Вокально-инструментальные ансамбли СССР.
История
этого ансамбля делится на два периода: любительский и профессиональный.
Любительский период начался в далеком 1965 году, когда первокурсники Казанского
Государственного Университета Володя Петрошень, Слава Десятков, Слава Гусев и
их бывший одноклассник Рашид Сабитов организовали квартет. Репетиции проходили
дома у Сабитова. Вскоре к ним присоединился Вадим Усманов и молодая команда
взяла себе имя "Аргонавты". Поначалу ансамбль был только
инструментальным, но вскоре музыкантам стало тесно в этом жанре, и осенью 1966
года поменяв название на "Орфей", музыканты всерьез занялись вокалом.
Первым запел Десятков. Появились песни собственного сочинения: В.Усманова,
В.Петрошеня, В Десяткова. Это позволило ансамблю сделать новую программу, состоящую
почти полностью из своих песен.
Концерты "Орфея" собирали полные залы, благодаря поддержке руководства КГУ коллектив совершил гастрольные поездки в Москву, Ленинград, Болгарию, Грузию.
Как и у
многих самодеятельных ансамблей того времени, у "Орфея" поначалу были
большие трудности с инструментами. Звукооператор ансамбля Владимир Степанов сам
делал усилители, а музыканты - колонки. Знаменитую бас-колонку Десяткова с
трудом могли поднять 4 человека. Первой настоящей реликвией стала бас-гитара,
купленная в складчину на левы после болгарского тура.
В 1968
году произошли первые кадровые перемены. Ушел гитарист Рашид Сабитов, его
заменил Михаил Лепешинский. У ансамбля продолжается насыщенная творческая
жизнь, но университетские рамки уже становятся тесными. Но
"раскрутки" не произошло. Не было менеджера, не было профессиональной
аппаратуры, не было связей на звукозаписи и тиражировании. В результате в
ансамбле созрел кризис, и в 1969 году Вадим Усманов, один из основателей
"Орфея", ушел в Татарскую Госфилармонию, где вместе с Сабитовым
организовал первую казанскую профессиональную бит-группу "Идель".
"Орфей" снова превратился в квартет: В.Десятков, В.Петрошень,
В.Гусев, М.Лепешинский, и, немного проработав в таком составе ансамбль
распался, чтобы через 5 лет собраться уже на профессиональной сцене.
В 1975
году Вадима Усманова пригласил на разговор директор Татгосфилармонии Марат
Тазетдинов (поэт, автор-исполнитель своих песен). Он предложил Усманову создать
при филармонии вокально-инструментальный ансамбль, на что Вадим сразу же
согласился. Однако, в филармонии уже работал один ансамбль - под управлением
Владимира Березина. В результате два коллектива сошлись в "очной
ставке" на серии концертов во Дворце спорта, после чего Усманов получил уже
официальной предложение от Тазетдинова о создании ВИА. Так в Казани появился
первый профессиональный вокально-инструментальный ансамбль. И поскольку Вадима
знали, как лидера университетского "Орфея", то и было решено дать это
название коллективу.
Усманов
приступил к подбору кадров. В ансамбль пришли Гуля Ахметшина (вокал), Сергей
Рычков (бас-гитара), а также весь состав народного артиста России Ильхама
Шакирова, у которого некоторое время работал Усманов ранее.
После нескольких репетиций состоялась презентация коллектива - концерт в ДК строителей. "Орфей" выступал в расширенном - экспериментальном составе. К этому времени у ансамбля уже был итальянский орган "Ферфиза", купленный Владимиром Абышевым (он на нем и играл) у сопровождающего состава югославской певицы Радмилы Караклич. Из-за недостаточного количества репетиций концерт получился "сырым", и после серьезного разговора с Тазетдиновым было решено оставить костяк из 6 человек, к которым присоединился ведущий Игорь Салахутдинов, певец Вадим Гаврилов (из группы "Волжане"), танцевальная пара Эдьба и Виктор Шарафутдиновы, а также администратор Борис Славутин. Новый менеджер сразу же повез никому не известный ВИА с сольными концертам в Баку, Москву, Сочи, по городам Поволжья.
