Фёдор Иванович Тютчев был лёгким и обаятельным человеком, звездой петербургского света, знаменитым острословом. Он появлялся в очередном салоне – немолодой, некрасивый, порой небрежно одетый – и все замирали: сейчас начнётся фейерверк блестящих фраз, точных и неожиданных суждений… Тютчева считали гением ещё при жизни, хотя вряд ли кто-то мог сказать – в чём именно гений. Поэзия? Вот это как раз в самой малой степени.
О том,
что крупный мидовский чиновник, тайный советник Тютчев пишет стихи, знали
немногие. И сам он никогда не отшлифовывал рифму и не мучился над стилем.
Просто он в лаконичной поэтической форме выплёскивал пришедшую ему в голову
мысль. Архивов он не вёл, к двум вышедшим при жизни сборникам не имел отношения
– издали поклонники.
Окружающие
дружно считали его гением, хотя этому в ту пору явных подтверждений не было -
Федор Иванович не любил печататься. Ему было лень переписать свои стихи,
изложить на бумаге мысли - из-за этого Россия потеряла блестящего мыслителя,
философа и политического публициста. Он надиктовывал стихи жене, после его
смерти она собрала и переписала произведения мужа (в том числе и посвященные
сопернице) - ей мы и обязаны тютчевским наследием.
Фёдор
Иванович Тютчев родился в родовом имении Овстуг Брянского уезда Орловской
губернии. Он происходил из старинного дворянского рода. В русских летописях
упоминается родоначальник Тютчевых — боярин XIV столетия Захарий Тютчев.
Незадолго до Куликовской битвы он был отправлен Великим князем Дмитрием
Ивановичем послом к Мамаю. Память об опасном и ответственном посольстве
«хитрого мужа» Захария Тютчева сохранилась даже в русской народной сказке «про
Мамая безбожного». Дед поэта, секунд-майор Николай Андреевич Тютчев, был одно
время брянским уездным предводителем дворянства.
Отец
поэта, Иван Николаевич Тютчев, служил смотрителем в «экспедиции Кремлевского
строения». Мать поэта, Екатерина Львовна, урожденная Толстая, была племянницей
известного полководца А.М. Римского-Корсакова. Рано лишившись матери, она была
взята в семью бездетной тетки графини Анны Васильевны Остерман, урожденной
Толстой. Жена московского генерал-губернатора графа Федора Андреевича
Остермана, Анна Васильевна завещала впоследствии своей племяннице часть состояния
и многие семейные реликвии.
В 1810
году родители поэта купили в Москве дом с обширным двором и разными
хозяйственными службами. Здесь они проводили зимние месяцы. Федор рос вместе со
старшим братом Николаем и сестрой Дарьей. Родители дали детям прекрасное
домашнее образование. Воспитателем и учителем русского языка Федора Тютчева был
знаток классической, иностранной и русской поэзии и сам поэт — Семен Егорович
Раич.
Изучив
латынь и древнеримскую поэзию, Тютчев уже в тринадцать лет переводил оды
Горация. С 1817 года в качестве вольнослушателя он начал посещать лекции на
словесном отделении в Императорском Московском университете, где его
преподавателями были Алексей Мерзляков и Михаил Каченовский. Ещё до зачисления в
университет Тютчев был принят в число студентов в ноябре 1818 года. В 14 лет он
был избран членом Общества любителей российской словесности.
По
окончании университета, 18 марта 1822 года Тютчева зачислили на службу в
Государственную коллегию иностранных дел. 11 июня он отправился в Мюнхен, на
должность сверхштатного чиновника русской дипломатической миссии в Баварии.
В Мюнхене
он познакомился и подружился с Генрихом Гейне, часто беседовал с философом Ф.В.
Шеллингом и другими учеными из Мюнхенского университета. В дневнике П.В.
Киреевского сохранился отзыв Шеллинга о Тютчеве: "Это превосходнейший
человек, очень образованный человек, с которым всегда охотно беседуешь".
Здесь же, в начале своей дипломатической карьеры, он влюбился в юную графиню
Амалию Лерхенфельд. Девушка отвечает ему взаимностью. Федор обменялся часовыми
цепочками с красавицей, причем в обмен на золотую получил всего лишь шелковую.
