Американский
джамп-блюзовый музыкант, пионер ритм-н-блюза Рой Джеймс Браун родился 10
сентября 1925 года. Считается, что его работы 1940-х годов «вымостили путь» к
возникновению рок-н-ролла.
Музыкальный
сайт AllMusic пишет, что если попытаться «составить короткий список
исполнителей, оказавших самое важное влияние на становление рок-н-ролла», «имя
Роя Брауна будет недалеко от самой вершины [списка]». Сайт называет его
«инноватором», «звездой ритм-н-блюза, чьи буйные творения непосредственно
предвосхитили восход рока».
Его самая известная песня — «Good Rockin’ Tonight», выпущенная им в 1947 году на лейбле «DeLuxe Records», в версии Вайнони Харриса поднялась на 1-е место ритм-н-блюзового чарта журнала Billboard. Затем каверы на неё записывали такие иконы раннего рок-н-ролла, как Элвис Пресли и Джерри Ли Льюис. По мнению AllMusic, его «мелизматический молящий, пропитанный госпелом стиль исполнения прямо повлиял на вокальные стили Би Би Кинга, Бобби Блэнда и Литл Ричарда (среди множества других известных певцов)».
Рой Браун
родился в Киндере, штат Луизиана. Некоторые источники сообщают, что его дата
рождения - 10 сентября 1925 года, но исследователи Боб Игл и Эрик ЛеБланк
назвали дату 10 сентября 1920 года на основе информации переписи населения 1930
года и записей социального обеспечения и заявили, что 1925 год. неверно. По
сообщениям СМИ, на момент смерти ему было 55 или 56 лет.
Как и
многие исполнители R&B, Браун начал петь в церкви, в которой его мать пела
и играла на органе. Он переехал в Лос-Анджелес в 1940-х годах и некоторое время
был профессиональным боксером в полусреднем весе. Но гены или случай все-таки
сыграли свою роль, и в 1945 году Рой выиграл конкурс в «Million Dollar
Theater», исполнив песню "There's No You" Бинга Кросби. Браун
получил свою первую крупную работу в клубе «Palace Park» в Шривпорте, штат
Луизиана, исполняя в основном поп-баллады, такие как «Stardust» и «Blue
Hawaii». Владелец «Palace Park» Билл Райли нанял его, как «негритянского певца,
который поет как белый».
В «Palace
Park» Рой Браун написал и начал исполнять свою песню, которую назвал «Good
Rocking Tonight». Она тут же стала хитом и принесла Брауну славу и известность,
а кавер на эту песню исполняли и записывали, наверное, все музыканты, кто ее
тогда слышал, среди них – Elvis Presley, Jerry Lee Lewis, Ricky Nelson, Wynonie
Harris, Pat Boone и многие другие.
В 1947
году Браун снова возвращается в Новый Орлеан, где пытается уговорить Винони
Харриса, чтобы тот записал его «Good Rocking Tonight». Ему это не удалось, зато
песня заинтересовала директора лейбла «Deluxe Records», с которым Браун
подписал свой первый в жизни контракт. Рой тут же приступил к работе и записал
эту песню в достаточно оригинальной тогда манере – смеси блюзового пения со
свинговым битом. Запись вышла в том же 1947-м – и снова сумасшедший успех:
песня стартовала с 13-й позиции хит-парада Billboard. В 1948-м эту же песню
исполнил и издал упомянутый выше Винони Харрис и также взорвал этот чарт, а в
1954-м эта песня еще раз достигла вершин, на этот раз в исполнении Элвиса (см.
Браун
продолжал свою славную карьеру и записал еще 15 хитов, также занимавших верхние
позиции хит-парадов. Среди них: "Hard Luck Blues", "Love Don't Love
Nobody", "Rockin' at Midnight", "Boogie at Midnight",
"Miss Fanny Brown" и
"Cadillac Baby". Один
источник предполагает, что Браун был «самым продаваемым исполнителем R&B с 1949 по 51 год».
В начале
50-х продажи его песен значительно упали, но все равно такие хиты, как
"Hurry Hurry Baby", "Ain't No Rockin' No More", "Black
Diamond" и "Gal From Kokomo", получили достаточно широкое
распространение среди ценителей его творчества.
В 1952
году Рой выиграл судебный иск против «King Records», который подал за то, что
кампания не выплачивала ему гонораров. В те годы он оказался одним из немногих
темнокожих, которые выиграли хоть какое-то дело в суде. По мнению многих
музыкальных историков, это привело к тому, что Браун попал в "черный
список" для компаний-издателей. Что, в свою очередь, привело к тому, что и
продаваемость его песен резко упала.
8 июля 1951
года Браун выступил на знаменитом 7-м концерте «Кавалькада джаза», состоявшемся
в Ригли Филд в Лос-Анджелесе. В концерте также приняли участие Лайонел Хэмптон
и его «Revue», Перси Мэйфилд, Джимми Уизерспун, Джо Лиггинс и Билли Экстайн.
Пытаясь
заинтересовать издателей и покупателей, Браун сочиняет достаточно свежо
звучащий "School Bell Rock". Но несмотря на то что эта песня была
очень близка по духу тогда еще только восходящему рок-н-роллу, особой
популярностью она не пользовалась.
В 1957
году он снова возвращается в чарты, на тот раз с песней "Let the Four
Winds Blow", которую позже достаточно неплохо перепел Фэтс Домино.
Следующими хитами, вышедшими из-под пера и спетыми Брауном, стали
"Diddy-Y-Diddy-O", "Saturday Night," и "Not Gonna Do
It". Вернув себе былую популярность, он возвращается на «King Records», но
снова попадает в немилость.
В 1970
году Браун закрыл шоу Джонни Отиса на джазовом фестивале в Монтерее. В
результате положительного приема публикой он записал "Love for Sale",
которая стала хитом для «Mercury Records».
В конце
1970-х на «Mercury Records» Рой Браун издал сборник своих лучших песен «Laughing
But Crying», вызвавший небольшое возрождение интереса к его музыке. В 1978 году
Браун посетил с туром страны скандинавского полуострова, а затем выпустил еще
два сборника: «Good Rocking Tonight» и «We Came to Party».
В 1981 году, незадолго до смерти, Рой стал хедлайнером* на «New Orleans Jazz and Heritage Festival». Рой Чарльз Браун умер от сердечного приступа в возрасте 55 лет в мае 1981 года и был посмертно введен в «Blues Hall of Fame» в том же году.
субМарина Андреева
*Хедлайнер (англ. headliner, от headline — заголовок) – наиболее привлекающий внимание публики исполнитель в данной музыкальной программе или концерте, имя которого стоит в заголовке афиши. Обычно выступает одним из последних.
Комментариев нет:
Отправить комментарий