История группы "Браво" берет отсчет с осени 1983 года, когда студент 1-го курса Московского Института Инженеров Железнодорожного Транспорта Евгений Хавтан приехал на прослушивание к музыкантам группы «Постскриптум», возглавляемой тогда Гариком Сукачевым. Музыканты «Постскриптума» не произвели на Хавтана никакого впечатления, так же, как и он на них. Единственным, кто понравился ему тогда, был барабанщик Павел Кузин, который уже тогда стучал «достаточно резво и технично».
Но «союз»
все-таки состоялся, и, как выяснилось позже, не последнюю роль в этом сыграли
«фирменные» примочки и гитара Хавтана. Евгений попытался увести «Постскриптум»
от избранного музыкального стиля, который представлял собой смесь арт-рока и
хард-рока, в сторону чего-то, на его взгляд, более прогрессивного. Кроме того,
новому гитаристу не понравился басист, и в скором времени Сергея Бритченкова
(автора текста композиции «Верю я») сменил приведенный Хавтаном бас-гитарист
Карен Саркисов.
Некоторое
время обновленный коллектив: Гарик Сукачев, Евгений Хавтан, Павел Кузин и Карен
Саркисов, играл музыку в стиле new wave, песни из репертуара группы «Secret
Service», «Police» и композиции Гарика. Но поскольку выступления проходили на
танцах в клубе завода «Мосэнерготехпром», где у музыкантов была база,
приходилось разбавлять программу песнями итальянской эстрады. Такая ситуация не
устраивала никого, и после одного из концертов, сидя на кухне Кузина, Павел и
Евгений решили, что с Сукачевым им не по пути. В то же время Гарик пришел к
аналогичному выводу, поэтому по обоюдному согласию музыканты расстались.
Процесс
создания новой команды начался с поисков саксофониста, потому что играть new
wave без саксофона, по мнению Хавтана, было нельзя. В подмосковном
Железнодорожном был найден Александр Степаненко, игравший в местном банкетном
зале. Потом появилась Жанна Агузарова: однажды в Жениной квартире раздался
ночной звонок, и девушка на другом конце провода заявила, что она хочет петь и
ищет ансамбль. «До этого про нее мне рассказывали такие альтернативщики, как
«Мухоморы», которых КГБ уже пытался посадить в тюрьму, и они чудом еще не сели
к тому времени. Они мне сказали, что есть девушка такая, и я уже был готов к
этому звонку. Она приехала и покорила всех нас», - вспоминает лидер группы
«Браво», которая начинала в следующем составе:
Кстати,
название группы придумала подруга Жанны. После одного из посещений Большого
театра девушка подумала, что традиционные театральные крики «Браво» - неплохое
имя для коллектива. Музыканты согласились, что ее предложение лучше придуманных
ими вариантов – «Твист», «Шейк» или «КВН».
Дебютный
концерт «Браво» состоялся в декабре 1983 года на дискотеке в Крылатском.
«Браво» исполняло самую актуальную для того времени музыку: new wave,
неорокабилли и рэгги. Второй концерт группы состоялся 28 января 1984 года в
школе № 30 г. Москвы. Вместе с «Браво» в концерте принимали участие: «Звуки Му»
(дебют группы), Виктор Цой, Сергей Рыженко, экспериментальный дуэт «Рацкевич
& Шумов».
Первой
песней ансамбля стала композиция «Кошки», которую Женя наиграл Жанне на гитаре,
а спустя несколько дней вокалистка принесла для нее стихотворение Уильяма Дж.
Смита. По признанию Евгения тогда Жанна обладала редким даром находить очень
удачные стихи для песен. Принесенная ею поэзия и музыка Хавтана составили
основу первой 20-минутной записи, которая появилась на кассетах в начале 1984
года.
