«ВЕРНЫЕ ДРУЗЬЯ» НА ВСЕ ВРЕМЕНА
Это оптимистичное название — «Верные друзья» — было придумано музыкантами уже существовавшего известного московского вокально-инструментального ансамбля «Москвичи». Новое имя вполне соответствовало ребятам, их творческому пути, порой с крутыми поворотами. Сказать про их сплоченный коллектив можно было бы словами из одной известной песни композитора Никиты Богословского: «Один за всех и все за одного...». А какие мелодичные произведения они тогда пели и выпускали на своих пластинках: «Песенка верных друзей» из одноименного кинофильма, про «Девятый класс», где весна по имени Светлана, «Все к лучшему изменится, поверь» или «Ты мне веришь или нет» и, конечно, «Синий иней», «Счастливых дней карусель» ...
По
истории создания «Москвичи» были практически первым московским ВИА вслед за
«Голубыми гитарами» Игоря Гранова и «Веселыми ребятами» Павла Слободкина. В то
время официальных музыкальных коллективов в жанре ВИА было совсем немного. Но у
всего рабочего состава музыкантов, у всех было единственное желание — петь и
одновременно играть на электрооргане, электрогитарах или ударниках с бубном!
Делать это было достаточно сложно, поскольку хотелось еще и свободно двигаться
по сцене. Да, мешали провода от микрофонов и электрогитар, а также серьезные
возражения художественных советов, принимавших концертные программы. В
репертуаре непременно нужны были патриотические с гражданской тематикой
произведения советских композиторов. Как нелегко было «Поющим гитарам» Анатолия
Васильева пробить и утвердить этот жанр первыми в стране, а на западе он жил и
существовал уже давно — там были, уже любимые, «Битлы», «Роллинги», «Манкисы».
И вот благодаря энтузиазму советских музыкантов, вообще не видевших не только
живых выступлений западных групп (по телевизору их просто не показывали, а
видеомагнитофонов и CD-плейеров тогда еще не было), но и их фотографий, наш
«биг-бит» все-таки зазвучал! В то же примерное время ВИА все чаще появлялись
как на профессиональной, так и на самодеятельной эстраде. В каждом городе, при
филармониях и институтах, дворцах культуры, заводах и фабриках создавались
вокально-инструментальные ансамбли.
«ВЕРНЫЕ ДРУЗЬЯ»
НАЧИНАЛИСЬ В «МОСКВИЧАХ»
История
вокально-инструментального ансамбля «Верные друзья» начиналась на заре первых
профессиональных ВИА в популярном коллективе «Москвичи». Летом 1971 г.
музыканты — выпускники музыкальных училищ и уже имеющие достаточный опыт работы
— решили создать свой молодежный ансамбль. А поскольку все были жителями
столицы, то и название пришло само по себе — просто и точно: «Москвичи»! Надо
сказать, что на самодеятельной сцене столицы еще с 1968 г. выступало рок-трио
«Москвичи» братьев Шаповаловых, игравшее заводной «рок-билли» в кафе
«Молодежное» на улице Горького (сегодня это прежняя и одновременно новая
Тверская).
«А что же
было в нашей стране до официального жанра вокально-инструментальных ансамблей?»
— поинтересовался я у солиста «Москвичей» и «Верных друзей», а сегодня —
руководителя замечательной шоу-группы «Доктор Ватсон» Георгия Мамиконова. Как
первому исполнителю песни «Естердей» из репертуара «Битлз» на всесоюзном
телеэкране в составе вокально-инструментального оркестра «ВИО-66», еще в 1967
г., ему есть, что вспомнить и рассказать. «Еще до рождения всего этого
направления ВИА, — говорит Георгий Мамиконов, — у нас в стране был единственный
большой коллектив «ВИО-66», 1966 года рождения. Наш руководитель — композитор,
выдающийся джазмен, автор известного «Черного кота» — Юрий Сергеевич Саульский.
Он замечательный человек, много сделавший для пропаганды советского джаза за
рубежом. «ВИО-66» не надо путать с ВИА. Это был вокально-инструментальный
джаз-оркестр с мужским и женским вокальными квартетами. Он был единственным в
Советском Союзе, а может и в Европе. Тогда уже существовали оркестры Джеймса
Ласта и Поля Мариа, которые играли эстраду. Юрий Сергеевич очень помогал вокально-инструментальным
ансамблям — «Верным друзьям», «Акварелям», «Добрым молодцам», а также молодежным
рок-командам — «Цветы», «Автограф», «Машине Времени», «Группе Гуннара Грапса».
Он вставал за них стеной на художественных советах и не терпел халтуры. В годы
начального периода творчества ВИА, как никто другой, помогал, когда на нас
обрушилась волна, насильно заставляющая музыкантов, исполнять песни только
членов Союза композиторов. Никаких Антоновых, Майоровых, Добрыниных в
репертуарах ансамблей тогда просто не было».
