понедельник, 28 августа 2023 г.

Имя музыкального постмодернизма. Карлхайнц Штокгаузен (22 августа 1928 - 5 декабря 2007).

Электронная музыка

Экспериментальная музыка

XX век накопил своих композиторов-классиков. Беда только в том, что знают и слушают их у нас немногие. Однако их значение для мировой культуры от этого не уменьшается.

22 августа 1928 года родился Карлхайнц Штокгаузен (Karlheinz Stockhausen) – выдающаяся фигура и один из самых влиятельных и уникальных музыкантов на мировой сцене авангарда времен после Второй мировой войны, один из основателей и ярких представителей Дармштадской школы, наряду с Пьером Булезом и Луиджи Ноно развившим постмодернисткую идеологию в музыке. Его влияние прошло через всю вторую половину 20 века и захватила век двадцать первый – и, кто знает, не мы ли, слушатели второго десятилетия двадцать первого века, испытываем в джазе или авангардной музыке именно его влияние и ощущаем его незримое присутствие?

Подобно тому как экспрессионизм стал своеобразным "ответом" на ужасы Первой мировой войны, игра, отсутствие линейных структур и центра, гипертекстуальность и разрушение структуры стали предметом изучения философов, филологов, литераторов и музыкантов. Унаследовав традиции серийной техники и додекафонии (использование серий звуков – от 3 до 12 – хроматической гаммы, без повторов) от Антона Веберна, Штокгаузен стал одним из музыкантов, предложивших сериальную технику – использование принципа серийности не только в звуках, но и темпе, ритме и проч. "Следы" этой техники мы можем увидеть в произведениях Альфреда Шнитке, Арво Пярта и других композиторов.

Сочетание острой чувствительности к акустическим возможностям c искушенными композиционными методами дали возможность интегрировать в сериальную технику мелодраматичность, доходящую до мистичности – подобное многообразие перевоплощений и изобретений оставляют Штокгаузена одной из инновационных персоналий, чье творчество охватывает более полувека.

Штокгаузен родился в 1928 году недалеко от Кельна. Он рано осиротел – возможно, именно это одиночество так развило в нем необычайный и музыкальный, и артистический талант, который был одинаково многообещающим как в музыке, так и в литературе. Отец Штокхаузена, Симон Штокхаузен, учитель начальной школы, погиб во время Второй мировой войны, а его мать Гертруда (урожденная стала жертвой систематического убийства нацистами душевнобольных больных 27 мая 1941 года.

После окончания гимназии в Бергиш-Гладбахе Карлхайнц, с 1947 по 1951 год учился в музыкальной школе Кёльна по специальности фортепиано и в Кельнском университете на факультете германистики, брал уроки в новой музыкальной школе в Дармштадте. Штокхаузен проявил свой музыкальный талант еще школьником, играл на фортепиано и гобое. В 1950 году, во время учебы в школе, он сочинил ряд вокальных композиций (некоторые со своими собственными текстами) в умеренно современном стиле. Его ранние композиции, такие как «Chöre für Doris» («Хоры для Дорис»), в которые он внес свои собственные тексты, были все еще традиционны. Только в 1971 году Штокхаузен опубликовал подборку этих работ (под номерами от 1⁄11 до 1⁄9), которые тогда же были «официально» представлены публике.

Karlheinz Stockhausen - «Chöre für Doris»: Chore fur Doris, Work No. 1/11: No. 1. Die Nachtigall (1950)

В 1951 году он применил свой первый опыт работы с додекафонией на практике в «Sonatine» (No 1⁄8) для скрипки и фортепиано. Штокхаузен сочинил «Сонатину» как второе из двух «свободных произведений», необходимых для его выпускных экзаменов в Кельнской консерватории. Фортепианная партия первой части была написана первоначально как отдельное произведение под названием «Präludium», а затем на нее была наложена скрипичная партия. Рукопись законченного сочинения датирована 19 марта 1951 года. Премьера состоялась в исполнении Вольфганга Маршнера, концертмейстера Симфонического оркестра NWDR, с композитором за роялем 24 августа 1951 года. Однако первое выступление перед живой аудиторией состоялось только двадцать лет спустя, когда Сашко Гаврилов и Алоис Контарский сыграли его 22 октября 1971 года на концерте SMIP в Париже.

