пятница, 12 апреля 2024 г.

Кларнетист-самоучка, один из прославленных пионеров и творцов раннего джаза. Джонни Доддс (12 апреля 1892 — 8 августа 1940).

Зал славы джаза.

Удивительно талантливый и достойный партнёр Луи Армстронга, Джонни Доддс (Johnny Dodds) был не только одним из первых ярких джазовых кларнетистов, он также является одним из крупнейших джазовых музыкантов новоорлеанского периода и основоположником традиционной исполнительской школы игры на этом инструменте.

Johnny Dodds – «Little Bits» (1927)

Джонни Доддс родился 12 апреля 1892 года в Уэйвленде (штат Миссисипи). Его отец и дядя были скрипачами, сестра играла на мелодеоне, а в подростковом возрасте Джонни пел высоким тенором в семейном квартете. Музыкальные способности у Джонни проявились с детских лет. Согласно легенде, его инструментальное мастерство началось с игрушечной флейты, которая была куплена для его брата, Уоррена «Бэби» Доддса. Он получил в подарок от отца кларнет и быстро освоил его. Несмотря на то, что он взял несколько уроков у известных новоорлеанских кларнетистов Лоренцо Тио и Чарли Маккарди, Джонни добился мастерства и успеха сам, играя в уличных оркестрах и работая на прогулочных пароходах.

В неполных 20 лет Джонни Доддс оказался в оркестре Кида Ори в Новом Орлеане – вполне «приличном месте». Вскоре и Кинг Оливер оценил его талант и пригласил вместе с братом, ударником Baby Dodds, в свой оркестр «Oliver's Creole Jazz Band».

Следуя за Кингом Оливером, оба брата Доддса перебрались в Чикаго, участвовали в турне «Oliver's Creole Jazz Band» по Калифорнии и концертировали с ним в Чикаго. В 1923 году они оба записались в составе оркестра Кинга Оливера — это наиболее ранние грамзаписи негритянских музыкантов из Нового Орлеана. Но через 4 года оркестр Оливера распался.

Johnny Dodds & «New Orleans Wanderers» - «Perdido Street Blues» (1924)

После распада оркестра Джонни Доддс играл вместе с братом, организовывал студийные составы «Johnny Dodds Orchestra», «Washboard Band», «New Orleans Wanderer», «Chicago Footswarmers», периодически участвовал в небольших ансамблях «Hot Five» (1925) и «Hot Seven» (1927) Луи Армстронга и в оркестре Jelly Roll Morton «Red Hot Peppers» (1927). Доддс часто выступал и записывался со своей хорошей подругой Нэтти Доминик, поддерживая с ней профессиональные отношения, которые продлились всю жизнь. В период с 1927 по 1929 год он много записывался под своим именем для Paramount, Brunswick/Vocalion и Victor.

Тембр его игры был характерным, с древесным нижним и парящим, завывающим верхним регистрами. Доддс использовал пульсирующее вибрато, которое придавало страсть его музыкальным идеям. Он был мастером блюза, как по форме, так и по духу, и свободно импровизировал с бесконечными вариациями.

Louis Armstrong (cn), John Thomas (tb), Jonhnny Dodds (cl), Lil Armstrong (p), Johnny St.Cyr (bjo,g), Pete Brigs (tu), Baby Dodds (d) – «Wild Man Blues» (1928-05-07, Chicago)

В 30-х годах центр джазовой музыки переместился в Нью-Йорк, а Джонни Доддс остался в Чикаго и был в значительной степени забыт. Он был вынужден выступать в маленьких клубах на окраинах Чикаго, в течение нескольких лет подрабатывал водителем такси и пекарем, но джазовую сцену не оставлял.

В 1938 году Джонни сумел восстановить былую славу, благодаря ривайвл-движению. Записи в Нью-Йорке и выступления в Чикаго немало способствовали возрождению новоорлеанского джаза. Он оказал большое влияние практически на всех негритянских и белых кларнетистов, в частности, на Бенни Гудмана, который утверждал, что никто никогда не превзошел Доддса в достижении более тонкого тона на кларнете. Но длилось возрождение его музыкальной карьеры очень недолго. 8 августа 1940 года в Чикаго Доддс скончался от кровоизлияния в мозг.

Его звучание на кларнете немецкой системы Альберта очень индивидуально, энергично и напористо, а ощущение целостности "музыкант-инструмент" складывается с первых секунд прослушивания. Будучи блестящим солистом, Джонни Доддс всегда стремится к наиболее органичному взаимодействию всех инструментов, участвующих в коллективной импровизации, и проявил себя удивительным и тонким ансамблистом!

Джонни Доддс был старшим братом барабанщика Уоррена «Бэби» Доддса, одного из первых выдающихся джазовых барабанщиков (см. подробнее). В 1926 году они работали вместе в группе «New Orleans Bootblacks». Некоторые источники предполагают, что братья Доддс не всегда ладили друг с другом. Когда братья были маленькими, Джонни получил в подарок от своего отца кларнет, в то время как «Бэби» не подарили барабан, уоторый тот просил. В «Истории Бэби Доддса» Малыш Доддс обсуждает свою ревность к своему старшему брату. Джонни не позволял «Бэби» играть с ним музыку, потому что «Бэби» был сильно пьющим, а Джонни не пил. Но когда Джо Оливер пригласил «Бэби» в свою группу, Джонни понял, насколько вырос талант «Бэби» как барабанщика, и Джонни изменил свое мнение о брате. Хотя скандалы на почве чрезмерного употреблении алкоголя «Бэби» продолжались, они сблизились и как братья и как музыканты. Смерть брата сильно повлияла на «Бэби».

В знак признания вклада Джонни Доддса в создание джаза он был посмертно введен в Зал славы джаза, как один их его «главных архитекторов».

Комментариев нет:

Отправить комментарий