Но, видимо, по настоянию родителей, в 1825 году "прекрасная Амалия"
вышла замуж за сослуживца Тютчева, барона Крюденера. Впоследствии у Тютчева
сохранялись добрые отношения с четой Крюденеров. В 1870 году на водах в Карлсбаде
поэт встретил свою прежнюю возлюбленную, давно похоронившую первого мужа и
ставшую графиней Адлерберг. Благодаря этой встречи и появилось знаменитое
стихотворение "К.Б." (эти буквы — сокращение переставленных слов
"Баронессе Крюденер").
Я
встретил вас — и все былое
В
отжившем сердце ожило;
Я
вспомнил время золотое
И
сердцу стало так тепло
Стихотворение
было положено в конце XIX века на музыку С. Донауровым, А. Спирро, Б.
Шереметевым, Л. Малашкиным. Однако наибольшую известность романс получил в
переложении замечательного певца И.С. Козловского.
В
двадцать два года Тютчев сочетался браком с молодой вдовой русского дипломата
Элеоноре Петерсон, урожденной графиней Ботмер. Тютчев был на четыре года моложе
жены, к тому же у нее от первого брака было четверо детей. О красоте и
женственности Элеоноры Тютчевой свидетельствуют ее портреты. "...Я хочу,
чтобы вы, любящие меня, знали, что никогда ни один человек не любил другого
так, как она меня. Я могу сказать, уверившись в этом на опыте, что за
одиннадцать лет не было ни одного дня в ее жизни, когда ради моего благополучия
она не согласилась бы, не колеблясь ни мгновения, умереть за меня...", —
писал Федор родителям о своей первой жене. Не раз приходилось ей выступать в
нелегкой роли "покровительницы или пестуна" своего мужа — и всегда с
неизменным успехом. Элеонора подарила ему трех дочерей и очень страдала от
неверности влюбчивого мужа.
Еще
томлюсь тоской желаний,
Еще
стремлюсь к тебе душой -
И
в сумраке воспоминаний
Еще
ловлю я образ твой...
Твой
милый образ, незабвенный,
Он
передо мной везде, всегда,
Недостижимый,
неизменный,
Как
ночью на небе звезда...
Очередной
изменой поэта - более серьезным, чем просто светская интрижка, - стал его роман
с известной мюнхенской красавицей аристократкой Эрнестиной Дёрнберг, урожденной
фон Пфеффель. Молодая баронесса была хороша собой и прекрасно танцевала, так
что её приглашали даже на малые балы к королю Людвигу. Роман был бурным. Когда
вся эта история получила огласку, жена Тютчева Элеонора пыталась покончить
жизнь самоубийством, правда, несколько театрально: ударив себя в грудь
кинжалом, который был частью маскарадного реквизита. Раны оказались
несерьезными.
В 1838
году Элеонора умерла. Незадолго до этого она испытала страшное потрясение во
время пожара на пароходе "Николай I", на котором она с дочерьми
возвращалась из России. Тютчев так тяжело переживал утрату жены, что поседел за
одну ночь...
Время
залечило его душевную рану. Тютчев, прекративший было отношения с баронессой Дёрнберг,
вернулся к своей возлюбленной. Много лет спустя Эрнестина вспоминала об одном
роковом бале, на котором её муж барон Дёрнберг почувствовал себя нездоровым. Не
желая мешать жене веселиться, господин барон решил уехать с бала один.
Обратившись к русскому дипломату, с которым разговаривала баронесса, он сказал:
«Поручаю Вам мою жену». Через несколько дней Дёрнберг умер от тифа.
Тютчев
буквально выполнил просьбу борона, женившись позднее на его вдове. Для этого
надо было ехать в Мюнхен – а ни отпуска, ни отставки начальство не давало.
Тогда Тютчев просто бросил все дела и самовольно уехал к Эрнестине Фёдоровне.
Эрнестина уже ждала от него ребёнка, и надо было срочно узаконить отношения. В
июле 1839 года в Берне Тютчев обвенчался с Дернберг. Их брак оказался очень
удачным. Дети Тютчева быстро привязались к Эрнестине. Та с нежностью заботилась
о трех его дочерях от первого брака, как и о своих родных детях (она родила
мужу двух дочерей и сына). За три десятилетия их совместной жизни Тютчев
написал Эрнестине полтысячи писем.
Люблю
глаза твои, мой друг,
С
игрой их пламенно-чудесной,
Когда
их приподымешь вдруг
И,
словно молнией небесной,
Окинешь
бегло целый круг...