«Мы
играли концерты, и я уже чувствовал, что за нами следят, - рассказывает Евгений
Хавтан. - Чтобы увековечить наше творчество, еще не зная, что с нами
произойдет, мы на нашей репетиционной базе с помощью первых распространителей
магнитоальбомов Виктора Алисова и Юрия Севостьянова сделали эту запись, которая
на сегодняшний день является для меня эталонной по энергетике, по настроению,
по количеству искренности и по количеству лажи - там все соответствует
представлению о том, какой должна быть первая запись у группы». Эта сессия
знаменита тем, что бас-гитарист Андреи Конусов, которому во время домашней
ссоры супруга прищемила палец, играл на своем инструменте фактически тремя
пальцами.
Через
несколько недель после записи, 18 марта 1984 года (эту дату «Браво» считает
своим официальным днем рождения), в ДК «Мосэнерготехпром» состоялся печально
известный концерт группы, главными действующими лицами которого стали
сотрудники правоохранительных органов, а финальная кода прозвучала в местном
отделении милиции, где музыканты писали объяснительные записки по поводу того,
кто организовывал их выступление и как и где распространялись билеты. Посадить
всех участников ансамбля не смогли, поскольку отсутствовал состав преступления.
Больше всех досталось Жанне Агузаровой, у которой были проблемы с московской
пропиской и паспортом, который был выписан на имя «Иванна Андерс», - ее
арестовали и несколько месяцев она провела в следственном изоляторе, а «Браво»
попало в известный «черный список» запрещенных команд, в котором занимало
третью или четвертую строчку - после «Аквариума» с «Алисой».
Тем не
менее, в период отсутствия Жанны группа продолжала репетиции. Однако, не веря в
возможность дальнейшей работы «Браво», музыканты стали покидать команду.
Бас-гитарист Андрей Конусов ушел в «Карнавал», где тоже играл неделю и потом
навсегда покончил с карьерой бас-гитариста. Вместо него в «Браво» пришел Тимур
Муртазаев, игравший на контрабасе. Заканчивавшего Гнесинку Александра
Степаненко, которому была просто необходима концертная практика, пригласил в
«Динамик» Владимир Кузьмин. Ушедшего саксофониста сменил Игорь Андреев. В
«переходный» период вместо Агузаровой, писавшей письма с просьбами ее
дождаться, пел Сергей Рыженко («Футбол», «Последний шанс», «Машина времени»).
Дебют ансамбля в новом составе состоялся на дне рождения у Александра
Липницкого, который отмечался на его даче и где в числе гостей присутствовали
музыканты групп «Кино», «Аквариум» и «Звуки Му». Все они приняли участие в
праздничном концерте, через два дня после которого Евгений Хавтан был отчислен
из МИИТа.
Чтобы КГБ
удобнее было контролировать творчество молодежи, в 1985 году в Москве была
создана творческая лаборатория рок-музыки, куда пригласили и «Браво». Вернулась
Жанна Агузарова, ансамбль получил статус любительского коллектива, им
заинтересовалась Алла Пугачева, пригласившая ребят принять участие в концерте
«Счет 904» который состоялся в 1986 году после трагедии в Чернобыле. После
телетрансляции этого концерта, в котором прозвучала песня «Верю я», «Браво»
открылась дорога на телевидение. Та же Пугачева представила артистов в
программе «Музыкальный ринг». По рекомендации Жанны в группу пришел ксилофонист
и клавишник Павел Марказьян. Тогда же «Браво» пригласили на «Рок-панораму-86»,
которая прошла в Центральном Доме Туриста. Признанные мэтры рок-музыки -
Александр Градский, «Машина времени» и «Автограф» - были против участия в
фестивале непрофессиональной команды. Однако ребята так отчаянно и лихо
отыграли свои песни, что получили сразу две награды - приз зрительских симпатий
и приз за лучшую шоу-программу.