ВИА
«МОСКВИЧИ», ОЛЕГ УХНАЛЕВ И АЛЛА ПУГАЧЕВА
«Москвичей»
приняли на работу в концертно-гастрольное объединение «Рос-концерт». Вначале
ансамбль был аккомпанирующим составом уже известному певцу Олегу Ухналеву. Кто
не помнит популярных песен в исполнении этого голосистого исполнителя, таких
как «И не то что бы да, и не то что бы нет», «Балладу о солнечном Ра»,
звучавших по радио и на грампластинках. Творческая биография певца из Горького
(ныне Нижнего Новгорода) начиналась в ансамбле песни и пляски Балтийского
флота, затем в «ВИО-66» под руководством Юрия Саульского, певец закончил
Московскую Государственную консерваторию.
Руководителем
ансамбля «Москвичи» стал искусный московский гитарист Валерий Беспалов,
некоторое время работавший в ансамбле «Веселые ребята», во времена записи «Люди
встречаются» и «Легко влюбиться». Солистами стали Георгий Мамиконов и Евгений
Гудков — выпускники Свешниковского музыкального училища, работавшие в «ВИО-66».
Инструменталистами стали замечательные музыканты из Московского объединения
музыкальных ансамблей, выступавшие в лучших ресторанах Москвы и имеющие
достаточно большой опыт, — это бас-гитарист Валерий Дурандин (потом он работал
в «Веселых ребятах»), Александр Соколовский (труба), Владимир Кожевников
(фортепиано), Евгений Пырченков (ударные), Михаил Акопян (саксофон). После
недолгого сотрудничества с Олегом Ухналевым их пути разошлись. Певца уволили за
банальный «кир», а «Москвичи» продолжили свою биографию самостоятельно. Очень
активно стали сотрудничать с композиторами, пианистом Алексеем Мажуковым и
вибрафонистом Леонидом Гарином. В репертуаре звучали старые и новые песни о
Москве, «Московская кадриль» и «Московское метро».
Именно в
этот период в ансамбль «Москвичи» приходит работать совсем юная Алла Борисовна
Пугачева. До этого она уже записала несколько песен Микаэла Таривердиева для
фильмов «Король-олень» и «Печки-лавочки», а также некоторое время пела в
ансамбле «Новый электрон» под руководством Валерия Приказчикова. Перейти в
«Москвичи» певицу пришлось уговаривать. Первый опыт работы в «Новом электроне»
— вечные дороги и гастроли — оказал явно отталкивающее воздействие на
восприятие мира. Администратору «Москвичей» Олегу Наумовичу Непомнящему удалось
все же пригласить певицу, несмотря на недавнее рождение у нее дочери —
Кристины. Солостка Алла Пугачева пела в «Москвичах» песни Леонида Гарина и
Алексея Мажукова, в том числе «У меня, Марины». В начале 1972 г. Аллу Пугачеву
пригласил в свой классический джазовый биг-бэнд наш выдающийся музыкант и
дирижер Олег Лундстрем.
«МЫ ВАМ
ЧЕСТНО СКАЗАТЬ ХОТИМ...»
В этот
период на «Москвичей» обрушилась целая полоса невезения и неудач. Несмотря на
невысокую зарплату, соизмеримую со студенческой стипендией, ансамбль «Москвичи»
уволили из «Росконцерта» «по бюджетным соображениям». Двоих музыкантов —
барабанщика и пианиста, — забрали в армию. Коллектив покинул руководитель
Валерий Беспалов. Солист Евгений Гудков перешел в другой ансамбль «Росконцерта»
ВИА «Коробейники». Но благодаря огромной энергии и вдохновению музыканты продолжили
свое творчество. На вакантное место гитариста пришел молодой талантливый
вокалист Игорь Капитанников, к тому же еще по образованию виолончелист. До
этого он был претендентом в состав нового вокально-инструментального ансамбля
Виктора Векштейна, успел немного поиграть там на бас-гитаре.
Но
вернемся к этому черному периоду в жизни «Москвичей». Сегодня музыканты, как ни
парадоксально, вспоминают о тех временах как лучших страницах своей истории.
Дело в том, что после ухода из «Росконцерта» ребята устроились в дом культуры
при Тушинской чулочной фабрике (тогда Тушино считалось пригородом). Вечерами
играли на танцах. Некоторые музыканты «Москвичей» работали днем на фабрике.
Повезло «Москвичам-студентам — им было необязательно работать на этом
производстве.
В это
время в дом культуры к ребятам приходят композиторы Юрий Саульский и Борис
Рынков. Музыканты знакомятся с поэтом-песенником Леонидом Дербеневым и часто
бывают в гостях у него дома. Свои новые песни в ансамбль приносит молодой
московский автор, пианист Сергей Дьячков, к тому времени очень хорошо известный
хитом «Алешкина любовь» в исполнении «Веселых ребят». «Москвичи» первыми
исполнили песню про девчонок «Честно говоря» («А как без них прожить...»).
