25
августа 1913 года в городе Спокэйне (штат Вашингтон) родился Джордж Роберт/ Боб
Кросби (George Robert "Bob" Crosby) – один из известнейших певцов и
бэнд-лидеров Эпохи свинга.
В семье
Кросби Боб был младшим из семерых детей. Самым известным из них стал его брат
Бинг – тоже певец, и тоже бэнд-лидер. Как и Бинг, Боб начал свою историю с
вполне себе традиционного обучения в колледже и так же, как и брат, бросил
образование ради того, чтобы петь и зарабатывать этим на жизнь. Боб, конечно,
не в один момент превратился из студента в востребованного «крунера»: сначала
он перебивался мелкими ангажементами и вообще самой разной работой – чуть ли не
огурцы собирал, пока его не взял к себе постоянным вокалистом бэнд-лидер Энсон
Уикс (Anson Weeks). В его оркестре Боб оставался в течение двух лет, с 1932 по
1934 годы. Это были самые что ни на есть тяжелые времена Великой Депрессии, и
получить постоянный заработок было огромной удачей. Кроме этого, за это время
Боб набрался самого разнообразного профессионального вокального опыта и затем
на полгода перешёл в оркестр братьев Дорси. А уже в 1935 году Боба поджидал ещё
более невероятный счастливый случай – из тех, что решают судьбы и зажигают
звёзды.
Целая
группа музыкантов, работавших в популярном биг-бэнде барабанщика Бена Поллака,
неожиданно решила уйти в «самостоятельное плавание». Инспирировавший этот
«исход» саксофонист Гил Родин убедил коллег попробовать создать оркестр, в
котором не было бы единоличного лидера, а права и обязанности руководства
распределялись между всеми членами группы. Успешным примером такой музыкальной
«кооперации» в те годы был ансамбль “The Casa Loma Orchestra”, который с начала
тридцатых завоёвывал всё большую популярность. Музыканты, ушедшие от Поллака,
были не менее талантливы, и всё, чего им не хватало, это, как сейчас говорят,
«лица бренда» – например, известного вокалиста, который помог бы привлечь к ним
интерес слушателей. (Именно эту роль, судя по некоторым источникам, исходно
прочили тромбонисту и певцу Джеку Тигардену, однако он был связан жесткими
условиями контракта с Полом Уайтменом). И тот самый агент "Cork"
O'Keefe, который в своё время помогал организовывать “The Casa Loma”, и навёл
новый амбициозный коллектив на идею взять младшего Кросби.
К тому
времени Боб с лёгкостью демонстрировал ставший необыкновенно популярным
«крунёрский» стиль исполнения, которого так жаждала публика – в свои лучшие
моменты он пел почти так же хорошо, как и его брат, который уже был настоящей
звездой. (В том числе благодаря феерическим продажам бинговских пластинок тогда
только недавно созданный лейбл “Decca Records” превратился в одну из ключевых
компаний в индустрии музыкального бизнеса). При этом Боб был тоже хорош собой,
обаятелен – в общем, ничто не могло помешать публике полюбить его. Более того,
будучи довольно скромным по натуре, Боб, игравший роль лишь формального лидера
оркестра, чаще всего отводил ключевые места на сцене своим солистам – трубачу
Янку Лоусону (Yank Lawson), кларнетисту Мэтти Мэтлоку (Matty Matlock),
саксофонисту Эдди Миллеру, а также превосходному барабанщику Рэю Баудуку (Ray
Bauduc).
По
сравнению с этими прекрасными музыкантами сам Боб Кросби, по сути, был певцом
уровня «окей» – ничего особенного. Он оказался в странном положении чуть ли не
наименее значимого из всех участников собственного коллектива. Вообще говоря,
он не умел играть ни на одном инструменте и даже не знал ни одной ноты, однако
всё это не помешало ему сделать блестящую карьеру.
Боб
отлично держал аудиторию с разными вкусами, и в результате «Оркестр Боба
Кросби» успешно выступал сразу на три разных музыкальных фронта: имидж и пение
Боба привлекали любителей популярных песен, в то время как аранжировки Боба
Хаггарта (а впоследствии и Мэтлока) вписывали репертуар коллектива в самый
современный джазовый контекст второй половины 30-х; наконец, оркестр также
сохранял некоторые атрибуты исполнительского стиля, характерного для 20-х –
любовь музыкантов к диксиленду повсеместно чувствовалась в их выступлениях (что
неудивительно, принимая во внимание, что многие из состава были родом из Нового
Орлеана). Со временем из костяка большого оркестра образовался диксилендовый
октет – его стали называть “The Bobcаts” или “Bob Cats” («Коты, или кошаки,
Боба»), и он стал ещё более популярным.