Тогдашние
акулы зарождавшегося отечественного шоу-бизнеса не могли остаться безучастными
к судьбе молодого коллектива. Валерий Гольденберг пригласил «Браво» на работу в
Московскую областную филармонию, и уже в статусе филармонических тружеников
музыканты приняли участие в фестивале «Литуаника-86», где их программа также
была признана лучшей. Считающая, что «Браво» ещё рано быть профессионалами,
Жанна Агузарова после очередного скандала покинула группу.
Место у
микрофона заняла Анна Салмина, спевшая суперхит «Король Оранжевое лето»,
ставший по опросу «Звуковой дорожки» "МК" самой популярной
композицией 1986 года. После Салминой в группе недолго проработала Татьяна
Рузаева, а потом Жанна Агузарова решила вернуться в «Браво». В 1987 году фирма
"Мелодия" выпустила пластинку «Браво», которая была продана в
количестве 5 млн. копий - именно за такой тираж Евгению Хавтану был перечислен
гонорар в 260 рублей. Выступление коллектива на «Рок-панораме-87» не было таким
успешным, как годом раньше, потому что громко заявила о себе «Бригада С», а из
Свердловска покорять Москву приехал «Наутилус Помпилиус».
В 1988
году Жанна Агузарова вновь ушла из группы, чтобы заняться сольной карьерой.
«Браво» устроило прослушивание новых вокалистов, в числе которых были и Роберт
Ленц с Евгением Осиным. Последний приходил на каждую репетицию, умоляя взять
его кем угодно, - хоть барабанщиком, хоть гитаристом. В конце концов, его
настойчивость победила - в 1989 году он был взят в группу в качестве солиста
коллектив записал с ним альбом «Скажем мы друг другу «Браво!», который
распространялся только на бобинах. Вместе с Осиным коллектив записал несколько
вещей, которые никогда и нигде не были изданы, однако, две песни – «Мне грустно
и легко» и «Добрый вечер, Москва» - обрели всесоюзную известность.
Годом
позже в «Браво» вместо ушедшего Евгения Осина пела Ирина Епифанова. По иронии
судьбы о ее работе в «Браво» также напоминают две композиции – «Джамайка» и
«Красный свет». Этот период был запечатлён в одном из выпусков телепередачи
«Брэйн-ринг», а именно на съёмках полуфинала первого сезона, где группа
исполнила две эти песни. Вскоре, однако, Ирина покинула состав ради сольной
карьеры и уже в августе приняла участие в музыкальном фестивале «Ялта-90», где
заняла III место.
В том же
1990 году Евгений Хавтан пригласил в коллектив Валерия Сюткина, ранее игравшего
в составе групп «Телефон», «Зодчие» и «Фэн-о-мэн». Поначалу в группе возникли
разногласия по поводу его причёски. У Сюткина была внушительная шевелюра,
которая не вписывалась в имидж стиляг. После продолжительных прений Валерий все
же согласился скорректировать свою прическу и подогнал её под стандарты
рок-н-ролла.
Оригинальную
прическу В. Сюткина можно увидеть в предыдущем клипе. Песня дала старт очередному витку
популярности «Браво» - это был ренессанс ансамбля, считает его руководитель.
Если первая волна успеха была связана преимущественно с романтическими
андеграундными символами и эстетикой, то новый имидж был сосредоточен полностью
на атрибутике стиляг.
Ключевым фетишем сюткинского периода становится галстук. Поклонники на концертах заваливают ими участников группы. Сотни галстуков той поры до сих пор хранятся в коллекциях Сюткина и Хавтана. Появляется отдельная песня — «Стильный оранжевый галстук». Помимо галстука стиляга должен был носить просторные пиджак и брюки, в которых было бы удобно танцевать, а также носить тёмные очки и разноцветные значки. В целом этот образ был заимствован из ставшего к тому времени уже классикой стереотипа внешнего вида стиляги, предусматривавшего все вышеперечисленные детали. Первый концерт с фронтменом Сюткиным состоялся 25 августа 1990 в городе Сумы в составе:
Через год
вышел альбом «Стиляги из Москвы». Материал
альбома был комбинированным: часть песен («Вася», «Держись, пижон!», «Девчонка
16-ти лет») была написана в новом творческом соавторстве В. Сюткина и Е.
