Джаз
Западного побережья.
Американский
альт-саксофонист Арт Пеппер (Pepper Arthur Edward) родился 1 сентября 1925 года
в городе Гардене, штат Калифорния. Он считается одним из ярких представителей
джаза Западного побережья, создавшим свой оригинальный исполнительский стиль.
С девяти
лет Арт играл на кларнете, в двенадцать перешел на саксофон. В 17 лет его уже
приглашали Гас Арнхайм, Лестер Янг, Бенни Картер, Джеральд Уилсон, Коулмен
Хокинс, Декстер Гордон и другие.
Пеппер
начал свою карьеру в 40-х, играя с Бенни Картером и Стэном Кентоном
(1946–1952). К 1950-му году он был признан одним из ведущих альт-саксофонистов
в джазе (вторым после Чарли Паркера). В 1952 году журнал «Down Beat» признал
Пеппера уже номером один.
Его хитом
принято считать "Over The Rainbow". В 1950-е годы саксофонист
сотрудничал с Андре Превином, Шорти Роджерсом, Четом Бейкером, Шелли Манном,
Хэмптоном Хейвсом и Редом Гарландом. Его приглашали Уорн Марш, Билл Перкинс, а
в 1968 году он два месяца работал в оркестре Бадди Рича. В 1970-е годы музыкант
играл в бэнде Дона Эллиса, выступал на многих фестивалях. Однако из-за
пристрастия к наркотикам его карьера нередко прерывалась тюремными заключениям.
В общей сложности он 9 лет провел в тюрьме.
Жизнь
Пеппера описана в биографической книге (написанной его женой) "Частная
жизнь" и отражена в кинофильме "Заметки выжившего джазмена"
(1981). Вот что писал об автобиографии Арта Пеппера «Straight Life»
(«Правильная Жизнь») английский новеллист и музыкальный критик, автор «But
Beautiful: A Book About Jazz» Джиофф Дайер: «Один из величайших джазменов всех
времен, Арт Пеппер бы алкоголиком и наркоманом, он совершил вооруженное
ограбление и провел самые лучшие и продуктивные годы жизни в тюрьме
Сан-Квентин. Но эта феноменальная книга доказывает, что в этом перманентном
кошмаре он не погубил свой талант. Арт проматывал свой дар лишь для того, чтобы
в итоге он еще более фантастически расцвел. Его слабости стали его силой,
источником его силы. Его автобиография, как и его музыка, груба, интимна, неистова
и нежна. И это не просто великая книга о джазе, это книга, которая сама по себе
– потрясающая книга…». Умер музыкант от кровоизлияния в мозг в 1982 году.
Критики
считают, что если рассматривать альт-саксофон в контексте таких определений,
как «неуверенность и напряг», волей-неволей на ум приходит Арт Пеппер. Но он
единственный, кто действительно смог соединить в одном музыкальном образе
леденящую остроту альт-саксофона с тем, что за ней стоит, — виртуальным райским
миром.
Елена Гусарова.
Комментариев нет:
Отправить комментарий