"Она
сама как русская песня!" - эта фраза, сказанная одним из слушателей после
концерта Александры Стрельченко, стоит многих многостраничных рецензий. Она
точно и образно характеризует впечатление, которое получаешь, слушая в ее
исполнении старинные и современные русские песни. Образ женщины, созданный ею
на сцене, сродни тем песням, которые она поет. Скромная и гордая, добрая и
сильная, нежная и любящая - такой представляется она.
Любовь к
песне Александра Стрельченко впитала с молоком матери. В семье пели все: отец,
мать, сестры. Очень любили слушать пластинки. Первое яркое и незабываемое
впечатление от русской народной песни связано с именем Лидии Андреевны
Руслановой. Замечательная артистка увлекла ослепительной красотой и правдой,
покорила душевной щедростью. Поэтому мечта стать певицей с детства захватила
маленькую Сашу. Но судьба распорядилась иначе...
В первый
же год войны на фронте погиб отец, в 1945 году, не выдержав тяжести
нечеловеческих испытаний, умерла мама. Остались голодное сиротство троих
маленьких (рядом еще сестра и брат), потом - детский дом, уже после войны,
школа... Трогательно чистым голосом девочка впервые публично исполняла свои
первые, запомнившиеся от начала до конца, популярные советские песни
"Одинокая гармонь" Б. Мокроусова (стихи М. Исаковского) и
"Орленок" В. Белого (стихи Я. Шведова). Теперь Александра Ильинична
вспоминает, что только песня была в нелегкие годы ее другом, ее настоящей
опорой. Маленькая, худенькая, курносая, в веснушках, - кто ее заметит? А как споет,
еще попросят, и не только внимание обратят, накормят, но ласковое слово скажут,
в чем больше всего, может быть, нуждается человек...
После
окончания школы несколько месяцев Александра работала нянечкой в детском саду,
а потом решила поступать в Ленинградский педагогический институт - была
уверена, что сможет стать хорошим воспитателем, отдавать людям то, чего сама
была лишена. Поступила на заочное отделение, но дипломированной воспитательницы
из нее так и не получилось.
Зимой
1958 года она приехала в Ленинград сдавать сессию. В это время там
гастролировал Воронежский народный хор. Концерт настолько разбередил душу и
всколыхнул, казалось бы, забытую мечту стать певицей, что Александра не
удержалась, пошла за кулисы и сказала: "Возьмите меня к себе, хочу петь!"
В антракте ее прослушали руководители, почти весь хор, и решение было - взять.
"Приезжай в Воронеж", - сказали. Поехала без малейших колебаний и, с
молниеносной, на удивление хормейстера В. Ефимова, быстротой выучив все партии
во всех песнях, через месяц впервые вышла на сцену как равноправная участница
профессионального хора. Казалось, жизненный путь определился. Однако суждены
были еще испытания, и очень серьезные.
Чрезмерное
увлечение пением в хоре, неопытность, неумение беречь себя при напряженной и
часто крикливой хоровой манере привели к такой перегрузке голосовых связок, что
только начавшая свой путь певица вынуждена была расстаться с пением и,
казалось, навсегда. Но время стало не только лекарем физического недуга, но и
дало возможность разобраться в своих ошибках, а желание петь было столь велико,
что Александра, снова проработав некоторое время в детском саду, вернулась к
продолжению скромно начатого артистического пути. От Липецкой филармонии
Александра Стрельченко впервые уехала в Москву во Всероссийскую творческую
мастерскую эстрадного искусства для годичной стажировки и подготовки концертных
программ. Стрельченко сумела сделать необходимые усилия для того, чтобы взять
предлагаемое. Это позволило ей остаться в Москве и, выдержав конкурс в
Москонцерт, начать трудный путь его солистки - исполнительницы русских песен.
На этом пути постепенно оказывалось все меньше поражений, все больше успехов.