Эрнестина
оставалась верным и всепонимающим другом поэта до конца его дней. Переселившись
позже в Россию, она специально изучила русский язык, чтобы понимать русские
стихи своего мужа, поэтический талант которого ценила по достоинству.
За тяжкий
служебный проступок Тютчев, занимавшиц тогда высокий пост поверенного в делах
(фактически – посланника) при дворе Сардинского королевства, был отставлен от
должности. Дипломатическая деятельность прервалась, но до 1844 года Тютчев
продолжал жить за границей.
Тютчев,
казалось бы, скомпрометирован напрочь – он в отставке, лишён придворного звания
камергера, живёт частной жизнью. Однако многие тютчевоведы считают, что к его
таланту дипломата обращались и тогда. А через много лет Фёдор Иванович был
главным консультантом канцлера Горчакова, когда Россия после Крымской войны
дипломатическим путём возвращала Чёрное море.
В конце
сентября 1844 года, прожив за границей около 22 лет, Тютчев с женой и двумя
детьми от второго брака переехал из Мюнхена в Петербург, а через полгода его
снова зачислили в ведомство Министерства иностранных дел; тогда же было
возвращено поэту и звание камергера. Дальнейшая карьера Тютчева шла весьма
успешно – он дослужился до чина тайного советника (генерал-лейтенанта, если на
военные мерки), мог и в действительные тайные выйти, да сам не рвался.
Через
время немолодой Тютчев-чиновник занимает уже пост председателя «Комитета
цензуры иностранной». Фёдору Ивановичу должность позволяет быть в курсе всех
новостей, что для него очень важно. Кстати именно Тютчев не разрешил
распространять в России «Манифест Коммунистической партии» на русском языке,
заявив, что «кому надо, прочтут и на немецком». К слову, каждый из сотрудников
Тютчева знал по семь-восемь языков.
На посту
Председателя комитета иностранной цензуры, несмотря на многочисленные
неприятности и столкновения с правительством, Тютчев пробыл 15 лет, вплоть до
своей кончины. Привлеченный к сотрудничеству главным начальником III отделения
Собственной Его Императорского Величества Канцелярии Бенкендорфом Фёдор
Иванович написал проект создания некоей структуры, ответственной, если
современным языком, за имидж России за рубежом. Но речь не шла о бесконечном её
восхвалении. Однако за границей жили влиятельные противники России – например,
польские эмигранты, у которых имелись реальные проблемы. И Тютчев доказывал: мы
должны сами влиять на умы, бороться за чужие элиты, это порой эффективнее любых
пушек. Сегодня сказали бы, что он продумал идею информационных войн. Но точнее
всё же – контрвойн. Большой интерес Николая I вызвала анонимно
опубликованная Тютчевым статья «Письмо к г-ну доктору Кольбу» («Россия и
Германия»; 1844). Эта работа была предоставлена императору, который, как
сообщил своим родителям Тютчев, «нашёл в ней все свои мысли и будто бы
поинтересовался, кто её автор».
Совсем не
печатая в эти годы стихотворений, Тютчев выступает с публицистическими статьями
на французском языке: «Письмо к г-ну доктору Кольбу» (1844), «Записка царю»
(1845), «Россия и революция» (1849), «Папство и римский вопрос» (1850). Две
последние являются одними из глав незавершённого трактата «Россия и Запад»,
задуманного им под впечатлением революционных событий 1848—1849 гг. Позднее,
уже в России написал статью «О цензуре в России» (1857).
В этот
период и сама поэзия Тютчева подчинена государственным интересам, как он их
понимал. Он создаёт много «зарифмованных лозунгов» или «публицистических статей
в стихах»: «Гус на костре», «Славянам», «Современное», «Ватиканская годовщина».
Первая книга стихов Тютчева появилась только в 1854 году. В феврале И.С.
Тургенев с гордостью сообщил С.Т. Аксакову: «...Уговорил Тютчева (Ф.И.) издать
в свет собранные свои стихотворения...»
В зрелые
годы жизнь Тютчева была так же полна любовных страстей. Жизнь подходила к
зениту. Даже служебные дела в Петербурге были налажены. Но неожиданно в это
устроенное бытие ворвалась «последняя любовь». Когда началось увлечение Тютчева
Денисьевой, неизвестно. Имя ее впервые появилось в семейной переписке Тютчевых
за 1846 и 1847 годы. Елена Александровна принадлежала к старому, но обедневшему
дворянскому роду. В глазах той части петербургского общества, к которой
принадлежали Тютчев и Денисьева, любовь их приобрела интерес светского
скандала. При этом жестокие обвинения пали почти исключительно на Денисьеву.