Хавтана. Вместе с собой В. Сюткин также принёс в коллектив композицию
собственного сочинения «Я то, что надо». Трек был включен в альбом наряду с
инструментальной композицией «На танцплощадке» (Е. Хавтан). Остальной материал
альбома был записан ранее и исполнялся предыдущими вокалистами.
На
альбоме по-новому зазвучали песни «Король Оранжевое лето», «Мне грустно и
легко», записанные в соавторстве Е. Хавтана и лидера группы «Бахыт-Компот» В.
Степанцова. Также на альбоме присутствуют песни на стихи Евгения Осина «Добрый
вечер, Москва!» и «Звездный шейк», а также А. Олейника «Скорый поезд», музыку к
которым написал Хавтан. Помимо этого, в сборник была включена кавер-версия
знаменитого советского шлягера 1960-х «Чёрный кот», спетая Валерием Сюткиным.
Новая фонограмма к старым трекам не переписывалась, было произведено наложение
вокальных партий Сюткина на уже готовый материал.
В октябре
1992 года вышел первый полноценный альбом группы «Московский бит», явившийся
результатом двухлетней работы. Все композиции на нём были написаны в тандеме
композитора Евгения Хавтана и автора текстов Валерия Сюткина. 10 музыкальных
треков звучат около 30 минут. Концепция звучания нового альбома несколько отличалась
от предыдущих работ. Если до этого часто использовались мелодичные гитарные
проигрыши и эксперименты с синтезатором вкупе с красивым и мелодичным женским
вокалом, то новый звук изменился в сторону классического рок-н-ролла, образцами
для которого служил преимущественно классический американский рок-н-ролльный
саунд 1950—1960-х годов.
Год
спустя, проведя успешный тур, посвященный своему 10-летию, «Браво» записывает
«Дорогу в облака». Музыканты первыми в нашей стране включили в свой диск ремикс
на заглавную песню, который сделали совместно с Алексеем Соловьевым и группой
«Ракета». Релизу альбома предшествовал выпуск сингла с «Дорогой в облака» и ещё
несколькими вещами.
Период с
1991 по 1994 годы стал наиболее насыщенным в творческой биографии группы (более
1000 выступлений). Коллектив дал колоссальное количество концертов, собирая
стадионы и объездив с гастролями большую часть СНГ. На телевидении появляются
клипы группы, занимающие первые места в хит-парадах. Кульминацией второго витка
популярности группы становятся юбилейные концерты, посвященные десятилетию
группы, проходившие в Москве в 1994 году. В них после долгого перерыва
принимала участие Жанна Агузарова. Таким образом группы «Браво» образца 1983 и
1993 годов выступили на одной сцене. Завершились концерты совместным
исполнением Агузаровой и Сюткиным песни «Ленинградский рок-н-рол».
К моменту
выхода пластинки «Дорогу в облака» на «General Records» в 1994 году стало ясно,
что Валерий Сюткин покидает команду ради сольной карьеры, поскольку в «Браво»
появились творческие разногласия по поводу того, что в дальнейшем будет
представлять собой группа. В 1995 году Сюткин покидает «Браво» и начинает
успешную сольную карьеру во главе ансамбля «Сюткин и Ко».
В том же
1994 году состав «Браво» пополнился питерским басистом Дмитрием Ашманом,
игравшим в командах «Спокойной ночи» и «Никогда не верь хиппи», вернулись Кузин
и Степаненко. Занять вакантное место вокалиста вновь пригласили Роберта Ленца
(«Тихий час» и «Message»), и на этот раз он ответил согласием. Однако еще
некоторое время «Браво» скрывало имя своего нового певца, проводя репетиции в
атмосфере секретности и параллельно записывая альбом «На перекрестках весны»,
который вышел в 1996 году. Релизу диска вновь предшествовало издание сингла.
