Великий гитарист
Лемон Генри «Блайнд Лемон» Джефферсон (24 сентября 1893 - 19 декабря 1929) был одним
из самых популярных блюзовых исполнителей 1920-х годов.
Из-за высокого голоса и оригинальной игре на гитаре его записи хорошо продавались, но он не оказал сильного влияния на молодых блюзовых исполнителей своего поколения, которые не могли подражать ему так же легко, как другим коммерчески успешным артистам. Однако более поздние блюзовые и рок-н-ролльные музыканты пытались подражать как его песням, так и его музыкальному стилю.
Джефферсон
родился слепым, недалеко от Каучмана, штат Техас. Он был младшим из семи (или,
возможно, восьми) детей, рожденных в семье издольщиков Алекса и Клариссы
Джефферсон. К 1900 году семья батрачила на фермах к юго-востоку от Стритмана,
штат Техас. Датой рождения Джефферсона в переписи населения 1900 года был указан
сентябрь 1893 года. Перепись, проведенная в мае 1910 года, подтвердила, что он родился в 1893 году, и указала, что семья проживала на тот момент к северо-западу от Уортама, штат Техас. В
своей призывной регистрационной карточке 1917 года Джефферсон назвал своим днем
рождения 26 октября 1894 года, заявив, что он жил
в Далласе, штат Техас, и был слепым с рождения. Согласно переписи 1920 года, музыкант
вернулся в округ Фристоун и жил со своим сводным братом Китом Бэнксом на ферме между
городками Уортам и Стритман.
«Они были
грубыми людьми. Мужчины толкали женщин и продавали спиртное, а Лемон пел для
них всю ночь ... он начинал петь около восьми вечера и продолжал до четырех
утра ... в основном он просто сидел и пел всю ночь».
В начале 1910-х Джефферсон начал играть с другим выдающимся представителем раннего блюза Ледом Белли (Lead Belly). К 1917 году Джефферсон переехал в район Дип-Эллум в Далласе, где встретил Аарона Тибо Уокера, более известного как Ти-Боун Уокер (T-Bone Walker). Джефферсон научил Уокера основам игры на блюз-гитаре в обмен на периодические услуги Уокера в качестве поводыря. К началу 1920-х годов музыкант зарабатывал уже достаточно денег на свои музыкальные выступления, чтобы содержать жену и, возможно, ребенка. Однако убедительных доказательств его брака и детей не найдено.
До Джефферсона
несколько артистов уже записали несколько блюзов, первыми из них были
вокалистка Сара Мартин и гитарист Сильвестр Уивер, записавшие «Longing for
Daddy Blues», вероятно, 24 октября 1923 года. Первым автором и исполнителем
блюзовой песни был Ли Морс, чей «Mail Man Blues» был записан 7 октября 1924
года.
«Блайнд
Лемон» Джефферсон же сделал то, что до него ещё не удавалось
никому - он стал первым успешным сольным гитаристом и вокалистом в мире
коммерческой звукозаписи. В отличие от многих артистов, которые были
«обнаружены» и записаны в местах своего проживания, Джефферсон в декабре 1925
или январе 1926 года сам приехал в Чикаго, чтобы записать свои первые треки.
Как ни странно, его первые две записи с этой сессии были песнями в стиле госпел
(«I Want to Be Like Jesus in My Heart» и «All I Want Is That Pure Religion»),
выпущенные под именем Дьякон Л. Дж. Бейтс (Deacon L. J. Bates).
Вторая
сессия была проведена Джефферсоном в марте 1926 года. Первые релизы, вышедшие
под его собственным именем, «Booster Blues» и «Dry Southern Blues», стали
хитами. Их популярность привела к выпуску двух других песен, записанных во
время той же сессии, «Got the Blues» и «Long Lonesome Blues», которые стали бестселлерами
с шестизначными продажами. Между 1926 и 1929 годами «Блайнд Лемон» записал
около 100 треков; было выпущено 43 пластинки, все, кроме одной, для «Paramount
Records». Студийные методы «Paramount» были несовершенными и записи отличаются плохим
качеством звука. В мае 1926 года «Paramount» перезаписала Джефферсонав более
приспособленной студии «Marsh Laboratories».
