понедельник, 28 августа 2023 г.

Музыка кино. Ко дню рождения ВЛАДИМИРА ИВАШОВА.


Владимир Ивашов стал известен после первой же своей роли: еще на первых курсах ВГИКа он сыграл солдата Алешу Скворцова в драме «Баллада о солдате». Актера номинировали на премию Британской киноакадемии, а сама картина удостоилась специального приза жюри на Каннском кинофестивале. Ивашов снимался в фильмах Эдмонда Кеосаяна, Станислава Ростоцкого, Георгия Данелии и других советских режиссеров. В некоторых картинах актер не только играл, но и исполнял песни, среди которых «Русское поле», «Над окошком месяц» и «Без тебя».

Владимир Ивашов – «Над окошком месяц»

Владимир родился 28 августа 1939 года в рабочей семье. Его отец был простым рабочим на авиационном заводе, мать – швеей на фабрике. С малых лет Владимир умел шить, столярничать, готовить. Во дворе хотя и не был самым сильным, но никого не боялся и умел за себя постоять. С детства Ивашов мечтал стать актером. Он часто ходил в Театр кукол им. Сергея Образцова, участвовал в массовке в нескольких спектаклях и цирковых номерах. А еще сам мастерил кукол и устраивал для своей младшей сестры представления.

В 1956 году Владимир Ивашов окончил школу. Родители хотели, чтобы он получил рабочую профессию и устроился на завод. Однако Ивашов решил все же поступать в театральный институт — так он попал во ВГИК, в мастерскую Григория Козинцева. Учился легко, хотя нельзя сказать, что очень уж выделялся среди однокурсников. Тем более, никто не предполагал, что вскоре он станет знаменит.

В 1958 году Григорий Чухрай приступил к съемкам фильма «Баллада о солдате». На главную роль - молодого солдата Алеши Скворцова – режиссер пригласил Олега Стриженова.

В ходе съемок Григорий Чухрай понял, что допустил ошибку. Историк и журналист Федор Раззаков писал:

«В процессе работы вдруг стало ясно, что кандидатура Стриженова явно не подходит под эту роль. Внешние данные этого замечательного актера выдавали в нем кого угодно (аристократа, героя-любовника), но только не желторотого солдатика, волею судьбы оказавшегося на фронте».

Главному герою картины Алеше Скворцову по сюжету было 19 лет. Поэтому ассистенты Чухрая стали искать молодых артистов в театральных институтах. На пробах выбрали Ивашова. В фильме также снялась студентка ВГИКа Жанна Прохоренко, она сыграла возлюбленную Скворцова — Шуру.

«Мы шли на риск во многом. Даже в том, что поручили главные роли совсем еще неопытным актерам. Мало кто в то время пошел бы на такой шаг, но мы отважились и не пожалели. Работа была нелегкой, но в высшей степени интересной. Володя с Жанной внесли в фильм самую ценную для него краску — непосредственность и обаяние молодости… Надо признаться, многие на студии сомневались в успехе замысла «Баллады…» Работа над картиной шла тяжело, с остановками. <…> Поступало много «дельных» советов: предлагали Алешу сделать генералом или хотя бы полковником — такому чину, дескать, легче творить добрые дела; предлагали не огорчать зрителя смертью героя, убрать тему измены женщины мужу-фронтовику и многое другое».

Владимир Ивашов – «Пусть Будут Над Нами Созвездья Сиять»

В фильме имелись некоторые неточности, на которые Чухрай пошел сознательно. В начале войны отпуска солдатам практически никогда не давали, но это требовалось по сюжету. Погоны в начале войны солдаты не носили, но режиссеру необходим был обобщенный образ солдата-освободителя, известный всему миру. Григорий Чухрай рассказывал: «Снимая картину для советского зрителя, я втайне надеялся, что ее увидят и за рубежом, в странах, через которые наша армия гнала фашистскую нечисть.

А вдруг люди, видевшие советских бойцов уже в новой форме, заметив на герое петлички, не поверят? Нет, скажут, нас освобождали не эти… Вот почему мы одели Алёшу в форму конца войны».