Евгений Хавтан относит эту пластинку к числу самых любимых, поскольку в ней "очень
правильное настроение". Весной состоялась презентация диска и программы
«На перекрестках весны» в ГЦКЗ «Россия» - это было первое выступление «Браво» с
новым солистом на крупной площадке. На последнем из трех концертов, 24 мая,
поклонников группы ждал настоящий сюрприз - в конце программы на сцене
неожиданно появилась только что вернувшаяся из Америки Жанна Агузарова
(уехавшая за океан в 1990 году) и спела «Кошки» и «Верю я».
В
следующем году артисты записали «Хиты про любовь» - альбом, немного
нехарактерный для своего обычного стиля. В конце 1997 года состоялась
презентация сингла «Серенада 2000», выпущенного в оригинальном конверте в виде
пронзенного гитарой сердца. Саму «Серенаду» спели дуэтом Роберт Ленц и лидер
Бахыт-компота Вадим Степанцов. Вообще же г-н Степанцов написал для «Браво» не
один текст - практически в каждом альбоме коллектива есть композиции на его
стихи. «Хиты про любовь» выпустила в 1998 году фирма «Ехtraрhопе».
Свое
15-летие коллектив решил отпраздновать грандиозным гастрольным туром «Бравомания»
с тремя солистами - Робертом Ленцем, Жанной Агузаровой и Валерием Сюткиным.
Однако после пятого концерта Жанна оставила коллег и вернулась в Москву.
Запланированные на осень сольные концерты в ГЦКЗ «Россия», завершающие
«Бравоманию», не состоялись.
В 1999
году участники группы занимались собственными проектами. Александр Степаненко
записал два альбома «Море». Павел Кузин сделал диск «Браво, Жанна» с ремиксами
на лучшие песни в исполнении Жанны Агузаровой, Евгений Хавтан осваивал
компьютер и занимался виртуальным проектом «Микки Маус и стилеты». Летом
музыканты собрались вместе, чтобы заняться подготовкой материала для нового
альбома. Первый сингл с него – «XX век» - вышел 6 декабря на сборнике «У-2»
вместе с молодыми группами «Танцы минус», «Найк Борзов», «Мультфильмы».
Новый
альбом, названный «Евгеника» (2001), оказался для группы во многом переломным.
Во-первых, семь из двенадцати песен в нем спел сам Евгений Хавтан — впервые
после «Замка из песка». Во-вторых, после пятилетнего перерыва альбом вернул
группу в радиоэфиры — песня «Любовь не горит» неожиданно для всех возглавила
чарты. К этому времени вовсю уже приближалось двадцатилетие группы, и музыканты
затеяли трибьют самим себе под названием «Звездный каталог». Участники
актуального на тот момент состава — Евгений, Роберт, Павел, Александр и Дмитрий
— заново переиграли известные и неизвестные песни, накопившиеся за долгую
историю группы, а вокалистами выступили Земфира, Илья Лагутенко, Гарик Сукачев,
Маша Макарова, «Би-2», Светлана Сурганова, Сергей Мазаев, Максим Леонидов,
Максим Покровский, Дмитрий «Сид» Спирин из группы «Тараканы!», Билли Новик из
«Billy's Band», Татьяна Литвиненко из «Квартала», Герберт Моралес из «Jah Division»...
В ноябре
двадцатилетие группы было отмечено концертами в Кремле и Ледовом дворце
Санкт-Петербурга. В них вместе с «Браво» на сцену вышли как участники трибьюта,
так и бывшие солисты группы — Жанна Агузарова и Валерий Сюткин и Евгений Осин.
Питерский концерт был снят и выпущен на DVD, моментально ставшем редкостью.
