Свинг
«Я понял, что самое ценное, что у меня есть, – время. И у меня слишком много незаконченной работы, чтобы я тратил даже минуту на разговоры о себе».
Бенни
Картер
Дорогие друзья! Американский джазовый саксофонист, кларнетист, трубач, композитор, аранжировщик и дирижер «Король» Бенни Картер был пионером игры на альт-саксофоне. С самого начала своей карьеры в 1920-х годах он работал аранжировщиком, в том числе писал хиты для биг-бэнда Флетчера Хендерсона, который сформировал стиль свинга. У него была необычайно долгая карьера, которая продолжалась до 1990-х годов. В течение 1980-х и 1990-х годов Картер был номинирован на восемь премий «Грэмми», в том числе получил награду за жизненные достижения.
Бенни
Картер (Bennett Lester Carter) родился 8 августа 1907 года. Он вырос в
музыкальном окружении. Его мама занималась с ним игрой на фортепиано, а также
Бенни часто слышал игру на трубе своего соседа Баббера Майли, который играл у
Дюка Эллингтона. Бенни во многом был самоучкой: овладев несколькими
инструментами, он стал настоящим мультиинструменталистом – играл на трубе,
саксофоне, кларнете; кроме того, он писал аранжировки и был достойнейшим
бэнд-лидером.
С 15 лет
Бенни играл в различных клубах Гарлема – чаще всего на трубе. С 17 лет он уже
выступал как сайдмен в лучших нью-йоркских джаз-оркестерах, работая с
виднейшими музыкантами джазовой сцены. Круг общения во многом определяет и
уровень мышления – так что неудивительно, что вскоре Бенни и сам стал одной из
главных фигур джаза и оставался в этом почётном статусе с 1930-х и до самых
1990-х годов.
Первые
грамзаписи, сделанные Бенни Картером, датируются 1928 годом. Тогда он работал в
ансамбле Чарли Джонсона, а также практиковался в написании аранжировок для
нескольких оркестров, что помогло ему создать собственный состав своими же
"интеллектуальными ресурсами" годом позже. В тот период он
"обогатил" историю джаза такими композициями, как "Blue
Lou", "Keep a Song in Your Soul", "Lonesome Nights".
Публике Бенни был больше известен как саксофонист высшего класса, однако
периодически он снова возвращался к трубе, стремясь раскрыть новые
выразительные особенности этого инструмента в своих композициях – например, в
"Tell All Your Day Dreams to Me", записанной для "Chocolate
Dandies".
А ещё
чуть позже, в 1933 году, Бенни познакомился с британским журналистом Спайком
Хьюгсом, прилетевшим в Нью-Йорк делать репортаж об американских тёмнокожих
музыкантах. Их сотрудничество породило записи замечательных композиций –
"Sweet Sue Just You", "Someone Stole Gabriel's Horn",
"Nocturne", "Pastorale", "Bugle Call Rag",
"Fanfare", "Sweet Sorrow Blues", "Arabesque",
"Music at Midnight", "Air in D Flat", "Donegal Cradle
Song", "Music at Sunrise", "How Come You Do Me Like You
Do" и "Firebird". Но альбом с ними вышел в свет только в
Великобритании. Видимо, это и подтолкнуло Бенни в 1935 году уехать жить в
Англию, где он играл на трубе в оркестре Вилли Льюиса и писал аранжировки для
оркестра Британской корпорации телерадиовещания. В 1937 году Бенни встретился с
легендой "цыганского джаза", гитаристом Джанго Рейнхардтом, и они
вместе записали "Honeysuckle Rose".
В 1939
году Бенни Картер вернулся в Нью-Йорк. Собрав свой оркестр, он выступал на известной
гарлемской площадке "Savoy Ballroom". В то время к нему уже часто
обращались за аранжировками лучшие джазмены Америки. Картеру принадлежат
аранжировки таких композиций, как "Lonesome Nights”, "When Lights Are
Low”, “Blues in My Heart", но его главным хитом тех лет стала песня
“Cow-Cow Boogie” в исполнении Эллы Мэй Морс.
