Список блюзовых музыкантов (1900 - 1940 гг.).
Классический женский блюз (Водевиль-блюз).
Карьера Глэдис Бентли (Gladys Alberta Bentley) взлетела в 1920-х годах, когда певица появилась в нью-йоркском «Harry Hansberry’s Clam House» в роли темнокожей лесбиянки, одетой в мужскую одежду. В начале 1930-х она была главной звездой в «Harlem’s Ubangi Club», где певицу поддержал хор трансвеститов. Она одевалась в мужскую одежду (включая фирменный смокинг и цилиндр), играла на пианино и пела свои непристойные тексты на популярные мелодии того времени глубоким рычащим голосом, флиртуя с сидящими в зале женщинами. Её называли «величайшим пианистом Америки в стиле сепия» и «негром-бомбардировщиком изощренных песен».
Глэдис Бентли родилась в малообеспеченной семье Джорджа
Л. Бентли и Мэри Моте, живущих в 1012 W. Euclid Ave в Северной Филадельфии,
штат Пенсильвания. Она была старшей из четырех детей и всегда чувствовала себя
нежеланной или отвергнутой, потому что ее мать отчаянно хотела, чтобы она
родилась мальчиком: «Когда они сказали моей матери, что она родила девочку, она
отказалась меня трогать. Она даже не выхаживала меня, и моей бабушке
приходилось растить меня 6 месяцев на искусственном вскармливании, прежде чем
они могли уговорить мою мать заботиться о своем собственном ребенке».
Будучи девушкой с нетрадиционной ориентацией, Глэдис
ненавидела своих братьев, носила одежду мальчиков и влюблялась в своих учительниц
в начальной школе, но для неё это не было чем-то из ряда вон выходящим, что
необходимо было скрывать от окружающих. В интервью журналу "Ebony Magazine
Article" она говорила: "Просто так случилось, что я родилась немного
не такой. По крайней мере, мне всегда так казалось. Я никогда не хотела, чтобы
мужчина касался меня. Со временем я также поняла, что мне гораздо удобнее
находиться в мужской одежде".
В 16 лет
Глэдис сбежала из дома, решив самостоятельно заниматься своей судьбой. Как и
большинство афроамериканцев своего времени, она обосновалась в Гарлеме – районе,
который частенько называли «The New Negro». Глэдис бралась за любую работу,
связанную с пением – работала в кабачках, барах, ночных клубах. Она также
потрясающе владела разговорным жанром, её пародии на известных исполнителей
того времени вызывали восторг у местной публики. Она никогда не скрывала своих
сексуальных пристрастий, и в местной прессе активно муссировался слух, пущенный
самой Глэдис, о её женитьбе на белой женщине в Атлантик-Сити.
Однажды
Глэдис узнала, что в «Harry Hansberry’s Clam House» на 133-й улице, одном из
самых печально известных гей-клубов города, нужен был пианист-мужчина. Именно
тогда она начала выступать в мужской одежде («белые рубашки, воротники-стойки,
маленькие галстуки-бабочки, оксфорды, короткие жакеты и волосы, зачесанные
назад») и стала популярной и успешной.
Ее
зарплата начиналась с 35 долларов в неделю плюс чаевые и довольно быстро
достигла большой по тем временам суммы в 125 долларов в неделю. Вскоре «Clam
House» был переименован в «Эксклюзивный клуб Барбары», в честь тогдашнего сценического
имени певицы - Барбара «Бобби» Минтон. Затем Глэдис начала выступать в клубе «Harlem’s
Ubangi Club» и стала настолько успешной, чтобы снимать квартиру на Парк-авеню
«за 300 долларов в месяц с прислугой и хорошей машиной» (хотя некоторые
говорили, что она жила в пентхаусе с одной из своих любовниц-лесбиянок). Она
совершила поездку по стране, в том числе в Кливленд, Питтсбург, Чикаго и
Голливуд, где она встречалась с Сизар Ромеро, Хью Гербертом, Кэри Грантом,
Барбарой Стэнвик и другими знаменитостями.
Взлёт
карьеры Глэдис начался в конце 1920-х годов, и её господство на сцене
продолжалось почти два десятилетия. В августе 1928 года певица подписала
контракт с компанией «Okeh Records» и записала восемь альбомов в течение одного
года. В 1930 году она записала альбом с «Washboard Serenaders» для «Victor
Talking Machine Company», а затем работала с лейблами «Excelsior» и «Flame». В
основном она пела в низком диапазоне, но иногда доходила до высоких нот.
Выступления Бентли понравились чернокожим и белым, геям и натуралам, ее шоу
посетили многие знаменитости. Ни на одной из пластинок Глэдис не решилась
записать свою любовную лирику. Только в клубах, по свидетельствам очевидцев,
она исполняла её с легкостью.
Ее
выступления были «комичными, милыми и рискованными» для той эпохи. В своей
музыке Бентли открыто пела о сексуальных отношениях, часто пела о «неженках» и
«бульдаггерах», откровенно и вызывающе флиртуя со слушателями, точнее, с
женской половиной аудитории. В основном она играла блюз и пародии на популярные
песни того времени: «насмехаясь над эстрадными стандартами того времени, она
применяла аспекты сексуально заряженного «черного» блюза к скромным
романтическим «белым» балладам, создавая культурное столкновение между этими
двумя музыкальными формами».