Записать на фирме «Мелодия» не удалось, поскольку первая версия текста сразу
оказалась запрещена. Стае Намин в «Цветах» заменил в тексте несколько строк, и
тогда песня прошла художественные советы. Сам автор — слов Михаил Ножкин — не
знает про первых исполнителей «Москвичей», поскольку композитор, наверное, не
очень-то хотел рассказывать о первом провале песни. А в то время на танцах
вместе с ребятами играла группа Стаса Намина. Помнится, например, как Александр
Лосев пел на польском «Не задирай носа» из репертуара «Червонных гитар» и
что-то на английском из «Битлз».
В конце
1972 г. состав ансамбля «Москвичи» был на самой высокой профессиональной ноте.
Солист ансамбля Георгий Мамиконов пел и играл на бубне. Пианист Геннадий
Пузырев (Макеев) любил также играть на ударной установке и заниматься
аранжировками песен. Ритм-секцию составляли: басист, вокалист и аранжировщик
Валерий Дурандин, барабанщик Михаил Филиппов, гитарист и вокалист Игорь Капитанников,
играющий на виолончели. Музыканты духовой секции медных инструментов: трубач
Александр Соколовский — еще и скрипач, саксофонист Ефим Дымов играл на
альт-скрипке, а тромбонист Игорь Осколков был еще и скрипачей. Струнный квартет
в вокально-инструментальных ансамблях был представлен только у «Москвичей».
Даже известные музыканты английской группы «Дип пепл» не могли обойтись собственными
музыкальными силами, а пригласили на запись одного из своих альбомов в 1970 г.
целый симфонический оркестр Малькольма Арнольда.
«КАК
ПРЕКРАСЕН ЭТОТ МИР» — В ИСТОРИИ ВИА «МОСКВИЧИ»
Добрая
молва быстро распространилась про ВИА «Москвичи». С предложением о
сотрудничестве к ребятам обратился певец Юлий Слободкин. Достаточно известный в
то время исполнитель русских народных песен, он был лауреатом всесоюзных и
международных конкурсов. Певец был родственником Павла Слободкина и в 1971 г.
работал солистом в «Веселых ребятах». Он обратился к музыкантам о
сотрудничестве. Так в своем полном составе «Москвичи» пришли на работу в
«Москонцерт».
Там
произошел интересный случай. Показаться художественному совету надо было
солидно, в костюмах. Их естественно у ребят еще не было. Выручил директор
ансамбля «Веселые ребята» Михаил Плоткин. Он тайком вынес из «Москонцерта»
белые костюмы «Веселых ребят». В них ансамбль и предстал перед художественным
советом. Может быть еще и поэтому программа блестяще прошла утверждение, и
ребята были приняты в столичную концертную организацию. Руководителем стал
певец Юлий Слободкин. Работали по соседству с другим вокально-инструментальным
ансамблем «Москвички», в котором пели симпатичные девчонки.
Когда
начали репетировать новую концертную программу, познакомились с композитором
Давидом Тухмановым. Георгий Мамиконов привел известного автора на репетицию
«Москвичей». В те годы у композитора уже по всей стране звучали хиты: «Эти
глаза напротив», «Восточная песня», «Последняя электричка» и главная «Я люблю
тебя, Россия». Исполнительская манера, высокий вокальный и инструментальный
уровень — все это понравилось Тухманову и буквально через несколько дней он
передал для ансамбля свои новые песни: «Как прекрасен этот мир», «Любовь — дитя
планеты», «Налетели вдруг дожди» и «День без выстрела». «Москвичи» записали их
на центральном телевидении и всесоюзном радио.
«Была
почти смешная история, — вспоминает Георгий Мамиконов. — На экране вместо нас
вставали другие люди, которые были коротко пострижены и пели под нашу
фонограмму. Вообще настоящий цирк. Нельзя было появиться на экране с бородой и
усами, а также двигаться. А вот в песне «Как прекрасен этот мир» можно было
немного улыбнуться».
На
пластинках эти песни прозвучали в исполнении «Веселых ребят» — «Как прекрасен
этот мир» и «Любовь — дитя планеты», «Самоцветов» — «Налетели дожди» и Галины
Ненашевой — «День без выстрела». Почему Тухманов не отдал сразу «Веселым
ребятам» свои новые песни? По-видимому, потому что ансамбль, несмотря на свой
высокий исполнительский уровень, был еще запрещенным после того, как выпустил
первую в СССР пластинку с битловскими хитами «Старенький автомобиль» и
«Облади-облада», — да, после этого трудно было быть не запрещенными.
Историю
песни «Как прекрасен этот мир» рассказал мне сам композитор Давид Тухманов на
юбилейном вечере поэта-песенника Юрия Энтина в Кремле. Это был его сто тысяч
первый рассказ об этой песне: «Наше сотрудничество с Юрием Сергеевичем
начиналось давно, еще в 70-е, когда он получил заказ от центрального
телевидения написать песню к детскому мультфильму «Голубой щенок». Мы уже были
знакомы, и он предложил мне написать музыку на его стихи. А когда мы пришли с
готовым произведением, то художественный совет его не принял. Нам сказали, что
это совсем не детская песня. А у меня осталась мелодия, на которую потом поэт
Владимир Харитонов написал другие стихи, и получилась «Как прекрасен этот мир».
