вторник, 29 августа 2023 г.

Классика рока. Jethro Tull – «Stormwatch» (1979).

Jethro Tull

Прогрессивный рок

Двенадцатый студийный концептуальный альбом Jethro Tull, выпущенный 14 сентября 1979 лейблом «Chrysalis Records».

Вместе с альбомами «Songs from the Wood» и «Heavy Horses» образует тройку альбомов с фолк-роковым звучанием (хотя народная музыка повлияла практически на всё творчество группы). Темы альбома в основном связаны с окружающей средой, климатом и жизнью на берегу моря и были в значительной степени вдохновлены островом Скай в Шотландии, где фронтмен группы Йен Андерсон приобрел недвижимость. Как отметил Андерсон в буклете ремастированного издания, на него во время сочинения сильно повлияли «эскалация цен на нефть, энергетический кризис и другие депрессивные мировые события». На конверте альбома, идея оформления которого принадлежит Андерсону, «Stormwatch» наблюдает в бинокль, как огромный белый медведь бродит по занесённому снегом заводу по переработке нефти.

«Stormwatch» стал последним для четырёх участников классического состава Jethro Tull 70-х годов, поскольку барабанщик Барри «Барримор» Барлоу и клавишники Джон Эван и Ди Палмер покинули группу или были уволены из нее в течение нескольких месяцев после завершения тура альбома в апреле 1980 года. Во время записи альбома заболел Джон Гласкок, успев записать басовые партии только на трёх композициях, на остальных играть пришлось Андерсону. В том же году Гласкок умер, а группа фактически была распущена. Для записи следующего альбома «A» был набран новый состав за исключением самого Андерсона и Барра.

История альбома.

«Stormwatch» был записан в течение нескольких сессий, продолжавшихся с августа 1978 года по июль 1979 года, хотя большинство треков альбома были записаны на более поздних сессиях 1979 года. В 1978 году был записан только один трек «Something's On the Move». В начале 1979 года, когда группа записывала альбом, Йен Андерсон, клавишник Дэвид Палмер и Мартин Барр писали музыку для «The Water's Edge», программы для Шотландского балета. Часть музыки, написанной для «The Water's Edge», позже превратилась в треки на «Stormwatch», такие как «Elegy» и «Dark Ages».

Большая часть альбома была записана в студии Андерсона «Maison Rogue Studios» в Фулхэме, хотя некоторые сессии проходили в «Morgan Studios», «Townhouse Studios» и студии «Maison Rogue Mobile» в доме Андерсона из-за того, что у руппы не всегда было время для записи в студии «Maison Rogue». Как и предыдущий альбом группы «Heavy Horses», большая часть «Stormwatch» была записана поздно ночью, так как дневные часы студия «Maison Rogue» обычно была открыта для других групп.

Басист Jethro Tull Джон Гласкок играет только на трёх треках альбома («Orion», «Flying Dutchman» и «Elegy»), так как Андерсон удалил его с сессий в мае 1979 года из-за проблем со здоровьем, влияющих на его игру. Андерсон объяснил увольнение Гласкока как проявление заботы о его здоровье и ничего личного: «Кто-то должен был быть крутым парнем, и природа моего жесткого послания ему была такова: «Джон, я действительно не думаю, что ты сможешь продолжать работу над этим альбомом, ты действительно должен уйти и подлечиться... Я не хочу, чтобы ты пришел завтра, а потом ушел и заболел». Андерсон предпочел самостоятельно играть на бас-гитаре на остальной части альбома, а не нанимать сессионного музыканта, сказав: «В этом не было ничего страшного — любой может играть на бас-гитаре. В конце концов, это всего лишь четыре струны!» Некоторые из ритм-треков альбома были записаны Андерсоном и барабанщиком Барри «Бэрримором» Барлоу вместе. Несколько песен, таких как «Crossword», «Kelpie» и «A Stitch in Time», были записаны для альбома, но затем вырезаны из окончательного трек-листа. Позже эти композиции будут выпущены в качестве би-сайдов или появятся на компиляциях.

Музыкальный стиль и темы альбома.

Большая часть тем и лирического содержания альбома была вдохновлена и сформирована недавно приобретенным поместьем Андерсона в Килмари на острове Скай, Шотландия, а также бизнесом по выращиванию лосося, которым он начал заниматься в том же месте. «Stormwatch» связан свободной темой заботы об окружающей среде, особенно в отношении того, что Андерсон описал как «Песни о климате, погоде и морских пейзажах... В альбоме много материала о дикой, штормовой погоде, особенно в морском контексте».

Песни.

