Андрей Кузьменко, более известный как Кузьма Скрябин, создатель одноименного музыкального коллектива, считается основателем украинского поп-рока. Волею случая Андрей попал в музыку, посещал ненавистную музыкальную школу, а став взрослым, собирал десятитысячные концертные площадки своими песнями.
Андрей
Викторович Кузьменко родился 17
августа 1968 года в городе Самбор Львовской области Украины на берегу Днестра.
Мама мальчика, Ольга Михайловна, работала преподавателем музыки, а во времена
студенчества собирала фольклор по окрестным селам. После окончания
педагогического института в Дрогобыче женщина создала детский народный
ансамбль, исполнявший песни, которые записывала на старый кассетный магнитофон
Ольга Михайловна.
А Виктор
Кузьмич еще в юности получил серьезную специальность и работал инженером на
заводе, связанном с химической промышленностью. Семью Кузьменко всегда
связывала общая творческая жилка. Когда Андрею исполнилось 20 лет, семья
увлеклась изготовлением глиняных колокольчиков, которые затем расписывали
народными узорами. Это интересное ремесло семья переняла у литовцев после
туристической поездки в Вильнюс.
Осознавая
важность изучения иностранных языков, родители отдали сына в школу с акцентом
на английский язык. Одновременно маленький Андрей учился игре на фортепиано в
музыкальной школе по настоянию матери. Самого мальчика музыка совершенно не
интересовала.
Первым
шагом к блестящей музыкальной карьере стала счастливая случайность. Андрей
как-то услышал звучащую из динамиков песню «Lady Madonna», тогда еще не зная,
что исполняют ее легендарные The Beatles. Мальчику настолько понравилась
мелодия, что он вырезал из куска фанеры гитару, нарисовал струны и «играл» на
ней полюбившуюся мелодию. А позднее Андрей попробовал сыграть музыку на
фортепиано. Удивившись собственным успехам, мальчик начал сочинять авторскую
музыку.
В 1978
году Виктор Кузьмич на работе получил путевку в санаторий на черноморском
побережье Болгарии. На отдыхе семья Кузьменко познакомилась со знаменитым
советским кинорежиссером Никитой Сергеевичем Михалковым и его сыном Степаном. Никита
попросил родителей Андрея присмотреть за Степаном, так как сам был занят
интервью, родители согласились, тогда же Андрей заработал свои первые деньги —
10 марок, он подавал вместе с львовянином Серёжей Малаховым теннисные мячики
Никите Михалкову, они купили себе Киндер-сюрпризы.
Вскоре
семья переехала в небольшой городок Новояворовск. Там Андрей заканчивал школу
все с тем же углубленным изучением английского, продолжал осваивать игру на
фортепиано и начал посещать спортивную школу. Там будущий певец заработал и
подтвердил звание КМС по биатлону. В свободное время юноша увлекался волейболом
и плавал в бассейне.
В
подростковом возрасте Андрей, свободно говоривший по-польски, с удовольствием
слушал радиостанции, вещавшие из Польши. Тот период певец позже упоминал в
тексте песни «Старі фотографії». Сам Скрябин вспоминал в интервью, что в период
коммунизма польские радиостанции служили молодежи окном во внешний мир. Чтобы
услышать в динамиках рок-музыку, Андрей с друзьями часто залезали на крыши
9-этажек, где было меньше помех в эфире.
Учитывая
модные тенденции польской музыки, в середине 1980-х годов Андрей всерьез
увлекся панк-роком, который со временем трансформировался в нью-вейв. Тем не
менее, связывать с музыкой жизнь Кузьменко тогда еще не планировал. Получив
аттестат о среднем (полном) общем образовании, Андрей отправился во Львов
поступать в медицинский. Его привлекала карьера невропатолога. Но с медициной у
Андрея не сложилось – во Львовский национальный медицинский университет имени
Данила Галицкого молодой человек не поступил.
Расстроенный
Андрей пошел учиться в училище, где освоил специальность штукатура. Но
попрощаться с мечтой о медицине целеустремленный Кузьменко не захотел и после
училища все-таки поступил в Петрозаводский государственный университет на
медицинский факультет. Закончив 1 курс, Андрей пошел в армию, а затем перевелся
во Львов, где и получил диплом стоматолога.