Вот такая шуточная история». А на пластинке она впервые появилась на первом
авторском диске-гиганте в исполнении Юрия Антонова и Татьяны Сашко.
Концертная
деятельность «Москвичей» проходит очень удачно, и они часто выступают на
больших площадках страны, в том числе только что открывшемся Государственном
центральном концертном зале «Россия». Музыканты становятся лауреатами
Всесоюзного конкурса на лучшее исполнение советской песни в Минске. В их
программе прозвучали песни Давида Тухманова «Как прекрасен этот мир» и
«Налетели вдруг дожди», а также песня «Гляжу в озера синие» Леонида Афанасьева
из популярного в то время телефильма «Тени исчезают в полдень».
ВИА
«Москвичи» занимают второе место и получают звание лауреатов. На первом —
ансамбль «Песняры», исполнившие «Мы идем по стране» Игоря Лученка и «Березовый
сок» Вениамина Баснера. На третьем — «Ялла» из Ташкента, а на четвертом —
украинский ВИА «Кобза» под руководством Александра Зуева. В это время в «Москвичах»
вместе с Георгием Мамиконовым, Игорем Капитанниковым, Игорем Осколковым, Юлием
Слободкиным также работают: вокалист Александр Бырыкин, барабанщик Александр Данилович,
пианист Олег Виговский, трубач Юрий Ветхов, тромбонист Олег Балашов, бас
гитарист Леонид Плавинский, солист-вокалист Вячеслав Толмачев. После
всесоюзного конкурса ансамблю была предоставлена возможность записать первую
грампластинку на фирме «Мелодия». Среди песен выбрали «Не зря тебя назвали
москвичом» Александры Пахмутовой, «Московские ворота» и «Расскажи мне сказку»
Леонида Гарина и одну из ранних песен молодого автора Славы Добрынина «Сны» (по
своей стилистике не очень-то и подходит к авторству его известных
запоминающихся хитов периода в середине 70-х). Записанной пластинке не суждено
было появиться под названием вокально-инструментального ансамбля «Москвичи». В
результате некоторых творческих разногласий с руководителем Юлием Слободкиным,
музыканты всем составом уходят из «Москонцерта», оставив там свое название. На
их место сразу пришли другие музыканты, а музыкальным руководителем стал
Николай Воробьев (экс-кировского ВИА «Возьми гитару», а потом основателя ВИА
«Музыка» с рок-оперой «Алые паруса»). В «Москвичи» снова вернется Алла
Пугачева, где вместе с Юлием Слободкиным они будут исполнять народные песни.
Впрочем, особенного успеха у дуэта не получилось (нет ни одной записи на
пластинках). После этого Алла Пугачева становится лауреатом V Всесоюзного конкурса артистов эстрады, на
котором исполнила песню «Посидим, поокаем» на стихи Ильи Резника, а потом — солистка
ВИА «Веселые ребята».
ВАЛЕРИИ ОБОДЗИНСКИИ: НОВАЯ ЖИЗНЬ «МОСКВИЧЕЙ» И НОВОЕ НАЗВАНИЕ
Летом
1973 г. коллектив музыкантов ВИА «Москвичи», ушедших из «Москонцерта», решил
придумать себе новое название. В это время ребятам сделал предложение о
сотрудничестве известный певец Валерий Ободзинский. У популярного исполнителя
была также с 1971 г. полоса невезения. В то время министр культуры Лапин назвал
творчество Валерия Ободзинского «западническим» и распорядился о запрете его
концертной деятельности в РСФСР. Лишь в 1972 г. указ прекратил свое действие, и
певец продолжил гастролировать с оркестром Олега Лундстрема.
О первой
встрече с замечательным певцом Валерием Ободзинским вспоминает музыкант
ансамбля «Верные друзья» — Игорь Капитанников: «Мы собрались на встречу с
Валерой в живописном месте, на даче Жоры Мамиконова. Была замечательная
солнечная погода. Мы уже много думали о новом названии ансамбля и Игорь
Осколков, качаясь на качелях, вдруг непринужденно сказал: «А не назваться ли
нам, собственно, «Верными друзьями»?!» И мы так все вместе задумчиво помолчали
и сказали: «А почему бы и нет?».
Вот
именно так с певцом Валерием Ободзинским музыканты стали «Верными друзьями». Их
сотрудничество продлилось лет пять. Валерий Владимирович был художественным
руководителем ансамбля. Они вместе работали в концертно-гастрольном объединении
«Росконцерт», где когда-то и начинали работать ребята, тогда еще с Олегом
Ухналевым.