Перед ней навсегда закрылись двери тех домов, где прежде она была желанной
гостьей. Отец от нее отрекся, ее тетка А.Д. Денисьева вынуждена была оставить
свое место в Смольном институте и вместе с племянницей переселиться на частную
квартиру.
Любовь
Тютчева и Денисьевой продолжалась в течение четырнадцати лет, до самой ее
смерти. У них было трое детей. Все они по настоянию матери записывались в
метрические книги под фамилией Тютчевых. Поэта она любила страстной,
беззаветной и требовательной любовью, внесшей в его жизнь немало счастливых, но
и немало тяжелых минут. Тютчев не порывал со своей семьей. Он любил их обеих:
свою законную жену Эрнестину Дернберг и внебрачную Елену Денисьеву и безмерно
страдал оттого, что не в состоянии ответить им той же полнотой и
безраздельностью чувства, с каким они относились к нему. «Мне нечего скрываться, и нет необходимости ни от кого прятаться: я
более всего ему жена, чем бывшие его жены, — писала она, — и никто в мире
никогда его так не любил и не ценил, как я его люблю и ценю, никогда никто его
так не понимал, как я его понимаю...».
Начиная с
середины 1860-х годов личная жизнь Тютчева омрачилась рядом тяжелых утрат. В
стихотворении «Накануне годовщины 4 августа 1864 года» Тютчев пишет: «Завтра
день молитвы и печали, // Завтра память рокового дня...» В этот день умерла от
чахотки Денисьева. История этой любви запечатлена в цикле стихотворений,
составляющем вершину интимной лирики Тютчева («О, как убийственно мы любим...»,
«О, не тревожь меня укорой справедливой...», «Предопределение», «Я очи знал, —
о, эти очи...», «Последняя любовь» и др.). В «денисьевском цикле» с
удивительной психологической точностью и глубиной явлены свойства
всепоглощающей любовной страсти, несущей разрушение любящим душам, «блаженство
и безнадежность» последней любви. Здесь любовь предстает как «роковое слиянье и
поединок роковой» двух сердец. Тютчев пишет:
О, как
убийственно мы любим! –
Как в
буйной слепоте своей
Мы то
всего вернее губим
Что
сердцу нашему милей!...
Смерть
любимой была ударом, от которого поэт долго не мог оправиться. После смерти
Денисьевой, в которой он винил себя, Тютчев уехал к семье за границу. Год
провёл в Женеве и Ницце, а по возвращении (1865) в Россию ему пришлось пережить
смерть двоих детей от Денисьевой. Затем последовали смерти ещё одного сына, и
ещё одной дочери, и матери, и единственного брата. С братом Николаем, военным
разведчиком, полковником Генштаба (по нынешним понятиям - ГРУ) у Тютчева были
очень тёплые дружеские отношения, так что эта утрата была для него весьма
скорбной. Ужас подступающей смерти выразился в стихотворении «Брат, столько лет
сопутствовавший мне...» (1870).
Пытаясь
залечить душевные раны 62-летний Тютчев завел роман с подругой покойной
любовницы — Еленой Богдановой. О существовании еще одной гражданской жены поэта
его родственники узнали лишь из завещания. Гортензию Лапп он привез за собой из
Германии еще за три года до того, как встретил Денисьеву. Ей и их общим
сыновьям Тютчев завещал свою генеральскую пенсию, которая по закону полагалась
вдове — Эрнестине.
«Первыми поэтами эпохи» считались другие люди
(ныне почти забытые), Тютчев как поэт числился в «талантливых дилетантах». Он
вообще по натуре был созерцателем. Его устраивало быть тем, кем он был:
человеком, который всё знает, всё понимает, посильно влияет на события,
оставаясь не на виду. Но время распорядилось иначе: Тютчев вошёл в мировую
литературу как поэт-классик, а романсы на его стихи поют и слушают и по сей
день.