Во многом
благодаря популярности таких артистов, как Джефферсон и его современники Блайнд
Блейк (Blind Blake) и Ма Рэйни (Ma Rainey), компания «Paramount» стала в 1920-х
годах ведущей звукозаписывающей компанией блюза. Заработок Джефферсона позволил
ему купить машину и нанять шоферов; представительство «Paramount» подарило
музыканту автомобиль «Ford» «стоимостью более 700 долларов», что было в то
время обычной компенсацией за уступленные авторские права на песни.
«Блайнд
Лемон» Джефферсон, по общему мнению, был недоволен
своими гонорарами (хотя Уильямс сказал, что у Джефферсона был банковский счет,
содержащий до 1500 долларов). В 1927 году, когда Уильямс перешел на «Okeh
Records», он взял с собой Джефферсона. Лейбл быстро записал и выпустил его хиты
«Matchbox Blues» и «Black Snake Moan». Это была единственная запись музыканта
для «Okeh», вероятно, из-за его договорных обязательств с «Paramount». Две
песни Джефферсона, выпущенные на «Okeh», имеют значительно лучшее качество
звука, чем его записи «Paramount» того времени. Когда несколько месяцев спустя он
вернулся на «Paramount», «Matchbox Blues» уже стал таким хитом, что компания
перезаписала и выпустила две новые версии песни. В 1927 году Джефферсон (снова
под псевдонимом Дьякон Л.Дж. Бейтс) записал одну из своих классических песен
«See That My Grave Is Kept Clean», и две духовные песни «He Arose from the Dead»
и «Where Shall I Be». «See That My Grave Is Kept Clean» стала настолько
успешной, что была перезаписана и переиздана в 1928 году.
«Старомодный»
звук Джефферсона и уверенная манера исполнения позволили легко продвигать музыканта
на рынке. Его умелая игра на гитаре и впечатляющий вокальный диапазон открыли
дверь новому поколению сольных блюзовых исполнителей, таких как Фурри Льюис (Furry
Lewis), Чарли Паттон (Charlie Patton) и Барбекью Боб (Barbecue Bob). Джефферсон
не придерживался музыкальных условностей, варьируя риффы и ритм, сочиняя
сложные и выразительные тексты в манере «простого певца кантри-блюза». По
словам музыканта из Северной Каролины Уолтера Дэвиса, Джефферсон играл на
улицах Джонсон-Сити, штат Теннесси, в начале 1920-х годов, когда Дэвис и артист
Кларенс Грин изучали там искусство игры на блюз-гитаре. Известный гитарист Чет
Аткинс назвал Джефферсона «одним из первых его фингеристов». Би Би Кинг считал «Блайнд
Лемона», наряду с Лонни Джонсоном, Луи Джорданом и Ти-Боуном Уокером, одним из великих
блюзовых музыкантов.
Влияние «Блайнд
Лемона» Джефферсона, которого прозвали отцом
техасского блюза, сказалось на творчестве многих музыкантов, таких как Лед
Белли, Ти-Боун Уокер и Чарли Паттон. Его песни исполняли и записывали Боб
Дилан, Би Би Кинг, Карл Перкинс и «Битлз», которые перепели его песню «Match
Box Blues». Зал славы рок-н-ролла назвал эту песню одной из 500, сформировавших
рок-н-ролл.
