Советская певица (контральто), одна из ведущих представительниц жанра русского цыганского романса на русской и советской эстрадной сцене, заслуженная артистка Грузинской ССР (1958) Тамара Семёновна Церетели родилась в грузинском селе Свери 1(14) августа 1900 года в семье князя Симона Церетели и его жены Фатман Схиртладзе. Пела с детства - в семейных концертах, в церковном хоре и в хоре Кутаисской гимназии святой Нины. В 1917 году поступила на медицинский факультет Тифлисского университета, но посещать лекции ей пришлось недолго. Великолепное низкое грудное контральто студентки-первокурсницы скоро было замечено специалистами и по их совету Тамара перешла в Тифлисскую консерваторию, где до 1923 года училась на оперную певицу.
Уже с
1920 года Тамара Церетели выступала на эстраде с исполнением цыганских романсов,
что требовала от молодой певицы недюжинной смелости: в то время на грузинской эстраде
работали в основном приезжие артисты, а не грузинские женщины. Артистическая
карьера Тамары Семёновны началась с того, что в Тбилиси приехали известные
актеры бывшего Александринского театра Е.Т. Жихарева и Н.Н. Ходотов. Играли
пьесу «Нищие духом». Для спектакля потребовалась исполнительница цыганского
романса «Гори, гори, моя звезда!». Режиссер спектакля И.Н. Перестиани нашел для
этого никому не известную студентку Тбилисской консерватории Тамару Церетели. И
при этом предупредил: «Ты, Тамара, должна помнить, что это не сольный концерт,
а спектакль. Ты тут ни при чем. Исполнишь песню, не раскланивайся, а уходи!».
Когда
Тамара Церетели закончила романс, раздались такие аплодисменты, что невозможно
было продолжать спектакль. Ее много раз вызывали, но певица не появлялась.
Тогда главная героиня пьесы (ее играла Е.Т. Жихарева), чтобы выйти из
положения, сказала: «Нельзя ли вернуть цыганку?.. Может быть, она еще раз споет
эту песню?». Тамара с большим успехом повторила понравившийся публике романс.
Первый успех окрылил молодую певицу. Теперь она точно знала цель своей жизни —
только петь, только романсы.
К этому
времени из революционного, холодного и голодного Петрограда каким-то чудом в
Тифлис удалось приехать композитору Борису Прозоровскому. Прозоровский и Тамара
Церетели встретились — так произошло их знакомство, ставшее началом и
плодотворной деятельности, а позже — и семейной жизни.
Прозоровский
продолжал сочинять музыку, но теперь свои произведения он посвящал только
одному человеку — Тамаре Церетели, которая стала первой исполнительницей многих
его романсов. Именно ей композитор посвятил свой знаменитый романс "Вам
девятнадцать лет", сочиненный Борисом Прозоровским на стихи другой певицы
Елизаветы Белогорской На нотных сборниках 20 - 30-х годов после слов
"Музыка Б. Прозоровского" почти всегда стоит: "Посвящается Т.
Церетели". "Прощай, мой табор", "Мы только знакомы",
"Газовая косынка", "Вернись", "Кольца",
"Плачет рояль…" - позже в свой репертуар эти произведения с
удовольствием будут брать самые лучшие эстрадные певцы – Морфесси, Козин,
Юрьева, Лещенко, но впервые они прозвучали именно в исполнении Тамары Церетели.
По совету
Прозоровского Церетели в 1923 году переехала в Москву, где в ноябре того же
года состоялся её дебют на сцене Малого зала Московской консерватории (сольный
концерт под названием «Старинные цыганские романсы и таборные песни», аккомпанировал
Борис Прозоровский). Своим исполнением старинных русских и цыганских романсов
она покорила москвичей, назвавших ее второй Варей Паниной. Церетели стала
регулярно давать концерты на главных московских эстрадных площадках — в саду
«Эрмитаж», в мюзик-холлах, в Колонном зале Дома Союзов, ездила и с гастролями
по Советскому Союзу. Решилась и дальнейшая личная жизнь ее с Борисом Прозоровским.
По моде того времени они стали гражданской семьей.