После
этого начался третий взлет популярности группы. Мало-помалу выяснилось, что
«Браво» опять стали одним из самых востребованных концертных составов страны! В
это время команда начинает выступать с расширенной духовой секцией, а на
большие концерты приглашают еще и танцевальную группу. Концерты длятся по два -
два с половиной часа, во время которых зрители ходят ходуном от начала и до
конца. Одно за другим пошли выступления на крупнейших фестивалях («Нашествие»,
позднее – «Пикник Афиши»), нередко — в ранге хедлайнеров, а вот в студии...
Работа категорически не шла. Наброски нескольких песен были готовы у Евгения
уже в 2006, но не было текстов, и самое главное — не было понимания, куда
двигаться дальше. Оставалось продолжать играть концерты, удивляться тому, что
публики на них становится все больше, причем эта публика становится все моложе
(сейчас средний возраст зрителей в зале — 20-25 лет, то есть практически все
они родились на свет уже после того, как группа вышла на сцену!)
В 2008
«Браво» отмечает четверть-вековой юбилей, снова в Кремле, но на этот раз — с
Юрием Башметом и камерным оркестром «Солисты Москвы» (этот вечер тоже был снят,
отрывки из него гуляют по Интернету, но сам материал никогда не издавался). И
снова концерты-концерты-концерты... 2011 год начался с новостей, поразивших
поклонников группы. Во-первых, на место Дмитрия Ашмана был приглашен Михаил
Грачев, одним из козырей которого стало безукоризненное владение контрабасом.
Во-вторых, наконец-то сложился новый альбом «Мода»! ставший лучшим альбомом
2011 года по мнению «Нашего Радио» ведущей рок-станции нашей страны.
Основным
соавтором Евгения Хавтана на нем стал Анжей Захарищев фон Бруш из легендарной
московской команды «Оберманекен», также над стихами поработали Дмитрий «Сид»
Спирин, Александра Чугунова («Муха»), Олег Чилап («Оптимальный вариант») и
Александр Пищулов (управляющий одного из московских кладбищ, приславший текст
по Интернету). А трек «Джаз на орбите» был взят (и перезаписан) из так и
нереализованного сольного проекта Хавтана. Диск был записан в «Garage Records»
- домашней студии Евгения которая действительно находится в гараже его дома.
Сведением пластинки занимался Гиан Райт — 35 летний лос-анджелесский продюсер,
в активе которого работа с Janet Jackson, Paul McCartney, «Foo Fighters», Meat
Loaf, «Oasis», Ringo Starr, «The Raconteurs», «Vampire Weekend» и саундтреки к
фильмам Across the Universe» и «Walk the Line». Вся работа над альбомом заняла
четыре месяца, дальше была презентация в КЗ «Крокус Сити Холл», восторженные
отзывы публики и критиков.
Затем
группа начала работу над новой пластинкой. В сентябре 2012 года был обнародован
первый трек «На лунный свет». 16 октября 2015 года, в день рождения Евгения
Хавтана, состоялся релиз альбома «Навсегда», ранее планируемого к юбилею
группы. Особенностью альбома было то, что Евгений Хавтан в этот раз выступал в
качестве основного вокалиста, сместив Роберта Ленца на второй план. Также в
записи альбома принимали участие Яна Блиндер и Маша Макарова из группы «Маша и
медведи».
В 2018
году коллектив выпустил сборник «Unrealised» (по словам Хавтана — самый
«концептуальный» из всех альбомов «Браво»), в который вошли песни Майка
Науменко, «Машины Времени», ВИА «Ариэль».
2019 год ознаменовался для группы выходом фильма «БравоStory», в котором своими воспоминаниями делились не только участники группы (в том числе и бывшие), но и музыканты, на которых группа оказала основное влияние — Илья Лагутенко, Андрей Макаревич, Дмитрий Спирин («Тараканы!»), Владимир Котляров («Порнофильмы») и другие.
Комментариев нет:
Отправить комментарий