Karlheinz Stockhausen – «Sonatine»

Позднее Штокхаузен обратился к серийной музыке. В связи с этим он рассматривается, в частности, как один из основоположников так называемой пунктуальной музыки. В 1951 году композитор принял участие в Дармштадтских летних курсах новой музыки, где познакомился с музыкой Мессиана, в частности с его фортепианным этюдом «Modes de valeurs et d'intensité» и с «Sonate für zwei Klaviere» ученика Мессиана Гейвертса. «Этюд Мессиана» — первое произведение, в котором берутся за организацию музыкальных параметров высоты тона, длительности, артикуляции, октавы в соответствии с едиными композиционными принципами, и Гёйвертс (с которым на протяжении многих лет у Штокхаузена была тесная дружба) развил эти идеи в своем творчестве. Штокхаузен начал работу над своим произведением «Kreuzspiel» (No 1⁄7, 1951), которое радикально порвало с его предыдущими музыкальными разработками и последовательно использовала концепции серийной музыки.

Karlheinz Stockhausen - «Kreuzspiel» (1951) für Oboe, Bassklarinette, Klavier und drei Schlagzeuger (Live)

Вдохновленный серийной работой Мессиана «Mode de valeurs et d'intensités» (1949), он принял участие в его курсах композиции (ритм и эстетика) в Париже. Эти Встречи, равно как и изучение фонетики и коммуникации, оказали решающее влияние на его последующую работу в кельнской студии электронной музыки «Westdeutscher Rundfunk», с которой Штокхаузен тесно сотрудничал в период с 1953 по 1998 год.

В 1955 году он написал «Gesang der Jünglinge» («Песню юности»), которую можно считать одной из главных ранних работ композитора. С помощью этой постановки Штокхаузен установил новые стандарты в области пространственной музыки и реализовал электронные звуки и звуковые текстуры — с сегодняшней точки зрения — спартанскими средствами, которые никогда раньше не слышали.

Karlheinz Stockhausen – «Gesang der Junglinge» (1955)

В середине 50-х Штокхаузен оставляет внушительный след в авангарде и электронной музыке, и развитии музыкального сериализма. В течение последующего десятилетия он поддерживает дружбу и творческие связи с наиболее значимыми и знаменитыми современниками, включая Кагеля, Лигети, Кейджа, и, являясь самым ярким представителем авангардной Дармштадской школы, воспитал таких инновационных последователей, как Кернелиус Кардью (Cornelius Cardew) и Ле Монт-младший (Le Monte Young). Его влияние также распространялось и на популярную музыку – например, среди прочих, он изображен на обложке знаменитейшего альбома "The Beatles" "Сержант Пеппер" ("Sgt Pepper"). Штокгаузен участвовал в самых различных проектах, поддерживая свое влияние на постмодернистскую музыку и во второй половине 20 века, продолжая свои обучающие семинары, посещаемые начинающими композиторами.

Karlheinz Stockhausen - Punkte, vers. 1966 (Sinfonieorchester des Norddeutschen Rundfunks - dir. Stockhausen)

Наиболее важные композиции Штокгаузена отличаются друг от друга как по стилю, так и по своему выражению и свидетельствуют о самых широких интересах автора к науке, технологии, религии, космологии, мистицизму. Его различные инструментальные и вокальные работы начиная с 1950-х и до 1970-х распространяются на самые различные способы выражения серийной техники и математических структур. Важнейшая пьеса "Gesang der Jünglinge" (1955) совмещает смешанные фонемы из библейских сочинений и различные структуры электронных звуков. В "Stimung" (1968) группа вокалистов "склоняет" различные мистические имена по гармонии и обертонам.

Karlheinz Stockhausen – «Stimmung» (1968)

Начиная с 1970-х и далее интерес Штокгаузена фокусируется на понятии "Свет", который выразился в цикле из 7 опер, посвященных трактовке возникновения мира и света в различных религиях и мифологиях. С 1977 года композитор сосредоточился на своем произведении «Licht», самой продолжительной оперы в истории музыки с общим временем воспроизведения 29 часов, растянутым на семь дней. В нем, как и в других сценических работах, таких как «Inori» (1973), Штокхаузен стремился объединить живописные, визуальные, пространственные, акустические и музыкальные идеи в единство.

Karlheinz Stockhausen – «Inori» (Emmanuelle Grach, Jamil Attar).

В дополнение к своей композиторской работе, Штокхаузен также был активным дирижером своих собственных оркестровых произведений. Бескомпромиссное исполнение и планирование его произведений вызывали восхищение, но также критиковались и привели к тому, что его музыка почти никогда не исполнялась в обычном музыкальном бизнесе, поскольку композитор не санкционировал ее исполнение. Штокхаузен продолжал сочинять до самой смерти. В начале ноября 2007 года, за четыре недели до своей смерти, Штокхаузен принял заказ на сочинение нового оркестрового произведения для оркестра Моцарта в Болонье – по случаю своего 80-летия, которое он мог бы отпраздновать в 2008 году. Он выполнил это задание за день до смерти. 5 декабря 2007 года композитор ушёл из жизни.

Всего Штокгаузеном написано свыше 370 оригинальных работ.

Комментариев нет:

Отправить комментарий