суббота, 23 сентября 2023 г.

Классика рока. AC/DC - «Highway To Hell» (1979).


 Хард-рок

«Highway To Hell» - шестой альбом (пятый международный) австралийской хард-рок группы AC/DC, вышедший 27 июля 1979 года на лейбле «Albert Productions» (APLP-040) в Австралии и Новой Зеландии (Z 20006), в августе 1979 года во всех остальных странах — на «Atlantic Records», кроме Израиля (на «General Music Co. Ltd.» BAN 50628) и ГДР, где альбом издала в 1981 году фирма «AMIGA» с невзрачной обложкой без всяких фотографий.

«Шоссе в ад» — первый альбом AC/DC, записанный ими за пределами Австралии и последний альбом с участием главного вокалиста Бона Скотта, который умер 19 февраля 1980 года.

 НАЗВАНИЕ И ОБЛОЖКА


Альбом обычно переводят "Дорога в ад", хотя точнее будет "Автострада или Шоссе в ад", ибо "Highway" — это автодорога. Если б речь шла просто о дороге, то название было бы "Way To Hell" или "Road To Hell" (как например называется известный альбом Криса Ри). В Аргентине (единственная страна, где название перевели на местный язык) альбом так и назвали: «Camino al infierno» — «Дорога в ад» (по-испански).

На обложке «Highway To Hel»l слева направо стоят: ритм-гитарист Малкольм Янг, рядом с ним ударник Фил Радд, между ними сзади торчит голова басиста Клиффа Уильямса, с рогами как у дьявола и кончиком хвоста в руке, какие обычно пририсовывают чертям — лидер-гитарист Ангус Янг и крайний справа вокалист Бон Скотт. Австралийская обложка ярче передаёт название альбома, проецируя эту же фотографию в адском пламени, куда уводит шоссе в виде грифа бас-гитары. В остальных странах почему-то отказались от столь пламенной иллюстрации, оставив только фотографию группы.

В Англии в 1979 было очень ограниченное промоиздание «Highway To Hell» с уникальной обложкой, где AC/DC сняты на концерте. Это очень редкие пластинки, они все давно разобраны по коллекциям, и коллекционеры расстаются с ними не меньше, чем за две с половиной тысячи долларов.

АЛЬБОМ

«Highway To Hell» стал первым альбомом AC/DC, спродюсированным без участия постоянных продюсеров группы Гарри Ванда и Джорджа Янга. Их австралийская компания грамзаписи «Albert Productions» не имела потенциала для раскрутки группы на международном уровне. Поэтому всемирный издатель AC/DC компания «Atlantic» стала диктовать свои условия, и одним из первых стало предложение сменить продюсеров.

«Atlantic» предложила Эдди Крамера, который в своё время приложил руку к записи удачных альбомов Джими Хендрикса, Led Zeppelin и Kiss. Крамер прилетел в Сидней, и в студии «Albert» были сделаны первые демо-записи для нового альбома. Результат настолько не понравился, что от Крамера тут же отказались. На его место заступил Роберт Джон Ланге, по кличке "Болван", который до того был известен продюсированием групп City Boy, The Motors, The Boomtown Rats и др. Ланге оказался удачнейшим выбором для AC/DC, поскольку записанный с его участием «Highway To Hell» стал сильнейшим прорывом для группы в мировом масштабе. А следующая работа с Ланге («Back in Black» - 1980) вознесла AC/DC на пик их популярности, выше которого они никогда уже не поднимались.

Поскольку австралийские продюсеры никоим боком не были задействованы в этой записи, группе пришлось сменить и студию. Впервые AC/DC поехали записываться за границы Австралии, сначала (в феврале 1979) в «Criteria Studios» в Майами (штат Флорида), затем (в марте-апреле 1979) в лондонской «Roundhouse Studios». Многое изменилось в их жизни. Если раньше они тратили на запись альбома не более трёх недель, то на «Highway To Hell» ушло больше трёх месяцев студийной работы. Ланге долго полировал и рафинировал их звучание, стараясь сохранить его "сырой", непричёсанный характер, проделывал какие-то ему одному понятные эксперименты с изменением скорости плёнки. Так известно, что он замедлил скорость воспроизведения "Highway to Hell" на 3,33%, а песни "Night Prowler" — на целых 5,25% (почти на один тон), так что строй гитар в ней звучит нестандартно.

Ланге также преподал Ангусу несколько полезных уроков, предложив ему играть свои соло, сидя рядом с продюсером. Джеффри вспоминал: «Джон сказал: «Сядь здесь, и я скажу тебе, как я хочу, чтобы ты играл». Ангус сказал: «Ты, блядь, будешь, меня учить не так ли?» Но он сел рядом с Джоном, и тот просто указал на гриф и сказал: «Вот, это...» и «Держи это...» и «Теперь перейдем к этому...» Это было соло из "Highway To Hell". Это была фантастика!»

