ПЕРВЫЕ В СТРАНЕ «ПОЮЩИЕ ЭЛЕКТРОГИТАРЫ»
История рок-музыки Советского Союза должна была рано или поздно начаться в том или ином виде. Но со «своим» лицом и «своими» названиями. Прежде всего, первый рок-коллектив обозначили «вокально-инструментальным ансамблем». Так и повелось в дальнейшем обозначать этот жанр эстрадной музыки кратким значком «ВИА». Интересная аббреВИАтура в своем содержании имела следующее: «поющие и одновременно играющие». При этом использовались модные электрогитары, электроорганы, ударные. «Первыми» в нашей стране оказались ВИА «Поющие гитары» с берегов Невы. Их создатель и руководитель музыкант Анатолий Васильев сегодня с ностальгией в мажоре, а порой и в миноре, вспоминает, «как это было!».
А
начиналось все достаточно непросто — в другом веке и времени. С запретов и разрешений в
репертуарной рапортичке первой концертной программы «Поющих гитар». Над
каждой песенкой ставилась галочка «да» или «нет» художественным советом
«Ленконцерта». Впрочем, «плохого» и «антисоветского» в репертуаре ничего не было, да и быть не
могло. Вот и сегодня, столько лет спустя,
нам приятно вспомнить глубоко полюбившиеся песни в их исполнении. Например, ту самую, где «трудно было человеку
десять тысяч лет назад», про
велосипедистов, как «случается, если влюбляются» из «Соловьиной серенады» или «для меня нет тебя прекрасней». А
сколько красивых виртуозных гитарных
тем с соло-вариациями в инструментальных пьесах «Апачи» и «Тореро», «Синяя Птица» и «Цыганочка» ...
Так
уж вышло, в нашей музыкальной летописи «Поющие гитары» всегда были первыми. Вот и в
жанре первых отечественных рок-опер взяли и поставили вместе
с композитором Александром Журбиным и драматургом Юрием Димитриным. «Орфей
полюбил Эвридику — какая старая история» ... пелось «Поющими» без «фанеры», живыми оперными голосами и к
тому же блестящими драматическими артистами. Первые «Гитары» родили первый
театр «Рок-опера». Это по соседству
с питерским рок-клубом, также одним из первых официальных, признанных, где
выкладывались на всю катушку Б. Г., Башлачев, Цой, Шевчук и многие другие.
А в моих руках старая, «запиленная», первая грампластинка любимого вокально-инструментального ансамбля «Поющие гитары», сохранившаяся каким-то чудом, но очень дорогая — с шипением и треском — для сердца и души. И в разговоре о первых шагах в своей домашней студии снова и снова мне рассказывает уважаемый Анатолий Николаевич. Он и сегодня творит, сочиняет замечательные песни о любви, судьбе и будущем. Внимательно следит за творчеством своего вновь возродившегося ансамбля. А ребята не забывают, звонят и приезжают. Плодотворная творческая жизнь «Гитар» продолжается и рождает новые музыкальные страницы...
ПЕРВАЯ И ЕЩЕ НЕ «ПОЮЩАЯ» ГИТАРА АНАТОЛИЯ ВАСИЛЬЕВА В ДЖАЗЕ
С чего начиналось
творчество Анатолия Васильева, в каком стиле и каких направлениях, с какими
кумирами, песнями и мелодиями? Из первых уст всегда интересно слушать, даже,
несмотря на то, что когда-то об этом рассказывалось в прекрасных публикациях
джазмена и музыковеда Аркадия Петрова, на многих страницах не только советских
журналов, но также и чехословацких. Про Анатолия Васильева, народного и заслуженного, как и
про Джона Леннона, Кейта Ричарда или Джимми Пейджа, — с почетом и уважением!
Автобиография
первого отечественного рок-гитариста начинается с 1938 г. рождения и нелегкого
послевоенного детства. И даже тогда в эти тяжелые времена Толе удалось
самостоятельно научиться играть на баяне. Вначале казалось все сложно, — столько
кнопочек на аппликатуре, ой-ой-ой! Подбирать любимые мелодии приходилось
по слуху, да вот и нот зачастую просто не было под рукой. Музыкантом стать и не
мечтал. Только судьба определила в музыкально-промышленный техникум, где
потом в цехах делали домбры и балалайки. Так вот и «первую» свою акустическую гитару
сделал сам, своими руками. Только вот играть на ней пришлось недолго — в джаз увлекло!
При
дворце культуры Ленсовета создавался один из первых джазовых оркестров. Руководил им Станислав Пожлаков,
саксофонист, а позже известный композитор, сочинивший «Человек из дома вышел» и
много песен про море. Васильев научился
играть на саксофоне. Репетировали вместе с Геннадием Гольдштейном, впоследствии талантливым трубачом, и
Игорем Петренко, популярным
композитором и аранжировщиком. В то время молодым тогда еще ребятам очень нравился фильм «Серенада солнечной
долины» с великолепной музыкой
Гленна Миллера, а в трофейных граммофонных пластинках находили джазовые мелодии. Впрочем, было и свое
отечественное кино «Веселые ребята» с
Леонидом Утесовым и музыкой Дунаевского. Оркестр играл на танцах и был популярным у молодежи. Бывало, появится
какая-нибудь новая песня — а через неделю ребята ее уже играют один в один.
«Снимали» быстро с магнитофонных
записей.
После
трехлетнего стажа на любительской сцене стало ясно, что надо перейти в
профессиональный оркестр. В 1957 г. молодой Толя Васильев начинает работать в джазовом
коллективе известного ленинградского музыканта Виталия Понаровского, тогда еще
при Ленэстраде. Папа впоследствии популярной эстрадной певицы Ирины Понаровской в свое время поработал с
разными артистами, такими как Бен
Бенцианов, Лидия Клемент, Эдуард Хиль и многими другими. В его ансамбле Васильев стал гитаристом. Саксофон пришлось
забросить. Эстрадная акустическая гитара, как аккомпанирующий инструмент Толе очень нравилась. Здесь пришлось многому
поучиться и впервые заниматься аранжировками.
Во время первого фестиваля молодежи и студентов в Ленинград приехал двадцатипятилетний
Мишель Легран, сын французского миллионера. Отец подарил ему оркестр. Он выступал со своими музыкантами на
одной из больших площадках. Исполнялись
знаменитые «Шербурские зонтики», другие мелодии под аккомпанемент
шестиголосых саксофонов. Друзья познакомили
Анатолия Васильева с музыкантом, предупредив, что после этого он
лишится возможности поехать за границу. И тогда Толя махнул на все рукой и пошел на встречу. До сих пор в его памяти
сохранились незабываемые
впечатления этого вечера, когда Легран в узком кругу прекрасно пел.
В ПЕРВОМ «ПОЮЩЕМ» АНСАМБЛЕ СТРАНЫ
В
1959 г. Васильев был приглашен в популярный ансамбль «Дружба» под руководством
талантливого композитора,
организатора с дипломом Ленинградской консерватории, Александра Броневицкого.
В истории советской эстрады его большой коллектив
такой формации стал «первым». Вообще их было два — «Дружба-1» и «Дружба-2». Первый существовал как студенческий
ансамбль при художественной
самодеятельности. Вначале он был вокальным, из двенадцати солистов. Потом, уже в «Ленконцерте», где организовал все
Александр Броневицкий, вокальная
группа из студентов разных стран мира сократилась до восьми. Они пели в сопровождении инструментального ансамбля с
электрогитаристом, электроорганом и
ударником. Все вместе назывались «Дружбой». Солисткой ансамбля была культовая впоследствии певица
советской эстрады Эдита Пьеха. О «Дружбе», созданной еще в 1957-м, ходили
байки, связанные с «Битлз». Будто бы Джон Леннон встречался с Броневицким —
или наоборот. Часто слухи ни на чем не основаны. А вот здесь есть доля
правды. Когда Леннон и Броневицкий
встретились после концерта «Битлов» в парижской «Олимпии» (1964 г.), Джон пожал руку Саше и дружески похлопал по
плечу.
