пятница, 8 сентября 2023 г.

Сара Мартин унесёт вас почти на сотню лет назад к истокам блюза!

Классический женский блюз

Сегодня эссе посвящено прекрасной даме, той, которая умела своим волшебным голосом вдохновить и повеселить людей в период Великой депрессии. Ее роли в многочисленных водевилях были очень популярны. Кроме того, в 20-х годах XX века она записала множество дисков со звукозаписывающими студиями 'OKeh' и 'Columbia'. Прежде чем покинуть сцену джазовой музыки в 1930 году, Сара Мартин успела поработать с настоящими музыкальными легендами, такими как Фэтс Уоллер и Уильям Кристофер Хэнди.

Американская блюзовая певица Cара Мартин (Sara Martin) родилась 18 июня 1884 года в Луисвилле (США). Сара – дочь Уильяма и Кейт Данн. Ее отец – знаменитый философ и авиатор. Он прославился тем, что практически всю жизнь проводил различные эксперименты со временем и пространством. Итогом его многочисленных опытов стала книга "Эксперименты со временем", которая была хитом в 20-х годах XX века и переиздавалась шесть раз. Дочь Уильяма тоже любила эксперименты, но предпочитала ставить их на музыкальной почве.

Сара Мартин выросла в Луисвилле конца XIX века. Конечно, это не Чикаго и не Новый Орлеан, но, тем не менее, в ту пору город обладал своей собственной музыкальной атмосферой. В 1900 году город стал известен струнными музыкальными группами, которые выступали во множестве баров и ресторанчиков.

Sara Martin – «'Tain't Nobody's Bus'ness If I Do»

В одной из таких групп Сара Мартин и начала свою музыкальную карьеру. Она выступала с небольшими музыкальными номерами комического характера, ангажированных "Theater Owners' Booking Association" (TOBA). Ее роли в многочисленных водевилях были очень популярны. Кроме того, она записала множество дисков со звукозаписывающими студиями 'OKeh' и 'Columbia'.

В 20-х годах XX века в США начался "блюзовый бум". Так называемая "музыка черных" вошла в моду, и представители фирм грамзаписи колесили по всей Америке в поисках потенциальных звезд. Один из таких "агентов славы" отыскал и Сару Мартин. В течение 20-х годов она записала более 100 песен и стала невероятно популярной. Чуть позже Мартин переехала в Чикаго, где тоже выступала в составе небольших музыкальных групп.

Sara Martin & Sylvester Weaver – «My Man Blues» (1924)

В своей книге «Ма Рейни и классические блюзовые певцы» Деррик Стюарт-Бакстер сказал о Саре Мартин:

«... Она никогда не была по-настоящему великой блюзовой певицей. Записи, которые она делала, значительно различались, на многих она звучала ходульно и очень непринужденно. ... Иногда она попадала в ритм, и когда это происходило, она могла быть довольно приятной, как в ее очень оригинальном «Brother Ben». ... Могут быть также рекомендованы записи, которые она делала с Кингом Оливером, особенно «Death Sting Me Blues».

Sara Martin with King Olivers Orchestra – «Death Sting Me Blues» (1928)

По словам историка блюза Дафны Дюваль Харрисон, «Мартин, как правило, использовала более свингующие, танцевальные ритмы, чем некоторые из ее сверстников... когда она пела традиционный блюз, ее голос и стиль обладали более богатыми, более глубокими качествами, которые соответствовали содержанию по чувствительности и настроению: «Mean Tight Mama» и «Death Sting Me» приближаются к вершине блюзового пения».

В Чикаго Сара пережила пору Великой депрессии, которая стала для джаза эпохой его расцвета. Несмотря на то что джаз в ту пору был необычайно популярен и что именно тогда были написаны и исполнены песни, ставшие позднее классикой этого музыкального направления, тем не менее для музыкантов это было нелегкое время.

Sara Martin & her Jug Band – «I'm Gonna Be a Lovin' Old Soul»

Сара выступала тогда в рамках ангажементов, которые устраивала ассоциация "Theater Owners' Booking Association" (своего рода продюсерская сеть, организовывавшая выступления и туры чернокожих музыкантов в разных штатах), что было не лучшим вариантом для профессионального музыканта. Выступления, которые устраивала "TOBA", носили чаще цирковой, чем джазовый характер, но, как говорили впоследствии многочисленные исследователи джазовой музыки об этом периоде, "у певицы просто не было другого выхода". Такая судьба постигла тогда многих музыкантов. Страна, утомленная депрессией, не хотела серьезной музыки, а искала просто развлечений. Водевильные номера Сары были чрезвычайно популярны.

И все же Сара мечтала не о цирковой, а именно о музыкальной карьере. На протяжении всех лет работы с "TOBA" певица продолжала работать со множеством звукозаписывающих студий и ждала перемен к лучшему. Перемены пришли. Саре было 30 лет, когда начался её первый концертный тур, и вместе с ним стартовала её по-настоящему музыкальная карьера. Со своими песнями Мартин исколесила всю Америку. Сценическая работа привела Сару в Нью-Йорк, Детройт и Питтсбург, а также на Кубу, Ямайку и Пуэрто-Рико. Активная музыкальная карьера джазовой певицы длилась 16 лет и закончилась в 1931 году. Ее последнее появление на большой сцене произошло в «Darktown Scandals Review» в 1930 году.

Sara Martin – «Sugar Blues»

Сара Мартин была одной из тех женщин, которые составили первую волну женского джаза. В отличие от мужского джаза тех лет, основой для которого послужила импровизация, для женской джазовой волны были характерны стилизации, которые до той поры можно было найти разве что в классической музыке. Музыкальные критики тех лет сравнивали выступления Сары Мартин с театральным действием. В те года было не так много женщин в джазе, но когда они появлялись, то джаз становился очень гармоничен. Да и выражение «коньяк, сигары, джаз и женщины» перестаёт восприниматься просто как "набор джентельменских атрибутов", когда речь идет о Саре Мартин.

По окончании столь блестящей карьеры Сара вернулась в Луисвилль. Джаз принес ей славу, но не богатство. Последние годы жизни Сара Мартин работала вне музыкальной индустрии, управляя домом престарелых в Луисвилле.

Певица умерла от инсульта в мае 1955 года.

Альбина Галеева

Комментариев нет:

Отправить комментарий