Наследуя амплуа лирико-драматического сопрано, Тамара Милашкина принесла на сцену неповторимость своей художественной индивидуальности, широко раздвинула рамки исполняемого репертуара. Ее голос может быть и лирически-задушевным, и драматически-насыщенным. В ее творчестве доминирует тема преданности и жертвенности любви, самозабвенная верность женского сердца, стойко и мужественно выдерживающего все испытания.
Выдающаяся
оперная и камерная певица Тамара Андреевна Милашкина родилась 13 сентября 1934
года в Астрахани. Родители Тамары Милашкиной не имели прямого отношения к
искусству, но семья по линии мамы очень музыкальная: Валентина Ивановна играла
на гитаре и мандолине, пела, а сестра и братья даже организовали домашний
ансамбль. С детства Тамара полюбила русскую песню, родные волжские напевы,
слышанные от мамы. Желание стать певицей пришло, когда она, окончив семилетку,
поступила в библиотечный техникум, где начала заниматься в хоровом кружке. В
1953 году, проработав некоторое время в заводской библиотеке, Тамара поступила
в Астраханское музыкальное училище. Однажды в училище приехала замечательная
певица Мария Петровна Максакова - она часто бывала в Астрахани, своем родном
городе. Послушав Тамару, она сказала: "Этой девочке надо ехать в
Москву".
Когда в
1954 году Тамара впервые переступила порог Московской консерватории, в ее
репертуаре был единственный малоизвестный романс Гурилева "Внутренняя
музыка". Однако она исполнила его настолько музыкально, ее голос показался
комиссии таким необычным, живым, что Милашкина была принята на подготовительное
отделение консерватории вне плана, в числе 6 учеников из 500 прослушанных
комиссией. А через 3 месяца способную девушку зачислили студенткой 1-го курса в
класс выдающейся певицы, Народной артистки СССР профессора Е.К. Катульской.
Елена
Климентьевна бережно и умело развивала в своей ученице природную одаренность.
Требовательный и внимательный педагог, она не просто передала ей свой вокальный
и сценический опыт, она стала для Тамары Милашкиной воспитателем, старшим
другом, "крестной матерью" в искусстве. Е.К. Катульская привила ей
серьезное, требовательное отношение к голосу, заложила фундамент для ее
последующих достижений, дала ей ту самую русскую вокальную школу, которую
отличает необычайная душевно-эмоциональная выразительность исполнения.
Первое
признание пришло к Тамаре Милашкиной в 1957 году. Она завоевала первую премию и
золотую медаль сначала на Всесоюзном конкурсе вокалистов, затем на международном
конкурсе, проходившем в рамках VI Всемирного фестиваля молодежи и студентов в
Москве. Жюри этого конкурса под председательством знаменитого итальянского
певца Тито Скипа (в состав жюри входили также Ева Бандровска-Турска и другие)
единодушно выделило Тамару Милашкину из 100 молодых вокалистов.
Через
год, еще студенткой консерватории, ее приняли в труппу Большого театра, на
сцене которого она дебютировала в партии Татьяны Лариной в "Евгении
Онегине" П. Чайковского. Редкое по красоте тембра, широте и ровности
диапазона лирико-драматическое сопрано, душевное, глубоко прочувствованное
пение, простота, естественность сценического поведения, органичность и
эмоциональная выразительность ее исполнения и удивившее тогда (в первой роли!)
тонкое художественное чутье выдвинули Тамару Милашкину в ряд ведущих солистов
Большого театра.
После
Татьяны Лариной за год с небольшим певица подготовила и спела две совершенно
новые партии - Катарину в комической опере В. Шебалина "Укрощение
строптивой" и Наташу Ростову в "Войне и мире" С. Прокофьева. Обе
партии - и гордая шекспировская упрямица, исполненная Милашкиной с тонким
юмором и неподдельным задором, и поэтически трепетная героиня Л.Н. Толстого,
переполненная восторженно-нетерпеливым ожиданием счастья, принесли ей новый
успех. Сложные "игровые" партии, оказавшиеся в репертуаре певицы в
начале ее творческого пути, сразу же выявили огромные резервы ее таланта,
умение мобилизовать все силы для выполнения больших художественных задач.
В 1961 году впервые был организован обмен группами артистов-стажеров между Большим театром и миланским "Ла Скала", и Милашкина поехала в Италию. За неполный год пребывания в Милане она успела выучить на итальянском языке такие крупные партии, как Аида ("Аида" Верди), Леонора ("Трубадур" Верди), Тоска ("Тоска" Пуччини), а также трудную ансамблевую партию Лиды - героини оперы Верди "Битва при Леньяно".
