воскресенье, 20 августа 2023 г.

Репрессированная музыка. Композитор Александр Владимирович Варламов (1904 – 1990 гг.).

Советский джаз

Один из основоположников русского джаза, композитор, аранжировщик, дирижёр, руководитель одного из лучших советских джаз-оркестров, автор более 400 музыкальных произведений, сыгравший важную роль в популяризации и освоении стиля свинг в СССР в 30-х и 40-х годах прошлого столетия Александр Владимирович Варламов родился 19 июня 1904 года.

Александр Варламов – правнук создателя известных русских классических романсов А.Е. Варламова, двоюродный внук знаменитого актера К.А. Варламова, сын оперной певицы родился в семье коллежского, затем статского советника, члена Симбирского окружного суда. Будущий композитор вырос в доме, где все пели, музицировали, участвовали в домашних спектаклях. До сентября 1918 года жил в Симбирске, учился во второй мужской гимназии. В 1921 году были опубликованы его первые музыкальные произведения — пьеса «Грусть» и вальс «Вечерок».

В 1922 году Варламов поступил в ГИТИС (в одну мастерскую с Эрастом Павловичем Гариным и Николаем Павловичем Охлопковым). Однако вскоре он уходит оттуда и поступает в Училище имени Гнесиных в класс Рейнгольда Морицевича Глиэра и Дмитрия Романовича Рогаль-Левицкого (сокурсник по классу композиции — Арам Хачатурян).

Блюз. Оригинал - «Blue Moоn». Музыка Ричард Роджерс, стихи Николай Коваль, аранжировка, вокал Александр Варламов. Джаз-оркестр п/у А.В. Варламова. Год записи 1938.

В 1933 году Варламов организовал танго-оркестр, а в 1934 году джаз-оркестр при Центральном Доме Красной Армии, который сперва выступал с солисткой – негритянской вокалисткой Целестиной Коул.

Джаз Оркестр Александра Варламова – «Счастьем Жизнь Полна».

Позже под руководством Варламова выделился инструментальный ансамбль «Семерка» (П. Борискин, В. Быков — труба, Н. Шмелев — тромбон, А. Васильев — тенор-саксофон, А. Рязанов или М. Петренко — фортепиано, С. Чанышев — контрабас, О. Хведкевич — ударные) — первый в России состав джазовых импровизаторов, ансамбль солистов. Александр Владимирович всегда подчеркивал, что для него очень важен был «поворот от примитивной мелодики к настоящему свинговому стилю». Он одним из первых в Советском Союзе стал уделять повышенное внимание оркестровке и культуре исполнения. Открывал таланты, привлекал к работе наиболее ищущих музыкантов своего времени: Александра Васильева, Николая Шмелева, Александра Ривчуна (саксофон), Виктора Быкова, Михаила Ветрова, Петра Борискина (труба), Михаила Петренко (фортепиано), Олега Хведкевича, Лаци Олаха (ударные); Семена Чанышева (контрабас), Теодора Ходорковского, А. Арского (аранжировка и инструментовка).

Эстрадный оркестр п/у А. Варламова – «Весёлый час / Игра на пальцах» (1939).

Варламов обладал небольшим тенором, часто выступал как вокалист. Его голос звучит в популярнейшей песенке «На карнавале» Харри Уоррена (англ. (Harry Warren) (в оригинале «She Is a Latin from Manhattan»), в балладе «Луна» Ричарда Роджерса (в оригинале «Blue Moon») и слоу-фоксе «Счастьем жизнь полна» Джина Шварца (англ. Jean Schwartz) (в оригинале «Trouble In Paradise»). В 30-е годы прошлого века стал одним из лучших джазовых аранжировщиков. Его композиции для малого и большого составов джаз-оркестра характеризуются гармоничным звучанием и изысканностью, ритмической упругостью. В 1937-1939 годах Александр Варламов был главным дирижером джаз-оркестра Всесоюзного радио. Записал на радио и на пластинки много танцевальной музыки собственного сочинения и иностранной, но в своей аранжировке («Весенний вальс», танго «Радуга», фокстроты «Помнишь», «Молли и Тэд» и др.), популярные джазовые песни (авторские «Пой мне», «Счастьем жизнь полна», «Уходит вечер», обработки зарубежных мелодий — «Луна», «На карнавале», «Дикси Ли», «Свит Су» и др.). Первым стал переводить на русский язык американские тексты к популярным джазовым темам.