В 1976
году в Сочи состоялось историческое знакомство между "Орфеем" и двумя
уже известными к тому времени людьми - Юрием Маликовым и Вячеславом Добрыниным,
которые собирались лишь послушать начало концерта, но остались до самого конца,
пообещав прийти на выступление "Орфея" в Москве. На московский
концерт они привели своих друзей-музыкантов. Выступление прошло успешно,
Маликов и Добрынин сообщили Усманову о предстоящем осенью всероссийском
конкурсе. Через директора филармонии "Орфей" подал заявку на участие
и начал усиленно готовиться. Перед конкурсом Усманов решил усилить вокальную
группу ансамбля и пригласил из ансамбля "Звуки времени" солистов
Гульнару Тимербулатову, Валерия Кончурина и Олега Федорова. В это же время в
"Орфее" появился новый ударник - Владислав Щербаков. Затем был месяц
интенсивных репетиций, после чего - сдача программы в зале ТЮЗа. На конкурс
были отобраны 10 песен, среди которых три песни Усманова - "Где ты,
лето", "Первый", "Если ты любишь", песня Тазетдинова
"Живут на свете сказки", "Колыбельная" Алмаза Монасыпова,
"Скажите, лебеди" Никиты Богословского.
Выступление
ансамбля на первом туре в Сочи было встречено овациями, но был нарушен
регламент - на сцене было больше 10 человек, о чем сообщил Усманову председатель
жюри композитор Александр Флярковский. Однако, за "Орфей" заступился
Иосиф Кобзон, потребовав дать ребятам еще один шанс. "Орфей" успешно
прошел второй и третий туры и занял второе место после московских
"Коробейников", хотя в кулуарах поговаривали, что ансамбль получит
первую премию. После конкурса снова сменился барабанщик - пришел Рустем
Галлеев. Через некоторое время вернулись обратно в "Звуки времени" Кончурин
и Федоров. Во время совместных гастролей с оркестром "Современник"
Анатолий Кролл пригласил весь состав ансамбля к себе в программу. Мнения
музыкантов разделились. Назревал кризис. "Орфей" покинул
администратор Борис Славутин, в стране наступил "серый период" -
ансамблям был дан запрет на исполнение более трех своих песен в концертных
программах. В результате Усманов уехал работать в Сочи, а у руля ансамбля встал
новый лидер - Рафаэль Мазитов. В ансамбль пришли новые люди: Евгений Егоров
(клавиши, скрипка, аранжировка), Александр Лаврентьев (гитара). В 1978 году на
фирме "Мелодия" был выпущен диск-гигант.
Следующим
(и последним) этапом в творчестве "Орфея" стала работа
аккомпанирующей группой Рената Ибрагимова. Затем смена филармонии на
Барнаульскую, несколько смен названий ("20-й век",
"Манжерок"). В 1982 году Марат Тазетдинов предпринял попытку
возрождения коллектива, пригласив музыкантов из "Звуков времени",
которые ранее были связаны с "Орфеем": Валерия Кончурина, Вячеслава
Лопатина, Александра Обухова, Гульнару Тимербулатову, Леонида Финкера, Рафаэля
Гайнетдинова. Начались репетиции, которые ничем не закончились. Позже Кончурин
собрал еще один - молодежный состав, но и это не принесло результата. За свою
не столь долгую профессиональную жизнь "Орфей" оставил немало
прекрасных песен в лучших традициях ВИА-жанра: "Зорька алая" (А.
Морозов), "Где ты, лето" (В. Усманов), "Я люблю этот мир"
(В. Мигуля), "Твой поезд ушел" (Р. Майоров), "Расставание"
(Б. Ривчун), "Любит, не любит" (А. Флярковский).
Комментариев нет:
Отправить комментарий