Владимир Ивашов стал известен после первой же своей роли: еще на первых курсах ВГИКа он сыграл солдата Алешу Скворцова в драме «Баллада о солдате». Актера номинировали на премию Британской киноакадемии, а сама картина удостоилась специального приза жюри на Каннском кинофестивале. Ивашов снимался в фильмах Эдмонда Кеосаяна, Станислава Ростоцкого, Георгия Данелии и других советских режиссеров. В некоторых картинах актер не только играл, но и исполнял песни, среди которых «Русское поле», «Над окошком месяц» и «Без тебя».
Владимир родился
28 августа 1939 года в рабочей семье. Его отец был простым рабочим на
авиационном заводе, мать – швеей на фабрике. С малых лет Владимир умел шить,
столярничать, готовить. Во дворе хотя и не был самым сильным, но никого не
боялся и умел за себя постоять. С детства Ивашов мечтал стать актером. Он часто
ходил в Театр кукол им. Сергея Образцова, участвовал в массовке в нескольких спектаклях и цирковых номерах. А еще — сам мастерил кукол и устраивал для своей младшей сестры
представления.
В 1956
году Владимир Ивашов окончил школу. Родители хотели, чтобы он получил рабочую
профессию и устроился на завод. Однако Ивашов решил все же поступать в
театральный институт — так он попал во ВГИК, в мастерскую Григория Козинцева.
Учился
легко, хотя нельзя сказать, что очень уж выделялся среди однокурсников. Тем
более, никто не предполагал, что вскоре он станет знаменит.
В 1958 году
Григорий Чухрай приступил к съемкам фильма «Баллада о солдате». На главную роль
- молодого солдата Алеши Скворцова – режиссер пригласил Олега Стриженова.
В ходе
съемок Григорий Чухрай понял, что допустил ошибку. Историк и журналист Федор
Раззаков писал:
«В
процессе работы вдруг стало ясно, что кандидатура Стриженова явно не подходит
под эту роль. Внешние данные этого замечательного актера выдавали в нем кого
угодно (аристократа, героя-любовника), но только не желторотого солдатика,
волею судьбы оказавшегося на фронте».
Главному
герою картины Алеше Скворцову по сюжету было 19 лет. Поэтому ассистенты Чухрая
стали искать молодых артистов в театральных институтах. На пробах выбрали
Ивашова. В фильме также снялась студентка ВГИКа Жанна Прохоренко, она сыграла
возлюбленную Скворцова — Шуру.
«Мы шли
на риск во многом. Даже в том, что поручили главные роли совсем еще неопытным
актерам. Мало кто в то время пошел бы на такой шаг, но мы отважились и не
пожалели. Работа была нелегкой, но в высшей степени интересной. Володя с Жанной
внесли в фильм самую ценную для него краску — непосредственность и обаяние
молодости… Надо признаться, многие на студии сомневались в успехе замысла
«Баллады…» Работа над картиной шла тяжело, с остановками. <…> Поступало
много «дельных» советов: предлагали Алешу сделать генералом или хотя бы
полковником — такому чину, дескать, легче творить добрые дела; предлагали не
огорчать зрителя смертью героя, убрать тему измены женщины мужу-фронтовику и многое
другое».
В фильме
имелись некоторые неточности, на которые Чухрай пошел сознательно. В начале
войны отпуска солдатам практически никогда не давали, но это требовалось по
сюжету. Погоны в начале войны солдаты не носили, но режиссеру необходим был
обобщенный образ солдата-освободителя, известный всему миру. Григорий Чухрай
рассказывал: «Снимая картину для советского зрителя, я втайне надеялся, что ее
увидят и за рубежом, в странах, через которые наша армия гнала фашистскую
нечисть.
А вдруг
люди, видевшие советских бойцов уже в новой форме, заметив на герое петлички,
не поверят? Нет, скажут, нас освобождали не эти… Вот почему мы одели Алёшу в
форму конца войны».
Комиссия,
принимавшая фильм, осталась недовольна. Слишком не вписывался в стандартные
рамки. Однако положить его на полку не решились. И тогда фильм пустили
ограниченным прокатом по провинциям. Это не помешало огромному успеху картины,
на которую народ буквально ломился. На этот факт закрывать глаза уже было
нельзя. В результате в 1960 году, на самом верху, было принято решение
отправить фильм на кинофестиваль в Канны.