Джефферсон
умер в Чикаго 19 декабря 1929 г. В свидетельстве о смерти говорилось, что
причиной смерти стал «вероятно, острый миокардит». В течение многих лет ходили
слухи, что ревнивый любовник отравил его кофе, но более вероятное объяснение
состоит в том, что он умер от сердечного приступа, потеряв ориентацию во время
метели. Некоторые говорили, что музыкант умер от сердечного приступа,
вызванного нападением собаки посреди ночи. В своей книге «Техас Толберта» в
1983 году Фрэнк X. Толберт утверждает, что Джефферсон был ограблен и убит поводырем,
сопровождавшим его на вокзал Чикаго Юнион. Компания «Paramount Records»
оплатила возвращение его тела в Техас в сопровождении пианиста Уильяма Эзелла.
«Блайнд
Лемон» Джефферсон был похоронен на кладбище «Wortham
Negro» (позднее – «Wortham Black Cemetery») в округе Фристоун, штат Техас. На могиле
музыканта не было сделано никакой надписи и точное местонахождение могилы до
сих пор неизвестно. К 1997 году на месте предполагаемого захоронения
Джефферсона было возведено новое гранитное надгробие с надписью: «Господи, я
прошу тебя об одной милости, проследи, чтобы моя могила содержалась в чистоте».
Слова были взяты из текста его песни «See That My Grave Is Kept Clean» («Смотри,
что моя могила чиста»). В 2007 году название кладбища было изменено на «Blind
Lemon Memorial Cemetery», и его могила содержится в чистоте кладбищенским
комитетом в Уортхэме. В 1980 году «Блайнд Лемон» Джефферсон был введен в Зал
славы блюза.
Большая
часть жизни «Блайнд Лемона» Джефферсона
полна предположениями, противоречивыми или неизвестными. Сын издольщиков, он
родился слепым или частично слепым в Техасе в 1893 или 1894 году. Он умер
где-то до 1930 года в результате сердечного приступа или несчастного случая. В
любом случае его записи сохранились, и они, к счастью, полны достоверности и
правды.
The Best Of Blind Lemon Jefferson (2000).
1. Match Box Blues
2. That
Crawlin' Baby Blue...
3. Hot Dogs
4. Corinna
Blues
5. Rambler
Blues
6. Rabbit
Foot Blues
7. Dry
Southern Blues
8. 'Lectric
Chair Blues
9. One Dime
Blues
10. Got the
Blues
11. See That
My Grave Is Ke...
12. He Arose
from the Dead
13. Black
Horse Blues
14. Prison
Cell Blues
15. Booster
Blues
16. Bed
Springs Blues
17. Jack
O'Diamond Blues
18. Beggin
Back
19. Wartime
Blues
20. Easy
Rider Blues
21. How Long
22. Long
Lonesome Blues
23. I Want
to Be Like Jesus...
Blind Lemon Jefferson (vocals, guitar);
George Perkins (piano).
Though KING OF THE COUNTRY BLUES is the definitive
Blind Lemon Jefferson collection, THE BEST OF still packs 23 tracks of some of
the best country blues ever put to tape. There is some crossover between the
two discs, including Jefferson classics like "Rabbit Foot Blues" and
"See That My Grave's Kept Clean" (complete with Jefferson's
simulation of church bells on guitar). But BEST OF contains several essential
tracks not on KING OF, including the provocative "Bed Spring Blues,"
"Jack O' Diamond Blues" with its dreamy, free-floating tempo, and the
rag-like "Dry Southern Blues." The wrenching "'Lectric Chair
Blues," and the spiritual "I Want to be Like Jesus in My
Heart"--neither of which are on KING OF--are here as well.
The sources for these recordings were original
78s--most of which were quite rare and in poor repair. Despite meticulous
remastering, then, the sound quality is quite patchy, with a great deal of hiss
and crackle. Nevertheless, Jefferson's plaintive, deeply soulful tenor and
dazzling six-string technique (in which folk figures, blazing embellishments,
boogie patterns, and funky ostinatos are blended together in a seamless,
intoxicating style) can be heard and appreciated. This is utterly essential,
classic country blues of the first order.
download
(mp3 @320 kbs):
Комментариев нет:
Отправить комментарий