вторник, 16 декабря 2025 г.

50 лучших русских альбомов всех времен. Егор и Опизденевшие - «Сто лет одиночества» (1991).

50 лучших русских альбомов всех времен. Выбор молодых музыкантов.

«Сто лет одиночества» — второй студийный альбом сибирской психоделической рок-группы «Егор и Опизденевшие», записанный с 1991 по 1992 год и выпущенный в 1993 году. С точки зрения Егора Летова, лидера и автора песен группы, является одним из самых цельных и лучших альбомов в истории творчества как «Опизденевших», так и «Гражданской обороны».

Внешняя сторона обложки является репродукцией иконы «О Отшествии преподобнаго в пустыню от славы человеческия» работы Константина Рябинова и Егора Летова.

"Альбом — «Сто Лет Одиночества», я считаю, самый красивый за всю историю группы. Мы с Кузьмой просто дико работали над ним, полтора года изо дня в день".

— Егор Летов. Пресс-конференция 20 мая 1999.

История записи.

В начале 1990-х годов Летов не был уверен, стоит ли ему продолжать заниматься музыкой. Однако в интервью после выхода альбома «Прыг-скок» он упомянул о желании выпустить последний альбом, посвящённый любви. По словам Летова, все песни альбома были написаны в изменённом состоянии сознания:

"Я разрабатывал те принципы, которые были заложены в песне «Прыг-скок», и доводил их до полного логического завершения. Таким завершением явился альбом «Сто лет одиночества». Эти поиски были связаны с ЛСД, с медитацией, с дыханием и со всевозможной трансцендентной работой".

— Егор Летов: именно так всё и было. Творческо-политическая автобиография.

Альбом записывался в рекордно длинное для Летова время — с января 1991-го по июль 1992 года. Ключевой песней в создании альбома стала «Вечная весна», после сочинения которой Летов понял, что пишет не просто материал, а нечто особенное:

"Именно после её написания стало окончательно ясно, что то, что мы делаем — это не просто накопление нового материала, который может впоследствии быть как угодно собран, назван и запущен, а нечто особенное. Новое. Цельное. То, чего мы не делали никогда раньше".

— Комментарий к песне «Вечная весна» на переиздании 2005 года

Признание


Альбом занял 9-е место в списке «50 лучших русских альбомов всех времён», составленный журналом «Афиша» по итогам опроса молодых российских музыкантов, а также 7-е место в списке «100 лучших постсоветских альбомов» по версии того же журнала:

"Это музыка в первую очередь живая, искрящаяся, и она, выросшая из совместных джемов, в общем-то, и не могла быть другой. Практически все песни «Ста лет одиночества» записаны максимум с пятого дубля, но кроме живости в них есть и продуманность, и стойкость. Летов говорил о том, что это альбом о любви и это музыка о том, как любить, когда это кажется невозможным, как страшна бывает любовь, как она все-таки стоит того. «Сто лет одиночества», записанный между двумя периодами Летова, стоит особняком среди его обширной дискографии, как и последний «Зачем снятся сны», который изначально планировал быть новым альбомом «Егора и ************». Обе эти записи дарят слушателю какую-то парадоксальную надежду, наполняют его теплом, дают через очищение пройти сквозь тридцать лет — тридцать лет нашего общего одиночества".

— Артём Макарский, «100 лучших постсоветских альбомов по версии Афиши Daily», 2022 год.

Песни.

"Вечная Весна" - ключевая вещь в истории создании всего альбомa. Именно после ее написания стало окончательно ясно, что то, что мы делаем – это не просто накопление нового материала, который может впоследствии быть как угодно собран, назван и запущен, а нечто особенное. Новое. Цельное. То, чего мы не делали никогда раньше. (Не считая в какой-то степени мой сольник «Прыг-скок», который также являлся как бы «концептуальным», но строился вокруг некоего костяка основных, незыблемых вещей, к которым можно было что-то добавлять, что-то безболезненно выкидывать – все равно суть не менялась). Здесь же все стало ясно – ничего лишнего, случайного в новом альбоме не будет. Кроме того, после этой песни я внутренне ощутил, что произошло что-то очень важное – как бы взят новый уровень.

Егор Летов, 15 апреля 2005 г.