Стажировка
не предполагала выступлений советских певцов в спектаклях "Ла Скала".
Однако необыкновенный по выразительности и задушевной красоте тембра голос,
артистизм, высокий профессионализм молодой певицы привлекли к ней внимание
руководства театра. И как особое исключение ей было предоставлено право не
только "страховать" исполнительницу главной партии в опере Верди
"Битва при Леньяно" (никогда не шедшей на русской сцене), но и
выступить в этом спектакле. Успех превзошел все ожидания - ведь после Собинова
Милашкина оказалась первой советской певицей, разрушившей долголетний
"барьер недоверия".
А раньше
Тамара выдержала еще одно серьезное испытание: ей дали возможность единственный
раз пройти свою партию с хором "Ла Скала" после того, как закончила
репетицию "Медеи" Керубини великая Мария Каллас. "Случилось
неслыханное, - писали газеты, - все - директор, оркестранты, хористы, служащие,
- захваченные и увлеченные, стоя аплодировали советской певице". Реальным
признанием ее успеха стало приглашение спеть на сцене "Ла Скала" в
следующем году 3 спектакля "Трубадура".
На
гастроли в Милан Тамара Милашкина приехать не смогла из-за большой занятости в
театре. В это время певица готовила партии в двух операх Верди: Алисы Форд в
"Фальстафе" (Большой театр, 1962) и Елизаветы Валуа в "Доне
Карлосе" (Кремлевский Дворец съездов, 1963). В промежутке же (в июле 1963
года) она вошла в спектакль "Пиковая дама" П. Чайковского, впервые
спев Лизу. В течение одного неполного года три столь трудные и разнообразные
партии!
Елизавета
Валуа, венценосная супруга самодержца и деспота Филиппа II Испанского,
златокудрая красавица со строгим профилем камеи, гордая и неприступная с виду,
но душевно одинокая и несчастная среди мрачной пышности двора, навсегда
похоронившая в своем сердце любовь к инфанту... Изумительно по глубине
лирической экспрессии, на тончайшем пиано звучала ария Елизаветы у распятия. А
рядом с этим романтическим образом - живая, бойкая Алиса Форд,
"заводила" в насмешливом розыгрыше старого сластолюбца Фальстафа;
сложные ансамбли, подвижные комедийные мизансцены...
Но эти
прекрасные спектакли вскоре ушли из репертуара Большого театра. С Лизой же
Милашкина не расставалась на протяжении долгих лет. Ей удалось создать
удивительно цельный, законченный образ своей героини - любящей, страдающей,
трогательной, жизнь которой приходит к трагической развязке. Лиза - Т.
Милашкина и Герман - В. Атлантов: опера Чайковского давно не знала такого
редкого "созвучия" выдающихся голосов и артистических темпераментов.
В 1965
году Милашкина получила приглашение принять участие в концертном исполнении
"Пиковой дамы" в зале "Линкольн-центра" в Нью-Йорке. Дебют
молодой певицы в США был триумфальным. Она дважды выступила в "Пиковой
даме" в Нью-Йорке и дала несколько концертов в других городах США.
Наследуя
амплуа лирико-драматического сопрано, Тамара Милашкина принесла на сцену
неповторимость своей художественной индивидуальности, широко раздвинула рамки
исполняемого репертуара. Ее голос может быть и лирически-задушевным, и
драматически-насыщенным. В ее творчестве доминирует тема преданности и жертвенности
любви, самозабвенная верность женского сердца, стойко и мужественно
выдерживающего все испытания. Помимо уже упомянутых, ее героинями были Аида в
одноименной опере Верди, Мария в "Мазепе" Чайковского, Маргарита в
"Фаусте" Гуно, Ярославна в "Князе Игоре" Бородина, Феврония
в "Сказании о невидимом граде Китеже", Вера Шелога и Ольга в
"Псковитянке" Римского-Корсакова, Тоска в "Тоске" Пуччини,
Леонора в "Трубадуре" Верди, Иоланта в одноименной опере Чайковского,
Волхова в "Садко" Римского-Корсакова, донна Анна в "Каменном
госте" Даргомыжского, Дездемона в "Отелло" Верди, Микаэлла в
"Кармен" Бизе, Сантуцца в "Сельской чести" Масканьи, Марина
в "Октябре" Вано Мурадели, Любка в опере "Семен Катко" Прокофьева.