Эстрадный оркестр п/у А. Варламова – «Sweet Sue» (Young), «Вальс» (Варламов, Коваль).

Александру Варламову принадлежит аранжировка итальянской баркаролы, которую исполняла Аделина Патти. В 1920-х годах квартет театра-кабаре «Летучая мышь» Никиты Балиева и оркестра театра «Водевиль» записали на студии «Columbia Graphophone Company» пластинку с композицией «The Russian Barcarole».

Начиная с 1930-х годов, Александр Варламов писал музыку для игрового и анимационного кино. Его музыка звучит в фильмах «Степан Разин», «Парень из тайги», «Доктор Айболит», «Одна строка», в мультфильмах «Квартет», «Кентервильское привидение», «Лиса и бобёр», «Первая скрипка», «Дикие лебеди», «Кот в сапогах», «Тараканище», «Ровно в три пятнадцать», «Шайбу! Шайбу!», «Приключения красных галстуков», «Капризная принцесса», «Чудесница» и др.

В 1940-1941 годах возглавлял Государственный джаз-оркестр СССР. Создал любительский джаз-ансамбль студентов МВТУ, работавший в кафе «Националь». В 1941-1942 годах был музыкальным руководителем Всесоюзной студии эстрадного искусства, а также дирижером «Мелоди-оркестра», в котором стремился соединить пульс джаза со звучанием камерного струнного ансамбля. Выезжал с ним на фронт, выступал в Архангельске перед зарубежными моряками.

Будучи одним из немногих тогда советских композиторов, аранжировщиков и дирижёров, осваивавших свинговую манеру игры и письма, в числе первых в стране стал исполнять музыку в стиле свинг, дав интересные образцы нового стиля. Среди них выделяются записи американских пьес «Игра на пальцах» Ричарда Роджерса, «Я всегда с вами» (в оригинале «Is It True What They Say About Dixie?») Джеральда Маркса (на варламовском треке ошибочно указан Хендерсон), «Счастливая дорога» (в оригинале «I’m Living in a Great Big Way») Джимми МакХью, джазовая версия «Лирической песенки» Юрия Милютина «Все стало вокруг голубым и зелёным» из к/ф «Сердца четырёх» с вокалом Веры Красовицкой.

Эстрадный оркестр п/у А. Варламова – «Галоп» / Лирическая песня из ф-ма "Сердца четырёх" (1941).

В январе 1943 г. Варламов был арестован по навету и решением Особого совещания был приговорен к восьми годам лишения свободы, срок отбывал в Ивдельлаге на Северном Урале, где до 1948 г. руководил агитбригадой и джаз-оркестром. После освобождения в 1951 г. жил в Казахстане. Работал преподавателем музыки в Караганде.

Джаз Оркестр Александра Варламова – Variety Melodies (FULL EP, jazz / easy listening, Russia, USSR, 1961).

После реабилитации в 1956 году вернулся в Москву, писал музыку для эстрадных оркестров, кинофильмов и телевизионных постановок, осуществил ряд записей собственных композиций с симфоджазовым составом. В 1960—1970-е годы Варламов сочинил ряд композиций для биг-бэнда, в том числе 5 пьес для трубы, 4 пьесы для кларнета, более 350 композиций для джаз-оркестра, среди них – «В дальний путь», «Золотая осень», «Сегодня на море тихо», «Все проходит», «Вечерний пейзаж», «Улетают птицы», «Маленький город». В 1986 году он написал «Концерт для трубы с оркестром» и посвятил его городу Ульяновску.

«В старых ритмах» - Инструментальный ансамбль "Мелодия" п/у Г. Гараняна, запись 1973 г.

За большой вклад в развитие отечественного музыкального искусства Александру Владимировичу Варламову в 1979 году было присвоено звание Заслуженного деятеля искусств России.

В 1990-м году 3-х тысячным тиражом вышла в свет пластинка «Всё как было» – заключительный аккорд в творчестве Александра Владимировича Варламова. Эта запись была сделана оркестром Государственного телевидения и радиовещания СССР и вошла в «золотой» фонд отечественной популярной музыки.

Александр Владимирович Варламов умер 20 августа 1990 года на 86-м году жизни в Москве и похоронен на Домодедовском кладбище.

Алексей Баташев, авторитетный современный историк джазового искусства, в 90-е годы писал:

«Спросите любого нашего джазмена старшего поколения — а среди них немало знаменитых — почти каждый скажет: его увлечение джазом началось с Варламова».

Комментариев нет:

Отправить комментарий