Электронная музыка
Экспериментальная
музыка
XX век
накопил своих композиторов-классиков. Беда только в том, что знают и слушают их
у нас немногие. Однако их значение для мировой культуры от этого не
уменьшается.
22 августа 1928 года родился Карлхайнц Штокгаузен (Karlheinz Stockhausen) – выдающаяся фигура и один из самых влиятельных и уникальных музыкантов на мировой сцене авангарда времен после Второй мировой войны, один из основателей и ярких представителей Дармштадской школы, наряду с Пьером Булезом и Луиджи Ноно развившим постмодернисткую идеологию в музыке. Его влияние прошло через всю вторую половину 20 века и захватила век двадцать первый – и, кто знает, не мы ли, слушатели второго десятилетия двадцать первого века, испытываем в джазе или авангардной музыке именно его влияние и ощущаем его незримое присутствие?
Подобно
тому как экспрессионизм стал своеобразным "ответом" на ужасы Первой
мировой войны, игра, отсутствие линейных структур и центра, гипертекстуальность
и разрушение структуры стали предметом изучения философов, филологов,
литераторов и музыкантов. Унаследовав традиции серийной техники и додекафонии
(использование серий звуков – от 3 до 12 – хроматической гаммы, без повторов)
от Антона Веберна, Штокгаузен стал одним из музыкантов, предложивших сериальную
технику – использование принципа серийности не только в звуках, но и темпе,
ритме и проч. "Следы" этой техники мы можем увидеть в произведениях
Альфреда Шнитке, Арво Пярта и других композиторов.
Сочетание
острой чувствительности к акустическим возможностям c искушенными композиционными
методами дали возможность интегрировать в сериальную технику мелодраматичность,
доходящую до мистичности – подобное многообразие перевоплощений и изобретений
оставляют Штокгаузена одной из инновационных персоналий, чье творчество
охватывает более полувека.
Штокгаузен
родился в 1928 году недалеко от Кельна. Он рано осиротел – возможно, именно это
одиночество так развило в нем необычайный и музыкальный, и артистический
талант, который был одинаково многообещающим как в музыке, так и в литературе.
Отец
Штокхаузена, Симон Штокхаузен, учитель начальной школы, погиб во время Второй
мировой войны, а его мать Гертруда (урожденная стала жертвой систематического
убийства нацистами душевнобольных больных 27 мая 1941 года.
После
окончания гимназии в Бергиш-Гладбахе Карлхайнц, с 1947 по 1951 год учился в
музыкальной школе Кёльна по специальности фортепиано и в Кельнском университете
на факультете германистики, брал уроки в новой музыкальной школе в Дармштадте.
Штокхаузен
проявил свой музыкальный талант еще школьником, играл на фортепиано и гобое. В
1950 году, во время учебы в школе, он сочинил ряд вокальных композиций
(некоторые со своими собственными текстами) в умеренно современном стиле. Его
ранние композиции, такие как «Chöre für Doris» («Хоры для Дорис»), в которые он
внес свои собственные тексты, были все еще традиционны. Только в 1971 году Штокхаузен
опубликовал подборку этих работ (под номерами от 1⁄11 до 1⁄9), которые тогда же
были «официально» представлены публике.
В 1951
году он применил свой первый опыт работы с додекафонией на практике в «Sonatine»
(No 1⁄8) для скрипки и фортепиано. Штокхаузен сочинил «Сонатину» как
второе из двух «свободных произведений», необходимых для его выпускных
экзаменов в Кельнской консерватории. Фортепианная партия первой части была написана
первоначально как отдельное произведение под названием «Präludium», а затем на
нее была наложена скрипичная партия. Рукопись законченного сочинения датирована
19 марта 1951 года. Премьера состоялась в исполнении Вольфганга Маршнера,
концертмейстера Симфонического оркестра NWDR, с композитором за роялем 24
августа 1951 года. Однако первое выступление перед живой аудиторией состоялось
только двадцать лет спустя, когда Сашко Гаврилов и Алоис Контарский сыграли его
22 октября 1971 года на концерте SMIP в Париже.
