Один из
основоположников русского джаза, композитор, аранжировщик, дирижёр,
руководитель одного из лучших советских джаз-оркестров, автор более 400
музыкальных произведений, сыгравший важную роль в популяризации и освоении
стиля свинг в СССР в 30-х и 40-х годах прошлого столетия Александр Владимирович
Варламов родился 19 июня 1904 года.
Александр
Варламов – правнук создателя известных русских классических романсов А.Е.
Варламова, двоюродный внук знаменитого актера К.А. Варламова, сын оперной
певицы родился в семье коллежского, затем статского советника, члена
Симбирского окружного суда. Будущий композитор вырос в доме, где все пели,
музицировали, участвовали в домашних спектаклях. До сентября 1918 года жил в
Симбирске, учился во второй мужской гимназии. В 1921 году были опубликованы его
первые музыкальные произведения — пьеса «Грусть» и вальс «Вечерок».
В 1922
году Варламов поступил в ГИТИС (в одну мастерскую с Эрастом Павловичем Гариным
и Николаем Павловичем Охлопковым). Однако вскоре он уходит оттуда и поступает в
Училище имени Гнесиных в класс Рейнгольда Морицевича Глиэра и Дмитрия Романовича
Рогаль-Левицкого (сокурсник по классу композиции — Арам Хачатурян).
Блюз. Оригинал - «Blue Moоn». Музыка Ричард Роджерс, стихи Николай Коваль, аранжировка, вокал Александр Варламов. Джаз-оркестр п/у А.В. Варламова. Год записи 1938.
В 1933
году Варламов организовал танго-оркестр, а в 1934 году джаз-оркестр при
Центральном Доме Красной Армии, который сперва выступал с солисткой –
негритянской вокалисткой Целестиной Коул.
Позже под
руководством Варламова выделился инструментальный ансамбль «Семерка» (П.
Борискин, В. Быков — труба, Н. Шмелев — тромбон, А. Васильев — тенор-саксофон,
А. Рязанов или М. Петренко — фортепиано, С. Чанышев — контрабас, О. Хведкевич —
ударные) — первый в России состав джазовых импровизаторов, ансамбль солистов.
Александр Владимирович всегда подчеркивал, что для него очень важен был
«поворот от примитивной мелодики к настоящему свинговому стилю». Он одним из
первых в Советском Союзе стал уделять повышенное внимание оркестровке и
культуре исполнения. Открывал таланты, привлекал к работе наиболее ищущих
музыкантов своего времени: Александра Васильева, Николая Шмелева, Александра
Ривчуна (саксофон), Виктора Быкова, Михаила Ветрова, Петра Борискина (труба),
Михаила Петренко (фортепиано), Олега Хведкевича, Лаци Олаха (ударные); Семена
Чанышева (контрабас), Теодора Ходорковского, А. Арского (аранжировка и
инструментовка).
Варламов
обладал небольшим тенором, часто выступал как вокалист. Его голос звучит в
популярнейшей песенке «На карнавале» Харри Уоррена (англ. (Harry Warren) (в
оригинале «She Is a Latin from Manhattan»), в балладе «Луна» Ричарда Роджерса
(в оригинале «Blue Moon») и слоу-фоксе «Счастьем жизнь полна» Джина Шварца
(англ. Jean Schwartz) (в оригинале «Trouble In Paradise»). В 30-е годы прошлого
века стал одним из лучших джазовых аранжировщиков. Его композиции для малого и
большого составов джаз-оркестра характеризуются гармоничным звучанием и
изысканностью, ритмической упругостью. В 1937-1939 годах Александр Варламов был
главным дирижером джаз-оркестра Всесоюзного радио. Записал на радио и на
пластинки много танцевальной музыки собственного сочинения и иностранной, но в
своей аранжировке («Весенний вальс», танго «Радуга», фокстроты «Помнишь»,
«Молли и Тэд» и др.), популярные джазовые песни (авторские «Пой мне», «Счастьем
жизнь полна», «Уходит вечер», обработки зарубежных мелодий — «Луна», «На
карнавале», «Дикси Ли», «Свит Су» и др.). Первым стал переводить на русский
язык американские тексты к популярным джазовым темам.