Григорий
Чухрай уже не был там новичком. Три года назад он получил приз за картину «Сорок
первый». И все же волновался: «Респектабельная, разодетая публика чинно
занимает свои места. Мне стало страшно: не поймут они фильм, не примут. ЧТО
этим господам и дамам до страданий русской матери, потерявшей сына?»
Режиссёр
напрасно переживал. Зрители в Каннах нисколько не отличалась от зрителей
где-нибудь в Рязани: они в тех же местах смеялись, так же затихали и плакали. Картина
была отмечена призом «За лучший фильм для молодежи» и призом «За высокий
гуманизм и исключительные художественные качества».
На
исполнителя главной роли Владимира Ивашова свалилась неслыханная популярность,
как три года назад на Изольду Извицкую, сыгравшую в картине Григория Чухрая
«Сорок первый». Один из американских журналов писал: «Голливудским звездам,
готовившим юных актеров, следовало бы сесть с ними на первый самолет в Москву и
устроить в институт, раз там делают таких актеров из 19- летних юнцов».
В Москву
Владимир Ивашов вернулся в ореоле славы, которая совершенно его не испортила.
Правда, из-за пропусков в занятиях ему пришлось опуститься на курс ниже. Он попал
к Михаилу Ромму. И встретил свою любовь.
Светлана
Светличная, которая тоже училась на курсе Ромма, увидела Ивашова на празднике в
общежитии еще до съёмок. Ей не понравилось, что он громко смеялся и разговаривал.
Зато, когда увидела «Балладу о солдате», Алеша Скворцов ей страшно понравился,
и она приревновала его к Жанне Прохоренко.
Светлана
тихо вздыхала вслед стройному красавцу в джинсах и ковбойской шляпе,
привезенных из Штатов после показа «Баллады о солдате». «Да у такого парня,
наверное, целый гарем», - думала она.
Удивительно,
но Владимир тоже страдал, не зная, как подступиться к Светличной. Зато все
решилось на генеральной репетиции «Казаков» по повести Толстого, где по
сценарию парочка должна целоваться. Режиссер почему-то все откладывал эту
сцену. Лишь на финальном прогоне спектакля Ивашов страстно обнял и поцеловал
свою робкую партнёршу, чуть не упавшую в обморок от счастья. Как только
опустился занавес, он сказал: «Светка, мне кажется, я тебя люблю!»
Через
полгода сыграли свадьбу. Но прежде чем дать согласие, Светличная позвонила маме
в Мелитополь, спросить совета. Мама была не против. Через год у пары родился
сын Алеша, названный в честь героя «Баллады о солдате». Первое время молодожены
жили у родителей Ивашова. В одной комнатушке ютились семь человек, и
молодожёнам было сложно. К тому же у невестки сразу не сложились отношения со
свекровью.
В отличие
от семейной, творческая жизнь пары складывалась успешно. Еще студентом Ивашов
снялся сразу в нескольких фильмах: «Тучи над Борском» (1961), «Семь нянек»
(1962), а Светличная - в картине «Им покоряется небо». В новелле «Тетка с
фиалками» (1963) супруги снялись вместе. После окончания ВГИКа Ивашов и Светличная
поступили на службу в Театр-студию киноактера. Молодые актеры после длинных
хождений по коридорам власти и всяческих проволочек наконец получили отдельную
двухкомнатную квартиру. Впереди была вся жизнь, и они верили, что их ждет
блестящее будущее.
В 60-е
годы Ивашов и Светличная много снимались, фильмы с их участием имели успех у
зрителей. Несколько раз супруги снимались вместе. Так в «Герое нашего времени»
(1965) Владимир сыграл Печорина, а Светлана - контрабандистку. В «Новых
приключениях неуловимых» (1968) Ивашову досталась роль адъютанта полковника
Кудасова, а Светличной - эпизод. В картине актер исполнил песню «Русское поле»
композитора Яна Френкеля. Автор стихов, поэт Инна Гофф вспоминала: «Написала,
потому что люблю поле. Люблю русское поле, потому что родилась в России. Таких
нигде и нет, наверное…» Песня стала визитной карточкой Ивашова. Он часто
исполнял ее на творческих вечерах.