В «Дружбе» Анатолий
Васильев играл на немецкой электрогитаре и занимался аранжировками песен. Приходилось
много гастролировать, как по городам
страны, так и за рубежом. Большое впечатление на молодого гитариста произвели
гастроли итальянского певца Марино Марини со своим ансамблем в Ленинграде. Внимание привлекли музыканты
инструменталисты, которые не только играли. Они одновременно с аккомпанементом
подпевали певцу. А еще понравился звук с элементами реверберации,
эффектом эха. Анатолий познакомился со
звукооператором-итальянцем и тот подробно показал музыканту чудо звукотехники — по тем временам. В свою очередь,
Васильев поделился об этом со
звукооператором «Дружбы» Анатолием Куликовым. Сделали самодельный ревербератор на катушечном магнитофоне
«Яуза».
ПРОЩАЙ, «ДРУЖБА», — ЗДРАВСТВУЙТЕ,
«ПОЮЩИЕ ГИТАРЫ»!
Анатолию
Васильеву захотелось тогда сделать свой ансамбль, чем-то похожий на популярные в то
время английские группы «Битлз», «Шедоуз», «Тремелоуз». Чтобы в новом коллективе музыканты не
только играли, но и пели.
Поэтому он уходит из перспективной «Дружбы» и ищет единомышленников для создания профессиональной
бит-группы. Васильев часто бывает на концертах любительских молодежных групп, выступающих по
всему городу. Вот так, например, в рок-группе «Авангард» он приметил 16-летних парней —
гитариста
Женю Броневицкого (младшего брата Александра Броневицкого) и пианиста Льва
Вильдавского. Барабанщика Сергея Лавровского он встретил первым. Музыкант,
выпускник военного училища, работал в то время у популярного дуэта Рудакова
и Нечаева. Потом пригласил гитариста и вокалиста Владимира Калинина.
Получился классический бит-квинтет. А в качестве солиста ансамбля пригласили
певца Анатолия Королева из ансамбля «Дружба». Анатолий Васильев познакомился с
ним по совместной работе в коллективе Александра Броневицкого. Была даже песенная программа подготовлена, специально
под голос Королева. Наверное, это было бы в
духе начинающих «Битлз» с Тони Шериданом.
Вначале на заманчивое предложение уже популярный певец Анатолий Королев
ответил согласием. Предстояли репетиции новой программы. Идея и планы строились еще в марте 1966-го. А вот
воплощение в жизнь наметили на летний сезон.
Энергичный
Сергей Лавровский каким-то способом сумел договориться на одной из южных
курортных баз о работе музыкантов. Ребята были уже готовы к отъезду, когда дело
осложнилось из-за певца Анатолия Королева. Он отказался поехать, поскольку
не поверил в «новое» дело и остался в «Дружбе». И поскольку все все-таки
загорелись интересным замыслом, то взяли, да и поехали. Под Туапсе на турбазе
«Приморская» ребят встретила хорошая солнечная погода и романтичная
природа, прелести Черного моря. В распорядок вечеров входили танцы для
отдыхающих. За это музыканты получали право на бесплатное проживание, питание и
репетиции. Днем имели возможность готовить новую программу, чтобы в
сентябре показать в Ленконцерте. Жаль, что отказался Королев, ну а дальше
выяснилось вдобавок, что Броневицкий совсем не умеет играть на гитаре. Пришлось Жене взять бас-гитару и
пройти самостоятельный ускоренный
курс. Петь решили все вместе. Получилось здорово. Вот так ленинградский бит-квинтет получил «первое»
творческое крещение на Черноморском побережье Кавказа.
Еще без
названия, первый поющий и одновременно играющий ансамбль Анатолия Васильева пришел в сентябре 1966 г. в
«Ленконцерт», чтобы представить свою концертную программу. Они были точной
копией английских коллег по внешнему
виду. По музыке было определенно что-то свое, но с элементами классического биг-бита. Ребята были с длинными
прическами под «жуков» и в «модных»
свитерах-британках. Пели известные: «Дороги» Анатолия Новикова, «Тачанку» Константина Листова, «Катюшу»
Матвея Блантера, «Полюшко-поле» Леонида Книппера, обработки русских
народных песен «Из-за острова на стрежень»
и «Калинка», а также инструментальные версии из «Шедоуз», «Тремелоуз» ...
Все сидящие тогда в художественном совете проголосовали «против». Все было непривычно,
громкий звук и фон самодельной аппаратуры. Лишь директор Ленконцерта Георгий
Михайлович Коркин вдруг встал и сказал: «Мне понравилось. Товарищ Васильев, определитесь
с программой и через месяц будьте готовы выйти на сцену с сольным концертом».
После этого —
репетиции по двенадцать часов. В ансамбль взяли солистку Галю Баранову. Ребят
постригли и одели в костюмы. Все было готово к первому представлению, а названия еще не придумали.
И опять выручил Коркин. Он сказал: «Хватит
вам выдумывать, по городу уже легенды ходят про «поющих гитар». Получается, народ вам название сам
придумал». Так вот и назвали: «Поющие
гитары».
ПЕРВЫЙ КОНЦЕРТ, ПЛАСТИНКА И ХИТЫ!
Первый
концерт, намеченный на 2 ноября 1966 г. в Ленинградском механическом
институте, не состоялся по техническим причинам. Просто на сцене упали громоздкие акустические
колонки, несмотря на предупреждения Васильева. К счастью, никто не пострадал, а концерт
перенесли на 5 ноября. И прошел он очень успешно, поскольку в то время в стране так никто
не играл на профессиональной
эстраде. Молодежная телевизионная станция «Горизонт», вещавшая не только на Ленинград, подготовила большую
передачу, посвященную «Поющим
гитарам». В ней приняли участие сами музыканты, а инициатором встречи
стала редактор молодежных передач Галина Позднякова. По всей стране «Горизонт» с лейблом в виде кораблика-парусника
разнес новость о «Поющих». Молодой
ансамбль с успехом выступал в родном городе. Концерты проходили в домах культуры, общежитиях, рабочих клубах и на
других площадках.
Первый концерт в
Москве состоялся 1 декабря 1967 г. С местом выступления чиновники от культуры
долго мялись и в «Театр эстрады» не пустили. Первое выступление состоялось в Центральном доме
культуры железнодорожников, что на
Комсомольской площади, вблизи трех вокзалов. Это было зрелище, подобное взрыву. В программе, представленной
москвичам, прозвучало много песен и инструментальных пьес в аранжировке самого
Анатолия Васильева. Свои виртуозные
соло-гитарные темы в «Апачах» и «Тореро» он играл насыщенно и проникновенно. В концертном репертуаре «Поющих»
звучат: «Дороги» Анатолия Новикова,
«Нежность» Александры Пахмутовой, «Одинокая гармонь» Бориса Мокроусова, новая тогда песенка «Стоят
девчонки» молодого Александра Колкера... Известный композитор Эдуард
Колмановский, побывавший на концерте,
напишет о своем восхищении выступлением ленинградского ансамбля. В газете «Вечерняя Москва» автор хита «Хотят
ли русские войны?» поделился с читателями: «Примечательной особенностью
молодого ансамбля является то, что
все его артисты и играют, и поют, и танцуют. Умело используются в отдельных случаях элементы театрализации».
Московские власти были не в восторге
от творчества ленинградцев. Первым молодой ансамбль поддержал знаменитый
композитор Ян Френкель, занимавший тогда в Союзе композиторов высокое место,
его песни любил народ. Это «Русское поле», «Журавли» ... Тогда на
очередной комиссии он встал на защиту «Поющих гитар» и сказал: «Не трогайте и не мешайте им, пусть поют...» А
молодой тогда еще композитор и
пианист Микаэл Таривердиев предложил ансамблю сотрудничество — записать пластинку с его произведениями. Он пригласил
их вновь приехать в Москву. В студии
всесоюзного дома радио они записали фонограмму с двумя инструментальными
пьесами Таривердиева «Вечерний город» и «Ноктюрн», а его песню на стихи Евгения Евтушенко «Ты уходишь, как
поезд» в исполнении новой солистки
«Поющих» Елены Федоровой (однофамилице Саши Федорова). Эти произведения вошли в музыкальную дорожку к
фильму «Любить». Лена стала третьей певицей в ансамбле и заменила Татьяну
Калинину, ушедшую на оперную сцену.