Творческая
дружба с «Верными друзьями» основывалась на взаимопонимании и честном отношении
друг к другу. Концерты проходили блоками, в которых сначала Валерий пел песни
своего репертуара в сопровождении «Верных друзей», затем как бы передавая
эстафету им для выступления со своими песнями. Музыкальным руководителем стал
пианист, ленинградец Юрий Щеглов из оркестра Олега Лундстрема. Вместе с ним из
оркестра в коллектив пришел талантливый гитарист Борис Пивоваров. Его
выразительные впечатляющие рифы соло-гитары многие, наверное, помнят на диске
«По волне моей памяти» Тухманова. Юного восемнадцатилетнего гитариста услышали
во время гастролей оркестра Лундстрема на одной из танцевальных площадок
Львова. Борис там играл в местном ансамбле на танцах. Его привели к Лундстрему,
который, услышав игру музыканта, сразу взял в свой оркестр. Работа в «Верных
друзьях» потом сменится на «Смеричку», поскольку музыкант вернется на Украину.
Первая
пластинка вышла на фирме «Мелодия» в 1973 г., записанная еще будучи ВИА
«Москвичи». Эта первая работа музыкантов стала для них дорогим сердцу
воспоминанием. Гибкая грампластинка на четыре песни «Не зря тебя назвали москвичом»,
«Расскажи мне сказку», «Московские ворота» и «Сны» вышла небольшим тиражом. А
вот следующий формата «миньон» стал популярным и песни — «Девятый класс»,
«Снегурочка», «Лишний билет» и «Песенка верных друзей» — понравились, обрели
популярность. Вместе с Валерием Ободзинским ВИА «Верные друзья» записали четыре
диска, один из которых формата гигант — песни знакомые и известные: «Пойми
меня», «Я ревную тебя», «Вечный вальс», «Лишь вчера», «Наказание мое»,
«Мечтается людям», «Словно день тому назад», «Алешенька» и многие другие.
В составе
ансамбля в это время работают: солист Георгий Мамиконов, Валерий Дурандин —
бас-гитарист и вокалист, исполнивший на пластинке песню «Девятый класс»,
солист-вокалист Александр Бырыкин. Секция медных: Игорь Осколков, Ефим Дымов,
Александр Соколовский, Геннадий Жарков. Вокалист и гитарист Игорь Капитанников.
Из рижского ВИА «Эолика» в «Верные друзья» пришли Владимир Плоткин (барабаны) и
бас-гитарист Юрий Гринев и сделали замечательную ритм-секцию. Владимир Плоткин
вместе с Борисом Пивоваровым и басистом Аликом Фельдбергом принимали участие в
записи диска «По волне моей памяти». Они также записали с Давидом Тухмановым
«миньон» из двух композиций «Памяти поэта» и «Памяти гитариста» на стихи Андрея
Вознесенского. Вместе с Валерием Ободзинским «Верные друзья» проработают вместе
до 1975 г. После чего певец прекращает на время свое творчество, а «Верные
друзья» продолжают выступать с концертами и записывать пластинки.
ЖИЗНЬ
«ВЕРНЫХ ДРУЗЕЙ» КАК «СЧАСТЛИВЫХ ДНЕЙ КАРУСЕЛЬ»
Как
правило, самый интересный период в творческой жизни ансамбля часто связан с
кинематографом. Еще бы, ведь начало положено самим названием «Верные друзья» —
есть такой кинофильм. Ансамблем успешно записывается музыка к фильмам «Большое
космическое путешествие», «В моей смерти прошу винить Клаву К. «, «Центровой из
поднебесья», «Остров сокровищ». Работа над песнями композитора Алексея
Рыбникова к фильму «Большое космическое путешествие» была наиболее интересной и
запоминающейся.
Надо
отметить, что автор музыки обычно работал с «нотнограмотными» музыкантами,
разбирающимися в нотах. Из многочисленных ВИА его взгляд профессионала выбрал
«Верных друзей». Замечательную дуэтную песню «Ты мне веришь или нет?» впервые
исполнили Лина Берлинская вместе с солистом ансамбля Игорем Капитанниковым.
Также запомнилась за кадром «Песня гонщиков» в исполнении ВИА «Верные друзья».
Время
новых песен в жизни ансамбля радовало, как музыкантов, так и слушателей. Как
обычно, происходили изменения в составе. Кто-то приходил, а кто-то уходил в другие
ансамбли. Например, творчество Валерия Дурандина продолжилось в «Веселых
ребятах», где он сделал интересные аранжировки на болгарском альбоме и втором
диске-гиганте ансамбля. Александр Барыкин продолжил в «Веселых ребятах» и
«Самоцветах», а уже потом в своем «Карнавале». В 1977 г. руководителем стал
саксофонист и композитор Ефим Дымов. Замечательные музыканты пришли в ансамбль.
Например, интересный образованный гитарист Влад Овчинников. В его творческой
биографии ВИА «Поморы», «Время, вперед!», «Апрель», «Надежда». Музыканты из
Питера: трубач Виктор Нейдиковский, солистка Нина Буренкова, вокалист Владимир
Костромин (больше известный как «Кострома»), — внесли в ансамбль музыкальный дух
северной столицы. Появились сильный тромбонист Геннадий Киселев из Уфы, трубач
и флейтист Юрий Веселов.
