понедельник, 18 сентября 2023 г.

История песен русского рока. ДДТ – «Что такое осень» (1991).

Сто лучших песен русского рока в ХХ веке.

Юрий Шевчук сочинил песню в сентябре 1991 года.

Он жил тогда в питерской коммуналке недалеко от Александро-Невской лавры. Однажды, находясь в грустном настроении, он прогуливался по Никольскому кладбищу и легко, «как выдохнул», написал текст, вложив в него личные переживания, философские нотки и размышления о будущем Родины.

Юрий Шевчук:

"Мелкий дождь моросил, ощущение было такой тоски, печали и колоссальной тревоги… Просто не передать. И эта песня, как пришел домой, у меня выдохнулась…

Я не ставил цель сотворить хит, мне просто было тяжело на душе – что говорить, время перемен было. И так совпало, что мои ощущения разделила практически вся страна."

ДДТ – «Что такое осень» (Концерт "Не cтреляй" вышел в эфир на Пятом канале в 2010 г.).

Коллеги по группе восприняли «Что такое осень» отнюдь не восторженно, а Андрей Муратов вообще заявил, что это попсовая вещь, которую он играть не собирается.

Однако Шевчук не собирался отказываться от своего творения, и Андрей Васильев с Никитой Зайцевым его поддержали. Чуть позже к работе присоединились остальные члены «ДДТ», и через пару дней трек был готов.

О последовавшей безумной популярности песни говорить излишне. «Что такое осень» полюбили даже домохозяйки предпенсионного возраста, до того не знавшие о существовании Юрия Шевчука и «ДДТ». На концертах группы публика начинала требовать «Осень» с самого начала выступления, а затем просила несколько раз ее повторить.

Закончилось это тем, что коллектив прекратил исполнять песню и снова начал включать ее в программу лишь после того, как страсти поутихли. Шевчук объяснил принятое решение словами: «Мы не хотим быть рабами своего творчества».

Песня включена в альбом «Актриса весна» (1992). В списке 100 лучших песен двадцатого века по версии слушателей «Нашего радио» «Что такое осень» занимает второе место, пропустив вперед лишь «Группу крови» Виктора Цоя и «Кино».

ДДТ – «Что такое осень» (Official video)

В 1992 году композиция обзавелась собственным видеороликом. В съёмках клипа «засветились» не только музыканты «ДДТ», но и Вячеслав Бутусов и Константин Кинчев.

Юрий Шевчук:

"Клип снимал Борис Деденев, у него была шабашка в Пушкине. Я ему позвонил, спросил, не найдется ли тридцати минут — мы сейчас приедем и все снимем. Он посмеялся, но согласился. Тут как раз Костя Кинчев обнаружился. К Славе Бутусову заехали, взяли его за шиворот и выехали туда."

Бутусов, лидер группы «Nautilus Pompilius», снялся в клипе в собственный день рождения, на «экваторе» осеннего сезона – 15 октября.

Вячеслав Бутусов:

"В тот день у меня был день рождения, и я стоял и строгал овощи у стола, готовя праздничный обед. Тут Юра позвонил и сказал: "Все. Срочно надо снимать клип, потому что Костя проездом через Питер. Я его встречаю, высаживаю с поезда и едем сразу в Пушкин клип снимать".

"Мы приезжаем в Пушкин, там какая-то ерунда происходит, ломается аппаратура, телевидение ждать больше не может, техника сворачивается и уезжает.

А Юра — экстраверт: не держит в себе яда переживаний, а сразу в действие начинает превращать. В отчаянии у каких-то пацанов, которые бегали там, пытаясь у него автограф взять, он выхватил переносной магнитофон. Говорит: «О! Дайте мне. А то нам не под чего клип снимать». И режиссер, который тоже был наш товарищ и не покинул место съемки, схватил камеру и давай за нами бегать".

Константин Кинчев:

"Сидел я как-то дома в Москве, собирался в Санкт-Петербург ехать. Поехал. Как только я приезжаю, обычно звоню своей любимой жене справиться, как у неё дела, сказать, что доехал благополучно и так далее. Звоню, она говорит: "Тебя разыскивает Шевчук, позвони ему".

Хорошо. Звоню Шевчуку. Говорю: "В чём дело, Юрий Юлианович?" Юрий Юлианович мне говорит: "Я тут песню написал, приезжай, мы клип с тобой будем снимать, если понравится".

Ну, я приехал. Поставил мне песню. Я говорю: «Чего, нормальная песня». Он говорит: "Ну, будешь сниматься?" Я говорю: "Буду, только быстро", — мне на репетицию надо было в этот день."

"Начинаем сниматься. Привезли фонограмму, а включить её некуда. Благо там какие-то пацаны-алисаманы нарисовались. Я говорю: «Есть магнитофон дома?» Принесли магнитофон, вставили кассету. Я говорю: «Ну, чего давай тогда прямо так снимем, ты с магнитофоном, а мы вокруг.

Так походили минут 40, и я поехал на репетицию, Бутусов — продолжать день рождения, а Юлианович выпустил вот такой шикарный клип".

На съёмки клипа был также приглашён лидер «Аквариума» Борис Гребенщиков, но, к сожалению, поучаствовать в них он не смог ввиду плотного графика.

_________________________________________

P.S. По материалам сайтов "Song Story - истории песен" и Sоundtimеs

Комментариев нет:

Отправить комментарий