Кроме
фонограмм музыки талантливого композитора, «Поющие гитары» записали по просьбе режиссера свой материал. Так,
в марте 1968 г. состоялась первая
звукозапись ленинградцев. Пластинка среднего формата «гранд» появилась на
прилавках магазинов страны в 1969 г. и вызвала ажиотаж. Длинные очереди выстраивались в ГУМе, чтобы купить «модную»
по тем временам пластинку. Без нее
не обходился ни один танцевальный вечер молодежи. Миллионные тиражи! Лишь после
«Поющих» стала выходить модная серия «Музыкальный калейдоскоп», в котором
появились записи групп «Битлз» «Девушка» и «Би Джиз» с «Кити». Спустя много лет в нашей беседе про «Поющие гитары» Анатолий
Николаевич Васильев признался: «Записываться в студии терпеть не могли. Приходилось все делать от начала до конца
и сразу начисто с одного дубля».
Наверное, поэтому на «Мелодии» осталось не так много фонограмм «Поющих
гитар», как, впрочем, и в гостелерадиофонде. Виноват первый опыт двухдорожечной системы записи звука. Надо
отметить, что в дальнейшем музыканты
все же сделают некоторые свои записи хитов в студиях телевидения тогдашней
ГДР. «Поющие гитары», начиная с 1970 г., будут часто гастролировать по городам
восточной Германии. Потом еще будет Чехословакия, где директор одного из концертных залов упрашивал исполнить в
программе что-нибудь из репертуара
группы «Битлз». А вот директор «Ленконцерта» тогда ребятам пригрозил: «Только
попробуйте это сделать!». В итоге все-таки удалось уговорить его и спеть
песни ливерпульской четверки для чехословацкой публики.
САША ФЕДОРОВ ПРИШЕЛ В «ПОЮЩИЕ
ГИТАРЫ» ИЗ «ЛЕСНЫХ БРАТЬЕВ»
В состав нового вокально-инструментального ансамбля Анатолий Васильев приглашает новых
молодых музыкантов. Так, по совету Евгения Броневицкого, он побывает в
молодежном кафе «Эврика» и послушает юного гитариста Сашу Федорова, поющего
только на английском и преимущественно вещи из репертуара английских
ансамблей. Приглашение в состав «Поющих гитар» на Сашу подействовало
отрицательно, судя по теперешним его воспоминаниям. Молодой музыкант в то
время играл и пел в популярной любительской рок-группе «Лесные братья»,
занимавшей первые места на конкурсах художественной самодеятельности.
Играть на гитаре Сашу учил сам Николай Резанов, в будущем музыкант знаменитого
ансамбля «Братья Жемчужные». В итоге Сашу уговорил Женя Броневиций, с которым они были знакомы
по любительской рок-сцене. Саша пришел
тогда на концерт «Поющих гитар», услышал, как на профессиональной
аппаратуре ребята поют и играют песни из репертуара «Битлз». Это привлекло юного гитариста, и он тоже стал одним из
«Поющих». Его голос стал истинным
украшением ансамбля. Вспомните «Воскресенье — радостный день» и другие
песни, которые они пели вдвоем с Женей Броневицким. Модный дуэт в духе Леннона и Маккартни. Это в начале 1968 г. Правда,
вначале Сашу поставили на сцене с
неподключенной электрогитарой — тоже неплохой дебют, так часто бывает.
Вместо него играл Володя Калинин, по внешности смахивающий на знаменитого
западного музыканта Роя Орбисона.
Потом в ансамбле
появился Эдгар Бернштейн — трубач, радист, радиоинженер по образованию,
пишущий хорошие стихи. Он всегда заранее приходил перед репетициями и
вместе с рабочими сцены следил за правильной установкой и настройкой
аппаратуры. Иными словами, он был главный технический специалист в ансамбле.
Не все гладко складывалось в жизни «Поющих гитар». За исполнение англоязычных
песен критиковало руководство сверху, на уровне референта самой Фурцевой
— министра культуры. Не выдержал пианист Лев Вильдавский. Он все-таки покинул
коллектив, после того как Васильев провел собрание
среди музыкантов и сообщил про временное запрещение сольных концертов, но убедил, что продолжать работу
необходимо. На место Вильдавского в
«Поющие гитары» пришел яркий пианист, музыкант-симфонист, аранжировщик, литовец по национальности, живущий в
Ленинграде, — Альгис Паулавичус.
После работы в ансамбле он станет дирижером в питерском Большом театре. Его
блестящие аранжировки произведений для «Поющих гитар» входят по сей день в золотой фонд репертуара ВИА. И,
прежде всего, это знаменитый «Саласпилс».
Место второго клавишника займет Олег Мошкович. Он будет играть на
электрооргане, и помогать Броневицкому.
Летом 1968г. концерты «Поющих гитар» по-настоящему украсили песни
«Сумерки» Анатолия Васильева, бразильская «Песенка велосипедистов» из
репертуара «Тремелоуз» в русском переводе
Петра Ватника, «Песня — это главное, друзья» Якова Дубравина с бодрым текстом
Соломона Фогельсона, битловская в оригинале на английском «Вечер после
трудного дня», «Был один парень, который любил» и «Битлз» и «Роллинг стоунз» из репертуара Джанни Моранди в
переводе Петра Подберезского и в
исполнении Александра Федорова.
Последняя стала своего
рода антивоенным гимном против войны во Вьетнаме. Текст и ноты этой песни были
опубликованы в песенном сборнике издательства «Музыка». Замечательно в
репертуар ансамбля вписывались песни Аркадия Островского «Атомный век», «Бухенвальдский набат» Вано
Мурадели, «Я счастлив, что я ленинградец» Георгия Носова, и русская
народная песня «Тонкая рябина». Это в какой-то мере помогало «презентациям» на
художественных советах, без афиширования репертуара популярных западных песен.
ЯКОВ ГОЛЯКОВ — ИДЕЙНЫЙ ВДОХНОВИТЕЛЬ ПОЭЗИИ
«ГИТАР» АНАТОЛИЯ ВАСИЛЬЕВА
Первый вокально-инструментальный ансамбль «Поющие гитары» в жизни нашего выдающегося талантливого поэта Якова
Голякова стал частичкой сердца, вдохновения
и восхищения. Знакомство с коллективом произошло в 1968 г. Познакомил их певец, в то время солист «Дружбы» Александра
Броневицкого, —Анатолий Королев. С
Толей они дружили, поскольку он уже тогда исполнял много песен на слова
Якова Голякова, в том числе популярную «Этого
мне только не хватало». С «Поющими» они подружились как-то сразу. Поэт взял на
себя сложное дело — поднять тексты на высокий профессиональный уровень. Авторство самого поэта в песнях
«Гитар» выглядело точным попаданием
в цель, то есть в хит. Так, например, жизнерадостная французская мелодия
в его интерпретации стала почти что вторым гимном «Ленинграда», чилийская
народная песня — «Соловьиной серенадой» {на пластинке «Соловей»), итальянская — «Королем сердец», английская
— песней протеста «Индейской
резервации», «Саласпилс» Эдуарда Кузинера и Алексея Тимошенко в память о детях,
погибших в фашистском лагере смерти в Латвии. Эта композиция впервые
прозвучала на телевизионном конкурсе-смотре «Молодые голоса» в Краснодоне. Там
ее исполнял самодеятельный ленинградский ансамбль «Аргонавты».
Песня-оратория на историческом материале, несмотря на свой гражданско-патриотический
настрой, все же некоторое время запрещалась. Спасла «Саласпилс» ветеран войны
женщина-пулеметчица, которая написала в газету «Правда», где рассказала
про эту песню. А еще была французская песня «Меньше трех минут» о том
расстреле, текст в редакции Якова Голякова. В «Поющих» он боготворил коллег
Витю Гина, Алика Азизова, сочинившего «Синий иней» из репертуара Нила Седаки.
Очень любил вспомнить своих соавторов — композиторов Василия Павловича Соловьева-Седого,
Игоря Цветкова, Владимира Дмитриева, Игоря Петренко...
