Советская и российская певица, Народная артистка Российской Федерации (1994) Капиталина Андреевна Лазаренко (д/ф Шаманова) родилась 13 февраля 1925 года в селе Танкеевка под Самарой. При регистрации получила имя Капиталина, производное от "Капитала" К. Маркса.
Лазаренко
окончила музыкальную школу в Махачкале (1943) и начала петь в Махачкале в
полупрофессиональной эстрадной бригаде в 1941 году, главным образом в
госпиталях, участвовала в самодеятельности Дворца культуры рыбаков, пела перед
сеансами в кинотеатрах всё: и оперные партии, и арии из популярных оперетт, и
песни советских композиторов. Позже её пригласили в хор Дагестанского
радиокомитета, где Капиталина получила свою первую трудовую книжку. По
приглашению Литовского джаза-оркестра Лазаренко переехала в Москву.
Певица вспоминала:
«Приехал в Махачкалу Литовский джаз, и музыканты пригласили меня на
репетицию. Попросили спеть что-нибудь. Кончилось тем, что я бросила Махачкалу и
поехала с ними работать. Приехали в Москву, музыканты своего дома еще не имели
— Вильнюс у немцев был. Стали работать. И дали они мне псевдоним: вместо
Капиталины — Кити, вместо Шамановой, моей девичьей фамилии — Шимановская...».
В 1946
году певица поступила на работу в ВГКО (позднее Москонцерт).
Капиталину
Андреевну Лазаренко многие зрители эстрадных концертов впервые увидели и
услышали со сцены московского театра «Эрмитаж» летом 1953 года, как солистку
Государственного эстрадного оркестра РСФСР под управлением Леонида Утесова. С
выступлений в программах этого коллектива началась сольная исполнительская
карьера певицы.
«Школа
Утёсова не могла не сказаться на дальнейшей творческой судьбе его учеников, и
именно Утёсов сумел придать природному дарованию Капиталины Лазаренко четкие
формы Мастерства. Мастерства с большой буквы».
— Евгений
Петросян.
В первой
программе оркестра, которая называлась «И в шутку и всерьез», Лазаренко впервые
исполнила песню «Гитана», которая долгие годы оставалась ее визитной карточкой.
Первая ее пластинка, вышедшая осенью того же, 1953 года, состоявшая из двух
песен этой программы, хорошо уже известной «Гитаны» и «Вальса», который принес
в оркестр никому не известный композитор Фишкин, разошлась миллионными
тиражами. Это было начало всесоюзного триумфа певицы. Высокая, красивая,
статная женщина, умело держащаяся на сцене, и легко налаживающая контакт со
зрителями, сразу полюбилась и стала равной среди известных и уважаемых мастеров
эстрады.
Но, надо
сказать, что все-таки голос Капиталины Лазаренко впервые прозвучал годом
раньше. В том же летнем театре «Эрмитаж» в 1952 году была поставлена сборная
программа «Когда мы отдыхаем» с участием известных в те времена артистов
разговорного жанра Льва Мирова и Марка Новицкого, Марии Мироновой и Александра
Менакера, куплетиста Ильи Набатова, солистов радио Владимира Бунчикова и
Владимира Нечаева, звезд эстрады Клавдии Шульженко, Леонида Утесова и многих
других исполнителей.
Это был
эстрадный спектакль-обозрение на тему Домов отдыха в те далекие пятидесятые
годы. В начале концерта звучала вступительная «Песенка отдыха», с которой на
сцену выходила Капиталина Лазаренко. Наверное, уже мало кто помнит эту
программу, но как говорит сама Капиталина Андреевна, вскоре после этого
выступления, Утесов заметил ее на одном из вечеров в Центральном Доме
работников искусств, и пригласил работать в свой оркестр.