В 1943
году Бенни переехал в Лос-Анджелес, начав активно работать в студиях
звукозаписи. Он в том числе писал и саундтреки для многих голливудских
кинокартин и телепередач. Одна из замечательных работ тех лет – "Stormy
Weather". Картер продолжал сотрудничать со многими передовыми
исполнителями, среди которых нельзя не отметить Майлса Дэвиса, который в то
время попросился к Бенни в оркестр, а впоследствии называл его своим близким
другом и наставником.
Вообще Картер был первым тёмнокожим композитором, который стал в 1940-е годы писать музыку к фильмам – во время узаконенной расовой дискриминации в Америке этот факт сыграл немаловажную роль. Бенни послужил примером последующим композиторам, так, например, он вдохновил Куинси Джонса, который тоже стал писать музыку к кинофильмам. В 1960 году Бенни совершил тур по Австралии, в 1962 – написал аранжировку "Mink Jazz" для Пегги Ли и тогда же сочинил сингл "I'm A Woman".
С 1969
года Бенни совмещал концертную и композиторскую деятельность с преподаванием. А
на это его подтолкнуло приглашение профессора социологии из Принстонского
Университета Морро Бергера, написавшего диссертацию на тему джаза. Он пригласил
Бенни провести уикэнд в университете, поучаствовать в занятиях и семинарах и
дать концерт. В течение следующих 9 лет Бенни посетил университет ещё 5 раз, а
в 1973 году провёл там целый семестр. В результате Бенни Картер был награждён
почётной степенью магистра гуманитарных наук, а Морро Бергер написал о нём
книгу "Бенни Картер – жизнь в американской музыке" (1982). В 1987
году Бенни был приглашён и в Гарвардский университет и некоторое время
преподавал и там.
В 1989
году в Нью-Йорке в "Линкольн-Центре" отмечался 82-й день рождения
Бенни Картера, на котором сам музыкант представил свой очередной альбом
"Further Definitions", исполнив его с первоначальным составом своего
бэнда. А годом позже Бенни в этом же центре провёл творческий вечер памяти Эллы
Фицджеральд, пригласив по такому случаю лучших джазменов Америки.
Бенни
также занимался просветительско-благотворительной деятельностью в Национальном
Благотворительном центре Искусств (National Endowment for the Arts),
музыкальным консультантом которого он являлся. В 1990 году Бенни был назван
"Джазменом года" по опросам журналов "Down Beat" и
"Jazz Times International Critics". Бенни – обладатель награды
"Золотое Отличие" Американской Ассоциации аранжировщиков. Бенни
присвоено звание почётного доктора наук четырёх учебных заведений – Принстона,
Рутгерса, Гарварда и Новой Английской консерватории. И конечно же, Бенни –
лауреат престижной премии "Грэмми". Президент США Билл Клинтон,
который к тому же ещё и талантливый саксофонист, вручил Бенни Национальную
Премию Искусств.
Примечательно,
что Бенни начал записываться ещё до того, как звукозапись стали производить
электронным способом – на граммофон. Продолжительность карьеры этого музыканта
составила более 80 лет! Бенни Картер всегда вёл активую творческую жизнь – даже
после официального прекращения профессиональной карьеры в 1997 году.
12 июля
2003 года в госпитале Лос-Анджелеса легендарный джазовый музыкант ушёл из
жизни. Бенни Картер, чья музыкальная карьера продолжалась восемь десятилетий,
едва не дожил до 96 лет. До последней минуты он сохранял ясность рассудка.
С
уваЖЕНИем, Гимер.