Музыкальная
карьера Андрея Кузьменко началась со знакомства с Игорем Яцышиным. Парни
создали дуэт «Цепная реакция», исполнявший песни в стиле панк-рока. Тексты
песен писал в основном сам Андрей. Часто он писал слова на английском языке, а
затем уже переводил их на русский и украинский.
«Мы в
школе пели на танцах. И независимо создавали свою „Цепную реакцию“, мы
занимались во вторую смену. И вторая смена практически не имела возможности
проводить уроки, потому что у нас вместо колонок были так называемые
„матюкальники“, которые висели на столбах. Смолоду очень громко играли, и когда
к ним подключали гитару, она давала такой струнный звук, как из ведра. Для
панков это была просто фантастика! К этому же колонки был подключён и вокал.
Это был 1987 год…»
За
короткий период времени Андрей выступал в составе еще 4 начинающих музыкальных
коллективов, где выступал в роли вокалиста, гитариста, автора песен и
композитора. Параллельно Андрей выступал на экспериментальных сценах и в
качестве сольного исполнителя. В свободное от музыки время молодой человек
часто путешествовал по Европе – посещал Польшу, Германию.
Создание
группы «Скрябин» в первом ее составе датируется июнем 1989 года. Тогда Андрей с
Ростиславом Домишевским (гитара, автор текстов и музыки), Сергеем Герой
(клавишные), Игорем Яцышиным (ударник) и Александром Скрябиным (звукорежиссер)
создали группу «Скрябин», лицом и сердцем которой стал сам Андрей Кузьменко.
Первым
альбомом коллектива стала англо-украинская пластинка «Чуєш біль», которая
сейчас считается утраченной. Тогда же, в 1989 году, ребята сняли первый в своей
творческой биографии клип на заглавную композицию альбома. Название группы
родилось уже после выхода в свет первого альбома и никак не связано с
композитором Александром Николаевичем Скрябиным. Группа названа в честь ее
члена – тезки композитора.
Первый
концерт молодой группы прошел в 1991 году перед военнослужащими, которые
приняли ребят довольно равнодушно. Серьезная работа у «Скрябина» началась в
1992 году после заключения контракта с продюсерским центром. Но и здесь
музыкантам не повезло. Центр вскоре закрылся, а альбом, над которым они
работали, остался существовать лишь в виртуальном пространстве.
Кузьма
писал свои стихи на украинском языке, но никогда не скрывал своих симпатий к
русскоязычной рок-музыке, и сам пел с друзьями песни Виктора Цоя, которые до
сих пор считает своими каждое новое поколение украинцев.
Критика
родной страны никогда не была для него табу. Еще в самом начале девяностых
годов, когда украинские патриоты радовались вожделенной независимости, а страна
стремительно погружалась в пучину кризиса, этот паренек из провинциального
западноукраинского Новояворовска написал горькую песню об окружавшей его
реальности. Годы спустя ханжи из Львовского облсовета запретили ставить ее на
радио, посчитав стихи Кузьменко антиукраинской пропагандой.
Бiдна i
соплива, брудна i нехлюйна,
Гидка i
зрадлива, бридка i згубна.
Тi
слизькi вокзали, на губах пiна,
Злодiї,
бомжари, то вона — Україна…
Вулицi,
як нори, зрубанi дерева,
Нацики-герої,
то вона — Україна…
Бiлi
мерседеси, жовтi запорожцi,
Чия то
вина, що то є Україна?..
Только
переезд в Киев и выход в свет альбома «Птахи» в 1995 году наконец принесли
популярность «Скрябину». Песни с этой пластинки существенно отличались от
предыдущих работ музыкантов, они стали молодежными и танцевальными.
Творчество
Кузьмы Скрябина постепенно набирало популярность, хотя сольных концертов ребята
пока не давали, но уже выступали «на разогреве» у других признанных звезд
украинского шоу-бизнеса. А сам Андрей неожиданно для себя стал телевизионным
ведущим.
Настоящий
фурор в украинской музыке произвел альбом «Казки», вышедший в 1997 году. В мае
того же года состоялся первый сольный концерт группы, после которого «Скрябин»
заняла свое место в украинском шоу-бизнесе. Ребят не раз признавали лучшей
группой, а их альбомы расходились миллионными тиражами. Вскоре о «Скрябине»
узнали и в России, а география их концертов значительно расширилась.