Кроме
того, Владимир Ивашов снялся в роли адъютанта Приходько в драме «Железный
поток», а Светличная в нескольких фильмах, среди которых самые известные:
«Стряпуха», «Не самый удачный день» и, конечно же, «Бриллиантовая рука»,
сделавшая её известной.
В 70-е
личная жизнь актёров складывалась непросто. Как вспоминает сама Светличная:
«Первые десять лет – потрясающие: мы Ромео и Джульетта. Потом – сложная
середина». Был момент, когда их брак висел на волоске. Начались семейные
неурядицы, взаимная ревность к поклонникам, измены. Светлана Светличная
вспоминает: «То, что не расстались, была заслуга Володи. Он понимал, что я –
человек эмоциональный, даже, может быть, непостоянный, и у меня могут быть
какие-то закидоны, но он был однолюб, умел прощать.
У пары
родился второй сын Олег. Владимир был замечательным отцом. Светличная вспоминает:
«По-настоящему детей воспитывал Володя. Дети верили чуть ли не до семи лет, что
Дед Мороз приносит подарки. Володя проводил проволочки, вешал под елку подарок.
В полночь обрезал эту нитку – и с боем курантов подарок падал вниз. У меня бы в
жизни на подготовку терпения не хватило. Он всю квартиру украшал». Владимир
сглаживал взрывной характер жены, воспитывая детей, никогда их не бил, умел
находить к ним подход, показывал своим примером, как надо делать.
В 70-е
Ивашов продолжал много сниматься в кино. Случались и главные роли. Так всего
через год после успеха «Семнадцати мгновений весны» (1974) с Вячеславом
Тихоновым, на «Таллинфильме» был снят фильм - «Бриллианты для диктатуры
пролетариата». В этой картине Ивашов сыграл разведчика Исаева – будущего Штирлица.
И в том же году сыграл Володю в мелодраме «Когда наступает сентябрь». Среди
других работ актера: продолжение «Неуловимых» - «Корона Российской империи, или
Снова неуловимые», где он снова проявил свои блестящие вокальные данные, спев композицию
«Над окошком месяц», военная драма «А зори здесь тихие» (эпизод - гость
Бричкиных) и другие фильмы.
В
интервью журналу «Советский экран» Ивашов рассказывал о своих работах:
«Каждая
роль, как и каждый человек, интересны по-своему. Лишь бы сценарий был хороший,
нес какую-то свежую мысль, отвечал на волнующие нас вопросы, давал интересный
человеческий и драматургический материал для актера. Пусть это будет характер
«ломающийся», становящийся, натура мятущаяся, ищущая. Или пусть это будет
человек ясной цели и глубокой убежденности… Главное — чтобы образ был правдив.
Ведь зритель интуитивно чувствует, где правда, а где ложь».
В 1980
году Владимир Ивашов удостоился звания народного артиста РСФСР. В начале 1980-х
актер снялся в картинах «Звездный инспектор», «Через Гоби и Хинган». А за роль
в приключенческом фильме «Право на выстрел» он получил от Государственного
комитета Совета министров СССР по кинематографии серебряную медаль им. А.
Довженко.
Тем не
менее, роли, сравнимой по масштабам с Алешой Скворцовым, у Ивашова не было.
Режиссеры безжалостно эксплуатировали его внешность, не предлагая ничего
серьезного. Даже в Театре-студии киноактера, где Ивашов проработал 30 лет, у
него случились лишь две стоящие роли: Ставрогин в «Бесах» Ф. Достоевского и
Автор в пьесе Блока «Здесь на синей земле».
В 1978
году впервые серьезно дала о себе знать язва желудка у Ивашова. Он должен был
лечь в больницу, однако Светличная настояла, чтоб он лечился у хирурга в
Кургане по оригинальной методике. Ивашова успешно прооперировали и лет 15 его
ничто не беспокоило.
В 1980
году Ивашову было присвоено звание народного артиста РСФСР. Природная простота
и благородство не дали Владимиру Ивашову стать звездой в полном смысле этого
слова. Его не прельщали ни деньги, ни слава, ни обилие поклонниц. Он остался
таким же простым добрым парнем, Алешей Скворцовым.