"Глина Научит". 

"В альбом вошла вторая, правильная версия данного опуса. Третья, тоже очень удачная, вышла на бонусах к «Прыг-скоку». Одна из моих самых любимых песен на альбоме".

Егор Летов, 15 апреля 2005 г.

"Дрызг И Брызг"

"Текст написал поздно ночью, сидючи в ванне, очень уставший и счастливый, после целого дня блужданий по лесам и собственным закоулкам".

Егор Летов, 15 апреля 2005 г.

"Привыкать", как и практически весь материал «100 лет одиночества», написана под долгим и сильным воздействием психостимуляторов. Это – третья, наиболее адекватная версия, с шумовой гитарой, пропущенной через РХ-1000.

Егор Летов, 15 апреля 2005 г.

"Зерно На Мельницу" - одна из первых песен для «100 Лет», которая очень долго и мучительно сочинялась, а родилась внезапно – в результате мгновенного озарения и доведена до ума в течение вечера.

Егор Летов, 15 апреля 2005 г.

"Пуля Виноватого Найдёт" - вторая версия, с голосовыми и гитарными реверсами в концовке, более чисто сыгранная и правильная. Во время записи последнего дубля первой версии (с Джеффом на органе) на одном из магнитофонов, воспроизводящих реверс-гитары, сгорел трансформатор, да так, что на студии случился натуральный пожар. Пока техника полыхала, мы все-таки доиграли и записали трек до конца и лишь потом приступили к ликвидации последствий. В общем, получилось, конечно, занятно, но несколько нестройно и как-то зловеще. Так что через некоторое время мы снова вернулись к исходной точке и все переделали как надо.

К тому же я придумал новый вариант концовки. Получилась такая солнечно-созерцательная, «осенняя» песня.

Егор Летов, 15 апреля 2005 г.

"Зря Вы Это Всё". Альбом первоначально был задуман как двойник. Так что этот опус был последним, завершающим первую часть. Этим объясняется структура песни. Во вступлении и концовке использованы дорожки из «Психоделия Tomorrow»-сессий с участием Александра «Иваныча» Рожкова. Сведено в данном виде в апреле 93-го года для выпуска на виниловом двойнике на фирме «Золотая Долина».

Егор Летов, 15 апреля 2005 г.

Песня «Офелия», записанная с 12 по 13 ноября 1991 года, является самой любимой песней Егора и одной из лучших его песен. По словам Летова, "Офелия" была сочинена во время работы над текстом «В блокадном Ленинграде не спешат часы». Однако после смерти Егора его брат Сергей высказался, что на самом деле песня «Офелия» — реквием, посвящённый памяти Янки Дягилевой.

Песня «Передозировка» была написана после смерти кота Егора Летова, прожившего у него 11 лет. "Вторая, более «человечная» версия песни, которая тоже, как и «Зерно на Мельницу», создавалась очень медленно и долго и возникла в одночасье из ключевого образa, слова. Посвящается всем зверям, животным, живым и мертвым. Первая версия была сделана столь странно и смело, что мы не решились вставить ее в оригинальный вариант альбома (издана как бонус к «Прыг-скоку»), и переделали ее более традиционно. Во время записи я сорвал голос, посему запись этого варианта запомнилась неисчислимым количеством дублей".

Егор Летов, 15 апреля 2005 г.

"Простор Открыт". Песня написана в крайне измененном состоянии сознания, при близком и пристальном рассматривании земли как субстанции. «До Китая пешком полшага» – строчка из какого-то стихотворения Янки. Наверное, это одна из самых моих «нездешних», одержимых песен, навроде «Прыг-скока» или «Заговора».

Егор Летов, 15 апреля 2005 г.

"Будте Здоровы (Живите Богато)".

Тема придумана и записана для сольника Олега «Манагера» Судакова (не помню, на какой текст). Ему не понравилось, и мы использовали готовую болванку для себя. Текст написался как-то лихо, ни с того, ни с сего – просто выплеснулось все, что накипело. «Потонули шапки в буйных головах» – образ Кузьмы для песни Джеффа «На исходе дня», так и не вошедшей в «100 лет одиночества». Дополнительные губные гармошки сыграны Иванычем и наложены в апреле 93-го.