«North Sea Oil» («Нефть Северного моря») – песня, которой открывается альбом, описывает жажду богатства, которой проникнута нефтяная промышленность, но также и опасность загрязнения окружающей среды.

«Orion» – в этой песне Андерсон взывает о помощи к созвездию Ориона, и просит «защитить морские пространства от черного горизонта».

«Home» – песня похожа на предыдущие «Fire at Midnight» (альбом «Songs from the Wood») и «Journeyman» (альбом «Heavy Horses»), в которых Андерсон прославляет достоинства семейной жизни. Текст сопровождает тихая и нежная музыка.

«Dark Ages» («Темные века») – это центральная часть альбома, имеющая значительную продолжительность. Песня оплакивает не только приход метафорической зимы для всего человечества, но и тот факт, что люди, кажется, совершенно апатичны и не интересуются своей судьбой. Термин «темные века» относится к английскому раннему средневековью.

«Warm Sporran» – песня отсылает к типу мешочка м, т.н. «Теплый спорран», который традиционно носят с килтом. Это первый инструментальный трек альбома, которым завершается сторона «А».

«Something's on the Move» («Что-то в движении») – сторона Б открывается песней с явно неистовым ритмом. Здесь все предупреждения были проигнорированы, и на мир обрушилась метафорическая зима.

«Old Ghosts» («Старые призраки») - по мере того, как разворачивается шторм, Андерсон продолжает бороться с ним: «Я вернусь снова как больная старая собака, запущенная в глаз урагана». Текст песни был вдохновлен кладбищем в Килмари.

«Dun Ringill» – акустическая пьеса, в которой Йэн Андерсон использует концепцию, выраженную в предыдущих двух альбомах, как источник вдохновения и комфорта для современного человека. «Dun Ringill» назван в честь расположенного на острове замка, который служил резиденцией клана Маккиннон. В начале песни записана речь метеоролога «Thames Television» Фрэнсиса Уилсона.

«Flying Dutchman» («Летучий голландец») – название песни отсылает к легендарному голландскому кораблю, капитан которого обречен бороздить моря до Судного дня. Тот же самое ожидает человечество, если оно не изменит свой образ жизни. При написании этой песни Андерсон, вероятно, был вдохновлен тем фактом, что в 1975 году (конец войны во Вьетнаме) многие вьетнамцы тщетно пытались найти новый дом для жизни в других частях мира, покидая свою страну по морю без надежды на то, что какая-либо нация примет их в качестве беженцев («Маленькая девушка в соломенной шляпе с воюющего Дальнего Востока»). Последняя часть песни, однако, предупреждает богатые народы Запада о том, что они сами могут стать «летучими голландцами».

«Elegy» - инструментальная пьеса «Elegy», которая закрывает альбом, была полностью написана Палмером, что делает ее одной из немногих песен Jethro Tull, написанных без участия Андерсона. «Elegy» посвящается отцу Палмера; он написал песню в течение часа после того, как услышал, что тот умер. Песня музыкально основана на классической латинской последовательности «Dies irae».

Bonus track (версия альбома 2004 года):

«A Stitch in Time» – первый бонус-трек, включенный в ремастированную версию 2004 года, был впервые выпущен в 1978 году для продвижения концертного альбома «Bursting Ou»t. В песне цитируются некоторые пословицы, такие как «Вовремя сделанный стежок спасает девять» (маленькая работа сегодня может спасти вас от большого объема работы завтра). Текст полон образов такого рода, но лишен глубоких смыслов.

«Crossword» – записанная в 1979 году, но вырезанная из альбома, песня была выпущена на сборнике «20 Years of Jethro Tull» (1988). Как и «A Stitch in Time», это произведение также непритязательно.

«Kelpie» – песня посвящена Келпи - демону, способному принимать облик черной лошади, мифологической фигуре кельтского фольклора.

«King Henry's Madrigal» – инструментальная пьеса, написанная не Андерсоном, а королем Англии Генрихом VIII. Лирика была исключена по этому случаю, а мелодия переосмыслена в рок-ключе, в то время как оригинальное название — «Pastime With Good Company». На альбоме «The Best of Acoustic Jethro Tull» (2007) была выпущена другая, более классическая концертная версия, с интенсивным использованием скрипки.

Критика.

Альбом достиг 40-го места в Великобритании и 22-го места в США.  На Allmusic альбом получил два балла из пяти возможных. Ultimate Classic Rock придерживается мнения, что как демонстрация технической подкованности, альбом является одной из самых впечатляющих работ группы, стоящей в одном ряду с «Thick as a Brick» и «Songs from the Wood».

Комментариев нет:

Отправить комментарий