Как раз в
это время ВИА «Верные друзья» принимают участие в третьем телевизионном
конкурсе «С песней по жизни», который вели замечательные дикторы Татьяна
Коршилова и Олег Марусев. Коллектив исполнил «Нет земли родней» Павла
Аедоницкого, «Из Вагантов» Давида Тухманова, «Ты рядом, ты здесь» и «Днем и
ночью» Юрия Саульского, «Карусель» Виталия Кретова. В конкурсе принимали
участие ВИА «Ровесники» Владимира Сегаля, ВИА «Оризонт» Олега Мильнштейна, ВИА
«Верасы» Василия Раинчика, Ксения Георгиади, Роза Рымбаева, Павел Бабаков и
многие другие. Борьба за побед}' в телевизионном конкурсе была достаточно трудной.
В жюри композиторы решали — «кому идти с песней по жизни». Коллектив «Верные
друзья» был удостоен почетного диплома за исполнение песни «Счастливых дней
карусель», а первое место досталось ВИА «Оризонт» за исполнение песни «Как
молоды мы были». Она была своевременна и, что называется к месту, поскольку в
жюри находилась сама Александра Николаевна Пахмутова, — автор исполненного
произведения. На самом деле — не это главное.
Как обычно
после побед в конкурсах всесоюзного значения, исполнители получали право
записать свой новый «миньон» вне очереди. «Верные друзья» записали в очередной
раз новую пластинку «Днем и ночью», где все четыре выше названные песни
нравились слушателям.
ВТОРАЯ
ЖИЗНЬ «СИНЕГО ИНЕЯ» АЛИКА АЗИЗОВА В ЛЕНИНГРАДЕ
Популярность
зарубежных песен была у нас не меньше, чем своих. Вспомним хотя бы «Толстого
Карлсона» из репертуара группы «Кристи», «Прекрасное воскресенье» в обработке
«Поющих гитар», «Девушка» из «Битлов» в исполнении Валерия Ободзинского,
многочисленное количество русских переводов «Венеры» голландца Робби Ван
Леувена (у нас больше известной как «Шизгары») из репертуара голландцев «Шокинг
блю», знаменитых «Генералов песчаных карьеров», перепетых у нас квартетом «Аккорд»,
а затем «Несчастным случаем», и где в отличие от оригинальной версии текста,
пелось о беспризорном мальчике. Ребятам из ансамбля также нравились мелодии и
ритмы зарубежной эстрады. Поэтому в своих концертных программах музыканты
включали модные и любимые песни. Среди этих мелодий можно назвать: «Мир, в
котором нет тебя» из репертуара Джо Дассена, «Синий иней» Нила Седаки, а также
- «Бонн М», Африка Симона...
Очень
интересная история получилась у «Синего инея». Известный американский, пианист,
певец и композитор Нил Седака написал эту песню еще в 60-е. А их у него в
творческом багаже более шестисот. Все очень интересные и мелодичные. Даже наша
фирма «Мелодия» в конце 70-х выпустила большой диск автора «Неожиданный успех».
Было это приблизительно в то время, когда в Западной Германии появилась музыкальная
группа «Ирапшен» с очаровательной певицей Прейшис Уилсон, которые спели совсем
по-новому его хит, известный у нас как «Синий иней». А у них он назывался «Один
билет на проезд». Так вот на русском языке эта мелодия впервые прозвучала в
1970 г. Исполнили ее ленинградские «Поющие гитары» Анатолия Васильева. А вот
запомнившиеся слова на все века сочинил замечательный поэт Санкт-Петербурга
Алик Азизов. Посвятил своей единственной любимой, а потом ставшей ему любящей
женой — Людмиле. Ленинградский кораблестроитель, любитель поэзии, в начале 60-х
попробовал сочинять стихи. Они вышли в книгах поэта, а также превратились в
пятьдесят песен на музыку Станислава Пожлакова, Анатолия Васильева, Александра
Морозова, Александра Розенбаума, Юрия Антонова и других. В 1982 г. поэт
трагически погиб.
В 1979 г.
и ансамбль «Верные друзья» также записал эту песню. Тогда коллектив пригласили
для участия в телевизионной передаче «Зимние виды спорта» — там, на Финском
заливе они записали песню «Синей иней». Этот клип до сих пор показывают по
ленинградскому телевидению.
«ВЕРНЫЕ
ДРУЗЬЯ» ПЕЛИ О МИРЕ, ПАРОХОДЕ И ДРУЖБЕ
В 80-ые
годы на отечественной эстраде рядом с вокально-инструментальными ансамблями
появилось модное понятие «рок-группа». Правда, вначале это название
присутствовало только на ярких афишах, а на конвертах грампластинок коллективы
отечественного рока еще обозначали через аббреВИАтуру «ВИА». Например, первая
гибкая грампластинка группы «Машина времени» с песнями из фильма «Душа» вышла
еще как вокально-инструментального ансамбля. Надо отметить, что в этот период
на базе многих ВИА создавались группы «тяжелого рока». «Верные друзья» по этому
поводу как-то и не думали становиться рок-группой. Современных ритмов в их
музыке и так было достаточно. Ребята пели о мире, любви и дружбе. Ансамбль
принимает участие в записи авторского диска поэта-песенника Михаила
Пляцковского «Я + Ты», где исполняют две песни уже модного тогда композитора
Вячеслава Добрынина.