Лично я благодарен судьбе за встречу с поэтом Яковым Абрамовичем — добрейшим, открытым,
отзывчивым человеком. Познакомил нас композитор и певец Владимир Михайлов,
экс-солист ВИА «Акварели» и «Лейся, песня!». Наша встреча состоялась в
«Королевском» зале в Останкинском телецентре. Там впервые за несколько лет
решили сделать первый концерт, посвященный талантливому певцу 70-х, Валерию
Ободзинскому в день его рождения. Именно там я рассказал Якову Абрамовичу,
что пишу книгу про все наши ВИА. Так началась наша дружба, на основе жанра
вокально-инструментальных ансамблей. Мне особенно хорошо запомнился день, когда
поэт прочитал мне одну из глав своей книги, посвященной «Поющим гитарам». Это были
яркие, добрые и честные воспоминания о первом ВИА-коллективе страны, обязательно с именем
руководителя, первой «поющей гитары» Анатолия Васильева. А иначе и быть не может. Именно
по рекомендации
Якова Абрамовича я отправился в гости к Анатолию Николаевичу, где лидер и
основатель рассказал мне историю своего замечательного ВИА.
К
сожалению, нашего уважаемого и любимого автора сегодня нет с нами. Весной
2004г. он ушел в мир иной. А мы часто вспоминаем его песни, перечитываем книги и
смотрим фильмы с участием поэта. «Поющие гитары» по-прежнему исполняют
замечательные песни автора — «Ленинградскую» и «Соловьиную серенаду». А
значит, жизнь на земле продолжается, если память хранится в наших сердцах. Я
вновь открываю его книгу «Словно день тому назад» и как будто бы снова в
гостеприимном доме большого поэта.
КАК КАРЛСОН ИЗ СКАЗКИ СТАЛ ПЕСНЕЙ И ВЕНГЕРСКАЯ «ЛЮДИ ВСТРЕЧАЮТСЯ»
Идет
1969-й год. В репертуаре «Поющих гитар» появились многие хорошие песни, в том числе
русский романс «Вот мчится тройка почтовая» на стихи Варламова, русская народная
«Калинка», битловская «Путешествие в Советский Союз» с русским текстом
Максима Подберезского. В 1968 г. в журнале «Ровесник» напечатали ее ноты и
текст. Возможно, миф о приезде «Битлз» в СССР состоялся благодаря этой
песенке, исполненной «Поющими гитарами». Собственно говоря, в каждой песне
своя мелодия, слова, аранжировка, как всегда яркое исполнение ансамблем. В состав ансамбля
продолжают приходить талантливые молодые
исполнители, а некоторые музыканты уходят в другие новые коллективы. Например, из ансамбля «Дружба» в «Поющие»
летом 1969 г. пришел оперный тенор Богдан Вивчаровский. Вслед за ним
голосистый «соловей» Валерий Ступаченко.
Его ребята встретили и впервые услышали во время гастролей в Грозном. Валерий с успехом спел в ансамбле
«Соловьиную серенаду», где «так уж
случается, если влюбляются», «Синий иней» американца Нила Седаки, который потом исполнят Джо Дассен, ВИА «Верные
друзья», «Ирапшен» с Прейшис Уилсон
и многие другие.
В
состав «Гитар» в это же время вошел молодой певец с «цыганской» внешностью Юрий Чванов. Пять
лет он до «Поющих» работал в ансамбле
«Дружба». Получив образование по классу вокала в музыкальном училище, он закончил и театральную студию Рижского драматического
театра. В концертной программе
«Поющих гитар» солист Юрий Чванов пел целый блок цыганских песен. Это «на ура» принималось слушателями. После
работы в ансамбле последовала
сольная карьера певца, выпуск пластинок с известными цыганскими песнями.
В это же время в
«Поющие гитары» пришел молодой музыкант Юрий Антонов. Вместо Олега
Мошковича, перешедшего в ВИЛ «Веселые голоса» пианиста Виктора Щепочкина, —
играть на электрооргане «Вермона». Выпускник музыкального училища в
белорусском городке Молодечно и уже работавший в аккомпанирующем составе
инструментального ансамбля известного белорусского певца Виктора
Вуячича. В том коллективе их пути пересеклись с создателем будущих «Песняров» Владимиром Мулявиным. Из
Белоруссии Юрий приехал в Ленинград к
«Поющим» на одном поезде вместе с музыкантами ВИА «Добры молодцы».
Познакомились и подружились. Именно в «Гитарах» у молодого музыканта проявился талант вокалиста и автора
музыки. В репертуар войдут его первые
песни «О добрых молодцах и красных девицах», «Где моя смелость?», «Стой, не стреляй, солдат» ...
Правда, в ансамбле
молодой певец и композитор Юрий Антонов проработал совсем недолго, чуть больше
года. Именно в ансамбле «Поющие гитары» родилась его песня «Нет тебя
прекрасней». Перед самым уходом из коллектива он передал ее ноты бас-гитаристу и
солисту Евгению Броневицкому. Замечательные слова придумали Ирина Безладнова и гитарист
«Фаворитов»
Михаил Беляков, текст гармонично слился с музыкой. Сам Юрий Антонов перешел на
работу в другой ленинградский ансамбль «Добры молодцы» в качестве
певца-солиста. В это же время «Поющие гитары» познакомились с минским
поэтом-песенником Олегом Жуковым. Молодой поэт из венгерской песни, которую пел
тогда популярный Янош Коош, сделал свою версию. «Черный поезд» из репертуара
певца, на ломаном русском, — у «Поющих» зазвучал как «Люди встречаются». А вот на
пластинку ее первыми запишут ВИА «Веселые ребята» в эстрадно-джазовой обработке, в отличие от
первого блестящего исполнения «Поющими гитарами» в сочной рок-гитарной
гармонии.
1970-й
год отмечен приходом в «Поющие гитары» молодых талантливых музыкантов. Например, прекрасно образованный
музыкант, пианист, в то время еще учившийся
на дирижерско-хоровом факультете Григорий Клеймиц. На репетициях «Поющих» он был главным хормейстером и с
вокалистами отрабатывал все по
канонам академических хоров. По жизни был большим любителем классической музыки и филофонистом, собирателем
фонотеки грампластинок.
Замечательную ритм-секцию «Поющих» образуют бас-гитарист Юрий Иваненко и
барабанщик Юрий Соколов («Помидор»). У двух Юриев было музыкальное образование, у одного — по классу
скрипки, у другого — по классу флейты.
В то же время из ансамбля ушел первый барабанщик Сергей Лавровский. Он в 1970 г. создаст ВИА «Калинка» с
электрогитарами и хорошими песнями,
которые выйдут на пластинках.
Была
удачная и запоминающаяся мелодия хит-песни «Желтая река» из репертуара популярной
рок-группы «Кристи». Выступление англичан было показано по советскому телевидению в передаче о
фестивале «Сопот» в Польше. Так вот эта
песенка прозвучала тогда там и запомнилась миллионам телезрителей.
Через некоторое время поэт-песенник Илья Резник увидел в «Желтой реке» образ
Карлсона из популярного детского мультфильма, а в то время Илья Резник сочинял много сценариев и стихов для детей
и для детского театра. Это ему удавалось. В результате «Карлсон» вышел
миллионным тиражом на пластинке
«Поющих гитар».
Ансамбль Анатолия
Васильева, начиная с 1970 г. часто выезжает на гастроли в ГДР. Там с ансамблем
произошел интересный случай. При участии в международной программе фестиваля
«Дрезден-71» «Поющие гитары» опоздали на прослушивание. Огорченный звукорежиссер-немец все-таки
включил их в
программу концерта последними. Успех был ошеломляющим, и удивленный режиссер дал «Поющим»
целый час выступления. На телевидении ГДР в 1972 г. были сделаны записи «Прекрасного
воскресенья», «Соловьиной серенады», «Проводов»,
«Для меня нет тебя прекрасней», «Карлсона» и других песен. По качеству записи эти песни стояли в одном ряду с
югославами, с ансамблем Саши Субботы. Там сняли фильм-концерт с десятью
лучшими советскими произведениями
из репертуара ансамбля. Их потом мы услышали на пластинках фирмы «Мелодия». А еще немецкие слушатели
бомбардировали Васильева письмами с
просьбой прислать ноты песен «Поющих».
Анатолий Николаевич — интереснейший
человек, он написал несколько книг не
только о музыке, но также о знаменитом японском театре Кабуки. Квартира
руководителя — это настоящая звукозаписывающая студия с приборами и
магнитофонами. На стене красуются индийский ситар и гитара, подаренная «Поющим» испанским певцом Мичелом.