Александру
Варламову принадлежит аранжировка итальянской баркаролы, которую исполняла
Аделина Патти. В 1920-х годах квартет театра-кабаре «Летучая мышь» Никиты
Балиева и оркестра театра «Водевиль» записали на студии «Columbia Graphophone
Company» пластинку с композицией «The Russian Barcarole».
Начиная с
1930-х годов, Александр Варламов писал музыку для игрового и анимационного
кино. Его музыка звучит в фильмах «Степан Разин», «Парень из тайги», «Доктор
Айболит», «Одна строка», в мультфильмах «Квартет», «Кентервильское привидение»,
«Лиса и бобёр», «Первая скрипка», «Дикие лебеди», «Кот в сапогах»,
«Тараканище», «Ровно в три пятнадцать», «Шайбу! Шайбу!», «Приключения красных
галстуков», «Капризная принцесса», «Чудесница» и др.
В
1940-1941 годах возглавлял Государственный джаз-оркестр СССР. Создал
любительский джаз-ансамбль студентов МВТУ, работавший в кафе «Националь». В
1941-1942 годах был музыкальным руководителем Всесоюзной студии эстрадного
искусства, а также дирижером «Мелоди-оркестра», в котором стремился соединить
пульс джаза со звучанием камерного струнного ансамбля. Выезжал с ним на фронт,
выступал в Архангельске перед зарубежными моряками.
Будучи
одним из немногих тогда советских композиторов, аранжировщиков и дирижёров,
осваивавших свинговую манеру игры и письма, в числе первых в стране стал
исполнять музыку в стиле свинг, дав интересные образцы нового стиля. Среди них
выделяются записи американских пьес «Игра на пальцах» Ричарда Роджерса, «Я
всегда с вами» (в оригинале «Is It True What They Say About Dixie?») Джеральда
Маркса (на варламовском треке ошибочно указан Хендерсон), «Счастливая дорога»
(в оригинале «I’m Living in a Great Big Way») Джимми МакХью, джазовая версия «Лирической
песенки» Юрия Милютина «Все стало вокруг голубым и зелёным» из к/ф «Сердца
четырёх» с вокалом Веры Красовицкой.
В январе
1943 г. Варламов был арестован по навету и решением Особого совещания был
приговорен к восьми годам лишения свободы, срок отбывал в Ивдельлаге на
Северном Урале, где до 1948 г. руководил агитбригадой и джаз-оркестром. После
освобождения в 1951 г. жил в Казахстане. Работал преподавателем музыки в
Караганде.
После
реабилитации в 1956 году вернулся в Москву, писал музыку для эстрадных
оркестров, кинофильмов и телевизионных постановок, осуществил ряд записей
собственных композиций с симфоджазовым составом. В 1960—1970-е годы Варламов
сочинил ряд композиций для биг-бэнда, в том числе 5 пьес для трубы, 4 пьесы для
кларнета, более 350 композиций для джаз-оркестра, среди них – «В дальний путь»,
«Золотая осень», «Сегодня на море тихо», «Все проходит», «Вечерний пейзаж»,
«Улетают птицы», «Маленький город». В 1986 году он написал «Концерт для трубы с
оркестром» и посвятил его городу Ульяновску.
За
большой вклад в развитие отечественного музыкального искусства Александру
Владимировичу Варламову в 1979 году было присвоено звание Заслуженного деятеля
искусств России.
В 1990-м
году 3-х тысячным тиражом вышла в свет пластинка «Всё как было» –
заключительный аккорд в творчестве Александра Владимировича Варламова. Эта
запись была сделана оркестром Государственного телевидения и радиовещания СССР
и вошла в «золотой» фонд отечественной популярной музыки.
Александр
Владимирович Варламов умер 20 августа 1990 года на 86-м году жизни в Москве и
похоронен на Домодедовском кладбище.
Алексей
Баташев, авторитетный современный историк джазового искусства, в 90-е годы
писал:
«Спросите
любого нашего джазмена старшего поколения — а среди них немало знаменитых —
почти каждый скажет: его увлечение джазом началось с Варламова».
Комментариев нет:
Отправить комментарий