Разные эпохи, разные композиторские стили, разные, совершенно не схожие по
внутренней сущности человеческие характеры. Но в каждом из них огромная
эмоциональная наполненность.
Милашкина
одинаково пленяет и в овеянных глубоким драматизмом ролях Лизы, Ярославны,
Февронии, Аиды, Марии, Тоски, Веры Шелоги, и в лирических образах, таких как
Татьяна Ларина, Иоланта, Наташа Ростова, Маргарита, и в лирико-колоратурной
партии морской царевны Волховы. В лирических героинях Милашкиной всегда
присутствуют нравственная стойкость, активность внутренних побуждений. В драматических
– трогательный, нежный лиризм, искренняя сердечность, полное отсутствие
"нажима", внешних эффектов. Жизнь ее на сцене совершенно естественна,
обусловлена душевным состоянием героини. "Тамара Милашкина - актриса
"внутренняя", - сказала о ней И.К. Архипова, - она как бы несет с
собой душу своих героинь, показывает внутреннее движение образа".
Искренность - одна из характерных черт творчества певицы, которая помогает ей
добиваться такой впечатляющей силы в создаваемых образах.
В роли
Аиды Тамара Милашкина впервые вышла на сцену в 1965 году. Сила драматической
экспрессии, голос, свободно и широко реющий над оркестром и хором в
великолепных ансамблях оперы, яркий, отзывчивый темперамент делают образ
эфиопской царевны живым и цельным в ее жажде свободы и любви, в ее ненависти к
поработителям. Вершина спектакля - сцена у Нила: прекрасно исполненная ария с
широким и свободным верхним "до", драматическая встреча с отцом,
свидание с Радамесом... Певица находит многоцветные краски и глубокого нежного
лиризма, и бурного негодования, и торжествующего чувства победы над соперницей.
Вскоре после исполнения этой партии в Большом театре Милашкина спела Аиду уже
по-итальянски в спектакле Венской государственной оперы, в ансамбле выдающихся
мастеров, и снова покорила публику. "Прелестная Тамара" - так назвала
венская критика московскую гостью, отметив ее "необычный голос типично
славянского характера, прекрасную выразительность, чуткую интуицию".
Новой творческой победой певицы стала ее Леонора в опере "Трубадур" Верди, вернувшейся на сцену Большого театра в 1972 году. Только теперь певица смогла реализовать мечту, которую лелеяла со времен стажировки в "Ла Скала". Ее Леонора, чрезвычайно женственная и пластичная, поразила глубочайшим проникновением в суть образа, новыми качествами вокального и артистического мастерства: трудно было представить, чтобы крупное лирико-драматическое сопрано могло с такой легкостью и красотой передавать узорные каскады вердиевской колоратуры с ре-бемолем второй октавы, преодолевать диапазон, чтобы в голосе слышались и радость первой любви, и боль страдающего женского сердца. Эта партия стала поистине "коронной" в репертуаре певицы 1970-х годов.
Одна из самых проникновенных ролей певицы - Тоска - драматична, как и весь строй оперы Пуччини, ее вокальный стиль, напряженный, изобилующий верхними нотами. Не только арии или сцены, но даже одна фраза, одно слово, вырвавшееся как бы из самого сердца актрисы, придают сценическому образу особый, глубоко трогающий эмоциональный колорит. Когда "Тоска" еще не шла в Большом театре, певица выступила с этой партией в концертном исполнении оперы в Большом зале консерватории под управлением Е. Светланова.
Особая
простота и широта русского характера, искренность и сердечность в образах
Милашкиной объединяются с ясной красотой и светом женской души. Ее героини
всегда несут в себе высокий нравственный идеал. С особой отчетливостью это
определилось в спектакле Большого театра - эпической опере Римского-Корсакова
"Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февронии". Образ Февронии,
созданный Милашкиной, стал подлинным поэтическим центром спектакля, его
"философским зерном". В Февронии ей удалось воссоздать правдивый
облик сильной духом русской девушки, выросшей в лесной глуши; доброта и
душевность ее характера лишены привкуса смирения. Милашкина великолепно
справилась с труднейшей вокальной партией, продемонстрировав красоту и
драматическую силу голоса и проникновенную музыкальность. В 1966 году на
"Мосфильме" был снят фильм "Волшебница из града Китежа",
посвященный творчеству Милашкиной.
