Удивительно
талантливый и достойный партнёр Луи Армстронга, Джонни Доддс (Johnny Dodds) был
не только одним из первых ярких джазовых кларнетистов, он также является одним
из крупнейших джазовых музыкантов новоорлеанского периода и основоположником
традиционной исполнительской школы игры на этом инструменте.
Джонни
Доддс родился 12 апреля 1892 года в Уэйвленде (штат Миссисипи). Его отец и дядя
были скрипачами, сестра играла на мелодеоне, а в подростковом возрасте Джонни
пел высоким тенором в семейном квартете. Музыкальные способности у Джонни проявились
с детских лет. Согласно легенде, его инструментальное мастерство началось с
игрушечной флейты, которая была куплена для его брата, Уоррена «Бэби» Доддса. Он
получил в подарок от отца кларнет и быстро освоил его. Несмотря на то, что он
взял несколько уроков у известных новоорлеанских кларнетистов Лоренцо Тио и
Чарли Маккарди, Джонни добился мастерства и успеха сам, играя в уличных
оркестрах и работая на прогулочных пароходах.
В
неполных 20 лет Джонни Доддс оказался в оркестре Кида Ори в Новом Орлеане –
вполне «приличном месте». Вскоре и Кинг Оливер оценил его талант и пригласил
вместе с братом, ударником Baby Dodds, в свой оркестр «Oliver's Creole Jazz
Band».
Следуя за
Кингом Оливером, оба брата Доддса перебрались в Чикаго, участвовали в турне
«Oliver's Creole Jazz Band» по Калифорнии и концертировали с ним в Чикаго. В
1923 году они оба записались в составе оркестра Кинга Оливера — это наиболее
ранние грамзаписи негритянских музыкантов из Нового Орлеана. Но через 4 года
оркестр Оливера распался.
После
распада оркестра Джонни Доддс играл вместе с братом, организовывал студийные
составы «Johnny Dodds Orchestra», «Washboard Band», «New Orleans Wanderer»,
«Chicago Footswarmers», периодически участвовал в небольших ансамблях «Hot
Five» (1925) и «Hot Seven» (1927) Луи Армстронга и в оркестре Jelly Roll Morton
«Red Hot Peppers» (1927). Доддс
часто выступал и записывался со своей хорошей подругой Нэтти Доминик,
поддерживая с ней профессиональные отношения, которые продлились всю жизнь. В период с 1927 по 1929 год он
много записывался под своим именем для Paramount, Brunswick/Vocalion и Victor.
Тембр его
игры был характерным, с древесным нижним и парящим, завывающим верхним
регистрами. Доддс использовал пульсирующее вибрато, которое придавало страсть
его музыкальным идеям. Он был мастером блюза, как по форме, так и по духу, и
свободно импровизировал с бесконечными вариациями.
Louis Armstrong (cn), John Thomas (tb), Jonhnny Dodds (cl), Lil Armstrong (p), Johnny St.Cyr (bjo,g), Pete Brigs (tu), Baby Dodds (d) – «Wild Man Blues» (1928-05-07, Chicago)
В 30-х
годах центр джазовой музыки переместился в Нью-Йорк, а Джонни Доддс остался в
Чикаго и был в значительной степени забыт. Он был вынужден выступать в
маленьких клубах на окраинах Чикаго, в течение нескольких лет подрабатывал
водителем такси и пекарем, но джазовую сцену не оставлял.
В 1938
году Джонни сумел восстановить былую славу, благодаря ривайвл-движению. Записи
в Нью-Йорке и выступления в Чикаго немало способствовали возрождению
новоорлеанского джаза. Он оказал большое влияние практически на всех
негритянских и белых кларнетистов, в частности, на Бенни Гудмана, который утверждал,
что никто никогда не превзошел Доддса в достижении более тонкого тона на
кларнете. Но длилось возрождение его музыкальной карьеры очень недолго. 8
августа 1940 года в Чикаго Доддс скончался от кровоизлияния в мозг.
Его
звучание на кларнете немецкой системы Альберта очень индивидуально, энергично и
напористо, а ощущение целостности "музыкант-инструмент" складывается
с первых секунд прослушивания. Будучи блестящим солистом, Джонни Доддс всегда
стремится к наиболее органичному взаимодействию всех инструментов, участвующих
в коллективной импровизации, и проявил себя удивительным и тонким ансамблистом!
Джонни Доддс
был старшим братом барабанщика Уоррена «Бэби» Доддса, одного из первых выдающихся
джазовых барабанщиков (см. подробнее). В 1926 году они работали вместе в группе «New Orleans
Bootblacks». Некоторые источники предполагают, что братья Доддс не всегда
ладили друг с другом. Когда братья были маленькими, Джонни получил в подарок от
своего отца кларнет, в то время как «Бэби» не подарили барабан, уоторый тот просил.
В «Истории Бэби Доддса» Малыш Доддс обсуждает свою ревность к своему старшему
брату. Джонни не позволял «Бэби» играть с ним музыку, потому что «Бэби» был сильно
пьющим, а Джонни не пил. Но когда Джо Оливер пригласил «Бэби» в свою группу, Джонни
понял, насколько вырос талант «Бэби» как барабанщика, и Джонни изменил свое
мнение о брате. Хотя скандалы на почве чрезмерного употреблении алкоголя «Бэби»
продолжались, они сблизились и как братья и как музыканты. Смерть брата сильно
повлияла на «Бэби».
В знак
признания вклада Джонни Доддса в создание джаза он был посмертно введен в Зал
славы джаза, как один их его «главных архитекторов».
Комментариев нет:
Отправить комментарий