа» (K-9) и «Самолет
души»), звучал в многочисленных рекламных роликах (среди прочего, для «Fiat»),
в качестве саундтрека к телевизионному журналу «American Football», а также в
качестве саундтрека к видеоигре «Gran Turismo 4».
Песня
«The Race» на протяжении многих лет служила музыкальной темой для телеканала
Eurosport и музыкального шоу «Formula One». Что касается художественного кино,
мы услышим её в саундтреках к фильмам «Монахини в бегах» и «Розовая пантера».
Наконец, «The Race» послужила музыкальной темой в фильме Пола Майкла Глейзера
«Le Feu sur la glace», посвященного фигурному катанию.
В течение
1990-х годов французские телезрители могли слышать большие отрывки из «One
Second», а затем «Flag» в различных телешоу. Части песен «Yello» постоянно
используются для джинглов различных радиостанций.
В 2019
году группа отметила своё 40-летие. Несмотря на мировое признание Борис Бланк
по-прежнему имеет отчетливо осторожную ауру человека, которому было бы лучше
прятаться в оркестровой яме. «На сцене я никогда не был большим парнем, который
трясет головой, шевелит задницей и притворяется, что играет на синтезаторе», -
говорит маэстро, - «Сейчас, конечно, все стало немного по-другому, но я все еще
боюсь...»
Фронтмен
группы Дитер Майер достиг успеха не только в мире музыки. Он является автором
революционного процесса экстракции какао и владельцем небольшой кофейной
плантации в Доминиканской Республике. Дитер - признанный винодел и
производитель органической говядины, владеющий виноградниками и ранчо крупного
рогатого скота в Аргентине.
«Вот почему мы всё ещё вместе», - говорит Борис Бланк, - «Мы два совершенно разных человека. Он летит сейчас в самолете на Кубу, а я не люблю летать. Я люблю путешествовать в своих мыслях, когда включаю музыку и закрываю глаза».
Альбомы
Solid
Pleasure (1980);
Claro Que
Si (1981);
You Gotta
Say Yes To Another Excess (1983);
One Second (1987);
Baby
(1991);
Zebra
(1994);
Pocket
Universe (1996);
Motion
Picture (1999);
The Eye
(2003);
Touch
Yello (2009);
Toy
(2016).
Комментариев нет:
Отправить комментарий