Популярность
молодой певицы стремительно росла. На ее концерты в Колонном зале иной раз
просто невозможно попасть. Певица много гастролирует. Она отказалась от оперных
партий — ее стезей стала эстрада: русские и цыганские романсы, грузинские,
русские народные и новые советские песни: и революционные песни, и песни
гражданской войны. Но главным оставались романсы. Популярность романсов в ее
исполнении была огромной, ее репертуар очень быстро оказывался востребован и
другими певцами; романсы исполнялись всюду в начале 1920-х годов, мода на них
оказалось такой, что какие-то фразы из них перешли в словесные выражения
русского языка, например, «Вернись, я всё прощу» из одноименного романса или «Разошлись,
как в море корабли» из романса «Корабли». Кроме Б.А. Прозоровского, Тамара
Церетели плодотворно сотрудничала и с Борисом Фоминым, она - первая исполнительница
романса Фомина «Минуты жизни». Специально для Церетели Фоминым написаны романсы
«Полно, сокол» и «Счастье».
Про
Тамару Церетели говорят, что она спасла тогда практически запрещенный жанр
классического русского и цыганского романса. Советская власть романсы не
жаловала, а скоро вообще объявила их мещанским искусством. Но и этого оказалось
мало: романсы были признаны идеологическим врагом социалистического
государства, требовавшего не лирических излияний, а бравурных маршей и песен,
зовущих «строить и жить». Интеллигентная тонкая музыка Бориса Прозоровского
была названа вредной для советской страны. В 1925 году композитор был на три
года выслан из Москвы. С Прозоровским Церетели не уехала, а осталась «спасать»
жанр с новым аккомпаниатором З.Н. Китаевым. Это удалось ей благодаря умной и
осторожной репертуарной политике: Тамара Церетели наряду с романсами исполняла
сочинения советских композиторов, снискав благосклонность кремлевских
руководителей.
Возвращение
Прозоровского вернуло и его музу. Пару Прозоровский — Церетели опять встречали
с триумфом. Их приглашали выступать на самых престижных эстрадных площадках
страны — артистические закрытые клубы, Московская консерватория, Колонный зал,
разрешили даже зарубежные турне. Однажды во время концерта Церетели в
артистическом клубе, где зрителями были не менее выдающие артисты времени — Л.
Собинов, А. Нежданова, Н. Обухова, В. Барсова… — на сцену к ней вышел один из
зрителей, это был И.С. Козловский, он присоединился к ее исполнению, и они
вместе, дуэтом, без всякой подготовки исполнили романс «Утро туманное, утро
седое». Но
это были последние годы некоторой свободы, последние годы НЭПа. Уже в 1933 году
Борис Прозоровский был арестован и отправлен на Беломорско-Балтийский канал. Однако
и на этом дело не кончилось. Композитор всего пережил три ареста. Уже и так
репрессированный человек был в связи с новым указом признан «социально опасным
элементом <…>, способным к активным действиям». В ноябре 1937 года Прозоровский
был расстрелян.
Незадолго
до последнего ареста, словно предчувствуя близкий конец, Борис Алексеевич
написал один из последних своих романсов на стихи Маковского:
Прощаюсь
нынче с вами я, цыгане,
И к новой
жизни ухожу от вас.
Не
вспоминайте меня, цыгане!
Прощай,
мой табор, пою в последний раз!
Тамару
Церетели по какой-то причине не тронули. Всё это время она продолжала выступать
и записывать песни своего репертуара на радио и на пластинки. Правда,
произведения Бориса Прозоровского к исполнению были запрещены. Ей разрешали
петь советские песни, но она на концертах иногда исполняла и старые романсы.
Тамара Семеновна практически спасла и сохранила этот запрещенный в те годы жанр.
Сохранилось множество записей, сделанных ею совместно с аккомпаниатором
Зиновием Китаевым, ставшим и музыкальным обработчиком многих произведений в ее
исполнении.
В годы
Великой Отечественной войны Церетели выезжала с концертами на передовую, пела
по радио для фронтовиков, от которых получала множество благодарных писем и
телеграмм.
Уже на
склоне лет Тамаре Церетели было присвоено звание заслуженной артистки
Грузинской ССР. За свою артистическую жизнь певица провела более 5500
концертов, и в 1960 году оставила сцену, но продолжила обширную и плодотворную
музыкально-общественную деятельность.
Скончалась Тамара Семёновна 3 апреля 1968 года в Москве, урна с прахом перезахоронена в Дидубийском пантеоне города Тбилиси.
Комментариев нет:
Отправить комментарий