ИРИНА ПОНАРОВСКАЯ РОДИЛАСЬ «ЗВЕЗДОЙ» И ВЫШЛА ЗАМУЖ В «ПОЮЩИХ ГИТАРАХ»
Фантастический
голос известной советской российской эстрадной певицы Ирины Понаровской
очаровывает миллионы слушателей, как у нас, так и за рубежом. Ее волшебный
взгляд вечной весны и молодости вряд ли отвечает образу героини одной из ее
ранних песен о «Неприметной красоте» композитора Александра Морозова на слова Михаила Рябинина.
Именно про то «как никто не приглашает на танцы, и никто не провожает до дома»
пела совсем юная Ирина
Понаровская. Так начиналось ее творчество в качестве солистки ансамбля «Поющие гитары».
Желание
заниматься вокалом возникло еще до работы в известном ленинградском
коллективе. Впрочем, Ира родилась в музыкальной семье. Мама -классическая певица, а отец — эстрадно-джазовый
музыкант.
В 1960-х Понаровская занималась с эстрадной певицей Лидией Кармен ... Первые уроки по вокалу
показали неплохие результаты. Стать профессиональной певицей не входило в планы Ирины.
Она училась в Ленинградской консерватории на отделении фортепиано. Только вот
появление на нашей эстраде
вокально-инструментальных ансамблей вызвало желание петь в каком-нибудь
из них. Случайно под рукой оказалась газета, в которой недавно созданный вокально-инструментальный ансамбль «Калинка»
приглашал солистку. Отправилась туда самостоятельно, записалась под
другой фамилией, потому что ее отца,
известного ленинградского музыканта все хорошо знали. Хотелось честно, без привилегий пройти конкурс по всем
правилам. Не приняли из-за внешних
данных — сказали, что с такой фигурой «не подходите». Была тогда Ирина полненькой девочкой.
В «Поющие гитары», которые
по популярности превосходили ВИА «Калинку»,
Ирина пришла случайно. Просто как-то при встрече с Анатолием Васильевым, руководителем «Гитар», папа Иры, Виталий
Борисович Понаровский рассказал про дочь, которая неплохо поет. По
стечению обстоятельств в «Поющие» также
искали солистку. Взяли в ансамбль с условием директора «Ленконцерта», что Ира должна обязательно похудеть.
6 ноября 1971 г. проникнутая энтузиазмом и с профессионально поставленным вокалом молодая
солистка впервые вышла на сцену вместе с «Поющими гитарами». Небольшой блат тоже важен для
карьеры, одним словом. В ее исполнении запомнились потрясающий вокализ в дуэте
с трубой Эдгара Берн-штейна, композиция
«Саласпилс», замечательные песни «Неприметная красота» Александра Морозова и Михаила Рябинина, «Не
зови меня красивою» Сергея Дьячкова и
Онегина Гаджикасимова, «А вода бывает горькая» Игоря Петренко и Леонида Норкина, «Гордая песня» Николая
Мартынова и Льва Куклина, романс из
спектакля «Свадьба Кречинского» — «Женская доля такая» Александра Колкера и Кима Рыжова, «Колыбельная
Светланы» Тихона Хренникова и многие другие. Безусловно, заслуживает внимания
ее исполнение арии Эвридики в первой
отечественной рок-опере.
В
«Поющих гитарах» она вышла замуж за потрясающего пианиста Григория Клеймица, который был значительно старше
ее. А потом их пути разошлись.
В
ансамбле среди музыкантов часто случались свадьбы. Ольга Левицкая и Саша Федоров одно
время были блестящей семейной парой. А барабанщик Сережа Лавровский
женился на солистке ансамбля Лене Федоровой. Биография Ирины Понаровской была
выпущена в 1998 г. отдельной книгой, где про личную жизнь певицы рассказывается
достаточно подробно. Впрочем, потом возникнут супероткровенные «Женские истории» Оксаны
Пушкиной.
ДО ТОГО, КАК ОРФЕИ ПОЛЮБИЛ ЭВРИДИКУ, И ПОСЛЕ
1973-1974
— эти годы проходят у «Поющих гитар» в творческом подъеме. Новые песни, авторы и
идеи сами собой приходят в ансамбль. Например, «Не ломай черемухи у реки»
Александра Морозова, американская народная песня о свадьбе в переводе Якова Голякова,
«Романс Лиды» Александра Колкера, «До тебя два шага» Эдуарда Кузинера и многие
другие хорошие песни. «Поющие гитары» сотрудничают с белорусским композитором Игорем
Лученком и поют его песню «Что такое Россия» на слова Якова
Голякова. В концертах ансамбля иногда участвовал молодой музыкант Александр
Розенбаум, в прошлом участник
известной любительской ленинградской группы «Аргонавты». В то время Саша был студентом медицинского вуза, но душа его
тянулась к музыке. И когда он
приходил в гости к Анатолию Васильеву, сыграть что-нибудь свое в жанре рока,
говорил, что хочет бросить институт. Так вот руководитель «Поющих» все время уговаривал его закончить учебу. В
«Гитарах» Розенбаум пел несколько
песен, к сожалению, не записанных. Например, в программах звучала «Землякам». Тогда у Саши были серьезные работы в жанре
рок-оперы, которые показывались в
ансамбле, но остались так и не исполнены. В ансамбль приносил свои антивоенные
песни автор-исполнитель Александр Дольский, приехавший в Ленинград из
Свердловска. Его произведения не нашли свое место в вокально-инструментальном
жанре, зато в авторской песни показались замечательно.
В 1974 г. солистом
ансамбля стал Виктор Кривонос. До прихода в ансамбль певец работал в ленинградском театре драмы
и комедии. Привычное распевание классического тенора перед концертами вызывало
хохот среди музыкантов «Поющих».
Музыкантам, связанным с рок-музыкой, было непривычно это слышать. Хотя в своей музыкальной практике
Кривонос неплохо копировал Роберта
Планта и Яна Гиллана. И вот как-то после концерта в Черновцах певец вместе с гитаристом Валентином Бадьяровым лихо
отрепетировали известную рок-балладу
«Лестница в небо» из репертуара «Лэд Зеппелин» и показали Васильеву. Исполнение явно понравилось Анатолию
Николаевичу, и он дал добро представить ее в концертах «Поющих гитар».
Правда, в Сочи местные власти по культуре запретили исполнение непонятного
«цеппелиновского» хита.
Весной 1974 г. Анатолий Васильев представил музыкантам рок-произведение в жанре оперы.
Уже тогда на западе звучала рок-опера «Иисус Христос — суперзвезда» Эндрю Ллойд
Вебера с либретто Тима Раиса (1970). Музыка была написана
двадцатипятилетним ленинградским композитором Александром Журбиным, а литературный сценарий создан
драматургом Юрием Димитриным на основе древнегреческой легенды об Орфее и
Эвридике. Молодой композитор жил тогда на
Фонтанке с супругой, композитором Лорой Квинт. Васильев как-то сказал Журбину
про желание сделать что-то подобное у нас. На это автор ответил, что и сам давно мечтает об этом. В
ансамбль Александр Журбин пришел в
1973-м и его первая песня «Лицо» на стихи Велимира Хлебникова представляла уже тогда сложную форму. Именно для
исполнителя арии Орфея был приглашен драматический актер, певец Виктор
Кривонос. Но, поработав немного в ансамбле, решил, что исполнить оперную партию
ему не по силам, и вернулся обратно в театр.
Впрочем, и гитарист Валентин Бадьяров, экс-«песняр», руководитель минских «Ровесников»
через некоторое время вернется в Белоруссию. В Гомельской филармонии только
начинали создаваться «Сябры». Валентин Бадьяров стал музыкальным руководителем и высоко
поднял статус молодого коллектива.
И все же Васильева и Журбина не покидала мечта о первой рок-опере на отечественной сцене в
исполнении «Поющих гитар». Надо сказать, что особенно важным для этого стало
исполнение ансамблем баллады Александра Журбина «Осень 42-го». Серьезная полифоническая гармония с
театрализацией, явно была похожа на
мини-рок-композицию. Так был сделан первый шаг, а второй — удача, когда встретили Орфея. Им оказался молодой
человек, приехавший в Ленинград из Казани получить вовсе не музыкальное
образование и не мечтавший о карьере
певца. Алик Ассадулин уже закончил учебу и получил распределение остаться в Ленинграде, чтобы заниматься любимой
работой. Он был лучшим рок-солистом
на любительской сцене среди факультетских музыкальных ансамблей. Пел в группах
«Фламинго», «Невские гитары», «Веселые голоса». А телеграмма, присланная Алику, показалась ему связанной с новой
работой после института, а не
предложением, которое потом перевернет его жизнь. Текст звучал просто и кратко: «Есть интересное предложение. Звоните.