Большого
успеха добилась Милашкина и в драматической партии Ярославны, стойкой в своем
героизме и преданной родине жены князя Игоря, и в пушкинской Марии
("Мазепа" Чайковского). В один вечер певица пела две разнохарактерные
партии - боярыни Веры Шелоги в одноименной опере-прологе Римского-Корсакова и
ее дочери Ольги в его же "Псковитянке". В первой преобладают
драматизм, выразительная декламационность, во второй - светлый лиризм, мягкая
русская распевность музыки, а внутреннее духовное обаяние героини чувствовалось
буквально в каждой фразе, в каждой интонации певицы.
"Иоланта"
Чайковского - и музыка - этот восторженный гимн природе, добру, красоте, и
лучезарный, трогающий безропотной покорностью судьбе образ слепой дочери короля
Рене - оказались очень близки непосредственному, отзывчивому в каждом своем
импульсе дарованию певицы. Она увлекает зрителя своей беспредельной
искренностью, чутким постижением музыки, горячим воодушевлением, с которым
проводит центральную сцену с Водемоном (В. Атлантовым).
Неповторим
дуэт Тамары Милашкиной и Владимира Атлантова и в опере "Отелло"
Верди. Партия Дездемоны как нельзя более соответствует артистической сущности
певицы, природе ее голоса. Она создает светлый, чистый образ героини, с
нетронутой совестью, детской доверчивой душой. В последнем же акте певица с
огромной впечатляющей силой передает скорбную печаль, незащищенность, смутное
предчувствие трагического конца.
Наряду с
работой в театре Т. Милашкина много концертировала по стране, а гастроли за
рубежом принесли ей мировую славу. После уже упомянутого триумфа в "Ла
Скала", "Линкольн-центре" и на сцене Венской оперы огромный
успех сопровождал ее выступления в заглавной партии "Тоски" в
парижской «Гранд-опера», затем в Хельсинки и Осло. Она самостоятельно подготовила
партию Амелии в "Бале-маскараде" Верди для весеннего фестиваля в
Висбадене (ФРГ); спектакль, где кроме нее и В. Атлантова (Ричард) пели И.
Архипова и Ю. Мазурок, также имел большой успех у зрителей и критики. В
Гамбурге певица исполнила партию сопрано в "Реквиеме" Верди; спела
партию Татьяны Лариной в "Евгении Онегине" в постановке оперного
театра в Висбадене. Вместе с В. Атлантовым и Ю. Мазуроком она участвовала в
концертном исполнении оперы Чайковского в зале Радио в Париже. Особым триумфом
русского вокального искусства стали выступления Т. Милашкиной, В. Атлантова и
Ю. Мазурока в Вене в 1978 году. На концерте в зале Брамса Общества друзей
музыки она исполнила романсы Чайковского и Рахманинова, арии Глюка, Верди
("Аида", "Трубадур", "Сила судьбы") и Пуччини
("Тоска"). Критика отмечала ее технику и умение владеть голосом,
удивительную женственную подачу музыки, выразительность. Голос Тамары
Милашкиной звучал в оперных театрах Нью-Йорка, Вашингтона, Милана, Зальцбурга,
Берлина, Мюнхена, Штутгарта, Лейпцига, Дрездена, Лас-Пальмаса, Афин, Токио,
Осаки, Монреаля, Торонто, городов Польши, Болгарии, Чехии, Словакии, Югославии,
Венгрии, Румынии, в Копенгагенской филармонии.
Певица
записала на радио множество оперных партий ("Евгений Онегин",
"Князь Игорь", "Пиковая дама", "Каменный гость",
"Тоска", "Дон Карлос" и другие), романсов, народных песен,
пела в оперетте "Цыганский барон" И. Штрауса. Вместе с В. Атлантовым
и Ю. Мазуроком участвовала в съемках телеспектакля "Пиковая дама",
вместе с В. Атлантовым - в телеспектакле "Каменный гость", вместе с
В. Атлантовым и И. Архиповой - в телеспектакле "Садко". Голос Т.
Милашкиной звучит в художественном фильме "Крепостная актриса".
Талант
Тамары Милашкиной - светлый, жизнеутверждающий. В нем проявляется ее
собственная большая и сильная любовь к жизни, ее собственная простота,
искренность и большое женское обаяние.
При этом главное богатство Милашкиной как художника заключено в ее голосе. Можно смело сказать, что он уникален - по теплой красоте тембра, широте и ровности диапазона, включающего почти две с половиной октавы, по звонкости, полетности верхнего регистра, плотности "центра" и насыщенности грудных нот, по яркости и подвижности всей звуковой линии. Не случайно лучшие зарубежные критики сравнивают Тамару Андреевну лишь с крупнейшими певицами века.
Комментариев нет:
Отправить комментарий