1935-1942
годы стали золотым временем для коллектива Боба Кросби. С ним выступали такие
солисты, как трубач Билли Баттерфилд (Billy Butterfield), пианисты Джо Салливан
(Joe Sullivan), Боб Зурк (Bob Zurke), Джесс Стейси (Jess Stacy), корнетист Маггзи
Спэниэр (Muggsy Spanier). Во времена, когда свинг был самой популярной музыкой,
выступления музыкантов Кросби во многом cпособствовали возрождению интереса к
новоорлеанскому джазу, которое вскоре переросло в глобальное «ривайвал»
движение. Такие классические записи, как "South Rampart Street
Parade" и "What's New", написанные контрабасистом Хаггартом, и
множество отвязных диксилендных «стомпов» особенно нравились публике.
Второй
секрет неубывающей популярности оркестра заключался в их регулярных выступлениях
на радио. В конце зимы 1938 года Кросби получил ангажемент в чикагском
ресторане “Blackhawk”, который включал 11 радиотрансляций национального
масштаба и во всем блеске талантов представил бэнд самой широкой американской
публике. Фанаты их диксилендового стиля наперебой звонили и заказывали свои
любимые композиции. Последовавшие затем выступления коллектива для шоу “Camel
Caravan” закрепили успех всего этого яркого десятилетия. Суперхитами “Bob-Cats”
стали "Day In, Day Out", "You Must Have Been a Beautiful Baby
", "Dolores" и "New San Antonio Rose", а также
композиция с замечательным трио бас-гитары и двух ударных установок, “Big Noise
From Winnetka”. А популярности самого Боба уже не мог повредить и тот факт, что
с его ансамблем стали выступать самые блестящие вокалистки – Дорис Дэй, Kay
Starr и другие.
Кросби со
своим оркестром также неоднократно снимался в кино. Хотя, конечно, ему было
далеко до постоянно мелькавшего на экранах Бинга, Боб всё же появился в
“Reveille with Beverly” (1944) и получил возможность проявить себя как актер в
“Sis Hopkins” (1942). Его музыканты также играют на саундтреке к “Holiday Inn”
– одному из самых популярных мюзиклов студии “Paramount” начала 40-х, в котором
впервые прозвучала ставшая супершлягером песня "White Christmas".
Оркестр
Боба Кросби распался в сентябре 1942 года. С 1944 по 1945 годы Боб служил в
военно-морских силах США, а после войны вёл очень успешное радиошоу “The Bob
Crosby Show” на NBS и CBS, которое просуществовало до 1957 года. В последующие
десятилетия музыкант занимался самой разной творческой деятельностью, регулярно
пересобирал различные версии состава “Bobcats” для всевозможных концертов и
записей, изредка в таких случаях пел, но по большей части предоставлял вести
выступления своим сайдменам.
Боб
Кросби умер в 1993 году, но даже годы спустя антологии и сборники выступлений
его оркестра продолжают с успехом переиздаваться, а не так давно, в 2008 году,
несколько композиций Кросби были использованы в оформлении популярных
компьютерных игр.
Как признавал сам Боб Кросби, в течение всей жизни он чувствовал «давление» славы Бинга. Их постоянно сравнивали, Боба путали с более популярным старшим братом, и все это не могло не раздражать. Поэтому Боб, по его собственным словам, всегда старался «держаться как можно дальше от Бинга» и всего, что тот делал – не потому, конечно, что не любил брата, а потому что хотел быть обязанным своей славой только собственному таланту. В результате он даже как-то сказал, что был по-своему благодарен судьбе за тот постоянный вызов, который чувствовал в популярности брата, поскольку это побуждало его больше работать и становиться лучше самому. И Боб Кросби с гордостью заключал, что, конечно, многие могут сказать, что у Бинга голос лучше, чем у него, но никто никогда не скажет, что кто-то хоть в чем-то превосходит звучание его оркестра.
Ольга
Дюдина
Комментариев нет:
Отправить комментарий