Помогало упрямое желание петь, укрепляющееся понимание необходимости
ежедневного кропотливого труда, стремление осознать себя, найти единственно
верное направление. Правильность выбранной дороги доказала победа на
Международном конкурсе в Софии во время IX Всемирного фестиваля молодежи и
студентов в 1968 году. За исполнение русских народных песен (большинство их пелось
без сопровождения, а это, как известно, труднейший вид музицирования и
настоящее испытание) Александра Стрельченко завоевала золотую медаль и первую
премию. Одна за другой рождались новые программы - народных песен, новых песен
советских композиторов, воскрешались к жизни старинные, забытые, но прекрасные
песни, становившиеся настоящим откровением в ее исполнении. Разнообразные
программы певицы вводят слушателей в мир особый и в то же время узнаваемый,
словно после долгих странствий возвращается под отчий кров человек и вдыхая
родные полузабытые запахи, вновь входит в страну бабушкиных сказок,
колыбельных, чистоты и прозрачности родниковой воды детства. В 1984 году А.И.
Стрельченко была удостоена звания Народной артистки России.
В 2000-е
годы Стрельченко концертировала с Национальным академическим оркестром народных
инструментов России имени Н. П. Осипова, а также с муниципальными оркестрами
таких городов, как Челябинск, Ульяновск, Волгоград, Петрозаводск, Липецк, Тула
и др., участвовала в благотворительных мероприятиях, выступая перед ветеранами
войны и труда, перед воспитанниками в детских домах, была активной участницей концертов,
посвящённых памяти выдающихся деятелей нашей национальной культуры, которых она
знала лично, в Концертном зале «Россия», Концертном зале имени Чайковского, в
ЦДРИ и др.
27
февраля 2008 года состоялся бенефис Александры Стрельченко в Москве в Концертном
зале имени Чайковского. Как председатель и член жюри в номинации «Сольное
народное пение» А. Стрельченко побывала в Смоленске, Брянске, Вологде, где
проходили Дельфийские молодёжные игры. Принимала участие в концертах и
фестивалях: 100-летие со дня рождения Лидии Руслановой в Саратове (2000 г.),
«Голоса России» — Смоленск (2003 г.). Прошли сольные концерты А. Стрельченко с
программами русского романса в Доме-музее Ф. И. Шаляпина, Галерее А. М. Шилова,
Доме учёных, Доме архитектора и др.
Личная
жизнь Александры Стрельченко сложилась трагически. Она дважды побывала замужем.
В первый раз — за сотрудником КГБ Владимиром Чекаловым. Этот брак, к сожалению,
продлился недолго — всего два года. Любовная история завершилась после гибели
любимого мужа на задании. Вторым мужем стал барабанщик Владимир Морозов,
который взял на себя обязанности директора уже сложившейся звезды. Особых
чувств певица к нему не испытывала, а брак держался на обоюдном удобстве. Детей
у Александры Стрельченко не было, поскольку от первого супруга, по её
собственному признанию, родить она не успела, а от второго — не захотела.
В середине 1990-х Стрельченко со вторым мужем попала в аварию, ставшую причиной
проблем с позвоночником и тазобедренным суставом. Именно по этой причине
Александра Стрельченко практически перестала появляться на публике и давать
интервью. Каждый шаг давался ей ценой невыносимой боли. Осенью 2017 года
появилась информация, что артистка страдает от болезни Паркинсона. Вокруг
заслуженной певицы разгорелся скандал. Оказывается, она подписала договор
пожизненной ренты с одной из своих учениц. Однако девушка, взявшая на себя
обязательства ухаживать за тяжело больной Александрой Стрельченко,
обязательства не выполняет. В связи с этим певица захотела расторгнуть
подписанный договор. Дело приняло такие масштабы, что дошло даже до студии
Андрея Малахова. Сама же исполнительница в результате переживаний оказалась на
больничной койке с инсультом.
7 марта
2019 года крёстный сын певицы, 39-летний Николай Бурьяновский нашёл её без
сознания в квартире и вызвал «скорую помощь». Причины потери сознания не
назывались, Стрельченко не была госпитализирована.
Певица скончалась
2 августа 2019 года. Похоронена 5 августа на Троекуровском кладбище.
Комментариев нет:
Отправить комментарий