Васильев». Когда позвонил, был приглашен Васильевым в гости. Именно там он
впервые исполнил сначала одну, а потом вторую и третью арии Орфея. Васильеву и
Журбину его исполнение понравилось.
Они уговорили его поработать в «Поющих гитарах», на концертах которого за все
время пребывания в Ленинграде Алик ни разу и не был.
Вот так появился Орфей, а Эвридикой стала
тогда тоже молодая певица Ирина Понаровская. Приятно отметить, что, когда я
встретил Альберта Ассадулина, уже через
много лет после Орфея, в московском ГЦКЗ «Россия» на концерте к 300-летию Санкт-Петербурга, певец готов
был после долгих лет поделиться
своими яркими впечатлениями и воспоминаниями о роли Орфея. По его
словам, это большая история длиною в жизнь.
Премьера оперы «Орфей
и Эвридика» состоялась летом 1975 г. в ленинградском Театре эстрады. В афишах
она была обозначена как зонг-опера, что в переводе с немецкого значит «песня-опера».
Произведение с элементами рока, симфоджаза и других течений современной музыки подчеркивало
своей оригинальностью
и своеобразной постановкой талантливого режиссера Марка Розовского. Поначалу в планах ансамбля было
параллельно с оперой продолжать песенную
концертную программу. Все были увлечены работой над спектаклем, что на песни просто уже не оставалось
времени. Хотя они еще звучали в репертуаре
«Поющих гитар» в 1976 г. Это песни: «Наш день» Евгения Мартынова, «Реквием» Теодора Ефимова, «Как объяснить» и
«Соловьи» Сергея Касторского,
«Торопись» Якова Дубравина. Со временем в «Орфее и Эвридике» поменяется состав
музыкантов ансамбля. В итоге «Поющие гитары» все-таки уйдут от песенного репертуара и продолжат работу в жанре
рок-оперы. Изменится ритм-секция.
Музыканты Юрий Иваненко, Юрий Соколов, певец Евгений Броневицкий остались в «Веселых голосах» и «Дружбе».
Бас-гитаристом стал Владимир Васильев (в будущем — музыкант группы Стаса
Намина «Цветы» по прозвищу «Царь»,
периода «Богатырской силы» и «Летнего вечера», а также группы «Круг» с песнями «Кара-кум» и «Африка»).
Барабанщик Аркадий Герштейн прекрасно
исполнявший и записавший первую версию первой рок-оперы. Замечательные гитарные партии с блеском исполнили Семен
Шнейдер и Валерий Бровко. Вокальные
партии арий на высоком уровне спели главные герои: Орфей — Альберт Ассадулин, Эвридика — Ирина
Понаровская, Фортуна — Ольга Левицкая, а также Богдан Вивчаровский,
Александр Федоров, Валерий Цакадзе. По
ходу работы многое по аранжировкам менялось самими музыкантами. Первые «живые» исполнения рок-оперы представляли
собой достаточно сложный процесс.
Музыкантам приходилось быть еще и актерами — бегать по сцене, петь лежа с микрофонами. Боялись запутаться в
проводах, поскольку радиомикрофонов
тогда у «Гитар» еще просто не было. В перечисленном составе опера была записана на пластинку и выпущена фирмой «Мелодия»
через пять лет после премьеры — в 1980 г.
После успешного
первого исполнения незаметно для создателей
стали происходить отмены спектаклей. Всего лишь из-за болезни одного или другого музыканта. Замены не было, поскольку
все репетировалось в одном составе. Для этого предприняли попытку сделать сразу
несколько составов. Так появились
три Орфея — Аркадий Султанбеков, Борис Усенко, Валерий Помещиков — и три Эвридики — Алла Коженкова, Марина
Цакадзе, Анна Широченко. В состав
«Поющих гитар» стали приходить новые молодые и талантливые музыканты. В итоге от первого состава «Орфея и Эвридики»
остались Богдан Вивчаровский и
мим-танцор Юрий Хамутянский.
Вот только живое представление про
спектакль по звуку было гораздо выше, чем
ужасная запись винилового альбома из двух дисков-гигантов. Я поинтересовался у
Анатолия Николаевича: «Почему же все-таки получилась такая разница оригинального представления от записи на
пластинках?!» Оказывается, в тот
момент, когда ленинградский филиал «Мелодии» делал запись для диска, Анатолий
Васильев с «Поющими» был на гастролях. А поскольку в те годы не было специалистов звукозаписи, на имеющейся
четырехканальной аппаратуре работать
просто не умели. Поэтому «Орфей и Эвридика» был записан на двухканальной аппаратуре. В итоге неудачное «сведение
воедино» без Васильева плохо сказалось на качестве пластинок.
Первая рок-опера в СССР была удостоена диплома британского еженедельного издания
«Мьюзик-уик» в итоговой таблице 1975 г. Четыре диплома — композитору, драматургу,
«Поющим» и Анатолию Васильеву. Спектакль был поставлен в Чехословакии. В Москве
представление «Орфея и Эвридики» запретили, хотя «Поющие» ее все же спели и представили на
закрытом мероприятии партийного аппарата. Ребятам тогда сказали: у себя в Ленинграде
можете это играть, а в Москве — нет. Ходили слухи, что там ждали другую оперу, — Андрея
Богословского.
А пока он не поставит, вас в Москву не пустят! Кстати, «Алые паруса» так и не были поставлены,
хотя некоторые фрагменты звучали в концертных исполнениях ВИА «Музыка»
под руководством Николая Воробьева.
«ЛЕГЕНДА О ТИЛЕ»: В ИЗЛОЖЕНИИ «ПОЮЩИХ ГИТАР» И ГЛАЗАМИ АНГЛИЙСКОГО ИМПРЕСАРИО ЭЛТОНА ДЖОНА
Несмотря
на запреты в Москве, ансамбль «Поющие гитары» сделал более трехсот концертов своей
рок-оперы по городам страны. В то время в этом серьезном жанре показал свои
работы ансамбль «Песняры» Владимира Мулявина — «Песни о доле», фрагменты
«Алых парусов» Андрея Богословского стали звучать в концертных
программах ансамбля «Музыка» Николая Воробьева и челябинские «Ариэли» в форме
рок-сюиты представили свои замечательные «Русские картинки». Удачные
эксперименты музыкантов наталкивали на продолжение в жанре рок-оперы.
«Поющие гитары»
решили сделать вторую рок-оперу «Фламандская легенда». В 1977 г. пришла
идея создать образ Тиля Уленшпигеля. Народный герой Фландрии XVI
в. стал продолжением Орфея. Музыку сочинил эстонский композитор Ромуальд
Гринбалт. В это время Васильев попросил поэта Якова Голякова сделать либретто
«Легенды о Тиле». Практически это было готово в качестве первой версии.
Вот только композитор требовал, чтобы сценарий был обязательно сделан его
другом, поэтом и бардом Юлием Михайловым, с настоящей фамилией Ким.
Всем помнятся, наверное, замечательные слова песен из известных кинофильмов
«Красная шапочка», «Бумбараш», «Двенадцать стульев» и многих других. Юлий Ким,
как исполнитель своих произведений под акустическую гитару, стал легендой жанра бардовской
песни. В соавторстве с Михайловым в работе над либретто также принял участие
драматург Юрий Димитрии.
Либретто трижды переделывалось авторами. Не сразу получалось попасть в музыку, которая была очень сложной.
Новый спектакль
отличался от первого сложной музыкальной гармонией и сценической
постановкой. Затраченные тридцать тысяч рублей оправдались уже в первый месяц.
Сумма, по тому времени приличная, пошла на костюмы и репетиции. В составе
ансамбля уже не было Ирины Понаровской, создавшей первый великолепный образ Эвридики. Роль
Тиля в новой рок-опере озвучивал и играл
Альберт Ассадулин. Прекрасные партии арий исполнят: Ольга Левицкая (Жилина) и Аркадий Султан-Беков (Рыбник).