В 2000
году внутри группы начались конфликты. Снова изменился стиль группы, дальнейшие
альбомы записывались в стиле поп-рок, а тексты песен щедро сдабривались
циничным юмором и насмешкой.
С 2002
года группа тесно сотрудничает с политическими силами. Так альбом «Озимые люди»
выходит при поддержке избирательного блока «Команда озимого поколения», тогда
же Рой Домишевский ушел из коллектива, а через год ушел и еще один член – Шура.
Осенью
2004 года в ходе политических событий на Украине ребята из первого состава
«Скрябина» окончательно разорвали отношения (включая дружеские). А в ноябре
2007 года и сам Кузьма Скрябин задумывается о сольной карьере вне коллектива. В
период с 2007 по 2015 группа выпустила еще 4 альбома, довольно разнообразные по
настроению и звучанию.
В 1994
году Андрей женился на девушке из параллельного класса Светлане Бабийчук, а
спустя 3 года у пары родилась дочь, которую назвали Мария-Барбара. Второе имя
девочке дал отец в связи с тем, что обожал творчество Барбары Брыльской. Андрей
не раз подчеркивал в интервью внешнее сходство супруги и дочери с его любимой
актрисой.
В
свободное время Андрей любил путешествовать: объездив с женой полмира, певец
отразил это в тексте песни «Места счастливых людей». Кроме того, певец любил
читать, уважал философию и часто насыщал философским смыслом песни, например,
«Люди как корабли».
В феврале
2015 года в Кривом Роге Кузьма давал концерт, посвященный юбилею группы. А
утром 2 февраля на трассе, ведущей из Кривого рога в Киев, произошла авария.
Андрей Кузьменко, находившийся за рулем автомобиля, скончался на месте
происшествия. Причиной смерти стали полученные травмы. 5 февраля во Львове
состоялись похороны певца.
Водитель
грузовика, с которым столкнулся джип Скрябина, пострадал, но выжил. В интервью
журналистам мужчина рассказал, что дорога была скользкой после дождя, а
Кузьменко мчался на огромной скорости. На фото с места аварии автомобиль Андрея
напоминает груду искореженного металла – у певца просто не было шанса остаться
в живых.
Уже после
смерти супруга Светлана Бабийчук рассказывала в интервью о том, что среди
личных вещей мужа нашлись тексты песен на политические темы. А несколько песен
с резкими высказываниями Андрей уже успел спеть: «Сука вiйна», «Лист до
президентiв» и другие. Учитывая сложную военно-политическую ситуацию в Украине
в этот период, в СМИ стали появляться версии относительно убийства певца по
политическим причинам.
Кузьменко
шел в политику только для того, чтобы заработать деньги на предвыборных
кампаниях нуворишей — и никогда этого не скрывал. Он активно занимался
музыкальным заробитчанством, рекламируя под своим именем все — от сомнительной
ипотеки до водки и семечек. Он не вступал в конфликты с «профессиональными
украинцами» и принимал участие в некоторых культурных проектах
национал-патриотического толка, озвучив старую лемковскую песню «Пливе кача» —
которая, кстати, изначально являлась антивоенной народной песней. Однако, этот
такой обычный для нас, глубоко украинский конформизм с лихвой компенсировался
смелостью его текстов.
По-мойому,
чувак, нас кинули
Як лохів
розвели за спинами,
Діла свої
зробили, злили нас,
Мене з
тобою разом в унітаз
Эти слова
песни с характерным названием «Кинули» были спеты Кузьмой по итогам Оранжевой
революции, отражая массовое разочарование миллионов обманутых «мессиями» людей,
которые так весело танцевали в 2004 году под музыку давно забытой сейчас группы
«Гринджоли».
А сразу
после победы Евромайдана, когда музыкальная общественность пребывала в
патриотической эйфории, которая охватила даже российских и белорусских музыкантов,
и Сергей Михалок пел о «воинах света», а Дмитрий Ревякин поэтизировал
«команданте Яроша», циник Кузьма смотрел на ситуацию трезвее многих других. «Де
правду шукати, коли брат на брата, я хочу тут жити, а не стріляти», — пел он в
феврале 2014 года, предупреждая про угрозу гражданской войны. И прямо указывал
на закулисных выгодоприобретателей яркого киевского протеста.