Benny
Carter – Classics 1946–1948 (1999)
1 Melodrama in a V-Disc Record Room (Jump
Call) (Brenner) 3:30
2 I Can't Get Started (Duke, Gershwin) 2:54
3 He's Funny That Way (Moret, Whiting) 2:43
4 Moonglow (DeLange, Hudson, Mills) 2:51
5 Give Me Something to Remember You By
(Dietz, Schwartz) 2:48
6 Oh, Lady Be Good (Gershwin, Gershwin)
2:38
7 Deep Purple (DeRose, Parish) 3:11
8 Back Bay Boogie (Carter) 5:17
9 Prelude to a Kiss (Ellington, Gordon,
Mills) 3:05
10 Rebop Boogie (Carter) 3:00
11 Twelve O'Clock Jump (Carter) 2:54
12 Your Conscience Tells You So (Carter,
Raye) 2:37
13 Mexican Hat Dance (Traditional) 2:53
14 Sweet Georgia Brown (Bernie, Casey,
Pinkard) 2:36
15 Out of My Way (Catlett, Grimes) 3:01
16 What'll It Be (Webster) 3:16
17 Cadillac Slim (Webster) 3:03
18 Baby You're Mine for Keeps (Atwood,
Herscher) 2:40
19 You'll Never Break My Heart Again
(Atwood, Herscher) 2:53
20 Chilpanicingo (Atwood, Herscher) 2:54
21 An Old Love Story (Atwood, Herscher)
2:59
22 Reina (My Lovely Queen) (Atwood,
Herscher) 2:58
23 Let Us Drink a Toast Together (Atwood,
Herscher) 2:42
24 June Comes Around Every Year (Arlen,
Mercer) 3:07
25 Forever Blue (Carter) 3:08
Benny Carter - Clarinet, Sax (Alto),
Trumpet
Dallas Bartley - Bass
Emmett Berry - Trumpet
Percy Brice - Drums
Willard Brown - Sax (Alto), Sax (Baritone)
James Cannady - Guitar
Big Sid Catlett - Drums, Vocals
Harold Clark - Sax (Tenor)
Buck Clayton - Trumpet
Paul Cohen - Trumpet
Henry Coker - Trombone
Miles Davis - Trumpet
Robert Decker - Vocals
Charles Drayton - Bass
Lu Elliott - Vocals
The Enchanters - Vocals
Jewell L. Grant - Sax (Alto)
Louis Gray - Trumpet
Al Grey -
Trombone
Charley Johnson - Trombone
Wallace Jones - Trumpet
Porter Kilbert - Sax (Alto)
Irving Lewis - Trumpet
Jack Marshall - Guitar
Herman Mitchell - Guitar
Alton Moore - Trombone
John Morris - Trombone
Thomas Moultrie - Bass
Hubert "Bumps" Myers - Sax
(Tenor)
Ira Pettiford - Trumpet
Max Roach - Drums
Clarence "Candy" Ross - Trombone
John Simmons - Bass
Kay Starr - Vocals
Larry Stewart - Vocals
John Taylor - Sax (Baritone)
Louis Taylor - Trombone
Henry Tucker - Drums
George Washington - Trombone
Rufus Webster - Piano
Sonny White - Bass, Drums, Guitar, Piano
Walter Williams - Trumpet
Gerald Wilson - Trumpet
Benny
Carter, like Coleman Hawkins, spent the '40s rubbing shoulders with bebop's
young Turks, while mostly maintaining the style he forged during the early jazz
and swing years. Possibly, like Hawkins again, Carter's '30s stay in Europe
opened him up to the progressive nature of jazz and the necessity of always
taking advantage of the music's complexities and malleability. And while Carter
didn't ape Charlie Parker's alto flights or become a fixture at Minton's
Playhouse, he did head up some fine big bands that featured the likes of Miles
Davis, Dexter Gordon, J.J. Johnson, Max Roach, and Howard McGhee, to name a few
bebop figures. This Classics discs takes in some of Carter's adventurous big
band sides from 1946-1948, including a California outfit with Davis and Gerald
Wilson. On the more traditional end, Carter is also heard with swing
contemporaries like Buck Clayton and Ben Webster. A fine document of the
fertile transition from swing to bebop.
---Stephen Cook, Rovi
download: yandex
Комментариев нет:
Отправить комментарий