ТРЕКИ

AC/DC интерпретировали название альбома и заглавной песни как угодно, только не в буквальном смысле. Ангус Янг называл "дорогой в ад" изматывающие гастроли группы по Америке. Бон Скотт предлагал другое объяснение. Он говорил, что "Шоссе в ад" было прозвищем Canning Highway — трассы в Австралии, ведущей от города Фримантла и заканчивавшейся на перекрёстке около бара The Raffles, который был основным местом сборища местных рокеров в 1970-х. Перекрёсток приходился на вершину глубокого подъёма, на котором разбивалось немало народу, разъезжаясь спьяну по ночам, отсюда и название "Шоссе в ад".

«Highway to Hell»

Даже Брайан Джонсон, сменивший Бона Скотта на посту главного вокалиста AC/DC, выдвинул свою версию: "В песне описывается ситуация, когда едешь на автобусе по дороге из Мельбурна или Сиднея до Перта и пересекаешь пустынную равнину Налларбор. Когда солнце садится на западе, оно напоминает огромный огненный шар, а ты несёшься ему навстречу. В этой поездке нечем заняться, кроме как пить или играть в карты, вот Бон и придумал этот текст."

«Highway to Hell» (from Countdown, 1979)

Все эти объяснения были очевидно предназначены для убеждения "самой верующей" нации на свете, которая даже на своих денежных знаках уверяет, что "В Бога мы веруем". И эта нация легко проглотила миллионными тиражами песню, в которой прямым текстом поётся:

Никаких знаков "стоп"

Никаких ограничений скорости

Никто меня не притормозит

Качусь как колесо

Никто мне не пудрит мозги

Эй, сатана

Я заплатил свои долги,

Играя в рок-банде,

Эй, мама

Взгляни на меня

Я на пути к земле обетованной

Я на шоссе в ад!

Я на шоссе в ад!

Я на шоссе в ад!

Не останавливайте меня.

Никто Бона Скотта и не останавливал. Так, по дороге в ад, он и умер, не выходя из машины.

 СМЕРТЬ БОНА СКОТТА

В феврале 1980 AC/DC начали работать в Лондоне над новым альбомом, который получил позже название Back in Black. Скотт арендовал дом по адресу 67 Overhill Road, East Dulwich в Южном Лондоне. Всю ночь на 19 февраля 1980 он провёл вместе со своим другом Алистером Кинниэром в лондонском клубе Music Machine. Пьяный в доску, Скотт заснул в машине, когда Кинниэр вёз его домой. Приятель не смог его растолкать, когда они приехали, оставил Бона в своём Renault 5, припаркованном возле дома 67 Overhill Road, и ушёл спать. Проснувшись во второй половине дня, Кинниэр обнаружил, что Скотт так и не вошёл в дом, пошёл к машине и нашёл его там мёртвым. Главный вокалист AC/DC, беспечно напевавший: "Я на дороге в ад", умер во сне, захлебнувшись собственной блевотой. Как вы думаете, добрался он до конечного пункта этой автострады?

КРАДУЩИЙСЯ В НОЧИ

"Night Prowler" — ещё одна песня из альбома, смысл которой AC/DC толковали в одну сторону, но текст говорит о другом. Группа утверждает, что в песне речь идёт о парнишке, который ночью забрался украдкой в спальню своей подружки, пока её родители спят. Но ни в музыке, ни в тексте песни не пахнет нежностями:

Где-то часы бьют полночь

В небе полная луна

Слышно, как лает собака

Слышно, как плачет малыш

Крыса бежит по аллее

И холодок — у тебя по спине

И кто-то шагает вдоль твоей могилы

И тебе хочется, чтоб сияло солнце

Потому что никто не предупредит тебя

И никто не закричит о нападении

И ты не почувствуешь сталь

Пока она не повиснет в твоей спине

Я крадущийся к тебе в ночи и спящий днём

Крадущийся в ночи, убирайся с моего пути

Я крадущийся, берегись сегодня ночью

Я крадусь к тебе в ночи, когда ты гасишь свет...

 

И далее текст не балует нас эротикой, вместо этого фигурируют такие сравнения как

Ты лежишь там нагая

Как тело в гробнице

 

а напоследок "влюблённый юноша" шепчет предмету своей "любви":

Я крадущийся в ночи, сделаю из тебя мессиво, это точно

И говорю тебе:

Ты ничего

Ты ничего

Ничего не сможешь сделать.

(Владеющие английским языком могут проверить наш перевод, сравнив оригинал на сайте AC/DC.)