Комиссия, принимавшая фильм, осталась недовольна. Слишком не вписывался в стандартные рамки. Однако положить его на полку не решились. И тогда фильм пустили ограниченным прокатом по провинциям. Это не помешало огромному успеху картины, на которую народ буквально ломился. На этот факт закрывать глаза уже было нельзя. В результате в 1960 году, на самом верху, было принято решение отправить фильм на кинофестиваль в Канны.

Владимир Ивашов – «Утро Туманное»

Григорий Чухрай уже не был там новичком. Три года назад он получил приз за картину «Сорок первый». И все же волновался: «Респектабельная, разодетая публика чинно занимает свои места. Мне стало страшно: не поймут они фильм, не примут. ЧТО этим господам и дамам до страданий русской матери, потерявшей сына?»

Режиссёр напрасно переживал. Зрители в Каннах нисколько не отличалась от зрителей где-нибудь в Рязани: они в тех же местах смеялись, так же затихали и плакали. Картина была отмечена призом «За лучший фильм для молодежи» и призом «За высокий гуманизм и исключительные художественные качества».

На исполнителя главной роли Владимира Ивашова свалилась неслыханная популярность, как три года назад на Изольду Извицкую, сыгравшую в картине Григория Чухрая «Сорок первый». Один из американских журналов писал: «Голливудским звездам, готовившим юных актеров, следовало бы сесть с ними на первый самолет в Москву и устроить в институт, раз там делают таких актеров из 19- летних юнцов».

В Москву Владимир Ивашов вернулся в ореоле славы, которая совершенно его не испортила. Правда, из-за пропусков в занятиях ему пришлось опуститься на курс ниже. Он попал к Михаилу Ромму. И встретил свою любовь.

Светлана Светличная, которая тоже училась на курсе Ромма, увидела Ивашова на празднике в общежитии еще до съёмок. Ей не понравилось, что он громко смеялся и разговаривал. Зато, когда увидела «Балладу о солдате», Алеша Скворцов ей страшно понравился, и она приревновала его к Жанне Прохоренко.

Владимир Ивашов – «Я Тебя Искал»

Светлана тихо вздыхала вслед стройному красавцу в джинсах и ковбойской шляпе, привезенных из Штатов после показа «Баллады о солдате». «Да у такого парня, наверное, целый гарем», - думала она.

Удивительно, но Владимир тоже страдал, не зная, как подступиться к Светличной. Зато все решилось на генеральной репетиции «Казаков» по повести Толстого, где по сценарию парочка должна целоваться. Режиссер почему-то все откладывал эту сцену. Лишь на финальном прогоне спектакля Ивашов страстно обнял и поцеловал свою робкую партнёршу, чуть не упавшую в обморок от счастья. Как только опустился занавес, он сказал: «Светка, мне кажется, я тебя люблю!»

Через полгода сыграли свадьбу. Но прежде чем дать согласие, Светличная позвонила маме в Мелитополь, спросить совета. Мама была не против. Через год у пары родился сын Алеша, названный в честь героя «Баллады о солдате». Первое время молодожены жили у родителей Ивашова. В одной комнатушке ютились семь человек, и молодожёнам было сложно. К тому же у невестки сразу не сложились отношения со свекровью.

В отличие от семейной, творческая жизнь пары складывалась успешно. Еще студентом Ивашов снялся сразу в нескольких фильмах: «Тучи над Борском» (1961), «Семь нянек» (1962), а Светличная - в картине «Им покоряется небо». В новелле «Тетка с фиалками» (1963) супруги снялись вместе. После окончания ВГИКа Ивашов и Светличная поступили на службу в Театр-студию киноактера. Молодые актеры после длинных хождений по коридорам власти и всяческих проволочек наконец получили отдельную двухкомнатную квартиру. Впереди была вся жизнь, и они верили, что их ждет блестящее будущее.

Владимир Ивашов – «Морошка»

В 60-е годы Ивашов и Светличная много снимались, фильмы с их участием имели успех у зрителей. Несколько раз супруги снимались вместе. Так в «Герое нашего времени» (1965) Владимир сыграл Печорина, а Светлана - контрабандистку. В «Новых приключениях неуловимых» (1968) Ивашову досталась роль адъютанта полковника Кудасова, а Светличной - эпизод. В картине актер исполнил песню «Русское поле» композитора Яна Френкеля. Автор стихов, поэт Инна Гофф вспоминала: «Написала, потому что люблю поле. Люблю русское поле, потому что родилась в России. Таких нигде и нет, наверное…» Песня стала визитной карточкой Ивашова. Он часто исполнял ее на творческих вечерах.