Музыканты
много гастролируют по просторам нашей Родины СССР. Поездки на БАМ были
романтикой больших дорог. Там «Верные друзья» участвовали в местном фестивале
«Огни магистрали» вместе с талантливыми певцами лауреатами всесоюзных и международных
конкурсов Жанной Рождественской, Ксенией Георгиади, Зауром Тутовым, Виктором
Ланцовым. Много разных хороших воспоминаний. Состав музыкантов в это время в
«Верных друзьях» выглядел так: Ефим Дымов — руководитель, Георгий Мамиконов —
солист, Игорь Капитанников — бас-гитара и вокал, Игорь Ятор — труба, Михаил
Файльзинберг — ударные, Михаил Купцман — пианист, Виктор Камашев — солист, Влад
Овчинников — гитара, Александр Соколовский — труба, Нина Буренкова — вокал
(жена гитариста коллектива Владимира Овчинникова), Виктор Грошев — солист,
Виктор Бут — вторая гитара (замечательный музыкант из ВИА «Здравствуй, песня»).
Жили дружно и весело. А еще любили играть в футбол. Были интересные матчи между
ансамблями «Лейся, песня!», «Веселые ребята», «Самоцветы». В свой гастрольный
багаж приходилось загружать вместе с гитарами, барабанами, микрофонами и
спортивный инвентарь.
Новая
маленькая грампластинка «Я надеюсь» была выпущена в 1984 г. Это была последняя
запись ансамбля на виниле. Хочется отметить, что в диск вошли три песни —
«Дружба» Владимира Сидорова, «Первый фокстрот» Юрия Саульского и «Я надеюсь»
Ефима Дымова. На самом деле, «Дружба» была написана еще в 1936 году. Эту
ретро-песню своего отца в ансамбль принесла талантливая поэтесса и известная
телеведущая Татьяна Коршилова, впоследствии рано умершая.
В 1985 г.
«Верные друзья» выступают в финале телевизионного фестиваля «Песня-85» с песней
«Пароход». Их достаточно часто показывают в телеэфирах, а в анонсах газеты
программы «Говорит и показывает Москва» печатают фотографии ансамбля. В
коллективе также работают барабанщик Анатолий Петров, Михаил Семенов, Александр
Минский, Павел Шабашов, Владимир Смирнов, Александр Денежкин, Павел Павлов,
Игорь Иванников.
«ДОКТОР
ВАТСОН» ВЫШЕЛ ИЗ «ВЕРНЫХ ДРУЗЕЙ»
В конце
80-х ансамбль «Верные друзья», как и «Веселые ребята», «Поющие гитары», «Лейся,
песня!», прекратили свою творческую деятельность. Не навсегда конечно, как «Битлз»!
Ефим Дымов эмигрировал в Израиль, а другие музыканты «Верных друзей» занялись
каждый своим делом. И как пелось в одной известной песне «И тот, кто с песней
по жизни шагает, тот никогда и нигде не пропадет». Так появился квартет
«Сюрприз» из единомышленников, солистов популярных вокально-инструментальных
ансамблей. Идея принадлежала Георгию Мамиконову — солисту ВИА «Верные друзья».
Мужской вокальный ансамбль «Сюрприз» стал свежим дыханием на советской эстраде восьмидесятых.
Коллектив был создан в 1986 году. В его состав вошли солисты известных
вокально-инструментальных ансамблей. Георгий Мамиконов (экс- «Верные друзья»),
Виктор Грошев (экс- «Магистраль», ВИА «Верные друзья», ВИА «Ровесники» под
управлением Владимира Сигала), Тимур Миронов (экс- «Ровесники» под управлением
Владимира Сегаля), Виктор Камашев {экс- «Магистраль», «Лейся, песня!», «Поющие
сердца», «Верные друзья») Как раз в то время прекратил свое существование ВИА
«Верные друзья». Для ансамбля много песен сочинил экс-клавишник групп «Цветы»,
«Круг» и «Лотос», — музыкант, композитор Александр Слизунов. Свои песни с долей
юмора и шуток в «Сюрприз» приносили Аркадий Укупник («Химчистка»), Андрей Мисин
{«Фокстрот»), Евгений Хавтан («Речная княжна»), Алексей Мажуков {«Талисман»),
Игорь Дорохов («Мода, мода»), Евгений Слизунов — брат Александра, делал не
только вокальные аранжировки, но и прекрасно аккомпанировал ребятам на
клавишных, а также сочинил веселые песни: «Сторож Петрович», «Бирка», «Веселый
экипаж». Поэты-песенники с удовольствием сочиняли тексты для мелодий в оригинальной
современной аранжировке клавишных компьютерных синтезаторов — это Владимир
Солдатов, Валерий Сауткин, Вадим Степанцов, Ян Гальперин, Виктор Патрушев и
другие. Первая маленькая пластиночка ансамбля «Сюрприз» мгновенно приобрела
популярность после участия коллектива в телепередаче «Утренняя почта» с песнями
«Ремонт», «Химчистка», «Доктор Ватсон». После удачных гастролей в Польшу
музыканты решили изменить название ансамбля на «Доктор Ватсон» — эта главная
хитовая песня «Сюрприза».