Певец с высоким, поставленным
голосом начинал когда-то в кемеровском ансамбле «Витязи», из которого
позже возникли «Лейся, песня!» Валерия Селезнева и Михаила Плоткина.
В июле 1978 г. в Ленинграде состоялась премьера «Фламандской легенды» в настоящее время, к
сожалению, незаслужено забытая. Когда в 1979 г. в Ленинград приезжал с
концертами знаменитый рок-музыкант Элтон Джон, то его импресарио мистер Смит с
интересом обратил внимание на «Фламандскую легенду». Опера ему жутко понравилась, и он
собрал все руководство ленинградских ВИА. Говорил, что от русских мог ожидать что угодно, но
такой великолепной музыки и исполнения... не представлял. Он пообещал, что сам
Тим Раис напишет английскую версию либретто и «Поющие гитары» поедут с ней по
Англии. Вот только этого не случилось, может быть, потому что мистеру Смиту не
удалось
заказать либретто у господина Раиса, — тот готовил мюзикл о шахматистах для популярных «АВВА».
Певец Альберт Ассадулин осенью 1978 г. стал лауреатом У1 всероссийского конкурса артистов
эстрады, где заработал первую премию. Он подумает: «А не заняться ли сольной
карьерой эстрадного певца?» И летом 1979 г. споет на «Золотом Орфее» в
Болгарии. Вот и начнется собственный самостоятельный путь, уже вне состава
«Поющих гитар». Будут потом хитовые «Мальчик с девочкой дружил» и «Дяденька
музыкант», а также серьезная, драматическая «Дорога без конца».
МЕЧТА ВАСИЛЬЕВА ПРО «ЮНОНУ И АВОСЬ»
С
легкой руки драматурга Юрия Димитрина ансамбль «Поющие гитары», начиная с
«Орфея и Эвридики», постепенно превращался в театр «Рок-опера». Только были
еще интересные планы в составе существующих «Поющих гитар». Мало кому известно,
только ленинградцы могли быть и первыми исполнителями рок-оперы «Юнона и
Авось» композитора Алексея Рыбникова! Как же это могло получиться:
«Поющие» в Ленинграде, а Рыбников в Москве. Так вот в гости к Анатолию Васильеву в Ленинград часто
приезжал известный московский композитор Эдуард Артемьев, создатель прекрасной
отечественной электронной музыки на уровне британских «Пинк Флойд», «Йес» и
«Кинг Кримсон». Ему нравилось, как Васильев
ставит звук в своих рок-операх. И вот однажды он познакомил Васильева с певцом Геннадием Трофимовым, исполнившим арию Хоакина в одноименной первой рок-опере Рыбникова
{«Звезда и Смерть Хоакина Мурьеты» — прим,
ред.) Солист из Лейкома в свою очередь познакомил Анатолия Николаевича с Алексеем Львовичем и
передал аудиокассету с домашней
записью «Юноны». Васильеву понравилось. Только вот в то время директор
«Ленконцерта» Юрий Петрович Садовников сказал: «Нам не позволят это сделать у
нас!». И, наверное, был прав, поскольку в Москве у Марка Захарова это получилось здорово и интересно. А в 1986 г.
«Юнона и Авось» все же будет поставлена
«Поющими гитарами», в своей оригинальной версии, уже с новым художественным руководителем Алексеем Федченко.
«ГОНКИ» «ПОЮЩИХ ГИТАР» — К НОВОМУ ТЕАТРУ «РОК-ОПЕРА»
Вспоминается
1980 г., когда на афишах «северной Пальмиры» крупными буквами было — «Поющие
гитары». Каждый гость, посетивший Ленинград с интересом бросал свой взгляд
не только на грандиозные исторические памятники и музеи. Побывать на первых советских
рок-операх «Орфее» и «Тиле» также входило в их культурно-развлекательную программу. Это
были кассовые мероприятия, пользующиеся большим успехом. В конце года любители эстрадной музыки смогли,
наконец-то, купить двойной альбом «Орфея и Эвридики», наряду с дисками «Звезда и
Смерть Хоакина Мурьеты» и «Алиса в стране чудес» с песнями Владимира Высоцкого. Судя по
печально выполненному качеству записи, «Орфей» все же не попал в распродажу из-под полы, в
отличие от других виниловых новинок фирмы «Мелодия».
Пять
лет прошло с тех пор, как «Поющие гитары» перестали исполнять песенный репертуар и
увлеклись серьезным жанром эстрадной оперы. Это 1980 г., когда в планах «Гитар» и
Анатолия Васильева уже появился новый мюзикл «Гонки». В прессе его еще стали
иногда называть «Скачками», из-за популярной в то время песенки «Машины Времени». Музыку
сочинили Анатолий Васильев и Эдуард Кузинер. Либретто придумали два автора Дмитрий
Принцев и
Виктор Полей. Сюжет о спорте, спидвее, молодости был приурочен к «Олимпиаде-80». Надо
отметить, что в сценарии иногда проскальзывали темы Орфея и Тиля.
Постановкой занимался талантливый режиссер Марк Розовский. На главную
роль мотогонщика Леденева взяли драматического актера Юрия Охочинского с ярким красивым голосом. Музыка
сделана потрясающим канадцем итальянского происхождения, певцом и
композитором Джино Ваннели. Достичь
точности звука а-ля Ваннели из-за отсутствия аппаратуры высокого качества не получилось. Мюзикл был отрепетирован
прекрасными музыкантами — гитаристом
и аранжировщиком Семеном Шнейдером, басистом Виталием Ивановым,
клавишниками Виктором Кареткиньш и Юрием Мальцевым, прекрасно читавшим с листа. Певцы — Василий Борисов, Анна Широченко, Алла
Кожевникова и Сергей Евфграфов.
В
1986 г. из ансамбля ушел Анатолий Васильев. Слишком много сил было затрачено им, как
художественным руководителем, для успеха «Поющих гитар». Возникли проблемы со
здоровьем, и ему пришлось расстаться с любимым детищем, первым ВИА в
СССР. В продолжение творчества коллектив все-таки поставил «Юнону и
Авось» Алексея Рыбникова на либретто Андрея Вознесенского в своей версии,
отличающейся от московской. В 1988 г. «Поющие гитары» стали называться
театром «Рок-опера». «Иисус Христос — суперзвезда» англичан композитора Эндрю Ллойд Уэббера и
либреттиста Тима Раиса также появилась в
репертуаре театра. Это стало удачной находкой «Рок-оперы» ленинградцев. Русский текст был создан Григорием
Кружковым и Мариной Богородицкой.
Среди певцов, знакомых по «Поющим», в опере пели и играли Валерий Ступаченко, Богдан Вивчаровский, Аркадий
Султан-Беков, Борис Флакс и Алла
Кожевникова, исполнившая роль Марии Магдалины.
ВОЗВРАЩЕНИЕ
«ПОЮЩИХ ГИТАР» — СЛОВНО ТРИДЦАТЬ ЛЕТ ТОМУ НАЗАД!
У каждого вокально-инструментального ансамбля есть свои поклонники и почитатели. Они знают многое про любимый
коллектив. И свое уважение, и память они
пронесли через все эти годы. Вот с одним из них меня познакомил сам руководитель «Поющих гитар» Анатолий Николаевич
Васильев. Им оказался москвич Юрий
Донюков — профессиональный музыкант, преподаватель. Именно этот
внимательный, отзывчивый и добрейший человек собрал целую библиографию первого ансамбля страны. Как
бесценный дар он передал ее руководителю Анатолию Васильеву. Старые программки
концертов, публикации из газет и
журналов, начиная с 1966 г., и двадцать пять песенных сборников с нотами
и словами песен, выпущенными издательством «Музыка». Это было в том памятном 1994 г., когда на экранах наших
телевизоров прошел фильм Владимира
Фонарева «Поющие гитары» — тридцать лет спустя».
Возможно, именно с этого началось возрождение первого ансамбля. В 1995 г. к Анатолию
Васильеву вдруг приезжает редактор свердловской студии, только что наладившей
выпуск компакт-дисков. Записанные со старых пленок фонограммы песен не
отличались качеством. Две песни — «Для меня нет тебя прекрасней» и
«Сумерки» — были записаны в домашней студии Васильева, при
непосредственном участии их первого исполнителя, солиста Евгения Броневицкого.
