21
августа 1928 года в городе Каунсил-Блафсе (штат Айова) родился трубач и
флюгельгорнист Арт Фармер (Art Farmer). Кроме того, он ещё играл на флюмпете –
своего рода гибриде трубы и флюгельгорна. Специально для музыканта этот
уникальный инструмент создал мастер David Monette. Он и его брат-близнец,
контрабасист Эддисон Фармер, начали профессионально играть ещё в старшей школе.
Искусство привлекло к себе большее внимание после выхода записи его композиции
«Фермерский рынок» в 1952 году. Впоследствии он переехал из Лос-Анджелеса в Нью-Йорк,
где выступал и записывался с такими музыкантами, как Хорас Сильвер, Сонни
Роллинз и Джиджи Грайс, и стал известен главным образом как бибопист.
Арт
Фармер обладал выдающимся лирическим талантом. Он сам признавался, что ему
очень близка европейская романтическая классика XIX века. Если судить о его
творчестве, то, хотя он и начинал как «бопер», его музыка отвечает всем
эстетическим канонам стиля кул. С мастерами «прохладного джаза» Фармера роднит
сдержанность музыкального высказывания при глубокой эмоциональности
импровизаций, отсутствие внешней патетики и показной виртуозности.
Арт был
одним из лучших исполнителей джазовых баллад на трубе. Именно в этом жанре
особенно ярко проявилось его дарование мелодиста, его благородный и безупречный
вкус. По сути, его интонирование – это разновидность поэтической декламации. Но
в то же время, при всей эмоциональности, музыка Фармера выстраивается в очень
логичную мелодическую структуру. Звучит так, как будто он всё заранее продумал,
разложил по полочкам, а не импровизировал. Не в последнюю очередь стремление
избегать лишних проявлений технического блеска диктовалось природной
интровертностью этого замечательного музыканта.
Арт
Фармер был немногословным человеком, полным собственного достоинства,
внутреннего огня и какой-то мудрой проницательности. Сосредоточенная медитативность
и самоуглублённость джазовых повествований Фармера демонстрируют его
необыкновенно развитое музыкальное мышление, особенно ярко проявляющее себя в
рамках мелодических возможностей среднего и нижнего регистров – с их более
"мужественным звучанием". Отсюда и тяга музыканта к флюгельгорну, у
которого более широкий диапазон звучания, чем у трубы. Импровизации Арта на
флюгельгорне обладают чарующей, трогательной проникновенностью и теплотой
звучания.
Комментариев нет:
Отправить комментарий