Егор Летов, 15 апреля 2005 г.

"Как-То Утром На Рассвете" существует в двух вариантах: в этом, который читает Кузьма, и моем.

Егор Летов, 15 апреля 2005 г.

"Туман" вообще-то создан для «Хроники пикирующего бомбардировщика» проекта «Коммунизм». Но оказался настолько подходящим по духу, да и вообще настолько близким ко всему тому, чем мы жили в то время, что было решено вставить его без изменений сюда.

Егор Летов, 15 апреля 2005 г.

"В Начале Было Слово"

Толчком к написанию текста послужило некое древнерусское заклинание на смерть. Основная тема придумана и наиграна мною и Иванычем во время записи так и не изданного инструментального альбома «Психоделия Forewer» (условное название). В концовке использована готовая безымянная вещь из частично ныне изданного «Психоделия Today».

Егор Летов, 15 апреля 2005 г.

"Семь Шагов За Горизонт, Часть 1,2" - песни из разряда текстовых/смысловых нагромождений в духе «Русского поля экспериментов», «Как в мясной избушке умирала душа» и т.п.

Егор Летов, 15 апреля 2005 г.

"Следы На Снегу".

Записано поздно вечером. Для пущего взбодрения я принял, как оказалось впоследствии, почти смертельную дозу «энергии взаймы» – чуть было не сдох, мучался потом всю ночь и следующее утро, зато получился великолепный, залихватский, единственный дубль, который передает все, что надо. Песня была сочинена давно, вот только текст был дурацкий. Не то, чтоб совсем дурацкий, но не «дотягивал». Однажды я взял и переделал его кардинально. Получилось очень достойно.

Егор Летов, 15 апреля 2005 г.

"Поживём — Увидим".

Один из последних, необходимых при завершении работы штрихов, что-то вроде знака ударения. Такая маленькая красочная песенка. Причем записана сразу же, в тот же день, что очень чувствуется.

Егор Летов, 15 апреля 2005 г.

"Сто Лет Одиночества"

Главный мой стих того времени. Манифест. Ни разу, к сожалению, не был издан так, как надо по тем или иным причинам. На CD и других носителях была выпущена лишь версия с моим «голым» (без сопровождения) голосом.

Егор Летов, 15 апреля 2005 г.

"Об Отшествии Преподобнаго В Пустыню От Славы Человеческия".

Самый красивый и глобальный опус, созданный нашим коллективом. К сожалению, тоже ни разу нигде не изданный в должном виде – то есть с резким обрывом в конце. Из всяческих лучших побуждений и соображений работники студий и выпускающих компаний почему-то постоянно «улучшали» концовку, превращая ее в беззубый фейдинг, что самым скверным образом изменяло и убивало смысл как произведения, так и всего альбома.

Только на издании 2005 года последняя песня «О отшествии преподобнаго в пустыню от славы человеческия» резко обрывается (что соответствует первоначальному замыслу), а не медленно затихает, как на предыдущих изданиях (так называемый «фейдинг»).

Песни «Свобода» и «Евангелие» были написаны для альбома «Прыг-скок», но в него не вошли:

"Свобода" изначально написана как бонус к уже готовому «Прыг-скоку». Но так как он уже пошел в распространение в том виде, в каком был сведен и собран, песня как бы «провисла» на какое-то время, пока не возникла и не оформилась идея нового альбома

"Евангелие" так же, как и «Свобода», с опозданием написана для «Прыг-скока». Тогда же появились и первые акустические версии этих песен. Записана во время самых ранних сессий «100 лет одиночества». Где-то существует более поздняя, редкая версия с наложенным органом в соло.

Егор Летов, 15 апреля 2005 г.

В феврале 1995 года альбом «Сто лет одиночества» получил главный приз за дизайн обложки премии «Бронзовый волчок» (учреждена телекомпанией НТВ и звукозаписывающей фирмой «Триарий», обойдя таких конкурентов, как «Нервная ночь» Константина Кинчева, «Хару Мамбуру» группы «Ногу свело!», «Винные мемуары» группы «Крематорий» и альбом группы «Ятха». На награждении, проходившем в московской гостинице «Рэдиссон САС Славянская», Егор Летов не присутствовал.

Комментариев нет:

Отправить комментарий