4 декабря
1872 года поэт утратил свободу движения левой рукой и ощутил резкое ухудшение
зрения; его начали одолевать мучительные головные боли. Утром 1 января 1873
года, невзирая на предостережение окружающих, Тютчев пошёл на прогулку,
намереваясь посетить знакомых. На улице с ним случился удар, парализовавший всю
левую половину тела. 15 (27) июля 1873 года Федор Иванович скончался в Царском
Селе, на 70-м году жизни. 18 июля 1873 года гроб с телом поэта был перевезён из
Царского Села в Петербург и похоронен на кладбище Новодевичьего монастыря. Узнав
о смерти поэта, Тургенев писал Фету из Буживаля: "Милый, умный, как день
умный Федор Иванович, прости — прощай!"
В 1886
году Эрнестиной Федоровной были изданы сочинения Тютчева, впервые включавшие, кроме
стихотворений, политические статьи поэта. Вдова также «с полной тщательностью»
— по словам детей — «подготовила материал для последующего издания, завещав
осуществить его после её кончины». В 1900 году Иван и Дарья Тютчевы исполнили
ее волю.
Композиторы
обратились к поэзии Тютчева еще при его жизни, причем первые вокальные
сочинения на его слова были написаны дилетантами, поклонниками его стихов.
Первым же
из профессиональных композиторов в 1874 году открыл в поэзии Тютчева источник
вдохновения для музыкального — творчества Петр Ильич Чайковский. Романс «Как
над горячею золой» на слова Тютчева, посвященный артисту Большого театра певцу
Дмитрию Орлову, проникнут глубоким философским смыслом, психологизмом и
трагизмом содержания.
Одни
стихотворения поэта (их большинство) получили музыкальную жизнь, прежде всего,
в романсах, другие — в хоровых произведениях, а некоторые даже послужили темами
для программных инструментальных сочинений.
Новую
страницу в историю музыкального истолкования наследия Тютчева внес Сергей
Танеев, ученик Чайковского. Уделяя особое внимание полифонии, он перевоплотил
стихи Тютчева в многоголосные композиции, хоры и ансамбли, стремясь раскрыть их
глубокий поэтический смысл.
Очень
близок поэту по лирической природе дарования и редкому богатству музыкальной
мысли был композитор Сергей Рахманинов, который создал замечательные романсы на
тексты Тютчева: «Ты знал его», «Весенние воды», «Все отнял у меня казнящий бог»
и др. Рахманинов придает поэтическим строкам Тютчева. грандиозный, эпический
накал страстного чувства, свободолюбивых надежд.
Для
композитора Николая Метнера Тютчев был одним из самых любимых поэтов,
неисчерпаемым источником творческого вдохновения. Так же, как и Рахманинов,
Метнер преимущественно предпочитал трагические, глубоко пессимистические
стихотворения Тютчева. «Некоторая сдержанность, подчас суровость музыки, — писал
он, — роднит меня с Тютчевым, поэтом космического сознания». Так часто называли
Тютчева в России.
Заметный
след в истории музыкального воплощения тютчевской поэзии оставил Юрий Шапорин,
которому особенно импонировала элегическая лирика Тютчева. Вокальный цикл
«Шесть романсов для голоса и фортепиано» содержит следующие стихи, отобранные
композитором: «Душа моя — Элизиум теней», «О чем ты воешь, ветр ночной», «От
жизни той, что бушевала здесь», «Последняя любовь», «Грустный вид и грустный
час», «Поэзия». Эти стихи были в свое время использованы Метнером, тем не менее
Шапорин сумел найти свою собственную трактовку поэтических текстов Федора
Ивановича.
Такой
своеобразный композитор, как Николай Мясковский, создал вокальный цикл «Три
наброска», куда вошли стихи Тютчева «Нам не дано предугадать», «Нет более искр
живых», «Как ни тяжел последний час».
Новые
нюансы в освоении поэзии Тютчева обозначились у Валентина Сильвестрова, очень
тонко ощущающего краски звукового мира музыки. В вокальном цикле «Ступени» на
слова Тютчева написаны два романса: «Тени сизые смесились» и «Последняя
любовь». Сильвестров наполняет поэзию Тютчева новым смыслом, углубляет ее
эмоциональное и психологическое содержание сложным подтекстом, приближая ее тем
самым к нашему времени, к его ‘духовно-нравственным координатам, в результате
чего возникают подлинные шедевры. Вообще соприкосновение с творчеством Тютчева
духовно обогащает каждого человека, а тем более композитора, художника.
Комментариев нет:
Отправить комментарий