Історію
пишуть чужими руками
Ті, що не
ходять стояти на Майдани.
Пишуть,
залишаючи чужої крові плями
Пишуть за
наглухо закритими дверями.
Тогда, во
время кровавой концовки Майдана, Кузьма не знал, что судьба отпустила ему всего
лишь чуть менее года жизни. Но за этот короткий срок он успел написать сразу
три песни, которые до сих пор можно считать самыми антивоенными произведениями
современной музыкальной культуры. Да, Кузьма участвовал в дежурных
патриотических мероприятиях, собирал деньги на АТО и приветствовал действия
националистических добровольцев — словом, делал все то же, чем занимались все
остальные украинские музыканты.
Однако,
его песня с характерным названием «Сука-війна» звучала, как откровенная
«зрада», вызывая недовольство и критику патриотической публики:
Я не хочу
вбивати, я хочу любові,
Але ти
мої руки замазала кров'ю,
Навчила
чуже життя відбирати —
І при
цьому радіти, а не ридати.
Ти
зігнала мене із дивана в окопи,
Телевізор
мені замінила прицілом,
І за день
я старію, ніби за роки,
За що ти
із мене звірюку зробила?..
Еще одна
песня, под названием «Українці», очень характерно описывала суть военного
конфликта на востоке страны, который давно превратился в выгодный бизнес для
украинских элит, захвативших власть по итогам Евромайдана:
Прийшла
війна на нашу землю, люди,
В яку рік
тому ще не вірив ніхто.
Пускає в
землю кров, стискає груди —
Одним —
війна, а іншим — АТО.
І
продають чуже життя спокійно —
Чин
невисокий як дешевий товар.
І
дерибанять нашу бідну країну
І нас із
нею, як курей на базар.
Наконец,
последние стихи Андрея Кузьменко, знаменитое «Письмо президентам», написанные
буквально накануне его гибели, представляют собой такую жесткую поэтическую
критику украинской власти, что это породило популярную в народе теорию
заговора, согласно которой Кузьма был убит по прямому приказу «сверху», в
специально подстроенной автокатастрофе.
Причем,
стоит особо отметить, что эта песня «Скрябина» винит в войне не только нынешних
правителей Украины, но сразу всех ее лидеров периода независимости —
подразумевая, что нынешняя трагедия является прямым следствием развития
национал-патриотического капитализма, который вел нас к этому все минувшие
четверть века.
Панове
президенти, є до вас розмова,
Бо ми
давно не чули від вас правдиве слово.
І може я
ніколи б не починав її,
Та скажу
вам відверто — причина у війні.
В яку ви
цю країну всі разом погрузили,
І щоб її
не було, ви нічого не зробили
Невже за
стільки років ви достатньо не нажили,
Щоб
заробляти гроші копаючи могили.
Панове
президенти, є до вас питання:
Чому ви
всі живете, як голубці в сметані
Тоді коли
всі люди скидаються солдатам
Копійками,
які ви ще в них не встигли відібрати.
Чому ви
не пошлете на війну своїх синів,
Ні
внуків, ні племінників, самих вас там не видно.
Зате на
смерть кидаєте чужих чоловіків.
Скажіть
мені, невже це виглядає справедливо?
Чому
холоднокровно ви зливаєте країну?
І у крові
своїй ви власну топите дитину?
Скажіть,
будь ласка, чим всі люди в цій країні винні?
Скажіть
ціну, за скільки ви продали Україну?
Я хочу
побажати вам, панове президенти,
Відчути
весь наш біль на собі перше, ніж померти.
А всім
нащадкам вашим — я хочу тільки зла,
Яке ви
всі разом роками готували нам!
Сегодня многие украинцы часто цитируют эту последнюю песню Андрея Кузьменко, констатируя, что ее актуальность и популярность постоянно растет. Это очень нетипично для современной украинской музыки, которая так и не выдала за полтора года войны ни одной, по-настоящему народной песни, вопреки всем потугам Жадана, Скрипки или того же Вакарчука — так что участники СВО до сих пор поют в окопах «афганские» песни или советский рок.
Комментариев нет:
Отправить комментарий