Позднее
Штокхаузен обратился к серийной музыке. В связи с этим он рассматривается, в
частности, как один из основоположников так называемой пунктуальной музыки. В
1951 году композитор принял участие в Дармштадтских летних курсах новой музыки,
где познакомился с музыкой Мессиана, в частности с его фортепианным этюдом
«Modes de valeurs et d'intensité» и с «Sonate für zwei Klaviere» ученика
Мессиана Гейвертса. «Этюд Мессиана» — первое произведение, в котором берутся за
организацию музыкальных параметров высоты тона, длительности, артикуляции,
октавы в соответствии с едиными композиционными принципами, и Гёйвертс (с
которым на протяжении многих лет у Штокхаузена была тесная дружба) развил эти
идеи в своем творчестве. Штокхаузен начал работу над своим произведением «Kreuzspiel»
(No 1⁄7, 1951), которое радикально порвало с его предыдущими музыкальными
разработками и последовательно использовала концепции серийной музыки.
Вдохновленный
серийной работой Мессиана «Mode de valeurs et d'intensités» (1949), он принял
участие в его курсах композиции (ритм и эстетика) в Париже. Эти Встречи, равно
как и изучение фонетики и коммуникации, оказали решающее влияние на его
последующую работу в кельнской студии электронной музыки «Westdeutscher
Rundfunk», с которой Штокхаузен тесно сотрудничал в период с 1953 по 1998 год.
В 1955
году он написал «Gesang der Jünglinge» («Песню юности»), которую можно считать
одной из главных ранних работ композитора. С помощью этой постановки Штокхаузен
установил новые стандарты в области пространственной музыки и реализовал
электронные звуки и звуковые текстуры — с сегодняшней точки зрения —
спартанскими средствами, которые никогда раньше не слышали.
В
середине 50-х Штокхаузен оставляет внушительный след в авангарде и электронной
музыке, и развитии музыкального сериализма. В течение последующего десятилетия
он поддерживает дружбу и творческие связи с наиболее значимыми и знаменитыми
современниками, включая Кагеля, Лигети, Кейджа, и, являясь самым ярким
представителем авангардной Дармштадской школы, воспитал таких инновационных
последователей, как Кернелиус Кардью (Cornelius Cardew) и Ле Монт-младший (Le
Monte Young). Его влияние также распространялось и на популярную музыку –
например, среди прочих, он изображен на обложке знаменитейшего альбома
"The Beatles" "Сержант Пеппер" ("Sgt Pepper").
Штокгаузен участвовал в самых различных проектах, поддерживая свое влияние на
постмодернистскую музыку и во второй половине 20 века, продолжая свои обучающие
семинары, посещаемые начинающими композиторами.
Наиболее
важные композиции Штокгаузена отличаются друг от друга как по стилю, так и по
своему выражению и свидетельствуют о самых широких интересах автора к науке,
технологии, религии, космологии, мистицизму. Его различные инструментальные и
вокальные работы начиная с 1950-х и до 1970-х распространяются на самые
различные способы выражения серийной техники и математических структур.
Важнейшая пьеса "Gesang der Jünglinge" (1955) совмещает смешанные
фонемы из библейских сочинений и различные структуры электронных звуков. В
"Stimung" (1968) группа вокалистов "склоняет" различные
мистические имена по гармонии и обертонам.
Начиная с
1970-х и далее интерес Штокгаузена фокусируется на понятии "Свет",
который выразился в цикле из 7 опер, посвященных трактовке возникновения мира и
света в различных религиях и мифологиях. С 1977 года композитор сосредоточился
на своем произведении «Licht», самой продолжительной оперы в истории музыки с
общим временем воспроизведения 29 часов, растянутым на семь дней. В нем, как и
в других сценических работах, таких как «Inori» (1973), Штокхаузен стремился
объединить живописные, визуальные, пространственные, акустические и музыкальные
идеи в единство.
В
дополнение к своей композиторской работе, Штокхаузен также был активным
дирижером своих собственных оркестровых произведений. Бескомпромиссное
исполнение и планирование его произведений вызывали восхищение, но также
критиковались и привели к тому, что его музыка почти никогда не исполнялась в
обычном музыкальном бизнесе, поскольку композитор не санкционировал ее
исполнение. Штокхаузен продолжал сочинять до самой смерти. В начале ноября 2007
года, за четыре недели до своей смерти, Штокхаузен принял заказ на сочинение
нового оркестрового произведения для оркестра Моцарта в Болонье – по случаю
своего 80-летия, которое он мог бы отпраздновать в 2008 году. Он выполнил это
задание за день до смерти. 5 декабря 2007 года композитор ушёл из жизни.
Всего
Штокгаузеном написано свыше 370 оригинальных работ.
Комментариев нет:
Отправить комментарий