«Night Prowler»

На этой оптимистичной ноте Бон Скотт, большой поклонник актёра Робина Уильямса, завершает альбом приветствием "Шазбот. Нану нану!", с которым персонаж Уильямса инопланетянин Морк всякий раз завершает перемещения на свою родную планету. Это "инопланетное" "Шазбот. Нану нану!" оказалось последними словами, когда-либо записанными Боном Скоттом на плёнку.

НОЧНОЙ СТАЛКЕР

Как бы ни толковали свои песни AC/DC, всегда найдутся люди, понимающие эти тексты буквально. В июне 1985 года в США получило широкую огласку дело серийного убийцы из Калифорнии Ричарда Рамиреса. Он прокрадывался в дома по ночам, насиловал и убивал своих жертв, число которых достигло 13 человек. СМИ прозвали его Night Stalker (Ночной охотник), но сам Рамирес звал себя Night Prowler (Крадущийся в ночи) по любимой песне AC/DC. Он был большим фанатом группы, носил футболки AC/DC и даже оставил однажды на месте преступления кепку с надписью AC/DC.

На суде Рамирес выкрикивал "Хайль Сатан!" и демонстрировал всем ладонь, на которой была вырезана пятиконечная звезда — символ, который больше всего в этом мире полюбили коммунисты и сатанисты. Этот знак можно наблюдать и на шее мило улыбающегося Скотта на обложке Highway To Hell. Что хотел этим сказать Бон Скотт — неизвестно. А Рамирес честно признался, что AC/DC — его любимая группа, и он расшифровывает её не иначе как Anti-Christ Devil's Children (АнтиХристовы Дьявольские Дети), а "Night Prowler" назвал своей любимой песней. И в этом не приходится сомневаться, ибо парень действовал в аккурат, как описано в песне.

Для тех, кто не придаёт значения силе слова и не верит, что "как яхту назовёшь, так она и поплывёт", хочется привести пример из российской истории рок-музыки. Была в 1980-х такая рок-группа под названием "Мёртвый ты". Её лидера Димона Колоколова нашли однажды на вокзале лежащим на рельсах с отрубленной головой. Бедный юноша не имел врагов, не участвовал в бандитских группировках, не занимался бизнесом, просто сочинял песни и пытался записать их с товарищами...

«Girls Got Rhythm»         
«Walk All Over You»        

Остальные песни Скотта в «Highway to Hell» также посвящены исключительно похоти («Love Hungry Man», «Girls Got Rhythm»), сексу («Beating Around the Bush», «Touch Too Much», «Walk All Over You») и вечеринкам в городе («Get It Hot», «Shot Down in Flames»). В своих мемуарах 2006 года Мюррей Энгельхарт рассказывает, что Скотт чувствовал, что тексты таких песен, как «Gone Shootin'» из предыдущего альбома «Powerage», были «просто слишком серьезными».

«Shot Down in Flames»  
«Get It Hot»

«Touch Too Much» была впервые записана в июле 1977 года, с радикально отличающейся аранжировкой и текстом. Окончательная версия была исполнена Скоттом и AC/DC на музыкальном шоу BBC «Top of the Pops» за несколько дней до смерти певца в 1980 году.

«Touch Too Much»           

Песня «If You Want Blood (You've Got It)» позаимствовала название концертного альбома группы предыдущего года и возникла из ответа Скотта журналисту на фестивале «Day on the Green» в июле 1978 года: когда его спросили, чего они могут ожидать от группы, Скотт ответил: «Кровь».

«If You Want Blood (You’ve Got It)»   

Открывающий гитарный рифф «Beating Around the Bush» журналист Фил Сатклифф назвал «данью уважения... отражением, я не решаюсь сказать копией» «Oh Well» Fleetwood Mac.

«Beating Around the Bush»       

Когда в 1998 году Ангуса спросили: «Какая самая худшая запись, которую вы когда-либо делали?», Ангус ответил: «На Highway to Hell есть песня под названием «Love Hungry Man», которую я, должно быть, написал после плохой ночи».

«Love Hungry Man»         

------------------------------------—

Альбом Highway To Hell поднялся в Великобритании на 8-ое, в США — на 17-ое, и даже в родной Австралии — на 13-ое место, хотя все предыдущие альбомы AC/DC даже не попадали в чарты у себя на родине. В 2003 году журнал Rolling Stone поместил Highway To Hell в список 500 лучших альбомов всех времён (№200), а одноимённую песню — в 500 лучших песен всех времён (№258). К 2006 году только в США было продано более 7 млн. экз. альбома, и миллионы людей по всему миру любят, раскачиваясь в такт, радостно орать во всю глотку: "Я на пути в ад! Я на пути в ад!", что только подтверждает старую добрую истину: "Широки врата и пространен путь, ведущие в погибель, и многие идут ими" (Евангелие от Матфея, 7:13).

Комментариев нет:

Отправить комментарий