С
середины 80-х и его и Светличную все реже стали приглашать сниматься в кино. И
супруги все свободное время отдавали семье. Светличная смирилась с уходом
популярности, стала заботиться о доме и семье. Светлана прекрасно готовила, а
Владимир красиво сервировал стол. К ним часто приходили друзья и знакомые.
В отличие
от жены, Владимир очень страдал от своей невостребованности. В 90-е годы
предложений сниматься ему практически не поступало. А если это и происходило,
то фильмы были откровенно бездарными, участие в которых было для актера
постыдным. Как признавался Владимир Ивашов: «Сейчас в фильмах много грязи.
После них хочется запить, либо повеситься. Несмотря на трагический финал
«Баллады о солдате», после его просмотра в зрителях происходило очищение. После
него хотелось жить. Сегодняшнее кино ради эффекта готово пустить под откос все,
что осталось в человеке доброго».
Последней
большой работой Ивашова в кино стал фильм Александра Муратова «Рукопись»,
который вышел в 1992 году. Это была совместная советско- французская постановка
по повести Л. Чуковской «Спуск на воду». Ивашов сыграл в нем главную роль. В те
же годы он снялся в небольших ролях в исторической драме «Слеза князя тьмы»,
детективе «Убийство на «Ждановской». Последней ролью Ивашова стал мистер Лоу в
комедии «Сыскное бюро «Феликс». В этой картине вместе с ним играли Евгений
Леонов, Наталья Крачковская, Игорь Дмитриев.
Чтобы
прокормить семью, Ивашову пришлось сняться в двух рекламных роликах на
телевидении. Это было издевательство над своим талантом, и актер пошел на это
ради Светличной. В 1993 году в Театре-студии киноактера началась генеральная
чистка. Ивашов и Светличная ушли из театра добровольно. В период безвременья
героям, каким был Ивашов, не было места. Владимир тяжело переживал развал
Театра-студии киноактера, в котором служил много лет, но никто не видел, чтоб
он хандрил и унывал. Он улыбался и старался шутить, даже когда это было больно
делать.
Чтобы
обеспечивать семью, нужна была работа, и Ивашов устроился рабочим на стройку.
Когда в строительной робе он ехал в метро на работу, многие узнавали его, и от
этого ему было неловко. Отдушиной для Владимира Ивашова были его поездки на
охоту и встречи с друзьями, которых у него было много и среди простых людей, и
среди артистов. А еще была любимая семья, о которой он очень заботился и
оберегал. Его сын Алексей Ивашов считает так: «Я, наверное, не смог бы
относиться так к своей жене, как он относился к моей маме. Он прощал все. Даже
когда не мог простить. Даже когда уходил, все равно прощал». 9 мая 1994 года
Ивашов и Светличная обвенчались в Хамовнической церкви.
В 1995
году об Ивашове вспомнили его более благополучные коллеги и пригласили на
вручение премии «Ника». Надев на себя смокинг, он отправился в Дом Кино, с
достоинством вручил призы победителям, а наутро вновь вышел на стройку –
грузить шифер и шлакоблоки.
В марте
1995 года Владимиру Ивашову пришлось работать особенно много. Ему хотелось
заработать денег на подарок жене. Светличная рассказывает, что в последний год
своей жизни он много нервничал, срывался по всякому пустяку. Его убивала мысль,
что он уже не актер. В отличие от прежних лет, она не обижалась, а наоборот,
старалась его поддержать. Когда он, усталый и раздраженный, возвращался со
стройки, встречала его улыбкой и обедом.
В ту
весну Владимир особенно плохо себя чувствовал. На стройке его щадили, но с его
язвой такая работа была недопустима. Во время разгрузки очередной машины с
шифером Ивашову стало плохо. Срочно вызвали врачей.
Рассказывает
Евгений Жариков: «Он надорвался, и у него открылось кровотечение. Первая
бригада врачей, которая делала ему операцию, оказалась элементарно нетрезвой,
через несколько часов – повторная операция, и сердце не выдержало». Ивашов умер
в ночь на 23 марта в 1-й Градской больнице на 56-м году жизни.
Комментариев нет:
Отправить комментарий