Владимир Ивашов – «Русское поле»

Кроме того, Владимир Ивашов снялся в роли адъютанта Приходько в драме «Железный поток», а Светличная в нескольких фильмах, среди которых самые известные: «Стряпуха», «Не самый удачный день» и, конечно же, «Бриллиантовая рука», сделавшая её известной.

В 70-е личная жизнь актёров складывалась непросто. Как вспоминает сама Светличная: «Первые десять лет – потрясающие: мы Ромео и Джульетта. Потом – сложная середина». Был момент, когда их брак висел на волоске. Начались семейные неурядицы, взаимная ревность к поклонникам, измены. Светлана Светличная вспоминает: «То, что не расстались, была заслуга Володи. Он понимал, что я – человек эмоциональный, даже, может быть, непостоянный, и у меня могут быть какие-то закидоны, но он был однолюб, умел прощать.

У пары родился второй сын Олег. Владимир был замечательным отцом. Светличная вспоминает: «По-настоящему детей воспитывал Володя. Дети верили чуть ли не до семи лет, что Дед Мороз приносит подарки. Володя проводил проволочки, вешал под елку подарок. В полночь обрезал эту нитку – и с боем курантов подарок падал вниз. У меня бы в жизни на подготовку терпения не хватило. Он всю квартиру украшал». Владимир сглаживал взрывной характер жены, воспитывая детей, никогда их не бил, умел находить к ним подход, показывал своим примером, как надо делать.

В 70-е Ивашов продолжал много сниматься в кино. Случались и главные роли. Так всего через год после успеха «Семнадцати мгновений весны» (1974) с Вячеславом Тихоновым, на «Таллинфильме» был снят фильм - «Бриллианты для диктатуры пролетариата». В этой картине Ивашов сыграл разведчика Исаева – будущего Штирлица. И в том же году сыграл Володю в мелодраме «Когда наступает сентябрь». Среди других работ актера: продолжение «Неуловимых» - «Корона Российской империи, или Снова неуловимые», где он снова проявил свои блестящие вокальные данные, спев композицию «Над окошком месяц», военная драма «А зори здесь тихие» (эпизод - гость Бричкиных) и другие фильмы.

Владимир Ивашов – «Песенка Туристов» (из Кф. А Зори Здесь Тихие)

В интервью журналу «Советский экран» Ивашов рассказывал о своих работах:

«Каждая роль, как и каждый человек, интересны по-своему. Лишь бы сценарий был хороший, нес какую-то свежую мысль, отвечал на волнующие нас вопросы, давал интересный человеческий и драматургический материал для актера. Пусть это будет характер «ломающийся», становящийся, натура мятущаяся, ищущая. Или пусть это будет человек ясной цели и глубокой убежденности… Главное — чтобы образ был правдив. Ведь зритель интуитивно чувствует, где правда, а где ложь».

В 1980 году Владимир Ивашов удостоился звания народного артиста РСФСР. В начале 1980-х актер снялся в картинах «Звездный инспектор», «Через Гоби и Хинган». А за роль в приключенческом фильме «Право на выстрел» он получил от Государственного комитета Совета министров СССР по кинематографии серебряную медаль им. А. Довженко.

Владимир Ивашов – «Для тебя»

Тем не менее, роли, сравнимой по масштабам с Алешой Скворцовым, у Ивашова не было. Режиссеры безжалостно эксплуатировали его внешность, не предлагая ничего серьезного. Даже в Театре-студии киноактера, где Ивашов проработал 30 лет, у него случились лишь две стоящие роли: Ставрогин в «Бесах» Ф. Достоевского и Автор в пьесе Блока «Здесь на синей земле».

В 1978 году впервые серьезно дала о себе знать язва желудка у Ивашова. Он должен был лечь в больницу, однако Светличная настояла, чтоб он лечился у хирурга в Кургане по оригинальной методике. Ивашова успешно прооперировали и лет 15 его ничто не беспокоило.

В 1980 году Ивашову было присвоено звание народного артиста РСФСР. Природная простота и благородство не дали Владимиру Ивашову стать звездой в полном смысле этого слова. Его не прельщали ни деньги, ни слава, ни обилие поклонниц. Он остался таким же простым добрым парнем, Алешей Скворцовым.