Американский
поэт, прозаик, драматург и колумнист, иизвестный как один из ведущих и
влиятельных писателей культурного «Гарлемского ренессанса» и первооткрыватель
«джазовой поэзии» Джеймс Мерсер Лэнгстон Хьюз (James Mercer Langston Hughes)
писал:
«Два или три удивительных года мисс Бентли
сидела и всю ночь играла на пианино… почти без перерыва между нотами, переходя
от одной песни к другой, с мощным и непрерывным ритмом джунглей. Мисс Бентли
была удивительным проявлением музыкальной энергии - крупная, смуглая,
мужественная женщина, чьи ноги стучали по полу, а пальцы стучали по клавишам -
идеальный образец африканской скульптуры, оживленной ее собственным ритмом».
Глэдис
Бентли особенно любила выступать в заведениях района, известного в народе как
«Аллея Джунглей». Он располагался в то время между домом №133 по Ленокс Авеню и
Седьмой Авеню. Одетая в мужской фрак и цилиндр, исполняя песни, насквозь
пропитанные любовной лирикой, Глэдис имела оглушительный успех. Колонки
светской хроники газет тех лет пестрели заметками о её новых победах на
любовном фронте, роскошных нарядах её возлюбленных, новых авто и бесконечном
числе слуг.
В начале
30-х годов певица открыла «Эксклюзивный клуб», в котором выступала и как
режиссер и постановщик собственных шоу, в том числе знаменитого «Ubangi Club
Revue». На её концерты стекались женщины из разных районов города, разные по
социальному уровню и "семейному положению". Певица сплотила вокруг
себя лесбиянок, которые ввели в обиход публичное ношение мужских костюмов. До
этого существовали некие закрытые кружки "по интересам", где женщины
тайно переодевались в мужчин – чаще всего это были квартирные посиделки. В 1931
году Бентли публично женилась на белой женщине, личность которой остается
неизвестной. В 1933 году Бентли попыталась выступать на Бродвее, но получила за
свои непристойные выступления много жалоб и вынуждена была вернуться в Гарлем.
Но крах
фондового рынка и «Великая депрессия» повлияли и на Гарлем, который с отменой
сухого закона пришел в упадок. Клуб перестал приносить прибыль, и в 1937 году
Глэдис переехала в Лос-Анджелес, чтобы жить с матерью. Там она начала новую
карьеру исполнительницы блюзов, делая записи на различных независимых
радиостанциях. Певица была объявлена «величайшим пианистом Америки в стиле сепия» и «черным бомбардировщиком изощренных песен», но
такого успеха, как раньше не достигла.
Во время
Второй мировой войны Глэдис поддерживала былую славу. Клубы, где она выступала,
успешно маскировали. Популярность именно «такой» музыки в тот период
объяснялось тем, что шла война и большинство мужчин ушло на фронт. Оставшиеся
же ожидать своих мужей жены развлекались как могли.
По мере
того, как изменялись федеральные законы, Бентли стала подвергаться
преследованиям со стороны полиции за ношение мужской одежды. В 50-х годах США
охватила волна «маккартизма», началась "охота на ведьм". Наступил
момент, когда Бентли должна была иметь специальные разрешения, позволяющие ей
выступать на сцене в своем амплуа. Объявив себя открытой лесбиянкой в начале своей карьеры, в эпоху Маккарти Глэдис Бентли начала носить платья и в 1952
году вышла замуж за Дж. Т. Гипсона, который вскоре умер. Певица снова вышла
замуж за 28-летнего повара Чарльза Робертса из Санта-Барбары, Калифорния. Супруги
отправились на медовый месяц в Мексику, и через 5 месяцев развелись. Позже
Робертс отрицал, что они когда-либо были женаты.
Ближе к концу своей жизни она стала набожным членом «Храма любви во Христе», и утверждала, что ее «вылечили» женскими гормонами. Пытаясь описать свое предполагаемое «лекарство» от гомосексуализма, она написала эссе «Я снова женщина» для журнала «Ebony», в котором заявила, что перенесла операцию, которая «помогла изменить ее жизнь». Эти отчаянные попытки выжить не умаляют её прежних «достижений».
Глэдис Бентли неожиданно умерла от пневмонии в своем доме в Лос-Анджелесе 18 января 1960 года в возрасте 52 лет. Первоначально считалось, что это был азиатский грипп, но позже диагноз был изменен на «пневмонию». На момент смерти она была более вовлечена в церковь и только что была рукоположена в священники, несмотря на то, что так и не получила официальных документов.
Помимо
своего музыкального таланта, Глэдис Бентли является важной фигурой для
ЛГБТ-сообщества: «В отличие от традиционного мужчины-самца или трансвестита Глэдис
Бентли не пыталась «выдать себя» за мужчину, заставив аудиторию поверить в то,
что она была биологическим мужчиной. Вместо этого она проявляла «черную женскую
мужественность», которая нарушала различия между черным и белым, мужским и
женским».
В 2019
году газета «The New York Times» напечатала серию эссе под названием «Больше не
забываем», в которой были переизданы некрологи сексуальных меньшинств и женщин.
Некролог Глэдис Бентли стал одним из самых популярных.
Комментариев нет:
Отправить комментарий