Женя работал в коллективе звезды советской и российской эстрады Эдиты Пьехи. Там он играл на бас-гитаре и
выступал с сольным номером «Нет тебя
прекрасней». Александр Федоров также пел и играл на гитаре все эти годы. В 1979 г. вместе с бывшей женой Ольгой
Левицкой и бас-гитаристом Владимиром Васильевым они работали в «Цветах», группе
Стаса Намина, где записали
потрясающий «Гимн Солнцу». В 1985 г. Саша Федоров вместе с Мишей Боярским и Владимиром Ермолиным пели в группе
«Сильвер». Это было посвящением «Битлз» с собственными песнями на
русском языке. Записали один альбом и много
выступали. В дальнейшем успеху коллектива помешала ошеломляющая
популярность и звездность Михаила Боярского как актера. Первый компакт-диск «Поющие гитары» — 30 лет назад» (архивные записи) под «сибирским лейблом» был вскоре выпущен и в
Москве распространялся с успехом, на
лотках легендарной «Горбушки» по 50 рублей в своем оригинальном, не пиратском виде.
В
это же время в Санкт-Петербурге неожиданно встретились два музыканта «Поющих гитар» —
Александр Федоров и Евгений Броневицкий. Нахлынули яркие воспоминания.
Как все было тридцать лет назад, как выходили на сцену и пели на «бис» свои
песни! После этого отправились к пианисту Григорию Клеймицу. И когда он
услышал опять эти никак не изменившиеся голоса Саши и Жени, сказал: «А
почему бы не собраться всем снова вместе и не выйти на сцену?» Решение было принято. Позвонили всем
ребятам, встретились и отрепетировали все
лучшие старые хиты. Принесли показать Анатолию Васильеву, который
одобрил эту идею. Действительно, почему бы и нет? В Америке, например, вновь собрались и вышли на сцену «Иглз»,
«Кридэнс» и «Дуби бразерс». Второе рождение «Поющих» состоялось на сцене
Ленинградского мюзик-холла. 24 апреля 1997 г. первый ансамбль страны в своем
классическом составе на музыкальной сцене снова вместе. Выступление прошло с
большим успехом и навеяло у многих ностальгические воспоминания. Надо
отметить, что огромную помощь возрожденному
ансамблю оказал журналист Антон Гарнов из Санкт-Петербурга. Он собрал
замечательную коллекцию редких записей ансамбля
и в каком-то смысле очень повлиял на второе рождение «Гитар».
В это же время
появляется пиратский диск с хитами «Гитар», переписанных со старых пластинок в
систематизированном виде по мере выхода песен. В частности, на этом диске была и песня «Джулия», не выходившая на
виниле. На волне радиостанции «Маяк» параллельно звучат некоторые архивные записи «Поющих». Это «Песенка почтальона» из
репертуара польского ансамбля «Скальды»,
«Индейская резервация» Джона Лаудермилка в переводе Якова Голякова, «Люди встречаются», «О добрых молодцах и
красных девицах», «Ты мне откройся»
Якова Дубравина, «Стой, не стреляй, солдат» Юрия Антонова и полная версия «Саласпилса» (каждый куплет с
фортепьянным вступлением}. По телевидению в программе «Музыкальный ринг»
«Поющие гитары» выйдут вместе с
молодыми известными музыкантами «Чиж и К». Участие в бенефисе певицы Людмилы Сенчиной с песней из репертуара
«Битлз» — «Дурак на холме». Весной 1999 г. ансамбль удачно выступит в Москве.
Их концерт состоялся в культурном
центре «Меридиан». На одной из ленинградских фирм звукозаписи ребята запишут
альбом своих лучших хитов в новой аранжировке. К сожалению, он вышел тогда только на аудиокассете
небольшим тиражом.
В
2000 г. «Поющие гитары» побывали в США. Ансамбль принял участие в программах «Васильевский
остров — Васильевскому спуску», приуроченную к 300-летию Санкт-Петербурга (Москва,
Кремлевский дворец 2001 и ГЦКЗ «Россия» 2002).
Осенью 2001 г. в
столичном Театре эстрады продюсер Вячеслав Бейлин сделал концерт с
участием «Поющих гитар». Программа называлась «Нет тебя прекрасней», которая
собирала друзей ВИА. Именно там мне впервые удалось лично познакомиться с певцом и гитаристом
ансамбля Василием Борисовым. В моем воображении он смотрелся со своей гитарой
явно как Би Би Кинг. Он поделился яркими
воспоминаниями, как когда-то был поклонником «Поющих гитар», а через несколько лет благодаря судьбе
оказался в составе легендарного ВИА.
Потом были незабываемые встречи с Анатолием Николаевичем Васильевым и Яковым
Голяковым, короткие с Александром Федоровым и Ольгой Левицкой, Ириной Понаровской и Альбертом
Ассадулиным, заслуженным гитаристом России Дмитрием Кижаевым, Евгением
Броневицким, барабанщиком Юрием Соколовым и
басистом Владимиром Васильевым. С Володей мы даже случайно встретились на концерте Пола Маккартни в Москве. Теплые встречи
проходили во время фестивалей хит-парадов 80-х в Москве (спорткомплекс «Олимпийский» 2001, 2002) и «Любимые
ВИА» в Кремле {май 2002). В 2002 г.
московская фирма грамзаписи «Никитин» выпустила два компакт-диска с лучшими песнями «Поющих гитар». На выпуск
песен «О добрых молодцах и красных девицах» и «Нет тебя прекрасней», родившихся
впервые в ансамбле, композитор Юрий
Антонов не дал разрешения. Автор указал на несанкционированный выпуск
своих произведений пиратскими компаниями звукозаписи.
ЛЮДИ И СУДЬБЫ В «ПОЮЩИХ ГИТАРАХ»
По-разному складывались людские судьбы первого вокально-инструментального ансамбля страны. Руководитель ансамбля Анатолий Васильев живет в Санкт-Петербурге. Он продолжает музыкальное творчество сочинением новых песен и возвращением к известным инструментальным пьесам «Поющих гитар» в современном звучании. Анатолий Васильев прекрасно работает в своей домашней студии. Борис Бернштейн и Юрий Иваненко живут в Израиле. Пианист, аранжировщик Альгис Паулавичус стал главным дирижером Большого театра в Санкт-Петербурге. Александр Федоров уехал на постоянное место жительство в Канаду. Олег Мошкович давно живет в Америке. Ирина Понаровская живет в Москве. В мир иной ушли первый гитарист ансамбля Владимир Калинин. Пианист Григорий Клеймиц умер за роялем во время выступления «Поющих гитар» в ленинградском мюзик-холле. В мир иной трагически ушел поэт-песенник Алик Азизов — автор стихов песни «Синий иней». В память о нем вдова автора Людмила Азизова выпустила книгу «Нет тебя прекрасней» с воспоминаниями о любимом муже. Не стало замечательной солистки «Поющих гитар» Ольги Левицкой. Она начинала с арии Жилины («Фламандская легенда») и продолжала петь в возрожденном составе. В 2004 г. от нас ушел Яков Голяков — талантливый и уважаемый поэт, сценарист, автор нескольких десятков книг и актер, снявшийся в кинофильмах «Табачный капитан», «Ключи от смерти» и других. А жизнь продолжается и «Поющие гитары» продолжают свое творчество и радуют слушателей новыми песнями. Новый проект, созданный Анатолием Васильевым в 2004 г., называется «Гости из прошлого». Получился такой суперсводный вокально-инструментальный ансамбль. В составе «Гостей» работают: Сергей Лавровский — первый барабанщик ВИА «Поющие гитары» и создатель ВИА «Калинка», Владимир Антипин — первый музыкальный руководитель ВИА «Добры молодцы», а позднее и ансамбля «Калинка», Юрий Иванов — музыкант гитарист, флейтист и аранжировщик ансамблей «Поющие гитары», «Калинка», «Лейся, песня!» под руководством Михаила Шуфутинского, Надежда Воеводина из ВИА «Верасы», а также Михаил Волченков и Владимир Снопковский из ВИА «Калинка» и «Веселые голоса». Так продолжается путь из прошлого в будущее ветеранов, музыкантов звездных составов.
Комментариев нет:
Отправить комментарий