С середины 80-х и его и Светличную все реже стали приглашать сниматься в кино. И супруги все свободное время отдавали семье. Светличная смирилась с уходом популярности, стала заботиться о доме и семье. Светлана прекрасно готовила, а Владимир красиво сервировал стол. К ним часто приходили друзья и знакомые.

В отличие от жены, Владимир очень страдал от своей невостребованности. В 90-е годы предложений сниматься ему практически не поступало. А если это и происходило, то фильмы были откровенно бездарными, участие в которых было для актера постыдным. Как признавался Владимир Ивашов: «Сейчас в фильмах много грязи. После них хочется запить, либо повеситься. Несмотря на трагический финал «Баллады о солдате», после его просмотра в зрителях происходило очищение. После него хотелось жить. Сегодняшнее кино ради эффекта готово пустить под откос все, что осталось в человеке доброго».

Владимир Ивашов – «Только встречу улыбку твою»

Последней большой работой Ивашова в кино стал фильм Александра Муратова «Рукопись», который вышел в 1992 году. Это была совместная советско- французская постановка по повести Л. Чуковской «Спуск на воду». Ивашов сыграл в нем главную роль. В те же годы он снялся в небольших ролях в исторической драме «Слеза князя тьмы», детективе «Убийство на «Ждановской». Последней ролью Ивашова стал мистер Лоу в комедии «Сыскное бюро «Феликс». В этой картине вместе с ним играли Евгений Леонов, Наталья Крачковская, Игорь Дмитриев.

Чтобы прокормить семью, Ивашову пришлось сняться в двух рекламных роликах на телевидении. Это было издевательство над своим талантом, и актер пошел на это ради Светличной. В 1993 году в Театре-студии киноактера началась генеральная чистка. Ивашов и Светличная ушли из театра добровольно. В период безвременья героям, каким был Ивашов, не было места. Владимир тяжело переживал развал Театра-студии киноактера, в котором служил много лет, но никто не видел, чтоб он хандрил и унывал. Он улыбался и старался шутить, даже когда это было больно делать.

Чтобы обеспечивать семью, нужна была работа, и Ивашов устроился рабочим на стройку. Когда в строительной робе он ехал в метро на работу, многие узнавали его, и от этого ему было неловко. Отдушиной для Владимира Ивашова были его поездки на охоту и встречи с друзьями, которых у него было много и среди простых людей, и среди артистов. А еще была любимая семья, о которой он очень заботился и оберегал. Его сын Алексей Ивашов считает так: «Я, наверное, не смог бы относиться так к своей жене, как он относился к моей маме. Он прощал все. Даже когда не мог простить. Даже когда уходил, все равно прощал». 9 мая 1994 года Ивашов и Светличная обвенчались в Хамовнической церкви.

Журавли (Из к/ф "Дамское танго") - Владимир Ивашов (за кадром)

В 1995 году об Ивашове вспомнили его более благополучные коллеги и пригласили на вручение премии «Ника». Надев на себя смокинг, он отправился в Дом Кино, с достоинством вручил призы победителям, а наутро вновь вышел на стройку – грузить шифер и шлакоблоки.

В марте 1995 года Владимиру Ивашову пришлось работать особенно много. Ему хотелось заработать денег на подарок жене. Светличная рассказывает, что в последний год своей жизни он много нервничал, срывался по всякому пустяку. Его убивала мысль, что он уже не актер. В отличие от прежних лет, она не обижалась, а наоборот, старалась его поддержать. Когда он, усталый и раздраженный, возвращался со стройки, встречала его улыбкой и обедом.

В ту весну Владимир особенно плохо себя чувствовал. На стройке его щадили, но с его язвой такая работа была недопустима. Во время разгрузки очередной машины с шифером Ивашову стало плохо. Срочно вызвали врачей.

Рассказывает Евгений Жариков: «Он надорвался, и у него открылось кровотечение. Первая бригада врачей, которая делала ему операцию, оказалась элементарно нетрезвой, через несколько часов – повторная операция, и сердце не выдержало». Ивашов умер в ночь на 23 марта в 1-й Градской больнице на 56-м году жизни.

Комментариев нет:

Отправить комментарий