вторник, 22 августа 2023 г.

Зал славы джаза. Арт Фармер (21 августа 1928 – 4 октября 1999).

Зал славы джаза.

21 августа 1928 года в городе Каунсил-Блафсе (штат Айова) родился трубач и флюгельгорнист Арт Фармер (Art Farmer). Кроме того, он ещё играл на флюмпете – своего рода гибриде трубы и флюгельгорна. Специально для музыканта этот уникальный инструмент создал мастер David Monette. Он и его брат-близнец, контрабасист Эддисон Фармер, начали профессионально играть ещё в старшей школе. Искусство привлекло к себе большее внимание после выхода записи его композиции «Фермерский рынок» в 1952 году. Впоследствии он переехал из Лос-Анджелеса в Нью-Йорк, где выступал и записывался с такими музыкантами, как Хорас Сильвер, Сонни Роллинз и Джиджи Грайс, и стал известен главным образом как бибопист.

Art Farmer '- «Petite Belle'» (Live in England, 1964)

Арт Фармер обладал выдающимся лирическим талантом. Он сам признавался, что ему очень близка европейская романтическая классика XIX века. Если судить о его творчестве, то, хотя он и начинал как «бопер», его музыка отвечает всем эстетическим канонам стиля кул. С мастерами «прохладного джаза» Фармера роднит сдержанность музыкального высказывания при глубокой эмоциональности импровизаций, отсутствие внешней патетики и показной виртуозности.

Арт был одним из лучших исполнителей джазовых баллад на трубе. Именно в этом жанре особенно ярко проявилось его дарование мелодиста, его благородный и безупречный вкус. По сути, его интонирование – это разновидность поэтической декламации. Но в то же время, при всей эмоциональности, музыка Фармера выстраивается в очень логичную мелодическую структуру. Звучит так, как будто он всё заранее продумал, разложил по полочкам, а не импровизировал. Не в последнюю очередь стремление избегать лишних проявлений технического блеска диктовалось природной интровертностью этого замечательного музыканта.

Art Farmer Quartet – «Live Jazz at the Smithsonian» (1982)

Арт Фармер был немногословным человеком, полным собственного достоинства, внутреннего огня и какой-то мудрой проницательности. Сосредоточенная медитативность и самоуглублённость джазовых повествований Фармера демонстрируют его необыкновенно развитое музыкальное мышление, особенно ярко проявляющее себя в рамках мелодических возможностей среднего и нижнего регистров – с их более "мужественным звучанием". Отсюда и тяга музыканта к флюгельгорну, у которого более широкий диапазон звучания, чем у трубы. Импровизации Арта на флюгельгорне обладают чарующей, трогательной проникновенностью и теплотой звучания.

Комментариев нет:

Отправить комментарий