Началась
работа в оркестре Утесова. Капиталина Лазаренко обычно выступала в первом
отделении, исполняя четыре-пять песен, как тогда говорили «советских и
зарубежных авторов». Из коронных произведений, исполненных певицей в
последующих программах оркестра можно назвать «С первой встречи с тобой»,
«Песня Наташи» из кинофильма «В поисках адресата», «Кларита» из кинофильма
«Максимка», «Плясовая», «Караваньеро» и многие другие. В 1955 году, уже будучи
известной по выступлениям с оркестром Утесова, Капиталина Лазаренко получает
приглашение представлять Советский Союз в гастрольной поездке артистов эстрады
в Польше. Большой успех у польских зрителей получили «Песенка Пепиты» из
оперетты «Вольный ветер» Дунаевского, «Ты, только ты» Эшпая и «Чудо-песенка»
Лядовой. Но полной неожиданностью для поляков оказалась специально написанная
для этой поездки «Песня о Варшаве» Фельдмана, которую исполняли московские
артисты. Из Польши Капиталина Лазаренко привезла модную тогда песенку «Вишневый
сад», исполняла ее по радио на польском и русском языке и записала на
пластинку. И снова огромный успех у слушателей и миллионные тиражи пластинок.
Песня
«Может быть» Эдди Рознера, написанная специально для Капиталины Лазаренко, в её
исполнении настолько понравилась полякам, что они выпустили духи «Быть может…»,
которые стали обожаемыми в Советском Союзе.
Вскоре
Капиталина Лазаренко становится солисткой Эстрадного оркестра под управлением
Эдди Рознера. Талантливый музыкант, композитор, дирижер только недавно
восстановил свой оркестр и готовил новую программу. Занимаясь поиском
исполнителей, он обратил внимание на Капиталину Лазаренко. В оркестре Эдди
Рознера Капиталина Лазаренко работала вместе с Ниной Дордой, которую многие
помнят и любят по песням «Ландыши», и шлягеру 1956 года «Мой Вася». Обладающий
неплохим талантом сочинять музыку, Не имея особенно замечательного текста, эта
песенка сразу полюбилась своей мелодичностью, а главное, легкой запоминаемостью
у слушателей.
Поработав
в больших оркестрах, Капиталина Андреевна задумывается о сольной
исполнительской карьере, В 1956 году она начинает работать с ансамблем
талантливого музыканта-аккордеониста и композитора Евгения Выставкина. Гастроли
по стране, выступления по радио и телевидению, записи пластинок. Много хороших
песен записано с этим ансамблем. Среди них «Не обижай меня», «Танцевать,
танцевать», «Маленькие корабли», «Журавли» и многие другие. Капиталина
Андреевна всегда с большой любовью вспоминает о работе с этим ансамблем.
Особенно ей запомнилась одна из первых поездок советских артистов в Соединенные
Штаты Америки в 1959 году. Нашим гастролерам тогда еще редко удавалось
выступать за рубежом, тем более в Америке. Но успех был огромный. Тогда даже
одна фирма грамзаписи выпустила большую долгоиграющую пластинку с выразительным
названием «Поет Капа».
С 1965
года – Капиталина Лазаренко солистка эстрады, выступала в сборных и с сольными
концертами. Это были годы плодотворной работы с замечательным, виртуозным
пианистом Давидом Ашкенази. Это, по мнению Капиталины Андреевны, были самые
лучшие годы ее творческой деятельности. Певица и пианист очень легко находили
общий творческий подход друг к другу, Ашкенази тонко чувствовал эмоциональное
настроение певицы, каждая нота в его аккомпане менте чутко ловилась
исполнительни цей. Это было единое целое. Концерты проходили с огромнейшим
успехом. Начинала певица с веселых, зажигательных, танцевальных песен:
«Чико-чико», «Беса ме мучо», «Гитана», «Танцевать так танцевать» и другие,
также стала исполнять гражданские, патриотические, антивоенные песни: «Россия —
Родина моя» В. Мурадели, «Заздравная» И. Дунаевского, «Письмо в Запорожье» Е.
Жарковского, «Вернись на Волгу» П. Аедоницкого, «Могила неизвестного солдата»
А. Двоскина и другие.
Лазаренко
продолжала выступать и в 90-е годы, голос ее звучал по-прежнему молодо и
сильно. В сольных концертах пела «Снег седины» Г. Пономаренко, «Посвящение
Шукшину» Е. Птичкина «Погадай мне, кукушка» В. Темнова, «Седина» М.
Табачникова, а также русские городские романсы: «Снова пою», «Две гитары»,
романсы Б. Прозоровского и другие.
Умерла певица 7 января 2007 года в Москве.
Похоронена на 28 участке Пятницкого кладбища.
Комментариев нет:
Отправить комментарий