Шоу-группа
«Доктор Ватсон» взяла курс на ретро-песни 50-60-70 годов. В 1988 году началась
творческая биография коллектива под этим шутливым названием. Репертуар стали
составлять попурри на темы популярных советских песен прошлых лет. В 1991 году
группа выпускает караоке на двойном альбоме, на виниле. Тогда это было впервые
среди слушателей в нашей стране, хотя на западе уже были такие пластинки с
инструментальным аккомпанементом, например, из репертуара немецкого дуэта «Модерн
Токинг». Неизменным оставался костяк вокалистов — Георгий Мамиконов, Виктор
Грошев и Тимур Миронов. В ансамбле пели также Виктор Камашев, Игорь Иванников
(экс- «Верные друзья»), клавишник Алексей Ермолин (потом в «Неприкасаемых» у
Гарика Сукачева), Игорь Браславский (экс- «Надежда», «Голубые гитары»).
В начале
90-х «Доктор Ватсон» фактически вернул популярность советским вокально-инструментальным
ансамблям, исполняя веселые попурри на темы песен из репертуара «Песняров»,
«Поющих гитар», «Веселых ребят». Вслед за этим по «Радио Ретро» стали звучать
записи ВИА. В Москву вернулись «Песняры» и отметили 25-летие своего ансамбля в
ГЦКЗ, «Самоцветы» снова собрались в составе с Еленой Пресняковой, а «Добры
молодцы» успели записать и выпустить компакт-диск песен из репертуаров
популярных ВИА 70-х, «Поющие гитары» сегодня в своем оригинальном составе!
ВИА
«ВЕРНЫЕ ДРУЗЬЯ» В НОВОМ ВЕКЕ СНОВА ВМЕСТЕ
Возрождение
вокально-инструментальных ансамблей в стране достаточно быстро катилось по
стране — «Песняры», «Поющие гитары», «Самоцветы», «Добры молодцы», «Орэра»,
«Поющие сердца», «Ариэль», «Цветы» Стаса Намина, «Лейся, песня!», «Пламя 2000»,
«Веселые ребята». «Верные друзья» возобновили свое творчество в 2002 г. по
инициативе солиста и руководителя группы «Доктор Ватсон» Георгия Мамиконова.
Именно он предложил гитаристу Владу Овчинникову, работавшему тогда с ним в известном
ВИА, собрать снова ансамбль. Володя пригласил в ансамбль бас-гитариста Игоря
Капитанникова, одного из его бывших солистов. В качестве солистки Владимир
решил прослушать свою дочь Марию Овчинникову. Ее мама Нина Буренкова в 80-х
была солисткой ансамбля «Верные друзья». Приход в коллектив певца, композитора
и аранжировщика Тахира Садекова стало большой удачей. Первое выступление
возрожденного ансамбля состоялось на вечере памяти певца Валерия Ободзинского.
Вместе с Георгием Мамиконовым «Верные друзья» исполнили песню «Где же ты?» из
репертуара французского певца Джо Дассена.
На
московской фирме «Си Ди Лэнд» в скором времени был выпущен компакт-диск. Еще с
окончания эпохи винила записей ансамбля «Верные друзья» на компакт-дисках не
выходило. Запись получилась достаточно качественной, яркой, в первую очередь,
благодаря гитаристу, аранжировщику и специалисту по работе со звуком Владу
Овчинникову. Дело в том, что после «Верных друзей» Володя работал
звукорежиссером в группе «Доктор Ватсон», да и гитарные дела не забывал,
аккомпанируя, например, певцу Вилли Токареву. Рекламный анонс и рассказ о новом
компакт-диске прозвучал на волнах «Радио России» в передаче «Были на виниле»
замечательного музыканта, «народника», автора и составителя Олега Чвикова. Как
нам кажется, диск интересный, в нем сохранен драйв того времени, когда впервые
звучали хорошо знакомые песни: «Девятый класс», «Синий иней», «Все к лучшему»,
«Карусель»... Сегодня с большим успехом проходят концерты ансамбля. Для «живых»
выступлений пригласили музыкантов: молодого клавишника Олега Дремина и
барабанщика Вячеслава Синегубова. В концертных выступлениях ансамбля также
принимал участие клавишник Павел Павлов (скончался в 2005 году). Жизнь ансамбля
продолжается, как и снова звучит эта добрая «Песенка о верных друзьях» из одноименного
старого фильма 50-х.
Комментариев нет:
Отправить комментарий